|
|
Обращение
Е.С. Далай-Ламы по случаю годовщины тибетского
народного восстания 10 марта 1959 года.
Е.С. Далай-ламы
XIV. 10.03.1993. Перевод Б.
Лаврентьева.
В наше время
в мире происходят серьёзные изменения. К сожалению, несмотря на то, что
во многих охваченных конфликтами регионах начинает преобладать дух
примирения, продолжают возникать и новые очаги напряжённости. До сих
пор мы предпринимали попытки найти мирное решение тибетской проблемы и
надеялись, что и в Тибете наступят новые времена. Однако сегодня, когда
мы отмечаем 36-ю годовщину восстания нашего народа, я должен с
сожалением констатировать, что мало что изменилось на нашей родине и
наш народ продолжает страдать. Более того, китайское правительство
усилило репрессивный режим в Тибете. Недавние меры китайских властей со
всей наглядностью демонстрируют их намерение решить проблему Тибета
методами насилия, запугивания и перемещения населения.
В последнее время китайские власти предприняли ряд новых крупных шагов
с целью ужесточения политического режима в Тибете. В рамках программы
под названием "Расследование и проверка" были ужесточены меры
полицейского надзора и начаты новые репрессии против правозащитников и
борцов за независимость. Жертвами этого нового политического
преследования стали среди прочих тибетцы, борющиеся за сохранение
тибетской культуры, а именно преподавание тибетского языка и ратующие
за открытие частных школ. Тибетских кадровых работников и членов
компартии Китая заставляют проходить политическую переподготовку,
напоминающую времена культурной революции. Подозреваемые в проявлении
религиозных и националистических настроений репрессируются. Народная
милиция совершает рейды по монастырям, а аресты по политическим мотивам
распространились уже и на сельскую местность. Запрещены реставрация
старых и постройка новых монастырей, прекращён приём новых монахов и
монахинь. С целью контроля за потоком информации уволены с должности
работники турфирм и гиды-переводчики тибетской национальности, а
тибетским детям запрещено обучаться за границей. Тем же, кто уже
обучается за границей, приказано вернуться. На совещании высокого ранга
в Пекине в июле прошлого года эта политика была одобрена и было
объявлено об инициировании 62 новых "программ экономического развития"
для Тибета. Как и в прошлом, эти новые программы имеют основной целью
увеличение миграции китайцев в Тибет, что в конечном счёте приведёт к
растворению тибетцев в огромной массе китайцев. С тех же позиций
вызывает острую тревогу намерение китайских властей построить железную
дорогу в центральный Тибет, ибо это позволит резко ускорить приток
китайского населения. Стоит лишь взглянуть на огромный поток китайцев,
еженедельно прибывающих на поездах в различные районы Восточного
Туркестана, чтобы понять, какой эффект такая дорога произведёт на
сохранение тибетской нации с её уникальным культурным наследием.
На протяжении прошедших 15 лет я пытался решить тибето-китайскую
проблему в духе налаживания истинной дружбы и сотрудничества, отвергая
проявление каких бы то ни было враждебных чувств по отношению к
китайцам. Я предпринимал настойчивые и искренние попытки
урегулирования, предлагая китайскому правительству вступить в
переговоры на минимальных условиях по будущему статусу Тибета. К
сожалению, Китай отверг все мои предложения по переговорному процессу.
Вместо этого, китайские власти выдвинули предварительное условие о том,
что я должен официально, до начала каких-либо переговоро признать, что
Тибет является "составной частью Китая". Но лучше было бы предоставить
тибетским и китайским историкам возможность сделать объективный анализ
истории взаимоотношений Китая и Тибета. Неплохо, если бы такой анализ
сделали также учёные и юристы из других стран. В прошлом я
преднамеренно воздерживался от акцентирования исторического и
юридического аспектов статуса Тибета. Я убеждён, что важнее быть
устремлённым в будущее, чем жить прошлым. Теоретически вовсе нельзя
исключить того, что шесть миллионов тибетцев могли бы выиграть от
присоединения по собственной воле к одному миллиарду китайцев при
условии установления равноправных, взаимовыгодных, основанных на
взаимном уважении отношений. Если Китай хочет, чтобы Тибет остался с
Китаем, последний должен обеспечить необходимые условия. Однако сегодня
реальность такова, что Тибет –
это окуппированная страна под управлением колониальных властей. Именно
этот главный вопрос и должен быть поднят и решён в процессе переговоров.
За последние несколько лет наша позиция получила внушительные отклик и
поддержку на международной арене. Свидетельство тому – дебаты в ООН о положении в
Тибете: в Третьем комитете Генеральной Ассамблеи, в Комитете по правам
человека, и в выступлениях докладчиков ООН. В прошлом году я обратился
к международному сообществу за помощью в организации переговоров между
моими представителями и китайским правительством. Ряд азиатских и
западных государств как публично, так и по дипломатическим каналам
поддержали моё обращение и предложили свои услуги в проведении
переговоров. Я пользуюсь случаем, чтобы выразить свою благодарность
этим правительствам за их поддержку. Важно, чтобы международное
сообщество, в особенности демократические страны, не прекращало
показывать Китаю, что его политика в Тибете достойна сожаления, а
проблема Тибета должна быть решена путём мирных переговоров без
предварительных условий. Необходимость в достижении реального прогресса
в вопросе о Тибете стала настоятельной. Отсутствие же этого прогресса в
данный момент увеличивает опасность вспышек насилия в Тибете.
Многие тибетцы выступили с необычно резкой критикой в отношении моего
предложения о компромиссе в вопросе о полной независимости. Более того,
неспособность китайского правительства позитивно откликнуться на мои
миротворческие предложения усилила в моём народе чувство разочарования
и подвергает ещё большему испытанию его терпение. В связи с этим в
прошлом году я предложил вынести этот вопрос на референдум. Однако до
тех пор, пока я возглавляю движение за нашу независимость, не будет
никакого отхода от политики ненасилия. С помощью референдума нужно
попытаться прояснить политические аспекты нашей борьбы. Необходимо
провести тщательное и честное обсуждение тибетским народом различных
доступных нам путей решения проблемы. Надеюсь, что этот исторический
шаг будет осуществлён взвешенно и тщательно. Я осознаю, что в
современных условиях невозможно проведение честного референдума в самом
Тибете. Однако мы можем найти способы сбора репрезентативной информации
из различных районов Тибета и должным образом провести плебесцит в
среде эмигрантов.
Вместе с тем я также хочу заявить, что пока мы готовимся к референдуму,
я остаюсь открытым для любой китайской инициативы в отношении
переговоров. Я продолжаю быть приверженным подходу в духе "срединного
пути" и надеюсь, что непрекращающиеся усилия разных стран помогут
убедить китайское правительство пойти с нами на переговоры, на которые
мы были бы готовы в любое время и в удобном для обеих сторон месте.
Рано или поздно китайские лидеры, руководствуясь гибким и непредвзятым
подходом, должны осознать всю мудрость решения проблемы Тибета путём
переговоров в духе примирения и компромисса. Это единственно приемлемый
способ обеспечения стабильности, которая, по утверждению китайского
руководства, является его главной заботой. Однако истинная стабильность
должна основываться на взаимном доверии, согласии и выгоде всех
заинтересованных сторон, а не на применении силы.
Географическое положение Тибета в самом сердце Азии придаёт ему
огромное стратегическое значение. На протяжении многих столетий Тибет
выполнял роль буфера, сохраняющего мир в регионе. Значение присутствия
Китая в Тибете выходит далеко за пределы границ последнего. За
последние сорок с лишним лет Тибет пережил беспрецедентную
милитаризацию. Вкупе с увеличением притока китайского населения в Тибет
последнее обстоятельство изменило мирный характер Тибетского
плоскогорья. Если эта тревожная тенденция будет развиваться и далее, то
не только будут поставлены под угрозу само существование тибетского
народа и сохранение его культуры, – это может иметь серьёзные
последствия для всего региона в целом.
Духовные и культурные традиции Тибета способствовали сохранению мира в
Азии. Буддизм не только превратил в миролюбивую нацию тибетцев,
обладавших большой военной мощью, но, распространившись из Гималаев в
Монголию и другие страны Центральной Азии, дал миллионам людей духовную
основу мира и терпимости. Буддизм не чужд Китаю, и я глубоко убеждён,
что он может оказать великую услугу миллионам китайцев в будущем,
обеспечив их духовными ценностями, спокойствием души, умиротворённостью
и самодисциплиной.
С оккупацией Тибета тибетский буддизм лишился своей колыбели и родины,
что не только нарушило право тибетского народа на свободу
вероисповедования, но и поставило под угрозу само сохранение этой
богатой духовной и культурной традиции в Тибете и Центральной Азии.
Особенно это касается китайской политики разделения Тибета на много
отдельных административных единиц, большая часть из которых была
включена в состав соседних китайских провинций. С исторической точки
зрения, вклад тибетцев этих областей в общее духовное и культурное
наследие Тибета огромен. Однако в качестве крошечных меньшинств в
составе китайских провинций им будет очень трудно сохранить в будущем
свою буддийскую культуру и национальное своеобразие. Тибетские общины,
оказавшиеся за пределами так называемого Тибетского автономного района,
составляют большую часть населения Тибетского региона, а именно
приблизительно четыре из шести миллионов всех тибетцев.
Решение проблемы Тибета не может быть найдено, если не объединить
заново все эти части Тибета, что необходимо для выживания тибетской
культуры.
В заключение я хочу почтить память тех смелых мужчин и женщин Тибета,
которые отдали свои жизни за дело нашей свободы. Я также молюсь за
соотечественников, которые в настоящее время переносят моральные и
физические страдания в китайских тюрьмах. Ни дня не проходит без моих
горячих молитв за скорейший конец страданиям нашего народа. Я убеждён,
что сегодня вопрос не в том, будет ли Тибет когда-либо свободным, а в
том, как скоро это произойдёт.
В молитвах за Вас, Его
Святейшество Тензином Гьяцо,
XIV-тый Далай-лама Тибета. 10 марта 1995 г.
|
|
|
|