На главную страницу В начало раздела Назад

На главную страницу В начало раздела Назад
Учитель Нагарджуна.

Нагарджуна (санскр. Nagarjuna; тиб. Пхакпа Лудруб / Phakpa Ludrub).
В "Манджушри-мула-тантре" имеется следующее пророчество будды Шакьямуни:

"После того, как я, Будда, уйду, пройдёт четыреста лет, и тогда появится монах, именуемый Нага. Он посвятит себя Учению и окажет большую помощь ему. Он достигнет стадии Совершенного Блаженства и будет жить шестьсот лет. Мистическое знание Махамаюри1 будет обеспечено тем великим существом. Он познает предметы разных наук и изложит Учение о несубстанциональности. И после того, как он отбросит этот телесный остов, он переродится в области Сукхавати. И, наконец, состояние Будды должно быть определённо достигнуто им".

  Nagarjuna.

Через 400 лет после того, как ушёл будда Шакьямуни, на юге Индии, в стране Видарбха, в семье богатого брахмана родился сын. Брахман долго ждал появления ребёнка, но когда отец показал его предсказателю, тот сказал, что хотя знаки у мальчика и счастливые, ему долго не прожить: в лучшем случае ему уготовано 7 лет. Родители сделали всё, чтобы мальчик прожил эти 7 лет. Когда же срок его жизни приблизился к 7 годам, опечаленные родители послали сына путешествовать со слугой.
Нагарджуна постепенно шёл и шёл, пока, наконец, не оказался у ворот монастыря Наланды. Там он встретился с Учителем Сарахой, который пообещал, что если мальчик станет монахом, то Сараха поможет ему продлить жизнь. Нагарджуна вступил в общину, и Учитель посвятил его в мандалу будды Амитаюса, дав наставление читать мантры этого Победителя над смертью. Так
Nagarjuna. мальчик преодолел критический срок в своей жизни.
Сараха посвятил Нагарджуну в различные учения, в числе которых была и практика Шри Гухьясамаджи. Затем его наставником был настоятель Наланды Рахулабхадра. Мальчик стал известен как монах Шриман.
Шриман овладел сверхъестественными силами. Однажды, излагая Учение в своём монастыре, он заметил, как два мальчика, слушавшие его толкование Учения, затем исчезли под землёй. Учитель спросил о них и установил, что это были наги. Получив приглашение от нагов, он перенёсся в их область и изложил там Учение. Наги просили остаться Учителя у них, но тот отказался, пообещав прийти потом.
В области нагов он получил "Шатасахасрику" и "Свалпакшару" (одна из малых праджняпарамита-сутр). После этого случая Шриман стал известен под именем Нагарджуна.
В течении своей жизни Нагарджуна дал множество учений и выиграл много дебатов. У него было много учеников. Также он построил множество ступ и храмов.
Нагарджуна стал основоположником филосовской системы Мадхьямаки, или Срединного Пути. Он писал работы по философии Мадхъямаки ("Собрание поучений сутр" (Сутрасамуччая); "Шесть трактатов центральной философии" (Шастхакула-мадхьямакашастра)) и по религии (Дхармадхата-сутра), а также руководства по изготовлению мандал, благовоний из трав и астрологии. О его трактатах Далай-лама ХIV говорит: "Воззрение на пустоту, высказанное Нагарджуной следует понимать в смысле взаимозависимого происхождения. При чтении этих комментариев появляется чувство глубокого восхищения Нагарджуной. Многие более поздние учёные и святые опирались в своих взглядах на труды этого мастера".
Почти все его книги были переведены на Тибетский в восьмом веке, во времена правления царя Трисонга Децена. Их можно найти в Тангьюре, собрании комментариев к буддийским сутрам. Один из его знаменитых комментариев гласит: всему, что рождается, суждено умереть, всё, что накоплено, будет потрачено, всё, что создано, непостоянно. Поэтому не расстраивайтесь по поводу этих законов природы.
Его учениям до сих пор следуют многие во всех странах, где практикуют буддизм Махаяны.

В имени Нагарджуна часть "арджуна" имеет значение "тот, кто овладел могуществом". Нагарджуна изображается сидящим подобно Будде, его руки сложен в дхармачакра-мудре (жесте изложения буддийского учения). На многих изображениях его голову окружает ореол из змей, которые символизируют змееподобных обитателей страны нагов.
Последнюю часть жизни Нагарджуна провел в медитации у горы, Шри Праварта на юге Индии, но об этом очень мало исторических данных. Одна общая устная легенда о его смерти гласит, что Хинду, его  оппоненты по дебатам, попросили его умереть, так как никак не могли одолеть его в дебатах и в то же время они не могли причинить ему никакого вреда.
Нагарджуна согласился, но сказал, что только один из  участников дискуссии, который был в прошлой жизни муравьём и которого Нагарджуна убил куском травы Куша имеет силу для того, чтобы убить его. Таким образом, этот оппонент отрубил Нагарджуне голову стеблем травы Куша. 
После его смерти один из его учеников, Арьядева, продолжал нести его  учения. Не существует
единого мнения относительно того, сколь долго прожил Нагарджуна, причём оценки длительности его жизни колеблятся в пределах 150-300 лет! Говорят, что тело его сохранилось у Шри Праватра в ожидании будды Майтреи.
На приведённой танке Нагарджуна сидит на троне облокотившись на лотос. К нему склонился его ученик Арьядева. В верхнем правом углу изображён бодхисаттва, проявление Авалокитешвары.



\



Примечание.

1Махамаюри  богиня, излечивающая укусы змей, она почитается как покровительница долголетия.




На главную страницу В начало разделаНазад Наверх


На главную страницуВ начало раздела НазадНаверх