Будда Амитаюс (санскр. अमितायुस् Amita-āyus, букв. "Будда беспредельной жизни"; тиб. tshe dpag med, Цепаме, букв. "бесконечная жизнь"; кит. 阿彌陀佛, Амитуо Фо; яп. 阿弥陀如来, Амида Нё:рай). Будда Амитаюс – будда долгой жизни, самбогакая-форма Будды Амитабхи.

  Amitayus.

Ранние упоминания о Будде Амитаюсе содержатся в "Сукхавати-вьюхе" (I век н.э.). В качестве одного из эпитетов Будда Амитабха здесь называется Амитаюсом, обладающим неизмеримой, бесконечной жизнью
. Полностью культ Будды Амитаюса сформировался в IV веке, и благодаря "Амитаюс-дхьяна сутре" (Сутре созерцания Амитаюса) Амитаюс стал восприниматься как относительно самостоятельный будда. К Будде Амитаюсу стали обращать мольбы о долгой жизни, крепком здоровье и достатке. В средние века в Тибете, Монголии (особенно в лечебной практике лам) и Китае (в даосско-буддийском поиске эликсира бессмертия) сложился культ Будды Амитаюса, получивший широкое распространение в XVI-XVIII веках, который продолжает сохранять своё значение и по ныне.
В биографии Нагарджуны упоминается, что в детские годы он преодолел критический срок в своей жизни (ему предсказывали раннюю смерть), начитывая мантры Будды Амитаюса.
В жизнеописании Мандаравы, духовной ученицы Гуру Ринпоче, есть история о совместной практике Падмасамбхавы и Мандаравы для достижения уровня видьядхары вечной жизни:

"Падмасамбхава взял Мандараву с собой в пещеру Маратика, которая находится к югу от горы Потала, в чистой обители Авалокитешвары. Там Гуру и его супруга развернули мандалу Амитаюса и приступили к практике видьядхары бессмертия. Через три месяца практики к ним явился Амитаюс и коснулся сосудом с эликсиром бессмертия голов Падмасамбхавы и Мандаравы, а затем влил им в рот по несколько капель из этого сосуда. Падмасамбхаве он придал облик Хаягривы, а МандаравеВаджраварахи, и они обрели сиддхи видьядхары вечной жизни, так что стали неподвержены старению и смерти".
"Затем он [Гуру Ринпоче] отправился в страну Сахор, где привлёк Мандараву, истинную дакини, которая была дочерью царя Вихардхары. Он взял её в помощницы для садханы, и они практиковали в пещере Маратика три месяца, после чего им явился сам Будда Амитаюс, дал посвящение и благословил их быть нераздельными с ним. Они получили миллиард тантр долгой жизни и реализовали уровень видьядхары владения жизнью".

Из "Краткой биографии Падмасамбхавы" Джамгон Конгтрул Ринпоче.

По этим примерам видно, что значение практик долгой жизни, связанных с Амитаюсом, не только в том, чтобы устранить препятствия, способные укоротить жизнь. Основная цель этих практик – обретение состояния за пределами рождения и смерти.
Будда Амитаюс изображается сидящим в позе лотоса с телом рубиново-красного цвета, руки сложены в дхьяна-мудре, он украшен как бодхисаттвы самбхогакаи. Чаще его изображают красного цвета, но есть также тханки с Белым Амитаюсом. В одиночной форме Амитаюс сидит в медитативной позе и держит в руках, сложенных в дхьяна-мудре, сосуд с амритой (санскр. amṛta – нектар бессмертия). В форме яб-юм у него в руках драгоценный сосуд с амритой и стрела с пятью разноцветными лентами (тиб. mda' dar / дадар), символ контроля над жизненными элементами.
Супруга Амитаюса (Юм) – богиня Чандали.

Amitayus.
tshe dpag med [Ц'е-па-ме] Цепаме / Амитаюс

tshe [ц'е] це / санскр. āyus – жизнь, долгая жизнь

dpag med [па-ме] паме / санскр. amita – безграничный, неизмеримый
Мантра Будды Амитаюса.
Практика мантры Будды Амитаюса способствует продлению жизни и укреплению здоровья.
Мантру Будды Амитаюса можно начитывать в любом из приведённых ниже вариантов:
Короткие мантра
Будды Амитаюса:

1. Ом Амарани Дживантие Сваха
2. Ом Гуру Аю Сиддхи Хум Амарани Дживантие Сваха

Длинная мантра Будды Амитаюса:

Ом Намо Бхагаватэ Апаримита Аюрджняна Субинишчита Тэдзо Раджая Татхагатая Архатэ Самъяксамбуддая Тадьята Ом Пунье Пунье Маха Пунье Апаримита Пунья Джняна Самбхаропачитэ Ом Сарва Самскара Паришуддха Дхарматэ Гагана Самудгатэ Собхава Вишудхе Маха Пая Париваре Сваха