|
|
О Шри
Хеваджре и
его тантре
Страстью мир связан,
Страстью же он освобождается.
Хеваджра является йидамом
Хеваджра-тантры (Хеваджрадакиниджаласамвара-тантра) и относится
к семье дхьяна-будды Акшобхья,
выражая его гневный аспект. Его имя переводится как
восклицание "О,
ваджра!" (тиб: ཀྱེའི་རྡོ་རྗེ་
kye'i rdo rje / kye rdo rje, Кье Дордже; кит: 喜金刚 Xǐ jīngāng; "Ваджрный
оклик",
"Ваджрное приветствие", "Ваджрное восхищение").
|
kye
rdo rje |
[Кье
До-рjе] |
Кье
Дордже / Хеваджра |
|
kye |
[кье] |
кье / санскр.
he –
Эй! О! Послушай! Привет! –
звук восклицания, который может выражать
призыв, оклик, радость, изумление. |
Йидам Хеваджра символизирует собой единство мудрости и
сострадания. Его праджня (юм) Ваджра Найратми (Найратмия Дэви
– "Бездушная"; другой вариант
перевода имени – "Самоотверженная") имеет собственный культ и является
персонификацией духовной свободы. Изображённая одиночно, она или
танцует, подобно Ваджраварахи,
или сидит на теле человека, держа григуг
и габалу, которые символизируют разрушение всех ошибочных мнений и
концепций, препятствующих постижению Пустоты.
Во всех формах Хеваджры, а их насчитывают
четыре, его
изображают в танцующей позе в союзе с Ваджра
Найратми. Они танцуют на лотосовом
троне поверх четырёх демонов мара, лежащих на солнечном диске. В
различных
формах количество рук у Хеваджры различно: 2, 4, 6 или 16.
В форме с шестнадцатью руками у Хеваджры восемь лиц и
четыре ноги. Он носит костяные украшения, а в руках держит капалы
(санскр. kapāla – чаша из
черепа). В капалах восьми правых рук
изображают восемь животных, а в капалах восьми левых рук – божеств. На
головах супругов короны, украшенные пятью черепами, символизирующими
пять просветлённых семейств. На плечах Хеваджры ожерелье из пятидесяти
одной свеже отсечённой головы, а у Найратми –
ожерелье из черепов. У Ваджра Найратми одно лицо
и две руки, в которых она держит капалу и
дигуг (санскр. kārtika; тиб.
gri gug – изогнутый резак). Тело Хеваджры
– тёмно-синего или голубого цвета. Тело его супруги – синего или
тёмно-синего цвета. Супруги стоят
посредине бушующего огня их собственной энергии.
Хеваджра-тантру
принёс в мир людей сиддха Вирупа. Далее в линии
преемственности упоминаются сиддхи Домбхипа, Гарбхарива, Гаядхара.
Учеником последнего был тибетец Бронми Шакья Ешей (993-1050). Ученик
Шакьи Ешея Кхон Кончог Гьялпо (1034-1102) основал монастырь будущей
школы Сакья (тиб. ས་སྐྱ་,
Вайли sa skya, буквально "Серая Земля").
Далее традиция была продолжена знаменитой династией лам Сакья: Сонам
Цемо (1142-1182), Сакья Пандитой Кунга Гьялценом (1182-1251), Дрогон
Чогьял Пхагпа (1235/9-1280/6). Знатоком Хеваджра-тантры
был ученик Цонкапы
Хайдуб Гелег Балсанпо, но при Цонкапе на Хеваджра-тантру в школе Гелуг
был наложен запрет, и её дальнейшая линия передачи осуществлялась в
основном в школе Сакья.
Великий тибетский учитель и переводчик Марпа получил передачу
устных
наставлений по Хеваджра-тантре от
своего индийского гуру – махасиддхи Наропы.
Позже в одной из песен он говорил своим ученикам: "Я, Марпа
Лоцава, знаком с королём тантр Хеваджрой. Я получил устные наставления
от Махапандиты Наропы". В Тибете Марпа почитается как
земное воплощение
Хеваджры, а его супруга Дамема – как Найратми. Вот слова из песни
супруги Марпы,
пропетой на ухо умирающему сыну Дхарма Доде (из
книги "Жизнь Марпы-Переводчика" – сборник
"Великие Учителя Тибета"):
Это сложное тело из
плоти и крови
Бренно и невечно как радуга на небе.
Это иллюзорное тело невечно.
Я, твоя мать, – Найратми Дэви,
Мать, давшая рождение буддам трёх времён.
На восьмилепестковом лотосе моего сердца, на львином
троне
Находится сидение в форме диска солнца и луны.
На нём восседает величайшее из существ, Марпа
Переводчик.
Он – Хеваджра с девятью проявлениями дэви.
Сын, выведи своё сознание через узел Брахмы.
Затем введи своё сознание в сердечный центр своей
матери.
- Тайная сущность Хеваджра-тантры (глубокая.
Анг.
pdf 14,5 Mb.). Облако.
- Сампута-тантра (тантра обычных комментариев.
Перевод 1-4 глав. Анг. pdf
5,81 Mb.). Облако.
- Хеваджра-тантра (В.Е. Ушакова. Глава
1).
- Хеваджра-тантра (Е.А. Островская-мл. Часть
I, главы 1 и 2. Часть
II,
главы 3 и 9).
- The Hevajra tantra a critical study (Шнельгров.
Критическое
исследование Хеваджра-тантры. pdf
52,9 Mb.). Облако.
- Хеваджра (справочная
информация. Анг. оригинал.
pdf 112
Kb. Облако).
- Корневой
текст Маргапхала.
- Ламдрэ: Заря Просветления (Лама
Чодак Ютхок. Анг.
pdf 2,61
Mb.). Облако.
- Luminous Lives.
The story of the early masters of the Lam Dras tradition in Tibet (Cyrus
Stearns. pdf
62,6
Mb.). Облако.
- Three Visions.
Fundamental Teachings of the Sakya lineage of Tibetan Buddhism (Ngorchen
Konchog Lhundrub. rar
114
Mb.). Облако.
- Taking the
result as the path (Core
Teachings of the Sakya Lamdre Tradition. Translated by Cyrus
Strearns. rar
286
Mb.). Облако.
- Treasury of
esoterIc instructIons: An Explication of the Oral Instructions of the
Path with the Result (Lama Dampa Sönam Gyaltsen. rar
7,18
Mb.). Облако.
- A
pleasure grove where satisfaction arises for the Intelligent
(Jamgon Ameshap Ngawang Kunga Sonam. djvu
1,98
Mb.). Облако.
- Комментарии на Ламдрэ Сачена Кунга Ньингпо (8
из 11. Тиб. rar
28,9 Mb.). Облако.
- Сборник учений
по Ламдрэ Тшорше (тиб. rar
70,4 Mb.). Облако.
- Подробное
изложение Ламдрэ (тиб. pdf
52,2 Mb.). Облако.
- Hevajra and Lam 'bras Literature of India and
Tibet as Seen Through the Eyes of A-mes-zhabs (библиография. pdf
20,7
Mb.). Облако.
- Передача
Хеваджры (линия Сакья, Кунпэнлинг, 24-26.05.2010. Всё под паролем).
\
|
|
|