Махамудра.
Махамудра подобна уму, ни за что не цепляющемуся. Путь не-деяния – вот путь всех Будд.

Выслушай махамудру, дева-небожительница! Великий секрет махамудры не выходит за пределы неописуемости, не возникает, не рождается. Все, имеющие форму, свободны от формы, не имеют формы. Они, как вершина хозяев формы, свободны от понятий толстый и тонкий и являются сущностью беспредельности.
Махамудра-бинда-тантра.

Абсолютный смысл Самовозникшего
Постигается посредством приверженности.
Тот, у кого нет глаз,
Не сумеет увидеть сияния Махавайрочаны.
Уттаратантра-шастра.

Внешние захваченности, проявление объектов чувств
Постоянно текут как великое наслаждение.
Пойми это как нерождённую дхармакаю.
Внутренние фиксации, душа-сознание
Перескакивают с одного на другое, их нельзя поймать как что-то реальное.
Поэтому рассматривай их как обнажённую интуицию без фундамента.
В общем, все дхармы видимого существования
Изначально не существуют и не рождены.
Пойми их как сущность простоты.
Не желай пресечь сансару.
И потому нет нирваны, которой нужно достигать.
Сансара и нирвана – самоосвобождённые изначальные состояния.
Пойми этот союз как великое наслаждение.
Даже если ты опустошишь сознание будд трёх времён,
Не будет ничего более великого.
Песня Марпы о Дхарме Махамудры Майтрипы.

Точно так же, как небо покоится без поддержки, Махамудра не имеет объекта. Расслабься в состоянии невыдуманной естественности. Потеряв свои оковы, ты без сомнения достигнешь освобождения.

– И сансара, и нирвана возникают в уме. Сущность твоего ума – изначальная мудрость. Потому нет никаких ступеней постижения: всё происходит в уме.

Не стремись ни к каким чувственным удовольствиям, ведь это великое недомогание исказит состояние высочайшего блаженства. Устремляясь к объекту привязанности, ты поражаешь незапятнанный ум ядом желания.

Махамудра (тиб. Phyag rGya Ch'en Po, Чагья Ченпо)
, буквальный перевод Великий Символ (Печеть). Часто толкования Махамудры высказываются и терминах символизма, поскольку "мудра" означает символ. Но на созерцательном уровне Махамудры символы не существуют как таковые, смысл переживания прекращает существовать. То, что воспринимается, является действительной реальностью. Вот почему это называется Махамудра, великий символ. Это символ, рождённый внутри, самопрождённая мудрость.
Линия учений Махамудры пришла от Индийских махасиддхов Наропы и Майтрипы и была принесена в Тибет великим йогином-переводчиком Марпой, который передал её Миларепе, а тот в свою очередь Гампопе. Эти учения передаются через непрерываемую линию мастеров до сих пор.

Дагла Ринпоче о Махамудре:

"Содержание махамудры находится за пределом рождения, роста и становления, не поддаётся воображению; основа её, самовозникшая, непоявившаяся в результате анализа, находится за пределами словесного определения и чувственного воображения. Махамудра находится за пределом четырёх определений, как-то: всё и ничто, пусто и не пусто, не имеет никаких пространственных и временных ограничений, находится в постоянном течении во времени или в процессе чистой длительности, но над процессом трёх фаз времени (прошедшего, настоящего и будущего). В ней нет ни хорошего, ни плохого, она вездесуща и всеохватывающа. Невозможно о ней сказать, что она есть или что её нет. Она невидимая и невоспринимаемая шуньята. Она не подвержена двум ошибкам: ошибке, утверждающей, что "всё существует", и ошибке, утверждающей, что "ничто не существует". Не имеет свойства "подвергаться". Её не создал бог и не исправят живые существа. Ушедшая от всяких ошибок, она не имеет местопребывания в пространстве, не меняет цвета, ибо она его не имеет; не смешиваются её формы, ибо она не имеет их. При созерцании её самовозникает самадхи, сами очищаются грехи и самовозникает абсолютное знание. Сами возникают Три Тела Будды, которые не имеют ни предела, ни происхождения. Махамудра наполнена возможностью отвергать и абсолютно познавать. Она есть причина и закон возникновения материальных элементов и всего феноменального мира, и даже относительно не отчуждается от сансары и нирваны, не подвержена действиям разума. Нельзя найти её относительное местопребывание. Проявление её пустотное, пустотное имеет она проявление. Каковы бы ни были её проявления, ни одно из них не осуществляется по-сансарному. Все её проявления присущи всем элементам сансары и нирваны. Недвойственная мудрость присуща ей постоянно. Дхармовоепространство и сами дхармы в ней как чистое небо. Она шуньята, не имеющая сравнения и происхождения. Тождество блаженства и шуньяты её природа. Абсолютная, невидимая её форма полна высшей мудрости. Ей как необходимость постоянно присуща шуньята. Она является высшим, абсолютным пространством всех познающих и всех дхарм-элементов. Всё это и называетсямахамудрой!...
... Махамудра есть Ясный Свет интуитивного понимания через мистическое озарение, который, не касаясь конкретного объекта, является состраданием ради блага заблудших существ".

Калу Римпоче о Махамудре:

Махамудра троична: как основа, что относится к чистому качеству ума, всегда присущему всем существам; как путь, что относится к необходимым очищениям и накоплениям заслуг и мудрости; и как плод, что означает осуществление основополагающей чистой природы. По-тибетски Махамудра звучит как "Чагья Ченпо". "Ча" объясняется как "изначальная мудрость, которая постигает пустоту всех явлений", а "гья" как "не выходящая за пределы", что означает, что ни одно из явлений сансары или нирваны не выходит за пределы этой пустоты. Что же касается слова "ченпо", которое означает "великая", оно указывает на то, что нет ничего выше такого свершения.
Вы можете спросить, настолько ли это короткий путь осуществления, как Маха-Ати. Конечно, да. Сказано Ваджрадхарой: "Если вы одно мгновение созерцаете в состоянии Махамудры, то в это же мгновение вы достигаете буддовости." Это путь, на котором отсутствуют великие трудности и лишения и для которого не нужно большой образованности. В соответствии со своими способностями и желанием достичь Пробуждения прямо в этой жизни вы можете избрать этот путь. Какие же качества для этого требуются? Великая духовная мудрость, посредством которой вы можете понять все грани Дхармы, великое усердие и упорство, а также всецелая вера в учение. Если у вас есть эти три качества, значит у вас высшие способности и вы непременно получите от своего гуру наставления по практике Махамудры.

Согласно
Джнянагарбха-тантре:

Путь Махамудры делиться на четыре части: 1) супруги, как возвышения чувственности (мистическое совершенствование: санск. кармамудра), 2) духовного обязательства (духовная связь или обязательство: санск. самаямудра), 3) внутренней супруги проявленного осознавания (осознавание: санск. джнянамудра), и 4) всех феноменов (феномены: санск. дхармамудра).

Учение Махамудры имеет три аспекта
это Махамудра Сутры, Махамудра Тантры и Махамудра Сути.
В Махамудре Сутры описываются стадии про­движения по пяти путям и десяти бхуми. Говорится что природа ума является Сияющей Ясностью и она незагрязнена ничем. Практикующий непосредственно медитирует на неизменный ум, который неотделим от проявлений и пустотности. Относительная Истина это случайные загрязнениями, а Абсолютная Истина это Природа Будды. В действительности же, всё существующее свободно от концептуализации и пустотно.
Махамудра Тантры соответ­ствует Маха-йоге и Ану-йоге Дзогчен, где используется "мудрость примера", чтобы прийти к "мудрости смысла". В Махамудре Тантры, медитирующий вводится в природу ума и одноточечно концентрируется на этом. В результате, Ветра (rLung, ветер или энергия) входят в Центральный Канал (dBu Ma центральный канал) и зарождают Туммо (gTum Mo, жар Candali, Скт.), тогда развиваютсяя четыре вида блаженства. Затем медитирующий концентрируется на единстве блаженства и пустоты, для достижения окончательной цели состояния Махамудры.
Махамудра Сути
то же, что Дзогчен, но не включает в себя Тхогел.

Из наставлений Калу Римпоче:

Сакья Пандита говорил: "Если человек малого ума будет практиковать Махамудру, он родиться животным". Но если вы опираетесь на руководство сведущего наставника, вы будете продвигаться безопасно и в нужном направлении: сперва развиваете твёрдую веру в истинность закона кармы, затем выполняете простирания, подношение мандала, повторение стослоговой мантры Ваджрасаттвы и молитвы гуру-йоги. Все эти предварительные практики очищают ваш ум и дают возможность накопить благие качества. Затем вы развиваете как относительную, так и высшую бодхичитту, постигаете успокоение ума (шаматха) и проникновение в суть (випашьяна) и практикуете ступени сотворения и растворения в созерцании йидама.
Когда излагается такой постепенный путь, многие думают, что это для них слишком уж много и слишком трудно, и теряют весь пыл, ещё даже не сделав первый шаг. Другие становятся на путь, но через какое-то время решают, что не смогут достичь Пробуждения, и также падают духом. Не стоит отчаиваться, ведь Будда в своей великой любви и сострадании дал наставления, пригодные для каждого, какими бы ни были его способности.

Пребывай в изначальном блаженстве и прекрати эти мучения,
Не оскверняй размышлением ум, который чист в своей природе.


\