|
|
Его Святейшество Далай-лама XIV.
Буддийский монах Тэнзин Гьяцо Его Святейшество Далай-лама XIV
родился 6 июля 1935 года в крестьянской семье на
северо-востоке Тибета в провинции Амдо в маленькой деревушке
Такцер, что находится
недалеко от озера Кукунор. Ребёнку дали имя Лхамо Дхондруб.
Далай-лама XIII.
В 1909 году Е.С. Далай-лама XIII,
совершая паломничество по святым местам,
посетил деревню Такцер. Он отметил красоту этого места и сказал, что
хотел бы вернуться сюда вновь.
Когда в 1933 году скончался Е.С. Далай-лама
XIII, его тело, согласно традиции, забальзамировали и
посадили на трон. Через какое-то время голова умершего повернулась на
северо-восток – туда, где монахам надлежало искать его реинкарнацию.
Вскоре регент-правитель, глядя в священное озеро Лхамой, увидел
отражение: трёхэтажный монастырь с бирюзовой крышей и рядом
крестьянский дом под можжевеловой крышей. "Это было жилище моих
родителей, – рассказывает Е.С. Далай-лама XIV. –
Ушло много времени, чтобы найти наш дом". Только в 1937
году в деревню Такцер прибыла особая группа лам, искавшая новое
воплощение Далай-ламы. Воплощение Далай-ламы
было
распознано в двухлетнем Лхамо
Дхондрупе, "ламы из поисковой группы пришли к нам и
разложили передо мной, двухлетним, вещи, среди которых были несколько
принадлежавших покойному Далай-ламе.
Я сразу выбрал их из кучи и
сказал: "Это моё". Так было определено, что именно в меня вселилась
душа умершего, и я был признан очередным воплощением Будды".
После соответствующих испытаний Лхамо Дхондруп
был признан реинкарнацией Его Святейшества Далай-ламы XIII. Возведение на трон
Далай-ламы XIV состоялось 22 февраля
1940 года в столице
Тибета Лхасе.
Возведение на престол
Далай-ламы XIV. 1940 год.
Признанный Далай-ламой Лхамо Дхондруб получил
новое
имя – Джецун Джампел Нгаванг Йеше Тензин Гьяцо. Среди возможных
переводов этих многочисленных эпитетов: "Святой", "Нежная слава",
"Великомилосердный", "Защитник веры", "Океан мудрости". Тибетцы обычно
называют его Йеше Норбу – "Всеисполняющая драгоценность", или просто
Кундун – "Присутствие".
Юный Далай-лама.
Юный Далай-лама с поисковой партией.
Обучение Далай-ламы проходило по традиционной
тибетской системе с двумя
официальными наставниками – Лингом Ринпоче и
Триджангом
Ринпоче.
Юный Далай-лама.
Фотография из книги
Спенсера Чапмена "Мир Далай-ламы".
В программу обучения входили "пять больших наук" (логика,
тибетское искусство и культура, санскрит, медицина, буддийская
философия) и "пять малых" (поэзия, музыка и драматическое искусство,
астрология и словесность). Приступив к учебным занятиям в
шестилетнем возрасте в двадцать четыре года Далай-лама
сдал предварительные экзамены в трёх главных монастырских
университетах Тибета: Дрепунге, Сера и Гандене, а
завершил обучение в двадцать пять лет,
присуждением высшей степени доктора буддийской
философии – геше лхарамба. Финальные экзамены проходили
в присутствии 20 000
учёных-монахов, в главном храме Лхасы во время ежегодного
молитвенного
фестиваля Монлам зимой 1959 года.
Далай-лама со своими наставниками, Лингом
Римпоче и Триджангом Римпоче.
17 ноября 1950 года, после вступления в Тибет войск Народной
Освободительной Армии Китая, Его Святейшество Далай-лама,
которому было тогда всего 16 лет, принял на себя политические
полномочия, став главой
государства и правительства. В течении девяти лет
Далай-лама непрестанно делал попытки мирного урегулирования
тибето-китайского конфликта с
властями КНР. В 1954 он едет в Пекин для проведения
мирных
переговоров с Мао Цзе-дуном и другими китайскими лидерами, в том числе
с Джоу Эн-лаем и Дэн Сяо-пином. В 1956, посещая Индию в рамках
празднования 2500-летия со дня рождения Будды, он проводит ряд встреч с
премьер-министром Индии Джавахарлалом Неру и премьер-министром Китая
Джоу Эн-лаем для обсуждения обострившейся ситуации в Тибете. Однако усилия Его
Святейшества по
мирному урегулированию тибето-китайского конфликта сводились на нет
жёсткой политикой Пекина в восточном Тибете, которая приводила к разрушению
традиционного образа
жизни Тибетцев. Повсеместно насождалось создание колхозов, устранялось
кочевничество, уничтожались монастыри (так в целом 6000 буддийских монастырей были
разрушены).
Мрачные дни Тибета. Цапаронг. Западный
Тибет.
Жёсткая политика властей КНР в Тибете
повлекла за собой
народные волнения. Движение сопротивления быстро
распространилось по всему Тибету и 10 марта 1959 года в столице Тибета
Лхасе
вспыхнуло беспрецедентное по своему размаху народное
восстание. Его участники
требовали от китайских властей уйти из Тибета и утверждали
независимость своей страны. Тибетское народное восстание
было жестоко
подавлено китайской армией. Эти события привели к тому, что
в ночь на 17
марта 1959 года Его Святейшество Далай-лама
XIV был вынужден оставить Лхасу и эмигрировать
в предоставившее ему пристанище политическое
убежище и дружественную
Индию.
Далай-лама и его младший
брат на пути в изгнание. Март,1959.
Вместе с Его Святейшеством в
изгнание за
ним последовало около 80 тысяч тибетцев. С 1960
года
Далай-лама обосновался в индийском городке Дхарамсала, который называют
"маленькой Лхасой". В Дхарамсале расположилась
и
штаб-квартира тибетского правительства в изгнании.
Вид на Поталу, зимний
дворец Далай-ламы с горы Чакпори.
Выступление перед
первыми тибетскими беженцами южных поселений. Начало шестидесятых.
Его Святейшество встречает
первых тибетских детей беженцев в Дхарамсале. Начало шестидесятых.
Сформировав новое тибетское правительство в
изгнании,
Его Святейшество поставил первоочередную задачу в выживании тибетцев в
ословиях
изгнания и в спасении своей традиции и культуры. Для этой цели были
основаны
поселения
тибетских беженцев, основным занятием которых стало сельское хозяйство.
Экономическое развитие и создание системы образования способствовало
воспитанию нового поколения тибетских детей, прекрасно знающих свой
язык, историю, религию и культуру. В 1959 году был создан Тибетский
институт драматических искусств (TIPA), а также Центральный институт
высшей тибетологии – высшее учебное заведение
для тибетцев, проживающих в Индии. Для сохранения обширного собрания
учений тибетского буддизма – основы тибетского образа жизни, в изгнании
было воссоздано свыше 200 монастырей. За прошедшие в
изгнании годы, своей деятельнрстью Далай-лама
сумел добиться не только
восстановления в Индии основных монастырских тибетских центров, но и
прогресса в традиционной системе образования и структуре общественного
самоуправления тибетской диаспоры.
С целью защитить права своего народа, Его
Святейшество Далай-лама XIV как
светский лидер Тибета включился в международную общественную жизнь. На
протяжении десятилетий, посещая страны Запада и Востока, он неуклонно
проповедовал и развивал идею ненасилия как основы жизни человеческого
сообщества; сострадания и любви – как всемирной религии и также идею
всеобщей ответственности. Замечательно, что он не только проповедовал
эти идеи, но и воплощал их в жизнь в сфере межрелигиозных отношений и
политики,
продолжая искать решение тибетской проблемы исключительно с
позиций принципа ненасилия.
Начиная с первых лет изгнания, Его Святейшество
неоднократно
обращался в Организацию Объединённых Наций с просьбой о содействии в
разрешении тибетского вопроса. В результате Генеральной Ассамблеей ООН
было принято три резолюции (в 1959, 1961 и 1965), призывающих Китай
уважать права человека в Тибете и стремление тибетцев к
самоопределению.
В 1963 году Его Святейшество провозгласил
демократическую конституцию, основанную на буддийских принципах и
Всеобщей декларации прав человека как модели будущего свободного
Тибета. Сегодня тибетский парламент формируется на основе выборов. Его
Святейшество постоянно подчёркивает необходимость демократизации
тибетской администрации и неоднократно заявлял, что после разрешения
тибетского вопроса он не будет занимать какого бы то ни было
политического поста.
Составной частью буддийского мировоззрения
Далай-лама считает экологический подход к положению человека в мире.
Теме экологии посвящены многие его выступления, включая знаменитый "План
мира из пяти
пунктов", изложенный в 1987 году на Совещании
Конгресса США по правам
человека. План
предусматривал прекращение массового переселения китайцев в Тибет,
восстановление основополагающих прав человека и демократических свобод. В согласии с этим планом решение тибетской проблемы
виделось в компромиссном варианте статуса Тибетской автономии.
План представал как программа превращения всей территории Тибета в зону
мира, выведения китайских войск и очищения земли от ядерного оружия, прекращение
использования Китаем территории Тибета как места для
производства ядерного оружия и захоронения радиоактивных отходов. План предусматривал
восстановление и охрану окружающей среды: создания уникального
природного заповедника – крупнейшего биосферного парка и "лаборатории"
духовной практики, а также превращения Тибета в прибежище для всех
организаций, которые выступают за укрепление мира и защиту всех
форм жизни.
15 июня 1988 года в Страсбурге Его
Святейшество выдвинул расширенный вариант "Плана из пяти
пунктов", предложив демократическое самоуправление в Тибете "в
сотрудничестве с Китайской Народной Республикой".
2 сентября 1991 года тибетское правительство в изгнании объявляет
страсбургское предложение недействительным в силу закрытости и
негативного настроя китайского руководства по отношению к выдвинутым в
Страсбурге предложениям.
9 октября 1991 года выступая в Йельском университете в
США, Его Святейшество Далай-лама XIV
сказал, что хотел бы посетить Тибет, чтобы лично оценить сложившуюся
политическую ситуацию. "Я очень беспокоюсь, –
сказал он, – что эта взрывоопасная ситуация
может повлечь за собой вспышки насилия. Я хочу сделать всё, что в моих
силах, дабы это предотвратить. … Мой визит стал бы новой возможностью
для достижения понимания и создания основы для выработки решения путём
переговоров".
Его Святейшество
Далай-лама в Ташкенте, 1982 год.
С 1967 года Его Святейшество Далай-лама
предпринял ряд путешествий по
странам расположенным на пяти континентах Земли, побывав в 46 странах
мира. Его Святейшество трижды посещал
СССР – в 1979,
1982 и
1986 годах, и не смотря ни на что продолжает приезжать в Россию.
Так в 1991 и 1992 годах он посетил традиционные
буддийские республики: Бурятию и Агинский Автономный Округ, Туву и
Калмыкию, а в 1994 году вновь побывал в Москве. В 1996 году по
дороге в Монголию Его Святейшество Далай-лама
вновь посещает
Москву, а в ноябре 2004 года после десятилетнего
перерыва, Его Святейшество приезжал с кратким пастырским визитом в
буддийскую республику Калмыкия.
Велика роль Его Святейшества
Далай-ламы в отстаивании не-сектантского подхода к
буддийскому Учению и традициям как в самом
тибетском обществе, так и в западном мире. Передавая практики и учения
всех четырёх школ тибетского буддизма и постоянно подчёркивая их равную
ценность и фундаментальное единство, Его Святейшество Далай-лама выступает как один из
основных лидеров буддистов всего мира.
В 1973 году в Ватикане Его
Святейшество Далай-лама XIV встречался с Его
Святейшеством Папой Римским Павлом VI. На пресс-конференции
в Риме в 1980 он выразил надежду на встречу с Иоанном Павлом II: "Мы
живём в период колоссального кризиса, в период событий, сотрясающих
мир. Невозможно обрести душевный покой, если нет гарантий безопасности
и гармонии в отношениях между народами. Вот почему с верой и надеждой я
жду встречи со Святейшим Отцом, дабы обменяться идеями и чувствами и
выслушать его суждение о том, как можем мы открыть дверь к миру и покою
в отношениях между народами". Первая встреча Его
Святейшества Далай-лама XIV с Его
Святейшеством Папой Римским Иоанном Павлом II состоялась в
Ватикане в 1980 году, последующие их встречи состоялись в
1982,
1990, 1996 и 1999 году.
Встреча Далай-ламы с Папой
Римским Иоанном Павлом II.
В 1981 Его Святейшество беседовал с епископом
Кентерберийским Робертом Ранси и другими лидерами англиканской церкви в
Лондоне. Он также встретился с лидерами исламской, римской католической
и иудейской церквями и выступил на конгрессе мировых религий, где в его
честь была проведена межконфессиональная служба.
"Я всегда верю, – говорил он, –
что гораздо лучше, если у нас будет широкое разнообразие религий,
широкое разнообразие философий, нежели одна религия или философия. Это
необходимо в силу того, что у людей разные ментальные наклонности. У
каждой религии есть свои уникальные идеи и методы. Изучая их, мы
обогатим собственную веру".
Обоснование своего видения любви как
объединяющего принципа всех религии Его Святейшество проводит
практически во всех религиозных проповедях, в светских лекциях,
выступлениях. Специально обращены к этой теме его работы: "Compassion
and the Individual" (Сострадание и личность), "Dimensions of
Spirituality" (Измерения духовного мира).
Пример уникальной личности этого
монаха-мыслителя-политика имел значение для профессионалов большой
мировой политики. Такие работы Далай-ламы как:
"Place of Ethics and Morality in Politics" (Место нравственности и
морали в политике); "Spiritual Contribution to Social Progress" (Вклад
духовности в социальный прогресс); "Compassion in Global Politics"
(Сострадание в мировой политике), "The Global Community and the Need
for Universal Responsibility" (Мировое сообщество и потребность во
всеобщей ответственности), были высоко оценены во всём мире.
С 1973 года, когда Его Святейшество Далай-лама XIV
впервые посетил страны запада, многие зарубежные институты и
университеты присуждали ему награды и почётные учёные степени в знак
признания его блестящих трудов по буддийской философии и активной
пропаганды межрелигиозного диалога, решения международных конфликтов,
вопросов, связанных с нарушением прав человека и загрязнением
окружающей среды.
Вручая Его Святейшеству премию имени Рауля Валленберга
(совещание Конгресса США по правам человека), конгрессмен Том Лантос
отметил: "Мужественная борьба Его Святейшества Далай-ламы
свидетельствует о том, что он является ведущим лидером в борьбе за
права человека и мир во всём мире. Его неиссякаемое стремление положить
конец страданию тибетского народа посредством мирных переговоров и
политики примирения требует колоссального мужества и жертвенности".
Среди многочисленных премий и наград, присуждённых Его
Святейшеству за его заслуги в борьбе за мир и соблюдение прав человека:
филиппинская премия Магсейсея (известная как "Нобелевская премия
Азии"); гуманитарная премия имени Альберта Швейцера (Нью-Йорк, США);
премия имени доктора Леопольда Лукаса (Германия); "Премия памяти" (фонд
Даниэля Миттерана, Франция); "Награда за лидерство в области
миротворческой деятельности" (фонд "Ядерного века", США); награда "За
мир и объединение" (Национальная мирная конференция, Нью-Дели, Индия) и
Первая премия Фонда Сарториуса (Германия).
Гуманистическая деятельность Его Святейшества
Далай-ламы XIV получившая широкое признание в
мире, выразилось в присуждении ему Нобелевской премии мира в 1989 году.
Решение норвежского Нобелевского комитета о
присуждении Премии мира Его Святейшеству Далай-ламе вызвало одобрение
всего мирового сообщества (за исключением Китая). Комитет подчеркнул,
что "Далай-лама в своей борьбе за освобождение Тибета неуклонно
выступает против применения насилия. Он призывает к поиску мирного
решения, основанного на терпимости и взаимном уважении, с целью
сохранения исторического и культурного наследия своего народа".
Присуждение Его Святейшеству Далай-ламе XIV
Нобелевской премии мира за
провозглашение ненасильственной борьбы за свободу Тибета. 10 декабря 1989 года.
10 декабря 1989 года Его Святейшество Далай-лама
XIV принял Нобелевскую премию от
имени всех, кто подвергается гонениям, всех, кто борется за свободу и
трудится во имя мира во всём мире, а также от имени тибетского народа.
"Эта премия, – заявил Его Святейшество, –
подтверждает нашу убеждённость в том, что оружием правды, мужества и
решимости Тибет добьётся освобождения. Наша борьба должна быть
ненасильственной и свободной от ненависти".
Его Святейшество также направил слова поддержки
возглавляемому студентами демократическому движению в Китае: "В июне
этого года народное демократическое движение в Китае было жестоко
подавлено. Но я не думаю, что демонстрации протеста не принесли плодов,
ибо дух свободы вновь ворвался в сердца китайского народа, и Китай не
сможет устоять перед этим духом свободы, захлестнувшим сегодня многие
части мира. Мужественные студенты и их сторонники показали китайскому
руководству и всему миру лицо подлинного гуманизма, присущее этой
великой нации".
Свою жизненную философию
Его Святейшество
Далай-лама
выражает на встречах с политическими, общественными и религиозными
деятелями, а также в многочисленных публичных лекциях проходящих в
разных странах мира и открытых публикациях. Наиболее популярной
публикацией в мире является
статья Его Святейшество Далай-ламы
"A
Human Approach to World Peace" (Человеческий подход к миру на земле),
представляющей какбы кредо его мировоззрения.
Из специальных работ Его
Святейшества
Далай-ламы XIV по проблеме экологии известны:
"Tree of Life. Buddhism and Protection of Nature. With a Declaration on
Environmental Ethics by His Holiness The Dalai Lama (Древо жизни.
Буддизм и защита природы. С Декларацией Его Святейшества по
природозащитной этике); "His Holiness the XIV Dalai Lama on the
Environment", – в русском переводе: Его Святейшество Далай-лама XIV.
Жизнь на Земле: Лекции и статьи по проблеме экологии. Сборник. М., 1996.
Помимо многочисленных лекций
и работ по
собственно буддийской философии и психологии, имеющих уникальное
значение для современного Западного мира, заинтересованного в
знакомстве с древней буддийской культурой, Его Святейшество играет
важную роль в процессе взаимоизучения и обогащения буддизма и
современной науки. Он является инициатором и непременным
участником проведения регулярных научных конференций, организуемых как
диалог тибетской традиции и современной науки в различных областях
знаний. Своё понимание принципов соотношения науки и духовности Его
Святейшество изложил в статье: "Meeting-Points in Science
and Spirituality" (Общие пункты науки и духовности).
Его Святейшество часто говорит: "Я – всего лишь
простой буддийский монах, не больше, не меньше". Он ведёт жизнь
буддийского монаха. В Дхарамсале он просыпается в 4 утра, медитирует,
читает молитвы и выдерживает жёсткий график официальных встреч,
аудиенций, религиозных практик и церемоний. Каждый свой день он
завершает молитвой. Отвечая на вопрос об источнике своего вдохновения,
он часто приводит своё любимое четверостишие из труда прославленного
буддийского святого Шантидевы:
Покуда длится
пространство,
Покуда живые живут,
Пусть в мире и я останусь
Страданий рассеивать мглу.
На русском языке изданы следующие работы Его Святейшества
Далай-ламы XIV:
Буддизм
Тибета.
Нартанг, 1991.
Свобода в изгнании. Нартанг, 1992.
Доброта, ясность и интуиция. М., 1993.
Политика доброты. // "Путь к себе". 1995. N3.
Сострадание и всеобщая ответственность. М.: Нартанг,
"Ясный свет" и Центр тибетской культуры и информации, 1995.
Путь
блаженства. Практическое руководство по стадиям
медитации. // Путь к себе. 1995. N5, N6.
Мой Тибет. / Изд. Путь к себе. 1995.
Мир тибетского буддизма. Нартанг, 1996.
Сила сострадания. // "Путь к себе".
1996. N4, N5.
Гармония миров. СПб.: "Ясный Свет", 1996.
Жизнь на Земле. Лекции и статьи по проблеме экологии.
/ Центр тибетской культуры и информации. М., 1996.
\
|
|
|