Бидия Дандарович
Дандарон.
Жизнь
Бидии Дандаровича Дандарона – это легенда, начиная со дня рождения. Он
родился 28 декабря 1914 года в урочище Суархэ, Кижингинского района
Бурятии. Здесь в это время долгие годы находился в затворничестве его Учитель, известный реформатор
буддизма Лубсан Сандан Цыденов. Его мать Балжима Абидуева, была
ученицей Цыденова по Демчог-тантре. Отец – степной лама Доржи Бадмаев
(Агван Силнам Тузол Доржи), философ и поэт, сподвижник Лубсан Сандана
Цыденова.
Спустя некоторое время в долину Кижинги прибыла группа тибетских лам.
Они сообщили, что родившийся мальчик – четырнадцатое рождение
настоятеля одного из монастырей Гумбума – Джаягсы Гэгэна. Джаягсы Гэгэн
ранее дважды посещал Бурятию и был учителем Лубсан Сандана по тантре Ямандаги. Последний раз он
был в Бурятии в 1910 году и отъезжал в Тибет, будучи больным. Верующие,
прощаясь с ним, просили гэгэна в следующей жизни родиться в Бурятии и
проповедовать Дхарму. И он обещал родиться в Кижинге. В родившемся сыне
Доржи Бадмаева Лубсан Сандан Цыденов признал новое рождение своего
тибетского учителя. Прибывшим же тибетцам мальчика не отдал, сказав:
"Он будет нужен здесь".
Родовое имя новорождённый получил по имени первого
мужа его матери – Дандарон (от Дандара). Он получил религиозное имя от
Лубсан Сандана – Видьядхара, в видоизменённом виде оно стало его
светским именем Бидия.
Ещё при рождении вместе с именем он получил многие буддийские
посвящения, что было в духе традиции и времени. В 1920 году умирает его
отец Агван Силнам Тузол Доржи, который должен был унаследовать высокий
титул Дхармараджи от Цыденова. Лубсан Сандан принимает
решение провозгласить Дхармараджей шестилетнего Бидию. В июле 1921 года
в Усть-Ороте (по другой версии: в Шелотском дацане) на церемонию
провозглашения собралось несколько сотен верующих, ламы и почётные
гости, среди которых был Борис Иванович Панкратов (в будущем
известный востоковед-буддолог). Был проведён соответствующий ритуал и
праздничное моление. Так хубилган (перерожденец) обрёл высокий и
единственный в Бурятии титул Дхармараджи – Царя Учения.
Дандарон получил обычное для своего звания образование – монгольский и
тибетский языки, начало буддийских знаний, но всё это было прервано
гражданской войной, и он продолжил образование в обычной советской
школе в Кижинге. Осознание того, что он призван быть духовным лидером,
первым и по уму, и по физической силе сформировало его стойкий
характер. Положение его было не простое – хубилган, облечённый высоким
титулом, для простых верующих был святым. Для властей же Дандарон с
юношеских лет был фигурой неудобной. Очевидно, этим был вызван его
переезд на юг Бурятии в Кяхту. Там он знакомится с будущей женой –
Еленой Андреевной Шолуновой, где они и поженились в 1932 (33) году. В
1933 году они уезжают в Ленинград, где у них рождается дочь Люба, а 23
сентября 1935 года – сын, Леонид.
По приезде в Ленинград Дандарон поступает в Ленинградский институт
авиационного приборостроения (ЛИАП). Сказалась его тяга не только к
философическим знаниям, но и к науке. Тогда же он посещает Хамбо-ламу
Агвана Доржиева, проживающего в небольшом двухэтажном доме рядом с
Петербургским дацаном. Знаменитый буддийский реформатор и политик,
верховный лама Бурятии. Агван Доржиев устраивает молодому человеку
строгий экзамен. Дандарон выдерживает испытание и получает письменную
рекомендацию к преподавателю тибетского языка Ленинградского
университета – известному тибетологу Вострикову. Больше года Бидия
Дандарович изучает вольнослушателем тибетский язык в университете.
Обучению помешал арест. Дандарона арестовали 9 января и поместили в
следственный изолятор. Военный Трибунал Ленинградского военного округа
3 июня 1937 года приговорил его по ст. 58-10 ч.1 и ст. 58-11 УК
(контрреволюционная заговорщицкая деятельность по созданию
пан-монгольского националистического движения с целью свержения
советской власти в Монголии, Бурятии, Калмыкии и Туве) к 10-ти годам
тюремного заключения с поражением в правах на пять лет.
В это же время репрессируется ряд ведущих востоковедов (Тубянский,
Невский, Щуцкий, Востриков). Там же он был, очевидно последним, кто
видел Андрея Ивановича Вострикова, которого с окровавленным лицом вели
с допроса. (В этом же, 1937 году, Востриков погиб в тюрьме). А затем
была зона, лесоповал. Высокорослый, крепкого телосложения и недюжинного
здоровья, попав в привычные климатические условия, Бидия Дандарович
выдержал "сталинскую каторгу", как он называл советские лагеря. В
лагере с ним сидели и ламы, и учёные, в том числе из числа советских
немцев. Он становится, несмотря на свой молодой сравнительно возраст,
организатором интеллектуальных семинаров, читает небольшие лекции по буддизму, в свою
очередь, слушая пространные лекции по европейской философии. Сложился
удивительный коллектив, когда люди, лишённые прав и комфорта, с риском
для себя, занимались духовной деятельностью. Дандарон и в лагере
оставался – гордым, смелым и несгибаемым. Среди его лагерных
сподвижников и друзей, как правило, были люди значительно старше его.
Так, его старшим товарищем стал известный философ профессор Василий
Эмильевич Сеземан из школы Карсавина в Вильнюсе. Эта дружба
продолжилась и на воле в шестидесятых годах.
В 1943 году на короткое время Дандарона освобождают, и он становится
ссыльным. Он живёт в Кижинге, где родственники стараются поправить его
здоровье, ибо вышел он из зоны больным (открытая форма туберкулёза) с
застарелыми ранами на шее и груди. Раны на шее были нанесены саблей во
время садистских допросов уже в Бурятии. Первое время Дандарон сделал
попытку пойти добровольцем на фронт, но ему было отказано. Власти
пристально следили за ним. То, что для власти было ужасом (как же:
единственный хубилган на всю Бурятию, смелый и непокоренный, свободно
живёт в родном селе), для верующих было счастливым обстоятельством: для
них Дандарон, или Бидьядара (Видьядхара), был святым и высоким
авторитетом в Учении.
У себя на родине Дандарон находит богатую библиотеку ксилографов и
рукописей своего отца, полную философской литературы. Переводит и
читает сочинения на тибетском языке. В это же время, иногда бывая в
Улан-Удэ, консультирует по вопросам философии буддизма бурятских
востоковедов. Его знаний, накопленных в невыносимых условиях зоны,
хватило, чтобы заняться наукой – буддологией на профессиональном уровне.
И в этот, ссыльный, период проявилась его способность к организационной
деятельности. Именно он становится первым, кто не побоялся поддержать
идею возрождения монастырского буддизма. Вместе с ламой Галсаном
Хайдубом, он написал письмо на имя Сталина с просьбой восстановить
дацаны (буддийские монастыри) в Забайкалье. Начинание было точным по
времени, увенчалось успехом и в 1946 году началось строительство
Иволгинского дацана.
Неизвестно, по каким причинам Дандарон был вынужден перейти на
нелегальное положение. В это время он со второй женой Зундымой и сыном
Леонидом укрылся в посёлке Парабель, что на Оби, в десяти километрах от
Нарына, где в своё время был в ссылке Джугашвили. Это было в 1947 году.
По высказываниям Дандарона, в период ссылки (1943-1948 гг.) в тюрьме он
общался с выдающимися деятелями бурятской культуры: Сампиловым,
Барадийном, Жамсарано. Последний, по его словам, читал арестованным
бурятам лекции по истории.
Дандарона снова арестовали 10 ноября 1948 года и 17 августа 1949 года
осудили на 10 лет ИТЛ по ст. 58-10, ч.1. Его обвинили на этот раз в
антисоветской агитации и клевете на советскую действительность.
На этот раз Дандарон провёл в зоне восемь лет. Вышел он на свободу в
декабре 1956 года с реабилитацией по делу 1948 года, а в 1958 году был
полностью реабилитирован и по первому делу 1937 года. После недолгой
передышки в родных краях он, стремясь к научной деятельности, едет в
Москву. Там, пользуясь лагерными связями, он поселяется у супругов
Свирских, замечательных людей, в квартире, полной книг, а главное,
духом традиционного уклада, которое было свойственно кругу научной и
гуманитарной интеллигенции России. Его вводят в круг востоковедов. У
Черемисова он встречается со своим будущим учеником – Александром
Моисеевичем Пятигорским. Там же его впервые видела Октябрина Фёдоровна
Волкова. Своё впечатление она выразила в двух словах: "Как принц!" Это
удивительно, измученный лагерями, нервный, социально неустроенный, этот
человек производил неизгладимое впечатление достоинства,
аристократической гордости и мужской красоты.
В это время в Ленинграде некто Гомбоев, аспирант восточного факультета
ЛГУ, готовится к защите диссертации по Гэсэриаде. Работа была высоко
оценена учёным советом факультета. Но неожиданно обнаружилось, что она
почти целиком является плагиатом с рукописи из рукописного фонда
Академии Наук. Выяснилось, что автором её был Б.Д. Дандарон. Был сделан
запрос, жив ли автор, в том числе и в Москву, в Институт
востоковедения. Знавшие о судьбе Бидии Дандаровича китаист Скачков и
монголист Черемисов сообщили, что Дандарон в Москве. Спустя некоторое
время по поручению академика И.А. Орбели (директора Института
востоковедения), профессор Алексеев Дмитрий Адрианович, зав. кафедрой
монгольской филологии ЛГУ, будучи в Москве, связываются с Дандароном и
приглашают приехать в Ленинград на встречу с академиком Орбели для
переговоров об устройстве на работу. Дандарон несколько раз ездил в
Ленинград, встречался Орбели и Алексеевым. Снова возвращался в Москву,
надеясь устроиться на работу в московское отделение Института
востоковедения. Московский период его жизни был очень знаменателен. Всё
свободное время он штудировал в Ленинской библиотеке книги по восточной
и западной философии; зная немецкий, очевидно, выучив его в лагере, он
читает в подлиннике Хайдеггера и Фейхтвангера. Он перечитал горы книг
по космологии и астрофизике. Но эти планы не осуществились, из-за
жуткой советской бюрократии, правил прописки и из-за своего прошлого и
в мае 1957 года он уезжает в Бурятию.
С ноября 1957 года Дандарон начинает работать в бурятском филиале СО АН
СССР в секторе тибетологии в качестве внештатного сотрудника. Лето 1958
года проводит
диалектологической экспедиции, затем сбор лекарственных трав в горах
Восточного Саяна. И, наконец, 6 октября 1958 года он был принят в штат
научных сотрудников. Началась официальная научная деятельность.
Неофициальная была ещё раньше, в тридцатых, и в зоне – там был написан
загадочный по своей судьбе "Необуддизм" под авторством Зидабазара. Есть
сведения, что английский перевод этой книги отправил в спецхран БИОНа
Б. Семичев после получения книги от цейлонской делегации, прибывавшей в
СССР.
Затем следуют две знаменательные встречи с Юрием Николаевичем Рерихом:
первая – в Москве. Вторая – в 1959 году в Улан-Удэ. Они вместе,
Дандарон и Рерих, разработали программу научных буддологических
исследований. Юрий Николаевич, начав подготовку к изданию
Тибетско-русского словаря, скоропостижно умирает в 1960-м году,
Дандарон воплощает программу в жизнь. Неустанно работая над тибетскими
рукописями и ксилографами, в своё время собранных из разграбленных
буддийских монастырей Забайкалья, Дандарон, вскоре получил известность
и авторитет в кругу буддологов и тибетологов. Его многочисленные работы
по философии буддизма и востоковедение имеют огромное значение для
современной науки. Он был открыт и доступен не только бурятам, но и
русским, в отличии от бурятских лам того времени. Так в окружении
Дандарона появились первые европейцы – русские ученики. К нему
потянулись молодые ребята, приехавшие из европейской части СССР, именно
как к буддийскому учителю, который в силах решить их коренные жизненные
и духовные проблемы – для чего родился и как жить?
К 1972 году учеников было уже более тридцати. Среди них известные уже в
то время буддологи – О.Ф. Волкова, А.М. Пятигорский, Л.Э. Мялль. Осенью
1972 года Дандарона и группу его учеников арестовали. За создание
религиозной буддийской группы Дандарона приговорили к пяти годам
лишения свободы в колонии общего режима. В Выдринской колонии,
пятидесятисемилетний Бидья Дандарович продолжал работать над рукописью
своей книги "О четырёх благородных истинах Будды". 26 октября 1974 года
Бидья Дандарович погиб в зоне. По некоторым сведениям погиб
насильственной смертью, но умерло только тело, ибо есть свидетельства,
что к этому времени он уже несколько дней находился в самадхи.
- Каталог ксилографов и рукописей
Тибетского фонда (БКНИИ) Сибирского отделения Академии наук СССР.
\
|