|
|
Гуру
Падмасамбхава
Для меня,
Падмасамбавы, смерть не существует:
Для того, кто верует в меня, я никуда не ушёл –
Всегда дремлю у порога его двери.
Гуру Падмасамбхавой (Падмасамбхава (санскр. पद्मसंभव, padmasaṃbhava; тиб. Пема
Джунгнэ, букв. "Рождённый из лотоса"; также – Падмакара) – основатель
тантрического буддизма в Тибете и источник традиции терма в школе
ньингма. Его часто называют Гуру Ринпоче – "Драгоценный учитель".
Последователи школы ньингма почитают его как второго по важности
учителя после Будды
Шакьямуни. В сутрах и тантрах содержится девятнадцать предсказаний Будды Шакьямуни о будущей
деятельности Падмасамбхавы по распространению
учения ваджраяны в этом мире.
В тексте "Устная передача Килаи" и в большинстве
индийских
источников утверждается, что Гуру Ринпоче
родился в Уддияне сыном царя или его
советника, в то время как большинство сокровищ-терма повествуют, что
его рождение было чудесным проявлением на пестике цветка лотоса, в
других текстах говорится, что он
появился из вспышки молнии на вершине горы Малая.
Ниже приводится краткое жизнеописание
Падмасамбхавы, известного также под именем Гуру
Ринпоче или
Падмакара, взятое из "Драгоценного ожерелья из лазурита", собрания
жизнеописаний ста восьми главных тертонов, написанного Джамгон
Конгтрулом Первым и находящегося в первом томе его Ринчен Тэрдзо.
Влияние Падмакары на
бесчисленных существ происходит через учения
Ваджраяны и, особенно, через действие глубоких учений –
сокровищ терма. Этот великий учитель был не обычным человеком,
находящимся на пути, или просто благородным существом, пребывающим на
одной из бхуми бодхисаттвы,
но эманацией Будды Амитабхи
и Будды Шакьямуни,
явившимся, чтобы усмирить людей и непокорных духов.
Даже великие бодхисаттвы
не способны полностью объяснить пример его жизни, но вкратце я поведаю
его так.
В сфере дхармакаи Светоносная Ваджрная Сущность Гуру
Ринпоче
естественным образом изначально достиг совершенного просветления как
освобождённой основы изначальной чистоты. Он прославился как извечный
защитник, Неизменный Свет.
В сфере самопроявленной самбхогакаи Гром Барабана
Совершенства он
спонтанно проявился как совокупность безграничной мудрости пяти
семейств Безмерного Океана Будды, обладающего пятью несомненностями.
Как внешнее выражение этого самовозникающего
проявления он предстаёт
перед всеми бодхисаттвами,
пребывающими на десяти бхуми, в бесчисленных телесных образах в
областях будд пяти семейств,
которые объемлют полупроявленные естественные миры нирманакаи
Махабрахмы. Поскольку всё это – вздымающиеся
облака проявления мудрости Гуру Ринпоче, "неистощимое колесо
украшений", он известен как Вседержащий Лотос.
Силой этих проявлений мудрости он предстаёт в
бесчисленных мирах десяти
направлений как волшебная видимость нирманакаи, усмиряющих существ. В
частности, учат, что только в нашей мировой системе, называемой
сахалока, он освещает светочем учений сутры и тантры пятидесяти миров, принимая
облики восьми проявлений, дабы усмирять существ в различных уголках
мира.
У дакини Йеше Цогьял
было видение, в
котором она узрела в восточном направлении проявление Гуру Ринпоче,
именуемое Безмерный Ваджрный Океан. В каждой поре его тела содержалось
по миллиарду миров, а в каждом мире – по
миллиарду вселенных. В каждой из этих вселенных было по миллиарду Гуру
Ринпоче, и каждый из них создал миллиард эманаций. Каждая их этих
эманаций совершала деяния, усмиряя миллиард учеников. Затем точно такую
же картину Йеше Цогьял
узрела в каждой из остальных сторон света и в
центре.
В нашем мире, Джамбудвипе, Гуру Ринпоче известен как
единственная
нирманакая, усмиряющая существ, но, в зависимости от разных
способностей и уровня одарённости людей, он воспринимается по-разному.
В тексте "Устная передача Килаи" и в большинстве индийских источников
утверждается, что он родился в Уддияне сыном царя или его советника, в
то время как большинство сокровищ-терма повествуют, что его рождение
было чудесным. В некоторых текстах сказано, что он появился из вспышки
молнии на вершине горы Малая. Между всеми этими удивительными историями
имеется множество отличий. Поистине эта тема лежит далеко за пределами
понимания обычного человека.
Сейчас я ограничу объяснение лишь самой сутью,
жизнеописанием
родившегося чудесным образом Гуру Ринпоче, как о нём повествуют учения
терма.
В стране Уддияна (по оценкам историков,
страны Уддияна находилась
долина Сват в современном Пакистане. Кроме земной Уддияны есть
упоминания и о небесной Уддияне), расположенной к западу от
Бодхгаи, на озере Данакоша был остров, на котором силой благословений
будд появился разноцветный
цветок лотоса. Будда Амитабха
послал из своего сердечного центра в
бутон лотоса золотую ваджру, отмеченную слогом ХРИ, и она
чудесным
образом превратилась в восьмилетнее дитя, держащее ваджру и лотос и
украшенное главными и малыми признаками. Дитя пребывало на
острове, проповедуя глубокую Дхарму дэвам и дакиням.
В то время у Индрабодхи, царя той страны, не было
сыновей. Он уже
опустошил свою сокровищницу, делая подношения Трём Драгоценностям и
раздавая милостыню беднякам. В качестве последнего средства, он, дабы
найти исполняющую желания драгоценность, отправился со своим советником
Кришнадхарой в путешествие по великому озеру. По возвращении сначала
Кришнадхара, а затем и царь Индрабодхи повстречали чудесное дитя. Царь
счёл, что оно даровано ему в ответ на молитвы о сыне, и привёз его во
дворец, где нарёк именем Падмакара,
Лотосорождённый. Затем Падмакару
попросили взойти на трон из драгоценных камней и все поднесли ему
щедрые дары.
Царевич рос, своими юношескими забавами и играми
помогая бесчисленным
живым существам обрести зрелость. Он вступил в брак с Прабхадхари и
правил Уддияной в соответствии с Дхармой. В это время он понял, что не
сумеет, управляя страной, дать неизмеримое благо другим существам, а
потому попросил у Индрабодхи разрешения удалиться, но его просьба не
была удовлетворена. Тогда во время игры он притворился, будто нечаянно
выпустил из рук трезубец; трезубец упал и поразил насмерть сына одного
из советников. За это Падмакара был приговорён к изгнанию в
кладбищенские земли. Пребывая в Прохладной Роще, в Радостном Лесу и в
Сосалинге, он занимался освоением йогических практик. В это время он
получил посвящение и благословения от двух дакиней: Укротительницы Мары
и Подательницы Блаженства. Когда он подчинил себе всех кладбищенских
дакинь, его стали называть Шантаракшита.
Падмакара вернулся в Уддияну, на остров посреди озера,
где стал
практиковать Тайную Мантру и символический язык дакини, благодаря чему
подчинил себе всех дакинь на острове. Затем он занимался практикой в
Суровом Лесу и получил благословение – видение
Ваджрайогини. Он связал
клятвой всех нагов озёр, равно как и духов земли, а все даки и дакини
наделили его сверхъестественными силами. Так он стал называться Дордже
Драгпо Цал (Гневная Ваджрная Энергия).
После этого он отправился к ваджрному трону в Бодхгае,
где показал
много чудес. Его спросили, кто он такой, а получив ответ, что он –
самовозникший будда, не поверили и стали поносить. Усмотрев много
причин иметь учителя, он направился в Захор (древнеиндийское
государство, располагавшееся в северной части Индии, ныне известное как
Манди, штат Химачал Прадеш), где принял от Прабхахасти
монашеские обеты и получил имя Шакья
Сэнге. Он восемнадцать раз получил
учения Йога-тантры и имел видения божеств. Затем он отправился к
женщине-учителю Кунгамо, которая была дакиней мудрости Гухьяджняной,
проявившейся в образе монахини. Он попросил её дать посвящение, и она
превратила его в слог ХУМ, который
проглотила, а потом выпустила из
своего лотоса. Внутри её тела он был наделён полными внешними,
внутренними и тайными посвящениями и очистился от трёх омрачений.
Позже он встретился с восемью великими видьядхарами и
получил учения
восьми садхан. От великого учителя Буддагухьи он получил Майя Джала, а
от Шрисингхи – Дзогчен. Так он изучил все сутры, тантры и науки и
получил их передачи от многочисленных образованных и совершенных
учителей Индии. Едва ознакомившись с предметом, он знал его в
совершенстве и, даже не практикуя, имел видения всех божеств. В то
время его стали называть Лодэн Чоксэ,
и он продемонстрировал, как
довести до совершенства уровень видьядхары созревания.
Затем он отправился в страну Захор, где привлёк Мандараву, истинную
дакиню, которая была дочерью царя Вихардхары. Он взял её в помощницы
для садханы, и они практиковали в пещере Маратика три месяца, после
чего им явился сам Будда
Амитаюс, дал посвящение и благословил их быть
нераздельными с ним.
Они получили миллиард тантр долгой жизни и реализовали
уровень
видьядхары владения жизнью. Обретя неподвластное рождению и смерти
ваджрное тело, они вернулись, чтобы учить царство Захор. Когда они
собирали подаяние, царь и его советники схватили их и сожгли их заживо.
Учитель и его супруга внушили веру, сотворив чудо: погребальный костёр
превратился в прохладное озеро, посередине которого они восседали на
лотосе. Они подвигли всех людей на практику Дхармы и укрепили их в
состоянии, не допускающем возврата в сансару.
Потом Падмакара вернулся, чтобы обратить на путь
жителей Уддияны. Когда
он собирал подаяние, его узнали и сожгли на огромном костре из сандала.
Учитель с супругой опять оказались невредимыми на цветке лотоса
посередине озера, в ожерельях из черепов, символизирующих освобождение
всех живых существ от сансары. За то, что он явил это чудо, его стали
называть Падма Тотренг Цал
(Могущественный Лотос с Ожерельем из
Черепов). Он пребывал в Уддияне тринадцать лет в качестве наставника
царя и утвердил всё царство в практике Дхармы. В течение этого времени
он дал посвящение и учения Каду Чоки Гямцо, "Океан Дхармы, воплощающий
все учения", благодаря которым царь и царица, а также все, кому это
было предопределено, реализовали высший уровень видьядхары. После этого
Падмакару стали именовать Падмараджа
(Лотосный Царь).
Согласно предсказанию из "Сутры о сверхъестественном
восприятии",
Падмакара преобразился в монаха Вангпо Дэ, чтобы обратить на путь царя Ашоку. Утвердив Ашоку
в непоколебимой вере, он за одну ночь
воздвиг в
этом мире миллион ступ, хранящих останки Татхагаты. Кроме того, он
победил нескольких учителей-небуддистов и был отравлен одним царём, но
остался невредим. Когда же после того его бросили в реку, он повернул
течение реки вспять и стал танцевать в воздухе. Благодаря этому он
получил имя Юный Могучий Гаруда.
Кроме того, Падмакара проявился в облике Ачарьи
Падма-ваджры, учителя,
открывшего Хеваджра-тантру, а
также как брахман Сараха, Домби Херука, Вирупа,
Калачарья и многие другие
сиддхи. Он выполнял практики на
великих кладбищах, где учил дакинь Тайной
Мантре. Он усмирил внешних и
внутренних мирских духов и нарёк их защитниками Дхармы. В это время его
называли Ньима Осэр.
Когда на диспуте в Бодхгае пятьсот
учителей-небуддистов чуть было не
взяли верх над Дхармой, Падмакара бросил им вызов и одержал победу.
Некоторые из этих учителей прибегли к чёрной магии, но Падмакара
рассеял чары с помощью гневной мантры, которую ему дала дакини
Укротительница Мары. Остальные приняли учение Будды, и знамя Дхармы
вознеслось до небес. Тогда его стали называть Сэнгэ Драдрок. К тому
времени он исчерпал три омрачения и пребывал на уровне видьядхары
владения жизни, на ступени полного завершения высшего пути.
На пути в пещеру Янглешо, расположенную между Индией и
Непалом, он
встретил Шакья Дэви, дочь царя Непала, и сделал её помощницей в
садханах и супругой. Когда он выполнял практику херуки Вишуддхи, три
могущественных духа стали чинить препятствия, вызвав трёхлетнюю засуху,
которая послужила причиной болезней и голода. Падмакара послал гонцов в
Индию с просьбой к своим учителям дать учение, которое помогло бы
одолеть эти препятствия. Два посланца вернулись, нагруженные текстами
Килаи, и, как только эти люди прибыли в Непал, препятствия исчезли сами
собой. Затем Падмакара с супругой обрели высшие сиддхи и поднялись на
уровень видьядхары махамудры.
Гуру Ринпоче понял, что практика херуки Вишуддхи даёт
великие сиддхи.
Но эту практику можно уподобить купцу, который на своём пути встречает
много препятствий, а Килая – всё равно что
сопровождающая его охрана.
Вследствие того, что эти практики дополняют друг друга, Гуру Ринпоче
составил много садхан, объединяющих этих двух херук. В это же время он
также связал клятвой шестнадцать мирских защитников Ваджракилаи.
Падмакара посетил и другие древние царства, где учил
Дхарме, в их числе
были Хурмудзу, что близ Уддияны, Сикодж-хара, Дхармакоша, Ругма,
Тирахути, Камарула и Канча, а также много других. Точно не известно,
когда он отправился в страну Дродинг, но тантрические учения о Хеваджре,
Гухьячандре Бинду, Вишуддхе, Хаягриве, Килае и Мамо, которые он там
давал, сохранились и по сей день.
Обычно считается, что Падмакара прожил в Индии на
благо учений и живых
существ тридцать шесть сотен лет. Но, как полагают знающие люди, счёт
здесь, по-видимому, идёт на полугодия и это просто круглая цифра.
Чтобы обратить на путь народы Монголии и Китая,
Падмакара проявился в
облике царя Нгонше Чена и йогина Тобдэна. Кроме того, в стране
Шанг-Шунг он проявился как рождённое чудесным образом дитя Тави Хрича,
дал наставления по устной линии передачи Дзогчен и привёл много
достойных учеников к обретению радужного тела.
Таким образом, деяния Падмакары, способствовавшие
обращению людей на
путь освобождения, когда он появлялся в разных местах, в разных
образах, говоря на разных языках, поистине безмерны.
Теперь я опишу, как Падмакара пришёл сюда, в страну
Тибет. Когда царю Трисонг Децена,
который сам был эманацией Манджушри,
было двадцать
лет, он зародил горячее желание распространить священные учения Дхармы.
Он пригласил из Индии Бодхисаттву
Кхенпо, который давал учение о
зависимом возникновении и о десяти добродетельных деяниях. Спустя год
был заложен огромный храм, но духи Тибета чинили препятствия и мешали
строительству. В сооветствии с пророчеством Бодхисаттвы Кхенпо,
царь послал пять
скороходов пригласить учителя Падмакару. Предвидя это, Падмакара уже
отправился в Мангюл, что между Непалом и Тибетом. На пути в Центральный
Тибет он прошёл через Нга-ри Цанг и Докам и, чудесным образом посетив
все эти области, связал клятвой двенадцать богинь Тэнма, тринадцать
божеств Гурлха и двадцать одного Гэнена, а также много других
могущественных духов.
В Тамарисковом Лесу у Красной Скалы он повстречал царя
Тибета и
совершил восхождение на вершину Хэпори, чтобы подчинить себе богов и
демонов. Он заложил Самье и наблюдал за ходом строительства до его
завершения, привлекая к работе и тех богов и демонов, которые раньше
мешали строительству.
Через пять лет была закончена работа по строительству
храмового
комплекса Достославного Самье, Неизменной и Спонтанно Завершённой
Вихары, в том числе и трёх храмов цариц; он был воздвигнут как символ
горы Сумеру, окружённой четырьмя большими материками и восемью малыми,
солнцем и луной, а также стеной железных гор. Во время ритуала
освящения было отмечено пять чудесных знамений.
Затем царь пожелал перевести священные тексты и
утвердить Дхарму, и
потому по его повелению множество смышлёных тибетских мальчиков
принялись за учёбу, чтобы стать переводчиками. Пригласив из Индии и
других учителей Трипитаки, он
велел Бодхисаттве Кхенпо
посвятить в монашеский сан
семь первых тибетцев и постепенно создать монашескую сангху. Затем Бодхисаттву Кхенпо
и Падмакара, а также другие пандиты, в числе которых
были Вайрочана, Кава Палцег, Чогро Луи Гялцен и другие переводчики,
перевели на тибетский язык все существовавшие буддийские тексты по сутре и тантре, равно как и большинство
разъясняющих их трактатов.
Вайрочану и Намкая Нингпо отправили в Индию, где
Вайрочана изучал Дзогчен у Шрисингхи, а Намкай Нингпо получил от
великого учителя
Хумкары учения херуки Вишуддхи. Они оба обрели реализацию и
распространили эти учения в Тибете. Затем царь Трисонг Децен попросил
Падмакару дать ему посвящение и наставления. В Чимпу, ритоде,
расположенном над Самье, великий учитель открыл девяти главным
ученикам, среди которых был и царь, мандалу садхан восьми херук и дал
им посвящение. Каждому из них была вверена отдельная передача, и все
девять учеников благодаря практике учений обрели сиддхи.
Падмакара дал бесчисленное множество других глубоких и
необычайных
учений, связанных с тремя внутренними тантрами, многим избранным
судьбой ученикам, возглавляемым царём и его сыновьями, а также двадцати
пяти ученикам в Лходраке, Тидро и многих других местах.
Гуру Ринпоче пребывал в Тибете пятьдесят пять лет и
шесть месяцев: из
них сорок восемь лет при жизни царя и семь лет и шесть месяцев после
его кончины. Он прибыл в Тибет, когда царю был двадцать один год (в 810
году н.э.). Царь скончался в возрасте шестидесяти девяти лет. После
этого Падмакара прожил в Тибете ещё несколько лет, прежде чем отбыл в
страну ракшасов.
Падмакара лично посетил двенадцать снежных гор в
Нгари, двадцать одно
место практики в Центральном Тибете и Цанге, двадцать пять мест в
Докаме, три тайные долины и множество других мест, каждое из которых
благословил стать священным местом практики. Зная, что впоследствии
потомок царя будет пытаться уничтожить буддизм в Тибете, он оставил
много предсказаний на будущее. Посовещавшись с царём и близкими
учениками, Падмакара сокрыл бесчисленные учения-терма, в первую очередь
восемь личных сокровищ царя, пять великих сокровищ ума и двадцать пять
глубоких сокровищ. Сокрыть эти терма было необходимо, чтобы не
допустить уничтожения учений Тайной Мантры, избежать извращения
Ваджраяны или её искажения не практикующими теоретиками, сохранить
благословения и принести благо будущим ученикам. Для каждого из этих
сокрытых сокровищ Падмакара предсказал время открытия, человека,
который его откроет, и тех избранных судьбой восприемников, которые
продолжат передачу этих учений. Проявившись в устрашающем гневном
облике безумной мудрости в тринадцати местах, называемых Логово Тигра,
он связал всех мирских духов клятвой служить Дхарме и поручил им
охранять сокровища-терма. В то время его называли Дордже Дролло.
Чтобы утвердить в вере будущие поколения, он оставил
отпечаток своего
тела в Бумтанге, отпечатки ладоней – в Намцо
Чугмо и отпечатки стоп – в
Паро Дракарс, а также в других местах практики, которым нет числа.
После смерти царя Трисонг Децена
Падмакара возвёл на трон Мутига
Ценно. Он выполнил ритуал друбчен в Трамдруге, где вверил глубокие
учения другому царевичу, Гялсэ Лхадже, и предсказал, что тот принесёт
благо живым существам, став открывателем сокрытых сокровищ в течение
тринадцати своих будущих жизней.
Невозможно точно перечесть, сколько учеников в Тибете
получили
посвящение лично от Падмакары, но самыми известными из них являются
двадцать пять первых учеников, двадцать пять промежуточных учеников и
семнадцать и двадцать один последующий ученик. Радужное тело проявили
восемьдесят его учеников в Ерпа и сто восемь медитирующих в Чувори,
тридцать тантристов в Янгдзонге, а также пятьдесят пять реализовавших в
Шелдраге. Среди учениц были двадцать пять дакинь и семь йогинь. Кровные
линии этих близких учеников сохраняются и по сей день.
Когда он собрался отправиться на юго-запад, в страну
ракшасов, царь,
советники и все ученики пытались уговорить его остаться, но тщетно. Он
дал каждому из них подробные наставления и учения и отбыл через перевал
Гунгтанг верхом на коне или на льве в сопровождении многочисленных
божеств, делавших подношения. На вершине Достославной Медноцветной Горы
на материке Чамара он освободил Ракша Тотрэнга, царя ракшасов, и принял
его облик. После этого он чудесным образом создал дворец Лотосного
Света, убранный невиданными украшениями, а также оставил по своему
излученному двойнику на каждом из окружающих восьми островов, где они
обитают как цари и учат садханам восьми херук.
Ныне он пребывает на уровне видьядхары спонтанного
присутствия в облике
наместника Ваджрадхары,
непоколебимого, пока остаётся сансара. Полный
сострадания, он посылает свои эманации на благо существ. Даже после
того, как погибнет учение винаи, он явится среди практиков тантры.
Будет много избранных судьбой учеников, которые обретут радужное тело.
В будущем, когда в этот мир придёт Будда Майтрея, Падмакара
проявится
под именем Дрова Кундул и даст
учения Тайной Мантры всем достойным
людям.
Это краткое жизнеописание –
лишь неполное повествование,
соответствующее тому, что было воспринято некоторыми обычными учениками.
По поводу длительности пребывания Гуру
Падмасамбхавы в Тибете взгляды историков расходятся: называют периоды
от шести месяцев до пятидесяти лет и более. Согласно "Жизнеописанию
Гуру Падмасамбхавы" Содогпа Лодро Гьялцена, он прибыл в Тибет в год
металла-тигра (810 г. н.э.) и, проведя там пятьдесят пять лет, покинул
страну в год дерева-обезьяны (864 г. н.э.). Согласно "Белому лазуриту"
Деси Сангье Гьяцо, он прибыл в Тибет в год земли-быка (749 г. н.э.) и
отбыл в год дерева-обезьяны (804 г. н.э.). Согласно сочинениям Минлинг
Лочена Дхармашри, Патрула Джигме Чокьи Вангпо и Джу Мипам Намгьяла, он
прибыл в Тибет в год воды-тигра (822 г. н.э.) и отбыл в год
огня-обезьяны (876 г. н.э.).
Истории повествуют о том, что Гуру Падмасамбхава множество раз
возвращался дать учения Йеше Цогьял
и другим великим мастерам. Все великие тертоны встречались с Гуру
Падмасамбхавой во сне, в видениях или наяву. В своих биографиях они
пишут, что по меньшей мере один раз были на Горе Цвета Меди, где
получали наставления, а вернувшись открывали полученные учения другим.
Гуру Падмасамбхава спрятал множество терма или учений-сокровищ в разных
частях Тибета ради будущих поколений. В терма он включил и множество
предсказаний о будущем нашего мира. Некоторые предсказания касаются
только Тибета, а некоторые и других стран мира. Он предсказал, что
будет происходить от поколения к поколению и сколько проблем можно
решить.
\
|
|
|