|
|
Гухьясамаджа-тантра
Гухьясамаджа (санскр. Guhyasamāja; тиб. Сангва
Дюпа (gSang ba 'dus pa'i rgyud), или Сангдю
(gsang 'dus), букв.
"Собрание Тайн", "Тайное Собрание")), полное
имя – Гухъясамаджа Акшобхъяваджра. Второе
имя
"Акшобхъяваджра" указывает на то, что он
считается эманацией дхьяни-будды Акшобхъи.
Гухьясамаджа,
"владыка тантр", также идентифицируется с Адибуддой как его проявление и
символизирует триединство тела, речи и мысли Адибудды.
Гухьясамаджа
яыляется йидамом отцовской
(тантра метода)
ануттара-йога-тантры (санскр.
anuttarayogatantra, букв. "непревзойдённая
йогическая тантра"). В тантрических писаниях, попавших в
Тибет с новыми переводами тантры,
имеется множество текстов по Гухьясамадже, связанных с его тремя
главными формами. Эти три формы таковы: Акшобхья
Гухьясамаджа школы Арья; Манджушриваджра школы Джнянапады; Локешвара
Гухьясамаджа, используемая в обоих упомянутых школах.
Практики, связанные
с первой из форм, получили наибольшее
распространение.
Описание
йидама
У Гухьясамаджи шесть
рук, он сидит
в позе лотоса на лунном диске,
лежащем на лотосовом троне. У него три лица: центральное лицо
– синего цвета, правое – белое, левое –
красное. Три лица символизируют
преобразование трёх ядов: привязанности, невежества (заблуждения),
гнева (ненависти). Тело Гухьясамаджи
тёмно-синего цвета. В объятиях его
– супруга Ваджраспарштавья, с телом синего цвета. У неё также
шесть рук,
но одна голова.
Гухьясамаджа и его супруга держат одни и те же символы –
ваджру,
колокольчик, меч, драгоценность,
исполняющую задуманное, колесо
Закона
(дхармачакру) и
лотос.
Гухьясамаджа-тантра – одна из самых ранних буддийских тантр.
Установлено, что уже в III веке нашей эры была известна её письменная
форма. С точки зрения буддологии, это самая ранняя Тантра.
Наиболее близка к ней Гухьягарбаха-тантра
–
базовая тантра школы Ньингма.
Гухьясамаджа-тантра
–
единственная из тантр, которую Будда Шакьямуни
проповедовал
непосредственно людям. Индийский царь
Индрабодхи
обратился к Будде
с
просьбой дать ему такой метод Освобождения, чтобы
он при этом не оставлял ни дел военачальника, ни семейных, ни заботы о
народе царства. Бхагаван (Самый Почитаемый) чудесным образом
превратился в форму Отца-Матери (Яб-Юм) Гухьясамаджи,
сидящего в центре
мандалы в окружении свиты из тридцати двух божеств и в таком виде
изложил царю коренную тантру Гухьясамаджи.
История повествует, что во время проповеди Бхагавана, садовник царя
Индрабодхи по имени Сараха,
спрятавшись за цветочным кустом, всё слышал
и обрёл посвящение в Тантру наравне с царём. Впоследствии Сараха
написал первую садхану Гухьясамаджи – метод
созерцания Гухьясамаджи.
В VIII веке Учитель Буддхагухья, ученик
Буддхаджняны, прибыл в Тибет и
поселился в окрестностях горы Кайлас (санскр.
kailāsa). Сюда же прибыли
направленные царём Тисонг
Деценом
тибетские послы. С этим событием связано первое упоминание о
Гухьясамаджа-тантре в Тибете. В тот же период индиец Джнянагарбха из
Ориссы контактировал с тибетскими переводчиками, например со
знаменитым Каба Палцегом и также учил
Гухьясамадже.
В школе Ньингма на раннем этапе развития Гухьясамаджа-тантра была одной
из главных внутренних тантр наряду с Гухьягарбхой,
а
позже с Хеваджрой, Чакрасамварой
и Калачакрой.
В период новых переводов тантр, Гухьясамаджу принёс в Тибет переводчик Лочен
Ринчен
Зангпо. Несколько ранее, около 1000 года, в Кхаме этой
тантре долгое время учил пандита Смритиджняна, ученик Наропы. Другой
ученик Наропы,
знаменитый переводчик Марпа
(1012-1097г), обучавшийся семнадцать лет в Наланде и Викрамашиле,
принёс в Центральный Тибет не только линию Шести
Йог Наропы
и традицию Махамудры,
но и все
тантры новой школы, в том числе и Гухьясамаджу.
В традиции Сарма
со времён Атиши была
введена четверичная система
классификации
тантр: крия-йога, чарья-йога, йога-тантра и ануттара-йога-тантра. К
ануттара-йога-тантрам относятся Ваджрабхайрава, Чакрасамвара,
Хеваджра и единственная
из четырёх
ануттаратантр,
относящихся к
так называемым Отцовским Тантрам (большинство школ к этому классу
относят и Ваджрабхайрава-тантру),
в которых акцент смещён не в сторону
интуитивного познания шуньяты, а к методу, Ясному Свету –
Гухьясамаджа тантра.
Практика Гухьясамаджа-тантры была обязательной в новой
Кадампе,
основанной Чже Цонкапой,
эта школа впоследствии стала
известна, как Гелугпа. Вместе с Ваджрабхайравой
(Ямантака) и Чакрасамварой,
Гухьясамаджа составляет гуру-йогу школы Гелуг, практику, известную как
"тройной метод" (тиб.
gSang-bDe-'Jigs-gsum dang 'brel-ba'i
Bla-ma'i-rnal-'byor
mdor-bsdus bzhugs-so).
Тантра Гухьясамаджи
практиковалась и в Каржуд.
Каждая школа имела по нескольку линий преемственности той или иной
Тантры.
В
развёрнутых садханах обычно приводится так называмое римпа
– линия преемственности учителей конкретной Тантры.
По линии преемственности
Тантры
Гухьясамаджи
были; Великие Ачарьи Индии – Бхававивека (500-578 гг.) и Чандракирти
(VII в.). Буддхаджняна (VII в.) был первым, кто, получив
тантрийские посвящения из Уддияны от сиддха Лилаваджры и йогини
Гуннери, установил изучение Гухьясамаджа-тантры
в знаменитом буддийском
монастыре Викрамашила. Позже среди известных пандитов Викрамашилы, кто
учил Гухьясамадже,
были
Вагишваракирти, Ратнаваджра и Джнянашримитра.
Гухьясамаджа-тантру
практиковали и писали к ней комментарии также
Джнянагарбха (VIII в.), Шакьямитра (XI в.) (современник сиддха Хумкары,
Падмасамбхавы
и
Буддхагухьи), Абхаякарагупта (X-XII вв.)
В Гухьясамаджа-тантре подробно разработан метод достижения
иллюзорного тела – йога
иллюзорного тела (её также называют йогой ветра). Любое омрачение
связано с тем или иным ветром в тонком теле человека, эти ветры
омрачения сознания поддерживают сансарное существование. Ветры (санскр.
prana, тиб. rlung) двигаются по особым каналам. В тонком теле
человека существуют нади (санскр. nāḍī,
тиб. rtsa) – энергетические каналы, среди них
выделяют три
главных канала: центральный, левый и правый. Три лица
Гухьясамаджи символизируют три фундаментальных
энергии, протекающие по трём главным нади: энергию гнева, энергию
невежества, энергию привязанности. Обычно движение ветра по левому и
правому каналу связано с омрачениями невежества и гнева, эти
загрязнения мешают свободному прохождению ветра. Когда ветер застревает
в центральном канале, это связано с привязанностью. В
центральном канале ветер преобразуется в тончайший вид энергии, который
служит основой для постижения ясного света. Целью практики иллюзорного
тела является обретение самбхогакаи, тела Чистого Мира Форм, и
достижение состояния будды самбхогакаи.
Для практики иллюзорного тела необходимо специальное посвящение от
ваджрного Учителя, которое называют тайным. Вероятно, это связано с
именем Гухьясамаджи – "Собрание Тайн".
\
|
|
|