|
|
Ламрим
Практические руководства к этапам Пути Пробуждения
"Система медитации, известная под названием
Ламрим, была основана в одиннадцатом веке великим тибетским святым Атишей и получила
дальнейшее развитие в практике многих поколений тибетских подвижников.
Она впервые была описана в замечательной работе Атиши
под названием "Светоч
на пути к Пробуждению". В ней
сконцентрирована суть всего буддийского учения о воспитании ума на
различных стадиях медитативной практики. Выдающаяся работа великого
буддийского подвижника Цонкапы
"Ламрим Ченмо"
("Великое объяснение ступеней пути к просветлению") основывается на
"Светочи
на пути к Пробуждению" Атиши и
посвящена его глубокому исследованию.
Обаяние и красота учения Ламрим в соответствии с
первоначальным
замыслом его авторов должна заключаться в постепенном подходе к
вопросам тренировки ума через медитативное созерцание, с учётом всей
сложности человеческого сознания. Практикуя
Ламрим, человек совершает необычайное духовное путешествие, постепенно
рассеивая окутывающую его пелену невежества. Методы этой практики
чрезвычайно просты и рациональны, но вместе с тем и необычайно глубоки.
От тех, кто приступает к ней, не
требуется никаких специальных знаний или предварительной подготовки.
Доказательством же эффективности системы медитации Ламрим служат
многочисленные примеры великих подвижников прошлого. Она начинается с
простых упражнений, направленных на
приобретение правильных взглядов и устремлений, и приводит
практикующего к глубокому пониманию сути реальности и пустоты, скрытых
за внешней стороной явлений. В результате такого постижения ставятся
под вопрос сами основы большинства тех общепринятых
представлений, которые являются корнем всех наших постоянно
изменяющихся эмоций, и таким образом выявляется противоречие между тем,
как вещи существуют на самом деле, и тем как они видятся нам. Когда
такое видение достигает совершенства, выходя за
рамки двойственности и концептуальности на его основе развивается
вселенское сострадание бодхисаттвы ко всем живым существам: это и есть
состояние полного просветления, при котором индивидуальность
освобождается от любых ограничений и способна
полностью реализовать свой человеческий потенциал.
В практике Ламрим есть две линии
преемственности, и обе они
исходят от Будды
Шакьямуни: линия глубокого понимания, переданная через Манджушри,
и линия обширной практики, идущая через Майтрею.
Эти две
линии появились как результат объяснения двух основных тем,
содержащихся в преподанных самим Буддой сутрах
запредельной мудрости:
учения о пустоте (внешняя тема) и об этапах пути ясного знания
(сокровенное значение). Первое из этих учений распространял Манджушри,
а второе – Майтрея.
Атиша
объединил обе линии в единое целое, из чего позже
возникли три линии преемственности традиции Кадам. В Тибете Атиша
написал работу под названием "Светоч на
пути к Пробуждению",
которая стала основой для всех последующих трактовок, появившихся позже
в Тибете.
Для интенсивной медитации по практике Ламрим
необходимо
выполнять предварительный этап практики, не только подготавливая место
для медитации, но и настраивая свой ум на восприимчивость. Лучше всего
это выполнять в рамках того, что называется шестью подготовительными
практиками.
- Атиша (Дипанкара Шри Джняна).
- Чжэ Цонкапа.
- Ламрим Ченмо – Большое руководства к этапам Пути
Пробуждения (Этапы Пути к Пробуждению,
где полностью показаны ступени практики для трёх родов личностей. Перевод А. Кугявичуса, 1994).
Ламрим.
Молитвы учителям – держателям учения
Традиционное тибетское пение: Еше Лодой Ринпоче, геше-лхарамба Тензин.
Инструментальная аранжировка и исполнение: Антон Батагов.
Основополагающим принципом практики махаяны является понимание прибежища, бодхичитты и пустоты.
|
|
|
|