|
|
Его Святейшество Далай-лама V.
(1617-1682).
Нгаванг Лобсанг Гьяцо (Сахор Банде), великий
тертон (открыватель терма) и практик Дзогчен,
V Далай-лама, родился в
королевской семье в Захоре в 1617 году, став выдающейся личностью и
сыграв одну из самых динамичных ролей в истории Тибета. Посреди хаоса,
царившего в XVII веке по всей Центральной Азии, он в 1642 году взял на
себя бразды правления всеми тибетскими землями от Ладака до Ташиенлу.
Через десять лет китайский император Шун Чин пригласил Нгаванга
Лобсанга Гьяцо к себе в резиденцию, где он был принят как равный и
получил императорский свиток, на котором было написано золотыми
чернилами: "Далай-лама, Держатель Ваджры и Владыка Учения".
Пятый Далай-лама впервые объединил в Тибете духовную и светскую власть,
построил дворец Потала, основал систему национального здравоохранения и
ввёл образовательные программы. Он мастерски владел словом, а его
исторические и автобиографические сочинения служат ценнейшим материалом
для изучения истории того периода. Он ушёл из этого мира на шестьдесят
шестом году жизни (1682г.) в резиденции Потала во время медитации на
Курукуллу, божество, связанное со способностями овладения и подчинения.
Это было расценено как благоприятный знак и указание на силу его
просветлённой активности в будущем.
Нгаванг Лобсанг Гьяцо занимает видное место в линии передачи учений
Ньингмапы, а Дуджом Ринпоче написал о нём в своей знаменитой Истории
школы Ньингма, поместив его среди других важных тертонов. Это
упоминание связано с его откровениями чистого видения Гъячен Нъернга,
что означает Двадцать пять запечатанных учений. Пророчества нескольких
откровений чистого видения говорят о Пятом Далай-ламе как о воплощении
просветлённой активности царя Трисонг Дэцена.
Он ощущал глубокую связь с традицией Ньингма и Гуру Падмасамбхавой, а среди его важнейших
учителей были такие великие ньингмапинские мастера, как Цурчен Чойинг
Рангд-рол, Кхентон Палджор Лхундруп, Тердаг Лингпа и Минлинг Терчен
Джюрме Дорже. Он был особенно близок линии мастеров традиции Северного
сокровища, к которой относился Ригдзин Годем, часто появлявшийся в его
видениях. В своих автобиографических текстах Пятый Далай-лама часто
упоминает Пема Ригдзина, первого Дзогчен Ринпоче, которому он дал совет
основать монастырь Дзогчен в Кхаме. Он называл его "великим
дзогпаченпо, обладающим полным пониманием Ньингтиг".
"Когда я получил передачу тайных наставлений Пятого
Далай-ламы, я был совсем ещё юным. Хотя в то время я и не уделил этому
факту много внимания, тем не менее, хорошо помнил множество
благоприятных сновидении и знал, что между нами существует особая
связь. Позже в Лхасе я нашел труды Пятого Далай-ламы, сохранённые
последующими Далай-ламами. Среди них были особо тайные наставления в
виде иллюстрированных манускриптов. ... Позднее я взял эти тексты и
провёл личный ретрит в течение нескольких месяцев, практикуя Кагье,
Хаягриву, Авалокитешвару
и других Йидамов. Я чувствовал себя счастливцем, ведь благодаря моим
молитвам и устремлениям, я оказался в длинной линии передачи тех, кто
именуется Держателями Лотоса. Мне кажется, это напрямую связано с Пятым
Далай-ламой".
\
|
|
|