|
|
Книга
ни
о чём.
Сутра третьего патриарха чань Сэнцана.
Автор перевода неизвестен.
Мастер Сосан
сказал: "Великий путь прост для тех, кто
не делает предпочтений. Когда нет любви и ненависти, тогда всё открыто
и ясно.
Проведите хоть малейшее различие – тогда и небо,
и земля окажутся бесконечно
разделёнными. Если вы хотите видеть Истину, тогда не выступайте "за"
или "против". Борьба между тем, что любят и тем, чего не любят –
это
болезнь ума.
Если суть
вещей не постигнута, изначальный покой ума напрасно нарушен. Путь
совершенен,
как бескрайняя Поднебесная, где ни в чём нет недостатка или избытка. В
действительности, именно из-за нашего выбора – принять или отвергнуть – мы не
видим истинной природы вещей. Не живите ни в запутанности внешнего, ни
во
внутреннем ощущении пустоты. Будьте спокойны, не развивая деятельность,
пребывайте в единстве вещей – и ложные мнения исчезнут сами собой.
Когда вы
пытаетесь остановить деятельность чтобы стать бездейственным, само это
усилие
пробуждает деятельность. Когда мысль пребывает в оковах, истина скрыта,
всё
темно и неясно. Тот, кто взвалил на себя бремя суждений раздражается и
устаёт.
Какую пользу можно извлечь из различения и разделения? Если вы желаете
идти
единым Путём, не отвращайтесь от мира мыслей и чувств. Полное принятие
этого
мира равноценно чистому просветлению. Мудрый человек не стремится
достигнуть
никаких целей, а глупый человек сковывает себя. Существует только одна
Дхарма,
Истина, Закон; различения возникают лишь у невежд из-за их
привязанностей.
Искать мудрость рассудком – величайшая из всех ошибок.
Спокойствие
и
беспокойство проистекают из иллюзии, в просветлении нет пристрастия и
неприязни. Истоки любой двойственности – в невежественных выводах. Это как
грёзы или цветы в воздухе – глупо пытаться схватить их.
Приобретения и потери,
правильное и ложное – ум должен уничтожить всё это. Если не
смыкать глаз,
прекратятся все грёзы. Если ум не проводит различий, десять тысяч вещей
пребывают такими, какие они есть в единой сущности. Понять тайну этой
единой
сущности – значит освободиться от всех пут. Видеть
все вещи одинаково, значит
достичь вневременной сущности. В состоянии, свободном от причинности и
связей,
сравнивать и сопоставлять невозможно.
Если видеть
движение в покое а покой в движении, тогда состояния покоя и движения
исчезнут.
Когда эти двойственности перестают существовать, тогда не сможет
существовать и
единство. К предельной завершённости неприложим ни закон, ни описание.
В
цельном уме, который достоин Пути, иссякают все корыстные стремления.
Уходят
сомнения и нерешительность, и возможна жизнь в истинной вере. Одним
ударом мы
избавляемся от рабства; мы не тяготимся ничем и ничего не удерживаем.
Всё
пребывает пустым, чистым и без усилий ума просветлённым. Мысль,
чувство,
познание и представление лишаются всякой ценности.
В мире
самотождественности нет ни "я" ни "не-я". Когда возникают
сомнения просто скажите: "не два", и войдёте в гармонию с
реальностью. Достичь просветления – значит войти в эту истину, неважно
когда и
где. Эта истина за пределами увеличения или сокращения времени или
пространства. Одна мысль в ней – десять тысяч лет. Пребывая в одной из
крайностей, вы не познаете единства. Не вступившие на единственный Путь
терпят
поражение и в деятельности и в бездействии, и в утверждении и в
отрицании.
Отрицать
реальность вещей значит потерять эту реальность; утверждать о пустоте
вещей
значит тоже потерять их реальность. Чем больше вы говорите и думаете об
этом,
тем дальше уходите прочь от Истины. Прекратите говорить и думать и не
будет
ничего, что вы не могли бы постичь. Возвратиться к корню – значит найти смысл,
гнаться за внешним – значит потерять источник. Просветление
выводит за пределы
и внешних проявлений, и пустоты. Те изменения, которые нам видятся в
мире
пустоты, мы называем их реальными лишь из-за невежества. Не ищите
Истину, лишь
перестаньте держаться мнений. Не оставайтесь в двойственности, но
избегайте её.
Если есть след того или этого, правильного или неправильного, сущность
ума
будет потеряна в смятении. Хотя любая двойственность исходит из
единого, не
будьте привязаны даже к единому. Ничто не возмутит того, кто следует
Пути, чей
ум спокоен. А то, что перестало возмущать, уже иначе существует в мире.
Когда
нет мыслей различения, тогда нет прежнего ума. Когда не будет
мыслей-объектов,
тогда изчезнет мыслящий субъект – как и объекты изчезают с изчезновением
ума.
Вещи объективны из-за субъекта, ум таков, какой он есть из-за вещей.
Поймите
связь обоих и изначальную реальность – единство пустоты. Эти оба в пустоте
неразличимы и каждое содержит в себе весь мир. Если вы не проводите
различий
между грубым и тонким, тогда предубеждения и мнения не будут искушать
вас.
Великий Путь
не лёгок и не труден, но те, чьи взгляды ограничены – боязливы и нерешительны;
чем больше они спешат, тем медленнее двигаются, а их привязанностям нет
предела. Даже привязываться к просветлению – значит уходить в сторону. Просто
дайте вещам существовать их собственным способом, и тогда не будет ни
прихода,
ни ухода. Следуйте природе вещей, вашей собственной природе, и вы
будете идти
свободно и беспечно. Пустота здесь, пустота там, но при этом бескрайняя
вселенная всегда перед вашими глазами. Бесконечно большое и бесконечно
малое
неразличимы – ведь определения исчезли, а с ними и
границы. Точно так же с
бытием и не-бытием. Не теряйте времени в сомнениях и спорах. Одна вещь
или все
вещи – двигайтесь среди них и смешивайтесь с
ними чтоб не осталось различий.
Осознавать это – значит жить, не беспокоясь о
несовершенстве. Жить с этой верой – значит идти к недвойственности, ибо
единство присуще верящему уму. Слова! – Путь лежит за их пределами – ведь в нём нет вчера, нет завтра, нет
сегодня.
\
|
|
|
|