На главную страницу В начало раздела Назад

На главную страницу В начало раздела Назад
Атиша. Основание Кадампы.
(982-1054).

Учитель Атиша.

Атиша (Atisha; тиб. Jowoje / Джоводже), монашеское имя Дипанкара Шри Джняна великий учитель-эклектик (родился в Викрамашиле в 982 году), основатель школы Кадам. Атиша пришёл в Тибет из Индии в ответ на настойчивое приглашение принцев Царства Гуге западного Тибета, где и умер в Ньетханге, вблизи Лхасы, в 1054 г., после семнадцати лет служения возрождению буддизма в Тибете.
Имя "Атиша" переводится как "Великий хозяин", или "Господин". А первым именем Атишы было Чандрагарбха. Он был сыном Кальянашри, царя Бенгалии. Чандрагарбха получил блистательное образование в монастыре Викрамашила и позже стал преподавать в этом монастыре. Его монашеское имя было Дипанкара Шриджняна.
В год Железа-Дракона (в 1040 году) в Индию из Тибета прибыла делегация и пригласила Атишу приехать в Страну Снегов, чтобы учить тибетцев Дхарме. Вот предыстория этого приглашения согласно "Истории буддизма" Будона Ринчендуба:

"Царь Хорде (тиб. 'Khor-lde) поручил царство своему младшему брату Сонгде (Srong-lde), а сам вступил в общину, приняв религиозное имя Йеше Од (Ye-shes 'Оd). Он признавал, что философская колесница (махаяна) является Словом Будды, но, что касается тантр, то он был в сомнении, являются ли они истинным Учением, так как тантрийские заклинатели предавались порочным деяниям типа освобождения через половой контакт и т.д. Он выбрал 21 молодого человека – Ринчена Зангпо и других – и послал их в Индию для того, чтобы те изучили Учение".

В хронике тех событий говорится, что за исключением Ринчена Зангпо и Легпа Шенраба все отправленные в Индию люди вскоре умерли.
Ринчен Зангпо (958-1055г) получил образование в Кашмире и стал глубоко сведущим во всех областях тантры и философии. Он пригласил из Индии пандитов Падмакарагупту, Буддапалу, Камалагупту и других. Вернувшись в Тибет, он организовал переводческую и систематизаторскую деятельность. Ринчен Зангпо выполнил перевод философской части буддийского канона и четырёх разделов тантры. В частности, было переведено много текстов по йога-тантре, по практике Гухьясамаджи и других, также были проверены тантрийские части Писания.

Тибетский царь имел трёх сыновей, которых звали Одде ('Od-lde), Шива Од и Жангчуб Од. Жангчуб Од снарядил пятерых людей и послал их найти и пригласить в Тибет хорошего пандиту (тиб. mkhas-pa – учёный, переводчик, наставник по философии буддизма). Таким образом, Дипанкара Шраджняна (Атиша) был приглашён в Тибет.
Атиша принял приглашение, так как обладал соответствующим пророчеством от Тары (богиня Тара была йидамом Атиши). В Тибете он познакомился с Ринчен Зангпо. У них было много бесед по религиозным вопросам. Переводчик Ринчен Зангпо был в восторге. Он просил Атишу изложить Учение. Затем вместе они сделали много переводов, пересмотрели и внесли поправки в тексты йога-тантры, приводя их в соответствие с объяснениями Анандагарбхи. Они добавили к тантрам множество наставлений.
Атиша посетил однажды огромную библиотеку в Самье и был поражён. "Эти сокровища, видимо, попали сюда из миров дакинь!" – воскликнул он, просматривая священные тексты. – "Я никогда не слышал, чтобы где-либо в Индии было столько тантр".
Атиша распространял главным образом наиболее важные сутрические учения, суммировав, кратко и ясно изложив их на санскрите в сочинении под названием Чангчуп Ламдрсн (тиб. byang-chub lam-sgron; санск. Бодхипатхапрадипа), которое было переведено на тибетский язык Гевай Лодрс. Эти сутрические учения, вместе с особыми учениями тантры, такими как Тхигле Чудрук (тиб. thig-le bcu-drug; санск. Содашабинду), были популяризованы его тибетскими учениками под руководством Домтснпы (1004-1064).
Главными учениками Атиши считают переводчика Нгока Лекпэй Шераба (Ngok Lekpei Sherab) и Дромтона Гьялвей Джунгнэ (Дромтонпа). В частности он передал им доктрину своего Учителя, Дхармакирти из Суматры. Его учения сосредотачиваются на взращивании четырёх Брахма-Вихар и на ритуалах, связанных с Тарой, Авалокитешварой и буддой Шакьямуни. Таким образом получил начало новый орден Буддизма называемый Кхадам (bka'-gdams-pa понимающий слова Будды) относящегося к постепенному пути просветления.
Сутрические учения обыкновенно называемые ламрим (пути к просветлению) были скоро переняты старыми и новыми орденами Тибетского Буддизма, включая орден Кагью. Великие тибетские учителя сделали обстоятельные комментарии под тем же названием, что и сам предмет "систематические пути к просветлению". По исторической информации смотри книгу "Buddhism in Tibet" by Lobsang Lhalungpa в Path of Buddha, изданную Kennet Morgan (New York: Ronald Press, 1954).
Школа Кадам просуществовала до XV века, затем она была реформирована, – Дже Цонкапа включил Кадампу в основу своей школы, которая стала известна под названием Гелуг (также в систему Гелуг вошли учения Сакьяпы).
Общеизвестно, что в основу "Большого руководства к этапам Пути Пробуждения" Дже Цонкапы лёг небольшой текст из 68 стихов "Светоч на пути к Пробуждению" принадлежит Атише.

"Того, кто всячески заботится лишь о собственном благополучии в сансаре,
следует считать низшей личностью.
А тот, кто отворачивается от счастья сансары
и, отбросив зло, радеет лишь о собственной Нирване, – средняя личность.
Кто всецело, искренне желает
покончить со всеми страданиями других,
мучительно [их ощущая], как свои,
тот – личность высшая".

Атиша, "Светоч на пути к Пробуждению".

Двенадцать лет, до своей смерти, Атиша оставался в Тибете, обучая тибетцев Дхарме. Все школы тибетского буддизма чтят этого великого мастера. Он учил жить просто, советовал "сидеть на низком сидении". Для учеников это означало: не привлекать к себе внимания, усердно практиковать Дхарму, будучи скромным в душе.
"Пусть еда, одежда и репутация потерпят поражение", – говорил он.


\



 

На главную страницу В начало раздела Назад Наверх

На главную страницу В начало раздела Назад Наверх