Ранние упоминания о
Будде Амитаюсе
содержатся в "Сукхавати-вьюхе"
(I век
н.э.). В качестве одного из эпитетов Будда Амитабха здесь называется
Амитаюсом, обладающим неизмеримой, бесконечной жизнью. Полностью
культ Будды Амитаюса сформировался в IV веке, и
благодаря "Амитаюс-дхьяна сутре" (Сутре
созерцания Амитаюса) Амитаюс стал
восприниматься как относительно самостоятельный будда. К Будде
Амитаюсу стали обращать мольбы о долгой жизни, крепком здоровье и
достатке. В средние века в Тибете, Монголии (особенно в лечебной
практике лам) и Китае
сложился культ Будды Амитаюса, получивший широкое
распространение в XVI-XVIII веках,
который продолжает сохранять своё значение и по ныне.
В биографии Нагарджуны
упоминается, что в детские годы он преодолел
критический срок в своей жизни (ему предсказывали раннюю смерть),
начитывая мантры Будды Амитаюса.
В жизнеописании Мандаравы, духовной
ученицы Гуру Ринпоче,
есть
история о совместной практике Падмасамбхавы и Мандаравы
для достижения
уровня видьядхары вечной жизни:
"Падмасамбхава взял Мандараву
с собой в пещеру Маратика,
которая находится к югу от горы Потала, в чистой обители Авалокитешвары.
Там
Гуру и его супруга развернули мандалу Амитаюса и
приступили к практике видьядхары бессмертия. Через три месяца практики
к ним явился Амитаюс и коснулся сосудом с эликсиром бессмертия голов Падмасамбхавы
и Мандаравы,
а затем влил им в рот по несколько капель из
этого сосуда. Падмасамбхаве
он придал облик Хаягривы, а Мандараве – Ваджраварахи,
и они обрели сиддхи видьядхары вечной жизни, так что
стали неподвержены старению и смерти".
"Затем он [Гуру Ринпоче]
отправился в страну Сахор, где
привлёк Мандараву,
истинную дакини, которая была дочерью царя
Вихардхары. Он взял её в помощницы для садханы, и они практиковали в
пещере Маратика три месяца, после чего им явился сам Будда Амитаюс, дал
посвящение и благословил их быть нераздельными с ним. Они получили
миллиард тантр долгой жизни и реализовали уровень видьядхары владения
жизнью".
Из "Краткой биографии
Падмасамбхавы"
Джамгон Конгтрул Ринпоче.
По этим примерам видно, что
значение практик долгой жизни, связанных
с Амитаюсом, не только в том, чтобы устранить препятствия, способные
укоротить жизнь. Основная цель этих практик – обретение состояния
за
пределами рождения и смерти.
Будда Амитаюс изображается сидящим в
позе лотоса с телом рубиново-красного цвета, руки сложены в
дхьяна-мудре, он
украшен как бодхисаттвы самбхогакаи. Чаще его изображают
красного цвета, но есть также тханки с Белым Амитаюсом. В одиночной
форме Амитаюс сидит в медитативной позе и держит в руках, сложенных в
дхьяна-мудре, сосуд с амритой (санскр. amṛta
– нектар бессмертия). В форме яб-юм у него в руках драгоценный
сосуд с амритой и стрела с пятью разноцветными лентами (тиб.
mda' dar / дадар), символ контроля над жизненными элементами.
Супруга Амитаюса (Юм) – богиня Чандали.
tshe dpag med
[Ц'е-па-ме]
Цепаме /
Амитаюс
tshe
[ц'е]
це / санскр.
āyus – жизнь, долгая жизнь
dpag med
[па-ме]
паме / санскр.
amita – безграничный, неизмеримый
Мантра Будды Амитаюса.
Практика
мантры Будды Амитаюса способствует продлению
жизни и укреплению здоровья.
Мантру Будды Амитаюса можно начитывать в
любом из приведённых ниже вариантов:
Короткие мантра Будды Амитаюса: