На главную страницу В начало раздела Назад

На главную страницу В начало раздела Назад
Его Святейшество Далай-лама XIV.




Буддийский монах Тэнзин Гьяцо
Его Святейшество Далай-лама XIV родился 6 июля 1935 года в крестьянской семье на северо-востоке Тибета в провинции Амдо в маленькой деревушке Такцер, что находится недалеко от озера Кукунор. Ребёнку дали имя Лхамо Дхондруб.

Его Святейшество Далай-лама XIII.
Далай-лама XIII.

В 1909 году Е.С. Далай-лама XIII, совершая паломничество по святым местам, посетил деревню Такцер. Он отметил красоту этого места и сказал, что хотел бы вернуться сюда вновь.
Когда в 1933 году скончался
Е.С. Далай-лама XIII, его тело, согласно традиции, забальзамировали и посадили на трон. Через какое-то время голова умершего повернулась на северо-восток – туда, где монахам надлежало искать его реинкарнацию. Вскоре регент-правитель, глядя в священное озеро Лхамой, увидел отражение: трёхэтажный монастырь с бирюзовой крышей и рядом крестьянский дом под можжевеловой крышей. "Это было жилище моих родителей, – рассказывает Е.С. Далай-лама XIV. – Ушло много времени, чтобы найти наш дом". Только в 1937 году в деревню Такцер прибыла особая группа лам, искавшая новое воплощение Далай-ламы. Воплощение Далай-ламы было распознано в двухлетнем Лхамо Дхондрупе,  "ламы из поисковой группы пришли к нам и разложили передо мной, двухлетним, вещи, среди которых были несколько принадлежавших покойному Далай-ламе. Я сразу выбрал их из кучи и сказал: "Это моё". Так было определено, что именно в меня вселилась душа умершего, и я был признан очередным воплощением Будды". После соответствующих испытаний Лхамо Дхондруп был признан реинкарнацией Его Святейшества Далай-ламы XIII. Возведение на трон Далай-ламы XIV состоялось 22 февраля 1940 года в столице Тибета Лхасе.


Далай-лама XIV.







Возведение на престол Далай-ламы XIV. 1940 год.

Признанный Далай-ламой Лхамо Дхондруб получил новое имя – Джецун Джампел Нгаванг Йеше Тензин Гьяцо. Среди возможных переводов этих многочисленных эпитетов: "Святой", "Нежная слава", "Великомилосердный", "Защитник веры", "Океан мудрости". Тибетцы обычно называют его Йеше Норбу – "Всеисполняющая драгоценность", или просто Кундун – "Присутствие".


Юный Далай-лама.



Юный Далай-лама с поисковой партией.

Обучение Далай-ламы проходило по традиционной тибетской системе с двумя официальными наставниками Лингом Ринпоче и Триджангом Ринпоче.


Юный Далай-лама.
Фотография из книги Спенсера Чапмена "Мир Далай-ламы".

В программу обучения входили "пять больших наук" (логика, тибетское искусство и культура, санскрит, медицина, буддийская философия) и "пять малых" (поэзия, музыка и драматическое искусство, астрология и словесность). П
риступив к учебным занятиям в шестилетнем возрасте в двадцать четыре года Далай-лама сдал предварительные экзамены в трёх главных монастырских университетах Тибета: Дрепунге, Сера и Гандене, а завершил обучение в двадцать пять лет, присуждением высшей степени доктора буддийской философии геше лхарамба. Финальные экзамены проходили в присутствии 20 000 учёных-монахов, в главном храме Лхасы во время ежегодного молитвенного фестиваля Монлам зимой 1959 года.

Далай-лама со своими наставниками, Лингом Римпоче и Триджангом Римпоче.

17 ноября 1950 года, после вступления в Тибет войск
Народной Освободительной Армии Китая, Его Святейшество Далай-лама, которому было тогда всего 16 лет, принял на себя политические полномочия, став главой государства и правительства. В течении девяти лет Далай-лама непрестанно делал попытки мирного урегулирования тибето-китайского конфликта с властями КНР. В 1954 он едет в Пекин для проведения мирных переговоров с Мао Цзе-дуном и другими китайскими лидерами, в том числе с Джоу Эн-лаем и Дэн Сяо-пином. В 1956, посещая Индию в рамках празднования 2500-летия со дня рождения Будды, он проводит ряд встреч с премьер-министром Индии Джавахарлалом Неру и премьер-министром Китая Джоу Эн-лаем для обсуждения обострившейся ситуации в Тибете. Однако усилия Его Святейшества по мирному урегулированию тибето-китайского конфликта сводились на нет жёсткой политикой Пекина в восточном Тибете, которая приводила к разрушению традиционного образа жизни Тибетцев. Повсеместно насождалось создание колхозов, устранялось кочевничество, уничтожались монастыри (так в целом 6000 буддийских монастырей были разрушены).


Мрачные дни Тибета. Цапаронг. Западный Тибет.

Жёсткая политика властей КНР в Тибете повлекла за собой народные волнения. Движение сопротивления быстро распространилось по всему Тибету и 10 марта 1959 года в столице Тибета Лхасе вспыхнуло беспрецедентное по своему размаху народное восстание. Его участники требовали от китайских властей уйти из Тибета и утверждали независимость своей страны. Тибетское народное восстание было жестоко подавлено китайской армией. Эти события привели к тому, что в ночь на 17 марта 1959 года Его Святейшество Далай-лама XIV был вынужден оставить Лхасу и эмигрировать в предоставившее ему пристанище политическое убежище и дружественную Индию.


Далай-лама и его младший брат на пути в изгнание. Март,1959.

Вместе с
Его Святейшеством в изгнание за ним последовало около 80 тысяч тибетцев. С 1960 года Далай-лама обосновался в индийском городке Дхарамсала, который называют "маленькой Лхасой". В Дхарамсале расположилась и штаб-квартира тибетского правительства в изгнании.


Вид на Поталу, зимний дворец Далай-ламы с горы Чакпори.



Выступление перед первыми тибетскими беженцами южных поселений. Начало шестидесятых.



Его Святейшество встречает первых тибетских детей беженцев в Дхарамсале. Начало шестидесятых.

Сформировав новое тибетское правительство в изгнании, Его Святейшество поставил первоочередную задачу в выживании тибетцев в ословиях изгнания и в спасении своей традиции и культуры. Для этой цели были основаны поселения тибетских беженцев, основным занятием которых стало сельское хозяйство. Экономическое развитие и создание системы образования способствовало воспитанию нового поколения тибетских детей, прекрасно знающих свой язык, историю, религию и культуру. В 1959 году был создан Тибетский институт драматических искусств (TIPA), а также Центральный институт высшей тибетологии высшее учебное заведение для тибетцев, проживающих в Индии. Для сохранения обширного собрания учений тибетского буддизма – основы тибетского образа жизни, в изгнании было воссоздано свыше 200 монастырей. За прошедшие в изгнании годы, своей деятельнрстью Далай-лама сумел добиться не только восстановления в Индии основных монастырских тибетских центров, но и прогресса в традиционной системе образования и структуре общественного самоуправления тибетской диаспоры.
С целью защитить права своего народа, Его Святейшество Далай-лама XIV как светский лидер Тибета включился в международную общественную жизнь. На протяжении десятилетий, посещая страны Запада и Востока, он неуклонно проповедовал и развивал идею ненасилия как основы жизни человеческого сообщества; сострадания и любви – как всемирной религии и также идею всеобщей ответственности. Замечательно, что он не только проповедовал эти идеи, но и воплощал их в жизнь в сфере межрелигиозных отношений и политики, продолжая искать решение тибетской проблемы исключительно с позиций принципа ненасилия.
Начиная с первых лет изгнания, Его Святейшество неоднократно обращался в Организацию Объединённых Наций с просьбой о содействии в разрешении тибетского вопроса. В результате Генеральной Ассамблеей ООН было принято три резолюции (в 1959, 1961 и 1965), призывающих Китай уважать права человека в Тибете и стремление тибетцев к самоопределению.
В 1963 году Его Святейшество провозгласил демократическую конституцию, основанную на буддийских принципах и Всеобщей декларации прав человека как модели будущего свободного Тибета. Сегодня тибетский парламент формируется на основе выборов. Его Святейшество постоянно подчёркивает необходимость демократизации тибетской администрации и неоднократно заявлял, что после разрешения тибетского вопроса он не будет занимать какого бы то ни было политического поста.
Составной частью буддийского мировоззрения Далай-лама считает экологический подход к положению человека в мире. Теме экологии посвящены многие его выступления, включая знаменитый "План мира из пяти пунктов", изложенный в 1987 году на Совещании Конгресса США по правам человека. План предусматривал прекращение массового переселения китайцев в Тибет, восстановление основополагающих прав человека и демократических свобод. В согласии с этим планом решение тибетской проблемы виделось в компромиссном варианте статуса Тибетской автономии. План представал как программа превращения всей территории Тибета в зону мира, выведения китайских войск и очищения земли от ядерного оружия, прекращение использования Китаем территории Тибета как места для производства ядерного оружия и захоронения радиоактивных отходов. План предусматривал восстановление и охрану окружающей среды: создания уникального природного заповедника – крупнейшего биосферного парка и "лаборатории" духовной практики, а также превращения Тибета в прибежище для всех организаций, которые выступают за укрепление мира и защиту всех форм жизни.
15 июня 1988 года в Страсбурге Его Святейшество выдвинул расширенный вариант "Плана из пяти пунктов", предложив демократическое самоуправление в Тибете "в сотрудничестве с Китайской Народной Республикой".
2 сентября 1991 года тибетское правительство в изгнании объявляет страсбургское предложение недействительным в силу закрытости и негативного настроя китайского руководства по отношению к выдвинутым в Страсбурге предложениям.

9 октября 1991 года выступая в Йельском университете в США, Его Святейшество Далай-лама XIV сказал, что хотел бы посетить Тибет, чтобы лично оценить сложившуюся политическую ситуацию. "Я очень беспокоюсь, сказал он, что эта взрывоопасная ситуация может повлечь за собой вспышки насилия. Я хочу сделать всё, что в моих силах, дабы это предотвратить. … Мой визит стал бы новой возможностью для достижения понимания и создания основы для выработки решения путём переговоров".


Его Святейшество Далай-лама в Ташкенте, 1982 год.

С 1967 года Его Святейшество Далай-лама предпринял ряд путешествий по странам расположенным на пяти континентах Земли, побывав в 46 странах мира. Его Святейшество трижды посещал СССР в 1979, 1982 и 1986 годах, и не смотря ни на что продолжает приезжать в Россию. Так в 1991 и 1992 годах он посетил традиционные буддийские республики: Бурятию и Агинский Автономный Округ, Туву и Калмыкию, а в 1994 году вновь побывал в Москве. В 1996 году по дороге в Монголию Его Святейшество Далай-лама вновь посещает Москву, а в ноябре 2004 года после десятилетнего перерыва, Его Святейшество приезжал с кратким пастырским визитом в буддийскую республику Калмыкия.
Велика роль Его Святейшества Далай-ламы в отстаивании не-сектантского подхода к буддийскому Учению и традициям как в самом тибетском обществе, так и в западном мире. Передавая практики и учения всех четырёх школ тибетского буддизма и постоянно подчёркивая их равную ценность и фундаментальное единство, Его Святейшество Далай-лама выступает как один из основных лидеров буддистов всего мира.
В 1973 году в Ватикане Его Святейшество Далай-лама XIV встречался с Его Святейшеством Папой Римским Павлом VI. На пресс-конференции в Риме в 1980 он выразил надежду на встречу с Иоанном Павлом II: "Мы живём в период колоссального кризиса, в период событий, сотрясающих мир. Невозможно обрести душевный покой, если нет гарантий безопасности и гармонии в отношениях между народами. Вот почему с верой и надеждой я жду встречи со Святейшим Отцом, дабы обменяться идеями и чувствами и выслушать его суждение о том, как можем мы открыть дверь к миру и покою в отношениях между народами". Первая встреча Его Святейшества Далай-лама XIV с Его Святейшеством Папой Римским Иоанном Павлом II состоялась в Ватикане в 1980 году, последующие их встречи состоялись в 1982, 1990, 1996 и 1999 году.


Встреча Далай-ламы с Папой Римским Иоанном Павлом II.

В 1981 Его Святейшество беседовал с епископом Кентерберийским Робертом Ранси и другими лидерами англиканской церкви в Лондоне. Он также встретился с лидерами исламской, римской католической и иудейской церквями и выступил на конгрессе мировых религий, где в его честь была проведена межконфессиональная служба.
"Я всегда верю, говорил он, что гораздо лучше, если у нас будет широкое разнообразие религий, широкое разнообразие философий, нежели одна религия или философия. Это необходимо в силу того, что у людей разные ментальные наклонности. У каждой религии есть свои уникальные идеи и методы. Изучая их, мы обогатим собственную веру".
Обоснование своего видения любви как объединяющего принципа всех религии Его Святейшество проводит практически во всех религиозных проповедях, в светских лекциях, выступлениях. Специально обращены к этой теме его работы: "Compassion and the Individual" (Сострадание и личность), "Dimensions of Spirituality" (Измерения духовного мира).
Пример уникальной личности этого монаха-мыслителя-политика имел значение для профессионалов большой мировой политики. Такие работы Далай-ламы как: "Place of Ethics and Morality in Politics" (Место нравственности и морали в политике); "Spiritual Contribution to Social Progress" (Вклад духовности в социальный прогресс); "Compassion in Global Politics" (Сострадание в мировой политике), "The Global Community and the Need for Universal Responsibility" (Мировое сообщество и потребность во всеобщей ответственности), были высоко оценены во всём мире.
С 1973 года, когда Его
Святейшество Далай-лама XIV впервые посетил страны запада, многие зарубежные институты и университеты присуждали ему награды и почётные учёные степени в знак признания его блестящих трудов по буддийской философии и активной пропаганды межрелигиозного диалога, решения международных конфликтов, вопросов, связанных с нарушением прав человека и загрязнением окружающей среды.
Вручая Его Святейшеству премию имени Рауля Валленберга (совещание Конгресса США по правам человека), конгрессмен Том Лантос отметил: "Мужественная борьба Его Святейшества Далай-ламы свидетельствует о том, что он является ведущим лидером в борьбе за права человека и мир во всём мире. Его неиссякаемое стремление положить конец страданию тибетского народа посредством мирных переговоров и политики примирения требует колоссального мужества и жертвенности".
Среди многочисленных премий и наград, присуждённых Его Святейшеству за его заслуги в борьбе за мир и соблюдение прав человека: филиппинская премия Магсейсея (известная как "Нобелевская премия Азии"); гуманитарная премия имени Альберта Швейцера (Нью-Йорк, США); премия имени доктора Леопольда Лукаса (Германия); "Премия памяти" (фонд Даниэля Миттерана, Франция); "Награда за лидерство в области миротворческой деятельности" (фонд "Ядерного века", США); награда "За мир и объединение" (Национальная мирная конференция, Нью-Дели, Индия) и Первая премия Фонда Сарториуса (Германия).
Гуманистическая деятельность Его Святейшества Далай-ламы XIV получившая широкое признание в мире, выразилось в присуждении ему Нобелевской премии мира в 1989 году. Решение норвежского Нобелевского комитета о присуждении Премии мира Его Святейшеству Далай-ламе вызвало одобрение всего мирового сообщества (за исключением Китая). Комитет подчеркнул, что "Далай-лама в своей борьбе за освобождение Тибета неуклонно выступает против применения насилия. Он призывает к поиску мирного решения, основанного на терпимости и взаимном уважении, с целью сохранения исторического и культурного наследия своего народа".


Присуждение Его Святейшеству Далай-ламе XIV Нобелевской премии мира за
провозглашение ненасильственной борьбы за свободу Тибета.
10 декабря 1989 года.

10 декабря 1989 года Его Святейшество Далай-лама XIV принял Нобелевскую премию от имени всех, кто подвергается гонениям, всех, кто борется за свободу и трудится во имя мира во всём мире, а также от имени тибетского народа. "Эта премия, заявил Его Святейшество, подтверждает нашу убеждённость в том, что оружием правды, мужества и решимости Тибет добьётся освобождения. Наша борьба должна быть ненасильственной и свободной от ненависти".
Его Святейшество также направил слова поддержки возглавляемому студентами демократическому движению в Китае: "В июне этого года народное демократическое движение в Китае было жестоко подавлено. Но я не думаю, что демонстрации протеста не принесли плодов, ибо дух свободы вновь ворвался в сердца китайского народа, и Китай не сможет устоять перед этим духом свободы, захлестнувшим сегодня многие части мира. Мужественные студенты и их сторонники показали китайскому руководству и всему миру лицо подлинного гуманизма, присущее этой великой нации".
Свою жизненную философию Его Святейшество Далай-лама выражает на встречах с политическими, общественными и религиозными деятелями, а также в многочисленных публичных лекциях проходящих в разных странах мира и открытых публикациях. Наиболее популярной публикацией в мире является статья Его Святейшество Далай-ламы "A Human Approach to World Peace" (Человеческий подход к миру на земле), представляющей какбы кредо его мировоззрения.
Из специальных работ Его Святейшества Далай-ламы XIV по проблеме экологии известны: "Tree of Life. Buddhism and Protection of Nature. With a Declaration on Environmental Ethics by His Holiness The Dalai Lama (Древо жизни. Буддизм и защита природы. С Декларацией Его Святейшества по природозащитной этике); "His Holiness the XIV Dalai Lama on the Environment", – в русском переводе: Его Святейшество Далай-лама XIV. Жизнь на Земле: Лекции и статьи по проблеме экологии. Сборник. М., 1996.
Помимо многочисленных лекций и работ по собственно буддийской философии и психологии, имеющих уникальное значение для современного Западного мира, заинтересованного в знакомстве с древней буддийской культурой, Его Святейшество играет важную роль в процессе взаимоизучения и обогащения буддизма и современной науки. Он является инициатором и непременным участником проведения регулярных научных конференций, организуемых как диалог тибетской традиции и современной науки в различных областях знаний. Своё понимание принципов соотношения науки и духовности Его Святейшество изложил в статье: "Meeting-Points in Science and Spirituality" (Общие пункты науки и духовности).
Его Святейшество часто говорит: "Я – всего лишь простой буддийский монах, не больше, не меньше". Он ведёт жизнь буддийского монаха. В Дхарамсале он просыпается в 4 утра, медитирует, читает молитвы и выдерживает жёсткий график официальных встреч, аудиенций, религиозных практик и церемоний. Каждый свой день он завершает молитвой. Отвечая на вопрос об источнике своего вдохновения, он часто приводит своё любимое четверостишие из труда прославленного буддийского святого Шантидевы:

Покуда длится пространство,
Покуда живые живут,
Пусть в мире и я останусь
Страданий рассеивать мглу.


На русском языке изданы следующие работы Его Святейшества Далай-ламы XIV:

Буддизм Тибета. Нартанг, 1991.
Свобода в изгнании. Нартанг, 1992.
Доброта, ясность и интуиция. М., 1993.
Политика доброты. // "Путь к себе". 1995. N3.
Сострадание и всеобщая ответственность. М.: Нартанг, "Ясный свет" и Центр тибетской культуры и информации, 1995.
Путь блаженства. Практическое руководство по стадиям медитации. // Путь к себе. 1995. N5, N6.
Мой Тибет. /  Изд. Путь к себе. 1995.
Мир тибетского буддизма. Нартанг, 1996.
Сила сострадания. // "Путь к себе". 1996. N4, N5.
Гармония миров. СПб.: "Ясный Свет", 1996.
Жизнь на Земле. Лекции и статьи по проблеме экологии. / Центр тибетской культуры и информации. М., 1996.


\



 

На главную страницу В начало раздела Назад Наверх

На главную страницу В начало раздела Назад Наверх