Светоч Махамудры.
Пречистый Светильник, Который в Совершенстве и Полноте Освещает смысл Махамудры, Сущности Всех Явлений.
Целе Нацок Рандол.


Первый раздел. Махамудра основы.
Воззрение.

Махамудра основы, природная сущность явлений;
Смысл воззрения, кратко изложенный
В понятиях заблуждения и освобождения.

Вашу природную сущность нельзя определить ни как круговорот бытия (сансара), ни как покой освобождения (нирвана). Не склонная ни к одной из крайностей, свободная от ограничений преувеличения и преуменьшения, она не осквернена и не запятнана такими понятиями как "приятное" или "неприятное", "бытие" или "небытие", "существующее" или "несуществующее", "вечное" или "невечное", "Я" или "другой" и так далее. Будучи неопределима по тождеству с чем-либо, ваша сущность может служить основой для проявления любого материального объекта или понятия. Однако, вне зависимости от её проявлений, в конечном итоге у этой сущности нет истинного бытия. Таким образом, она есть великая пустота, свободная от всех ограничений возникновения, пребывания и прекращения – необусловленная целостность бытия (дхармадхату). Она изначально является природой, в которой сами собой присутствуют три грани бытия (трикая), и известна как "исходная махамудра (махамудра основы) природной сущности явлений".
Гухьягарбха-тантра учит:

Природа ума, без опоры и корня,
Есть основа всех явлений.

Эта природа не есть нечто существующее в мыслепотоке лишь одной личности или одного пробужденного. Это истинная основа всего видимого и сущего, всего круговорота бытия и покоя освобождения.
Когда вы постигаете её сущность, узнавая её истинное состояние, вы называетесь пробуждённым. Когда вы не постигаете её, оставаясь в неведении о ней и пребывая в заблуждении, то называетесь живым существом. Так она служит основой блужданий в круговороте бытия и известна как единая основа и круговорота бытия, и покоя освобождения. Великий жрец Сараха утверждал:

Единственно ум есть семя всего.
Из него проявляются и круговерть, и покой.

Это единая сущность с различными проявлениями или качествами, которые возникают благодаря простому различию между постижением и непостижением её. Какая бы из этих двух [возможностей] ни имела место, эта [сущность] всё равно пребывает как великая изначальная нераздельность трёх граней бытия, не имея ни "хорошего", ни "плохого", и без всякого оскверняющего её природу недостатка, такого как изменчивость. Обычные колесницы называют это "неизменным совершенством".
Она также есть изначальная основополагающая природа. Эта природа, которая присутствует как беспристрастная и необусловленная основа, [независимо от того,] постигнута она или нет, известна как "всеоснова" (алая), потому как служит опорой и круговорота бытия, и покоя освобождения. Эта всеоснова
не просто всеотрицающее и пустое ничто есть самосветящееся познание, которое всегда присутствует. Это познание, называемое "сознание-всеоснова", подобно зеркалу и его ясности.



Исходное разделение.

Далее объясняется, как в этой единой всеоснове произошло разделение круговорота бытия и покоя освобождения.
Мудрое качество этого самосветящегося сознания заключается в том, что сущность его пуста, его природа
познание, и эти два нераздельны как сердцевина осознавания. Будучи семенем или причиной всех пробуждённых качеств и свойств чистых путей, это сознание известно также как "истинная всеоснова применения", "сущность сугаты", "самосознающая истинная грань бытия", "совершенная премудрость (праджняпарамита)", "будда собственного ума". Все эти названия качеств покоя освобождения значат одно и то же. Эта [присущая всеоснове] мудрость и есть то, что должен постичь и распознать всякий вступивший на путь.
По причине [присущего] этой беспристрастной всеоснове качества неведения вы не узнаете свою собственную природу и естественное состояние не исполняется. Таким образом вы сами себя [ввели в] заблуждение. Называемая "вместерожденным неведением" или "великой безначальной тьмой", поскольку служит опорой всех возникающих страстей (клеша) и омрачённых мыслей, она также известна как "всеоснова многообразия склонностей". Следовательно, она является основой заблуждений всех живых существ. Тантра Открытости Постижения объясняет:

Поскольку осознавание не возникло с опорой на что-либо,
Это совершенно бездумное забытье
И есть причина неведения и заблуждения.

Эта омрачённость сопровождается семью порождёнными неведением состояниями ума, такими как забывчивость или средней [силы] желание. Из этого вместерожденного неведения возникает цепляние за "Я" и за "собственную природу". На основе этого "Я" возникает цепляние за "другое". Не распознавая свои собственные проявления как таковые, цепляешься за них, как если бы они были чем-то внешним. Это первоначальное заблуждение, [состоящее в] нераспознании природы мыслей, цепляющихся за "видящего" и "видимое", называется "понятийным неведением" или "мыслительным сознанием" (мано-виджняна). Это познавательное действие, [состоящее в] ошибочном видении ума и [его] объекта как отличных [друг от друга] сопровождается сорока порождёнными желанием состояниями ума, такими как привязанность и цепляние.
Как выражение этого мыслительного сознания прорастают и распускаются всевозможные склонности и заблуждения. Вдобавок, благодаря овеществляющей силе причинности (зависимого возникновения),  когда причиной служит [присущее] всеоснове неведение, а сопутствующим обстоятельством
всепроникающий ветер кармы, полностью созревают тело, внешние объекты и ум. Различные виды чувственного сознания, а также проявления восприятия и мышления шестого сознания называются также "зависимой [природой]".
Пять основных и пять вторичных энергий (прана) обеспечивают носитель для мыслей. Благодаря  силе привычки к ошибочному цеплянию ваши собственные проявления кажутся миром с его обитателями. Опираясь на эту основу, рождается всё. То, что известно как "омрачённый ум", движется сквозь врата пяти чувств, порождая привязанность и так далее. Поэтому это также называется "сознанием пяти чувств". Оно сопровождается тридцатью тремя порождёнными гневом состояниями ума, такими как средней [силы] непривязанность и так далее.
Таким образом постепенно взрастают всеоснова многообразия склонностей
корень и восемьдесят врождённых состояний ума ветви и заблуждение становится непрерывным. Из-за этого вы без конца скитае тесь в круговороте бытия. Так впадают в заблуждение живые существа, не достигшие осуществления [плода].
По причине этого заблуждения возможности возникновения всех явлений как круговорота бытия, так и покоя освобождения, подобно семенам, хранятся в этой всеоснове. Всевозможные грубые материальные объекты, а также чистые и нечистые части каналов (нади), энергий и капель (бинду) тонкого тела, равно как и всевозможные явления круговорота бытия и покоя освобождения, все уголки тройственного мира с их обитателями внешне кажутся независимыми. Всё это, однако, подобно содержимому сна, волшебному представлению или поверхностной видимости, которые на самом деле не существуют. Всё более и более привыкая цепляться за них как за постоянные, овеществляя их и хватаясь за них как за реальные, вы испытываете всевозможные виды наслаждения и страдания в тройственном мире среди шести разрядов существ. Вы беспрестанно вращаетесь в причинах и следствиях круговорота бытия, словно белка в колесе. Это воистину свойственно всем живым существам.



Пребывание сущности.

Хотя и пребывающая таким образом в заблуждении и скитающаяся в круговороте бытия, природа сугатагарбхи
ваша сущность осознавания даже на самую малость не уменьшилась и не ослабела. Хеваджра-тантра говорит:

Все живые существа пробуждённые,
Но они покрыты временными пятнами [заблуждений].

В конечном смысле эта изначальная природа явственно присутствует как нераздельные три грани бытия. Более того, даже будучи затемнено временными пятнами омрачённого мышления и восприятия, природное лицо этой сущности всё равно явственно присутствует как три грани бытия. И наконец, [эта природа] также явственно присутствует как три грани бытия во время осуществления плода, когда омрачения проясняются и обретается совершенство двойного знания. Поэтому двойственность заблуждения и освобождения
это просто название, данное состоянию несвободы от пятен омраченного мышления и неведения.
Уттара Тантра гласит:

Как прежде так же и потом.
Всё неизменная природа.

Хотя природа ума сама собой совершенна как изначально чистая сущность, однако, вводите ли вы себя в заблуждение через временное омрачение или в силу вместерожденного неведения, и то, и другое имеет своё
начало в вас самих, подобно грязи, которой покрыто золото. Были преподаны разнообразные методы очищения и устранения этих омрачений. Эта сущность, которая как таковая есть самосущая мудрость, неподверженная изменениям трёх времён и лишенная всяческих умопостроений есть истинная мудрость. Поэтому все пути можно включить в "мудрость и метод". Таково непревзойдённое постижение победоносных.
Вы можете подумать: "Мыслимое ли это дело, чтобы единая всеоснова разделилась и на круговорот бытия, и на покой освобождения?" На самом деле, это похоже на целебную камфору, приносящую вред или пользу в зависимости от того,  происходит ли болезнь от жара или от холода. Более того, один и тот же яд, который обычно приводит к смерти, может стать лекарством, если использовать его, применяя искусные средства, такие как мантра. Подобным образом, вы свободны, когда осознаёте и узнаёте единую природу всеосновы, и омрачены, когда вы не знаете всеосновы и принимаете её за самосущее. Таким образом, всеоснова меняется лишь в зависимости от постижения либо непостижения [её]. Святой Нагарджуна учил:

Покрыт паутиной страстей,
Зовёшься "живым существом".
Когда от страстей ты свободен,
Имя тебе: "Пробуждённый".

По этой причине, охватывая всё сущее с помощью искусных средств наставлений махамудры о подлинном смысле сути [явлений], вы обретёте устойчивость в [постижении] природы махамудры основы. Вы очистите скверны омрачённых мыслей посредством махамудры пути и воссядете на царский престол трёх граней бытия, которые есть махамудра плода. Так вы откроетесь для сокровища двойного блага. Человек с хорошей кармой, достойный принять [учение] должен поэтому искать подлинно сведущего наставника, одарённого нектаром благодати, и следовать ему по примеру того, как Садапрарудита следовал Манибхадре, а Наропа
Тилопе. Вы непременно должны созреть благодаря данным [вам] полным или кратким посвящениям, дарующим созревание, которые являются главными вратами на путь ваджраяны. Затем вы должны потрудиться над каждой из общих и особых предварительных практик до тех пор, пока не появятся [добрые] знаки, не потакая себе в поисках удобства, в нерадивости или в ослаблении практики. Нужно высоко это ценить как начальное руководство в учении об освобождении.
В частности, благодаря силе преданности своему наставнику, вы должны сделать ударение на том, чтобы практиковать без лицемерия. Более того, вы должны быть уверены, что согреты теплом благодати учителя. Такова священная сущность линии всех держателей знания Кагью, достигших осуществления [плода].
Тантра Великой Реки, Несущей Покой, гласит:

Эта вместерожденная мудрость неописуема,
Распознать её можно лишь благодаря собиранию накоплений [мудрости
и заслуг], очищению покровов своих [омрачений]
И благодати пробуждённого наставника.
Если зависишь от иных средств знай, что это обман.

Далее следует главная часть как таковая. Неважно, какому подходу к учению вы следуете в соответствии с практикой разных линий преемственности, будь то распознание созерцания на основе воззрения или же обретение воззрения исходя из созерцания, самое главное
это снискать благодать наставников линии.



Истинное воззрение.

В целом, у множества колесниц и философских школ есть бесчисленные способы обретения воззрения, и у каждой из них есть прочная и верная основа. Поскольку все колесницы
это проявление всеохватной деятельности победоносных, я не стану описывать их такими словами, как "чистое" и "нечистое", "хорошее" и "плохое", но буду лишь радоваться им всем.
В данном  случае воззрение
это природа ума, которая изначально присутствует сама по себе как великая и всецелая пустота. Свободная на протяжение трёх времён прошлого, настоящего и будущего от таких [умо]построений, как возникновение, пребывание и прекращение, от прихода и ухода, эта природа ума не запятнана цеплянием за понятия круговорота бытия, покоя освобождения и пути [от первого ко второму]. Она не подвержена преувеличению или преуменьшению как существование или несуществование, бытие или небытие, вечное или невечное, хорошее или плохое, высокое или низкое. Она превосходит отрицание и утверждение, принятие и отвержение, а также изменение всевозможных видимых и сущих явлений, которые составляют как круговорот бытия, так и покой освобождения.
Истинная природа этого изначального состояния бытия всецело свободна, будучи нераздельностью явлений и пустоты, и отчётливо ясна, будучи единством пустоты и светоносности. Она совершенно открыта, будучи всеобъемлющей изначальной свободой и полностью равна, будучи необусловленным самопроизвольным присутствием. Таково основное содержание воззрения: естественное состояние как оно есть, от веку самосущее и изначально присутствующее как [единая] природа всего круговорота бытия и покоя освобождения. Нет ни единой толики воззрения помимо вышеизложенного.
Видение присущей двойственному цеплянию обманчивости через понимание этого изначального состояния называется "обретением воззрения", "видением природы ума", а также "познанием природы вещей". Как  это описано в Собрании Песен:

Когда постигнуто, всё именно так.
Невозможно постичь что-то высшее.

В действительности, видимое и сущее, круговорот существования и покой освобождения
всё это игра трёх граней. Ваш собственный ум также имеет природу трёх граней и как таковой не отделён от  высочайшей целостности бытия. Все качества круговорота существования содержатся в особенностях ума. Все качества пути содержатся в Учении (Дхарма). Все качества плода содержатся в возможностях ума.
Нерождённая сущность ума сама есть Грань Истины (дхармакая), её беспрепятственное выражение есть Грань Радостного Общения (самбхогакая), а всевозможные проявления её действия
Грань Превращения (нирманакая). Эти три грани опять же сами собой присутствуют в нераздельном единстве. Распознать это естественное состояние и упрочиться в нём значит в совершенстве постичь безошибочное и истинное воззрение. Любое иное воззрение воззрение или созерцание, основанное на рассудочных допущениях или на представлениях о свободе или несвободе от крайностей, высоком или низком, хорошем или плохом никогда не передавалось как воззрение махамудры Великой Печати.


\