На главную страницу Назад

На главную страницу Назад
Бодхисаттва Майтрея.

Майтрея (санскр. मैत्रेय, Maitreya; пали Metteyya / Мэттея; кит. 彌勒菩薩 / Mílè Púsa, или: Цы Чжи пуса, Бодхисаттва Сострадательный Господин; яп. 弥勒菩薩 / Miroku Bosatsu; тиб. Jampa / Джампа, букв. "Связанный с дружбой"; монг. бур. Майдар) – бодхисаттва семейства Ваджра (см.  Будда Акшобхья).
Майтрея также считается будущим буддой-татхагатой, прихода которого ожидают после Будды Шакьямуни (см. будда Майтрея).
Майтрея символизирует любящую доброту будды, а также аспект видения, чувство зрения.
Майтрея изображается золотисто-жёлтого цвета. Он держит оранжевый цветок, устраняющий беспокоящие эмоции. Есть также изображение, где Майтрея держит драгоценный сосуд с амритой (нектаром бессмертия) в левой руке, правая рука у груди сложена в витарна-мудре (жест во время диспута).

Майтрея – единственный бодхисаттва, которого признают все без исключения направления буддизма. будда Грядущего рассматривается и как бодхисаттва (в сутрах), и как будда (в тантрах). Уже в Дигха-никае (III, 76) о нём говорится как о будущем будде, преемнике Шакьямуни. В одном из разделов Лалита-вистары (V, 39) говорится, что Просветлённый, прежде чем снизойти на землю с небес Тушита, чтобы стать буддой, указал на бодхисаттву Майтрейю как на своего наследника и возложил на его голову свою диадему бодхисаттвы. Применительно к Майтрейе используются оба значения слова "бодхисаттва" – и "будущий будда", и "личность, давшая обет служения человечеству". Майтрея – единственный в тибетском пантеоне, кто изображается равноправно и как будда и как бодхисаттва.
Согласно легендам, в одном из своих прошлых перевоплощений Майтрея встретил Шакьямуни, который стал его учителем. Позднее, когда он медитировал на образе Учителя, ученики Майтреи увидели ступу Просветления на его макушке. Поэтому Майтрея изображается со ступой на голове.
Майтрея продолжал заботиться о людях в течение многих жизней, помогая им везде, и наконец достиг высшей ступени пути бодхисаттвы. Будда Ратнагарбха принял у него обет бодхисаттвы и предсказал, что он станет буддой.
Майтрея родится на земле, когда люди будут жить более восьмидесяти тысяч лет. Он родится в семье брахмана, проведёт в миру двадцать тысяч лет, а затем достигнет Просветления под деревом нага в окружении 4080 учеников. Говорится, что это дерево вырастет на высоту тысячи миль и раскинется вширь на двенадцать миль и всё будет покрыто прекрасными листьями и плодами. (Цветы дерева нага часто входят в иконографию Майтреи.)
В настоящее время бодхисаттва пребывает на небе Тушита, где его спутниками являются бодхисаттвы Манджушригарбха и Акашавимала, которые в земной жизни были Цонкхапой и Атишей. Столь тесная связь Бодхисаттвы с этими учителями объясняется тем, что сначала в Атише, а потом в Цонкхапе сливаются два духовных потока, идущие от Будды Шакьямуни – "широкая действенная традиция", воплощённая в Майтрее, и "глубокая созерцательная традиция", воплощённая в Манджушри.
Тибетцы верят, что если художник создаёт скульптурные или живописные изображения Майтреи и читает его мантру, то он переродится на небе Тушита.
Фа-сянь, китайский путешественник V века, излагает легенду о монашеской чаше Шакьямуни, которая хранится в тайне до тех пор, пока Майтрея не придёт воплощённым. По другим легендам, в горе недалеко от Бодхигайя покоится тело Кашьяпы, который хранит монашеские одежды будды. Когда Майтрея явится в мир, он чудесным образом расколет гору и получит от мудреца одежды последнего будды.
Изображения бодхисаттвы Майтреи, высеченные на скалах, часто встречаются в Западном Тибете и на перевалах северо-западных гор, ведущих к великим караванным путям Средней Азии.
Самый ранний храм Майтреи в Тибете был построен Сронгценом Гампо в VII веке, в этом храме находилась каменная статуя будды Грядущего, варварски повреждённая в 1966 году. В XI веке был сооружён храм Ронгбьямчен, где находилась огромная бронзовая статуя Майтреи. В 1915 году IV Панчен-лама возвёл храм Майтреи в Таши-Лунпо, в котором и по сей день стоит большая позолоченная статуя Бодхисаттвы.


Мантры бодхисаттвы Майтреи. Семенной слог.

Siddhāṃ:


Siddhāṃ:

Tibetan:
Транслитерация.

oṃ mai tri ma ha mai tri mai tri ye svā hā

Ом Майтри Махамайтри Майтрея Сваха
mai
Знак рифмы.
Варианты мантры бодхисаттвы Майтреи.
Ом Будда Майтри Мем Соха
Майтри Майтри Махамайтри Сваха
Ом Майтрея Маха Майтрея Арья Майтрея Сваха
Звучание мантры бодхисаттвы Майтреи.

Из Шурангама-сутры:

Затем поднялся со своего места бодхисаттва-махасаттва Майтрейя, склонившись перед он Буддой, произнёс:
– "Благословенный господин, я снова вспоминаю многие многие кальпы, прошедшие с тех пор, как на земле появился Будда по имени Чандра-Сурья-Прадипа-Прабхаса, за которым я последовал как ученик. В те времена, я был склонен к мирской жизни и любил знать, её аристократический образ. Будда, заметив это, заставил мебя как-то попрактиковаться в сосредоточении ума на его сознательности. Я, следуя инструкции, достиг самадхи. С тех пор я служил бесчисленному множеству других будд, пользуясь тем же методом и теперь ушли прочь все мирские наслаждения. Со времён Будды Дипанкары, я достиг высшего совершенного самадхи, трансцендентального сознания. В этом высшем самадхи, я сознаю бесконечное пространство и понимаю, что все земли Татхагаты как чистые, так и нечистые, существующие и несуществующие – суть ничто, кроме как проявление моего собственного ума. Учитель мой, благодаря совершенному пониманию того, что все эти искусственные устройства в землях Татхагаты не имеют ничего собственного, лишь являясь следствием развития моих ментальных состояний, сущностная природа моего сознания проистекла в форме бесчисленных манифестаций Татхагат и я дошёл до того, чтобы быть избранным следующим предстоящим Буддой после того, как отойдёт мой Учитель Будда Шакьямуни. Что касается вопроса Татхагаты, то я отвечу, что первым совершенным приспособлением, что девять направлений универсума – суть ничто кроме деятельности моего собственного сознания. Именно благодаря этому, я стал совершенно просветлённым и границы моего ума растворились и я объял всю реальность. Отвергши все предрассудки, обусловленные сознанием, соответствующим утверждением я произвёл совершенное сохранение нерождения".

\



 

На главную страницу Назад Наверх

На главную страницу Назад Наверх