|
|
Атиша.
Основание Кадампы.
(982-1054).
Атиша
(Atisha; тиб. Jowoje
/ Джоводже), монашеское имя Дипанкара
Шри Джняна – великий
учитель-эклектик (родился в
Викрамашиле в 982 году), основатель школы
Кадам. Атиша пришёл в
Тибет из Индии в ответ на настойчивое приглашение
принцев Царства Гуге западного Тибета, где и умер в
Ньетханге, вблизи Лхасы, в 1054 г., после семнадцати лет служения
возрождению буддизма в Тибете.
Имя
"Атиша" переводится как
"Великий
хозяин", или "Господин". А
первым именем Атишы было Чандрагарбха. Он был сыном Кальянашри, царя
Бенгалии. Чандрагарбха получил блистательное образование в монастыре
Викрамашила и позже стал преподавать в этом монастыре. Его монашеское
имя было Дипанкара Шриджняна.
В год Железа-Дракона (в 1040 году) в Индию из Тибета прибыла
делегация и пригласила Атишу приехать в Страну Снегов, чтобы учить
тибетцев Дхарме. Вот предыстория этого приглашения согласно "Истории
буддизма" Будона Ринчендуба:
"Царь Хорде (тиб. 'Khor-lde)
поручил царство своему младшему брату
Сонгде (Srong-lde), а сам вступил в общину, приняв религиозное имя Йеше
Од (Ye-shes 'Оd). Он признавал, что философская колесница
(махаяна) является Словом
Будды, но, что касается тантр,
то он был в
сомнении, являются ли они истинным Учением, так как тантрийские
заклинатели предавались порочным деяниям типа освобождения через
половой контакт и т.д. Он выбрал 21 молодого человека –
Ринчена Зангпо
и других – и послал их в Индию для того, чтобы те изучили
Учение".
В хронике тех событий говорится,
что за исключением Ринчена Зангпо и
Легпа Шенраба все отправленные в Индию люди вскоре умерли.
Ринчен Зангпо
(958-1055г) получил образование в Кашмире и стал глубоко сведущим во
всех областях тантры и философии. Он пригласил из Индии пандитов
Падмакарагупту, Буддапалу, Камалагупту и других. Вернувшись в Тибет, он
организовал переводческую и систематизаторскую деятельность. Ринчен
Зангпо выполнил перевод философской части буддийского канона и четырёх
разделов тантры. В частности, было переведено много текстов по
йога-тантре, по практике Гухьясамаджи
и других, также были проверены
тантрийские части Писания.
Тибетский царь имел трёх сыновей, которых звали Одде ('Od-lde), Шива
Од и Жангчуб Од. Жангчуб Од снарядил пятерых людей и послал их найти и
пригласить в Тибет хорошего пандиту (тиб.
mkhas-pa – учёный, переводчик, наставник по философии буддизма). Таким
образом, Дипанкара
Шраджняна (Атиша) был приглашён в Тибет.
Атиша принял приглашение, так как обладал соответствующим
пророчеством от Тары (богиня Тара была йидамом Атиши). В Тибете он
познакомился с Ринчен Зангпо. У них было много бесед по религиозным
вопросам. Переводчик Ринчен Зангпо был в восторге. Он просил Атишу
изложить Учение. Затем вместе они сделали много переводов, пересмотрели
и внесли поправки в тексты йога-тантры, приводя их в
соответствие с
объяснениями Анандагарбхи. Они добавили к тантрам множество наставлений.
Атиша посетил однажды огромную библиотеку в Самье и был поражён.
"Эти сокровища, видимо, попали сюда из миров дакинь!" –
воскликнул он,
просматривая священные тексты. – "Я никогда не слышал, чтобы
где-либо в
Индии было столько тантр".
Атиша распространял главным образом наиболее
важные сутрические учения, суммировав, кратко и ясно изложив их на
санскрите в сочинении под названием Чангчуп Ламдрсн (тиб.
byang-chub lam-sgron; санск.
Бодхипатхапрадипа), которое было
переведено на тибетский язык Гевай Лодрс. Эти сутрические учения,
вместе с особыми учениями тантры, такими как Тхигле Чудрук (тиб. thig-le bcu-drug; санск.
Содашабинду), были популяризованы
его тибетскими учениками под руководством Домтснпы (1004-1064).
Главными учениками Атиши считают переводчика Нгока Лекпэй Шераба
(Ngok
Lekpei Sherab) и
Дромтона Гьялвей Джунгнэ
(Дромтонпа). В частности он передал
им доктрину своего Учителя, Дхармакирти
из Суматры. Его учения
сосредотачиваются на взращивании четырёх Брахма-Вихар и на ритуалах,
связанных
с Тарой, Авалокитешварой
и буддой
Шакьямуни. Таким
образом получил начало новый орден Буддизма называемый Кхадам (bka'-gdams-pa
– понимающий слова Будды) относящегося
к постепенному пути просветления.
Сутрические учения – обыкновенно
называемые
ламрим (пути к просветлению) – были скоро
переняты старыми и новыми
орденами Тибетского Буддизма, включая орден Кагью. Великие
тибетские учителя сделали обстоятельные комментарии под тем же
названием, что и сам предмет –
"систематические пути к просветлению". По
исторической информации смотри книгу "Buddhism in Tibet" by Lobsang
Lhalungpa в Path of Buddha, изданную Kennet Morgan (New York:
Ronald Press, 1954).
Школа Кадам просуществовала до XV века, затем она
была реформирована, – Дже Цонкапа включил
Кадампу в основу
своей
школы, которая стала известна под названием Гелуг (также в систему
Гелуг вошли учения Сакьяпы).
Общеизвестно, что в основу "Большого руководства к этапам Пути
Пробуждения" Дже Цонкапы лёг
небольшой текст из 68 стихов "Светоч
на пути к Пробуждению" принадлежит Атише.
"Того, кто всячески заботится лишь о собственном благополучии в сансаре,
следует считать низшей личностью.
А тот, кто отворачивается от счастья сансары
и, отбросив зло, радеет лишь о собственной Нирване, – средняя личность.
Кто всецело, искренне желает
покончить со всеми страданиями других,
мучительно [их ощущая], как свои,
тот – личность высшая".
Атиша, "Светоч
на пути к Пробуждению".
Двенадцать
лет, до своей смерти,
Атиша оставался в Тибете, обучая
тибетцев Дхарме. Все школы тибетского буддизма чтят этого великого
мастера. Он учил жить просто, советовал "сидеть на низком сидении". Для
учеников это означало: не привлекать к себе внимания, усердно
практиковать Дхарму, будучи скромным в душе.
"Пусть еда, одежда и репутация потерпят поражение", – говорил
он.
\
|
|
|