На главную страницу В начало раздела. Назад

На главную страницу В начало раздела. Назад
Гухьясамаджа-тантра.

Guhyasamāja.

Гухьясамаджа (санскр. Guhyasamāja; тиб. Сангва Дюпа (gSang ba 'dus pa'i rgyud), или Сангдю (gsang 'dus), букв. "Собрание Тайн", "Тайное Собрание")), полное имяГухъясамаджа Акшобхъяваджра. Второе имя "Акшобхъяваджра" указывает на то, что он считается эманацией дхьяни-будды Акшобхъи.
Гухьясамаджа, "владыка тантр", также идентифицируется с Адибуддой как его проявление и символизирует триединство тела, речи и мысли Адибудды.
Гухьясамаджа яыляется йидамом отцовской (тантра метода) ануттара-йога-тантры (санскр. anuttarayogatantra, букв. "непревзойдённая йогическая тантра"). В тантрических писаниях, попавших в Тибет с новыми переводами тантры, имеется множество текстов по Гухьясамадже, связанных с его тремя главными формами. Эти три формы таковы: Акшобхья Гухьясамаджа школы Арья; Манджушриваджра школы Джнянапады; Локешвара Гухьясамаджа, используемая в обоих упомянутых школах.
Практики, связанные с первой из форм, получили наибольшее распространение.


Описание йидама.

Guhyasamāja.

У Гухьясамаджи шесть рук, он сидит в позе лотоса на лунном диске, лежащем на лотосовом троне. У него три лица: центральное лицо – синего цвета, правое – белое, левое – красное. Три лица символизируют преобразование трёх ядов: привязанности, невежества (заблуждения), гнева (ненависти). Тело Гухьясамаджи тёмно-синего цвета. В объятиях его – супруга Ваджраспарштавья, с телом синего цвета. У неё также шесть рук, но одна голова. Гухьясамаджа и его супруга держат одни и те же символы – ваджру, колокольчик, меч, драгоценность, исполняющую задуманное, колесо Закона (дхармачакру) и лотос.

gsang ba 'dus pa [Сан'-ва Дÿ-па] Сангва Дюпа / Гухьясамаджа

gsang 'dus [Сан'-дÿ] Сангдю / Гухьясамаджа

gsang ba [сан'-ва] сангва / санскр. guhya – тайна, тайный

'dus pa [дÿ-па] дюпа / санскр. samāja – собрание


История Гухьясамаджа-тантры.

Гухьясамаджа-тантра – одна из самых ранних буддийских тантр. Установлено, что уже в III веке нашей эры была известна её письменная форма.
С точки зрения буддологии, это самая ранняя Тантра. Наиболее близка к ней Гухьягарбаха-тантра базовая тантра школы Ньингма.
Гухьясамаджа-тантра – единственная из тантр, которую Будда Шакьямуни проповедовал непосредственно людям. Индийский царь Индрабодхи обратился к Будде с просьбой дать ему такой метод Освобождения, чтобы он при этом не оставлял ни дел военачальника, ни семейных, ни заботы о народе царства. Бхагаван (Самый Почитаемый) чудесным образом превратился в форму Отца-Матери (Яб-Юм) Гухьясамаджи, сидящего в центре мандалы в окружении свиты из тридцати двух божеств и в таком виде изложил царю коренную тантру Гухьясамаджи.
История повествует, что во время проповеди Бхагавана, садовник царя Индрабодхи по имени Сараха, спрятавшись за цветочным кустом, всё слышал и обрёл посвящение в Тантру наравне с царём. Впоследствии Сараха написал первую садхану Гухьясамаджи
метод созерцания Гухьясамаджи.
В VIII веке Учитель Буддхагухья, ученик Буддхаджняны, прибыл в Тибет и поселился в окрестностях горы Кайлас (санскр. kailāsa). Сюда же прибыли направленные царём Тисонг Деценом тибетские послы. С этим событием связано первое упоминание о Гухьясамаджа-тантре в Тибете. В тот же период индиец Джнянагарбха из Ориссы контактировал с тибетскими переводчиками, например со знаменитым Каба Палцегом и также учил Гухьясамадже.
В школе Ньингма на раннем этапе развития Гухьясамаджа-тантра была одной из главных внутренних тантр
наряду с Гухьягарбхой, а позже с Хеваджрой, Чакрасамварой и Калачакрой.
В период новых переводов тантр, Гухьясамаджу принёс в Тибет переводчик
Лочен Ринчен Зангпо. Несколько ранее, около 1000 года, в Кхаме этой тантре долгое время учил пандита Смритиджняна, ученик Наропы. Другой ученик Наропы, знаменитый переводчик Марпа (1012-1097г), обучавшийся семнадцать лет в Наланде и Викрамашиле, принёс в Центральный Тибет не только линию Шести Йог Наропы и традицию Махамудры, но и все тантры новой школы, в том числе и Гухьясамаджу.
В традиции Сарма со времён Атиши была введена четверичная система классификации тантр: крия-йога, чарья-йога, йога-тантра и ануттара-йога-тантра. К ануттара-йога-тантрам относятся Ваджрабхайрава, Чакрасамвара, Хеваджра и единственная из четырёх ануттаратантр, относящихся к так называемым Отцовским Тантрам (большинство школ к этому классу относят и Ваджрабхайрава-тантру), в которых акцент смещён не в сторону интуитивного познания шуньяты, а к методу, Ясному Свету Гухьясамаджа тантра.
Практика Гухьясамаджа-тантры была обязательной в новой Кадампе, основанной Чже Цонкапой, эта школа впоследствии стала известна, как Гелугпа. Вместе с Ваджрабхайравой (Ямантака) и Чакрасамварой, Гухьясамаджа составляет гуру-йогу школы Гелуг, практику, известную как "тройной метод" (тиб. gSang-bDe-'Jigs-gsum dang 'brel-ba'i Bla-ma'i-rnal-'byor mdor-bsdus bzhugs-so).
Тантра Гухьясамаджи практиковалась и в Каржуд. Каждая школа имела по нескольку линий преемственности той или иной Тантры.
В развёрнутых садханах обычно приводится так называмое римпа – линия преемственности учителей конкретной Тантры.
По линии
преемственности Тантры Гухьясамаджи были; Великие Ачарьи Индии – Бхававивека (500-578 гг.) и Чандракирти (VII в.). Буддхаджняна (VII в.) был первым, кто, получив тантрийские посвящения из Уддияны от сиддха Лилаваджры и йогини Гуннери, установил изучение Гухьясамаджа-тантры в знаменитом буддийском монастыре Викрамашила. Позже среди известных пандитов Викрамашилы, кто учил Гухьясамадже, были Вагишваракирти, Ратнаваджра и Джнянашримитра. Гухьясамаджа-тантру практиковали и писали к ней комментарии также Джнянагарбха (VIII в.), Шакьямитра (XI в.) (современник сиддха Хумкары, Падмасамбхавы и Буддхагухьи), Абхаякарагупта (X-XII вв.)
В Гухьясамаджа-тантре подробно разработан метод достижения иллюзорного тела
йога иллюзорного тела (её также называют йогой ветра). Любое омрачение связано с тем или иным ветром в тонком теле человека, эти ветры омрачения сознания поддерживают сансарное существование. Ветры (санскр. prana, тиб. rlung) двигаются по особым каналам. В тонком теле человека существуют нади (санскр. nāḍī, тиб. rtsa) – энергетические каналы, среди них выделяют три главных канала: центральный, левый и правый. Три лица Гухьясамаджи символизируют три фундаментальных энергии, протекающие по трём главным нади: энергию гнева, энергию невежества, энергию привязанности. Обычно движение ветра по левому и правому каналу связано с омрачениями невежества и гнева, эти загрязнения мешают свободному прохождению ветра. Когда ветер застревает в центральном канале, это связано с привязанностью. В центральном канале ветер преобразуется в тончайший вид энергии, который служит основой для постижения ясного света. Целью практики иллюзорного тела является обретение самбхогакаи, тела Чистого Мира Форм, и достижение состояния будды самбхогакаи.
Для практики иллюзорного тела необходимо специальное посвящение от ваджрного Учителя, которое называют тайным. Вероятно, это связано с именем Гухьясамаджи – "Собрание Тайн".



\



 

На главную страницу В начало раздела. Назад Наверх

На главную страницу В начало раздела. Назад Наверх