Далай-лама



Далай-лама (тиб. ཏཱ་ལའི་བ་མ་ taa-la’i bla-ma; кит. 达 赖喇嘛 Dálài Lǎmā). Далай-ламы линия передачи (тулку) в тибетском буддизме школы гелуг. Эта линия тянется с 1391. По представлениям тибетского буддизма, далай-ламы являются инкарнацией бодхисаттвы Авалокитешвары, бодхисаттвы сострадания. Начиная с XVII века вплоть до 1959 далай-ламы совмещали в себе титул царя правителя Тибета, руководя страной из столицы Лхасы. Далай-лама считается также главой всего тибетского буддизма, и руководители всех четырёх школ считают его высшим ламой всей тибетской традиции. По отношению к Далай-ламе используется титул "Его Святейшество".
Хотя часто считают Далай-ламу руководителем школы гелуг, на самом деле он таковым формально не является. Школой гелуг официально руководит Ганден Трипа (dga' ldan khri pa). Тем не менее далай-ламы играют важнейшую роль в развитии в первую очередь школы гелуг.
V Далай-лама, заручившись поддержкой правителя монголов Гушри-хана смог объединить Тибет. С тех пор далай-ламы продолжали управлять страной вплоть до вторжения китайских войск в Тибет в 1949 и полным овладением Тибета в 1959. Далай-лама XIV бежал в Индию. Недавно Далай-лама XIV объявил, что он отказывается от трона царя Тибета, выходит из правительства в изгнании и не требует независимости Тибета, однако ищет возможность тибетской автономии.
"Далай" означает в монгольском языке "океан", "лама" (bla ma) в тибетском эквивалентно санскритскому "гуру", и имеет значения "учитель" или "монах".

После смерти Далай-ламы монахи организуют поиски его следующей инкарнации (тулку, тиб. sprul sku), маленького ребёнка, который должен обладать определёнными признаками и пройти тесты. Поиск занимает обычно несколько лет. Затем ребёнок отправляется во Лхасу, где проходит обучение под руководством опытных лам. Основную роль в признании Далай-ламы играет Панчен-лама.
Правительство Китая, несмотря на отсутствие какого-либо духовного статуса, пытается взять на себя процедуру выборов новой реинкарнации, опираясь на прецедент во время правления императора Цяньлун династии Цин, который применял процедуру выборов далай-лам и панчен-лам с помощью жребия, золотой урны и шариков с именами. Недавно такую практику применили для назначения Панчен-ламы, который теперь должен якобы обладать полномочиями для избрания нового Далай-ламы. Возможность такой подтасовки по политическим мотивам после смерти
Далай-лама XIV вызывает опасения тибетцев.
Далай-лама XIV заявил, что новый Далай-лама не будет рождён на территории Китайской Народной Республики, и вполне возможно вообще не будет перерождён. Однако, он обратил внимание, что ему нужно будет продолжать незаконченную работу, и если ситуация в Тибете не изменится, он всё-таки переродится. Он отмечал, что институт Далай-лам уже выполнил свои цели и может прекратиться.
Резиденцией далай-лам в Тибете (начиная с V
Далай-ламы) является дворец Потала в Лхасе, в летний период дворец Норбулинка. С 1959 Далай-лама пребывает в резиденции Дхармасала, находящейся в Северной Индии.


Имя
Годы жизни
Тибетский язык.
Транслитерация Уайли

Официальная транскрипция, пояснения
Далай-лама I
1391-1474
དྒེ་འདུན་འགྲུབ་
dge ‘dun ‘grub.
Гьялва Гендун Друб (Gêdün Chub). Титул "Далай-лама" был присвоен Панчен Гедундрубу после его смерти. Гедундруб был одним из трёх главных учеников Чжэ Цонкапы. Основал монастырь Траши Лхунпо в 1447 году.
Далай-лама II 1475-1541
དགེ་འདུན་རྒྱ་མཚོ་
dge ‘dun rgya mtsho.
Гьялва Гендун Гьяцо (Gêdün Gyaco). Титул "Далай-лама" был присвоен Гэндуну Гьяцо после его смерти.
Далай-лама III 1543-1588
བསོད་ནམས་རྒྱ་མཚོ་
bsod nams rgya mtsho.
Гьялва Сонам Гьятцо (Soinam Gyaco). Получил титул Далай-ламы от Монгольского царя Алтан Кхана. Основал монастырь Кубум (Таер).
Далай-лама IV
1589-1616
ཡོན་ཏན་རྒྱ་མཚོ་
yon tan rgya mtsho.
Гьялва Йонтэн Гьяцо (Yoindain Gyaco).
Далай-лама V
1617-1682
བོ་བཟང་རྒྱ་མཚོ་
blo bzang rgya mtsho.
Гьялва Нгаванг Лобсанг Гьяцо (Lobsang Gyaco).
Гьяцо Нгаванг был величайшим практиком Дзогчен. Он стал первым главой школы Гелугпа и первым Далай-ламой, который принял на себя обязанности светского правителя Тибета. Он также начал строительство дворца Потала в его современном виде.
Далай-лама VI 1683-1706
ཚང་དབྱངས་རྒྱ་མཚོ་
tshang dbyangs rgya mtsho.
Ригцзин Чжамьянг Гьямцо, он же Цангьянг Гьямцо (Cangyang Gyaco).
Далай-лама VII
1708-1757
བསྐལ་བཟང་རྒྱ་མཚོ་
bskal bzang rgya mtsho.
Гьелва Калсанг Гьяцо (Gaisang Gyaco).
Далай-лама VIII
1758-1804
བྱམས་སེལ་རྒྱ་མཚོ་
byams spel rgya mtsho.
Гьялва Джампэл Гьяцо (Qambê Gyaco).
Одним из наставников VIII Далай-ламы был Еше Гьялцен.
Далай-лама IX
1806-1815
ལུང་རྟོགས་རྒྱ་མཚོ་
lung rtogs rgya mtsho.
Гьялва Лунгтог Гьяцо (Lungdog Gyaco). Девятый Далай-лама официально получил трон, но не управлял страной.
Далай-лама X
1816-1837
ཚུལ་ཁྲིམ་རྒྱ་མཚོ་
tshul khrim rgya mtsho.
Гьялва Цултрим Гьяцо (Cüchim Gyaco).
Далай-лама XI
1838-1856
མཁས་གྲུབ་རྒྱ་མཚོ་
mkhas grub rgya mtsho.
Гьялва Кедруб Гьяцо (Kaichub Gyaco).
Далай-лама XII
1856-1875
འཕྲིན་ལས་རྒྱ་མཚོ་
‘phrin las rgya mtsho.
Гьялва Тринлэ Гьяцо (Chinlai Gyaco).
Далай-лама XIII 1876-17.12.1933
ཐུབ་བསྟན་རྒྱ་མཚོ་
thub bstan rgya mtsho.
Гьялва Тубтэн Гьяцо (Tubdain Gyaco).
Далай-лама XIV 06.07.1935 བསྟན་འཛིན་རྒྱ་མཚོ་
bstan ‘dzin rgya mtsho.
Гьялва Тэндзин Гьяцо (Dainzin Gyaco) Далай-лама нашего времени.


Учение Его Святейшества Далай-ламы II
Учение Его Святейшества Далай-ламы V
Учение Его Святейшества Далай-ламы VII

Учение Его Святейшества Далай-ламы XIV



Лекции, статьи, книги Его Святейшества Далай-ламы XIV



Мантра Его Святейшества Далай-ламы XIV
Санскрит.

Ом ах гуру ваджрадхара
вагиндра сумати шасанадхара
самундра шри бхадра
сарвасиддхи хум
хум

Тибетский.

Ом ах гуру бедзр-дхара бхатта рака мандзушри
вакиндра сумати дзняна щасана дхара
самудра шри бхадра
сарвасиддхи хунг
хунг


Фонд Его Святейшества Далай-ламы XIV

Фонд Далай-ламы исходит из недогматической этики сострадания и ставит своей задачей содействовать расширению возможностей для всего человечества жить мирно и нравственно.
Фонд Далай-ламы. dalailamafoundation.org
russia.dalailamafoundation.org


\