Канон Праджняпарамиты
Осознав праджняпарамиту одной буквы,
Осознаешь
праджняпарамиту бесконечных строф.

Prajñāpāramitā.

"не существует ничего, кроме воображаемого умом".

Если пустота освобождает от всех взглядов, тот, кто держится за пустоту не может достичь освобождения.
Махаратнакута.

"...говорящие, что в Дхарме пустотности и без-образности нет Татхагаты, лишь сами себе наносят раны".

Отрицать реальность вещей значит потерять эту реальность; утверждать о пустоте вещей значит потерять их реальность. Чем больше вы говорите и думаете об этом, тем дальше уходите прочь от Истины.

Концептуализация пустоты,
Как не возникающей, пустой или лишённой самости –
Это медитация низкого ума.
Это что угодно только не медитация на пустоте!
Бодхичиттававирана.

Лишь через овладение искусными средствами
И созерцанием запредельной мудрости
Можно скоро обрести просветление,
А не через одну медитацию на отсутствии самости.

Ничего не существует,
Что не является взаимозависимым приведением в действие.
Следовательно, ничего не существует,
Что не является пустотой
.

Не концептуализируй феномены,
Как пустые
или не пустые!
Воздерживайся от утверждения и отрицания того и другого;
Описывай только, чтобы обозначать!

Ибо утверждать считать это вечным;
Отрицать видеть это как ничто.
Умелые медитаторы не должны ни
Утверждать ни отрицать.
Муламадхьямака-карика.

Всё вокруг, видимое тобой, самоосвобождено.
Разве можно принять или отвергнуть себя?
Если можно, то кто принимает и отвергает?

Не ищи во вне смысл праджняпарамиты
Найдёшь его лишь в себе.
Иллюзорная, лишённая признаков природа ума
Есть великий ясный свет.
Брахман Арьядева.

По этой причине, нет ни пустоты ни не пустоты,
Ни утверждаемой ни отрицаемой,
Ни возникающей ни не возникающей
Таково учение Сияющего Победителя.
Комментарий на Сатьядваявибхангу.

Пустое это рождение и смерть. Не-пустое это великая нирвана. А также "не-я" есть не что иное, как рождение и смерть. "Я" существует в великой нирване.
Если кто-то видит "пустоту" и не видит не-"пустоту", то нельзя сказать, что это – Срединный Путь. Также нет и речи о Срединном Пути, если видят "не-я" всех вещей и не видят их "я".

Если понимание бессамостности ограничивается только верой в сказанное Буддой – только в его слова – тогда оно не может быть правильным.

Человек, что слепо придерживается идеи Пустоты, будет поносить сутры, прямо говоря "не следует использовать письмена..." Можно смириться с тем, что этот человек заблуждается сам, но он к тому же поносит сутры. Поносить сутры нельзя, ибо столкнёшься с бесчисленными препятствиями и грехами!




Содержание

"... Появление ростков веры и понимания в
людях, которые услышали учение праджняпарамиты, является знаком того, что Истина Просветлённых вскорости расцветёт в них".
  • Каруника-раджа раштра-пала праджняпарамита сутра.
    • Сутра добродетельных царей, охраняющих свои страны при помощи могучей праджняпарамиты.
  • Арьяратнагуна праджняпарамита сутра.
  • Праджняпарамита самучаягатха сутра.

Природа будды пуста, у неё нет ни рамок ни границ, она не может быть длинной или короткой, круглой или квадратной, малой или большой, она не может быть ни чёрной ни белой, у неё нет ни верха ни низа, ни начала ни конца. Она не может быть опечалена или обрадована, нет в ней ни истинного ни ложного, ни добра ни зла. В ней не на что и некому опереться. Не устанавливай разницы между смыслами. Не анализируй! Двойственность коренится в выводах. Когда ум не проводит различения и созерцает без усилий таковость пустоты, все вещи пребывают такими, как они есть. Принимай явления беспристрастно и пребудешь в гармонии с реальностью – в изначально самопробуждённом состоянии. Хо! :)

Чой домохозяину Зеленюку Игорю. 2007.04.24.03:03


... "пустота" вовсе не означает "ничто" или "вакуум". От чего пусты вещи? Согласно школе срединного пути, все явления пусты от существования, присущего им внутренне.
... Некоторые ошибочно принимают объяснения пустоты, или отсутствия у вещей внутренне присущего им бытия за высказывания о том, что ничего не существует. И тогда возникает опасность, что из-за такой ошибки они осудят учение Будды.
... Пустота не означает полное небытие. Она означает, что вещи пусты от внутренне присущего им бытия, что в действительности предполагает, что они возникают в зависимости от причин и условий. Поэтому говорить, что поскольку всё пусто, можно делать всё что угодно – неправильно.
... Поскольку есть великая опасность интерпретации пустоты как постоянной, абсолютной и истинно существующей, Будда подчёркивал, что и её следует понимать как не обладающую внутренне присущим бытием.
... в действительности явления существуют как мысленно обозначаемые именами. Это не означает, что ум может произвести всё, что пожелает, что любой предмет можно сотворить как по волшебству. Смысл пустоты от внутренне присущего бытия заключается в существовании в зависимости от других факторов. А смысл зависимого возникновения – это пустота".
Чой для Максима Жукова. Цитаты из книги Е.С. Далай-ламы: "Пробуждение ума – просветление сердца".



Не существует ничего,
Что не является пустотой.


\