О Шри Хеваджре и его тантре.




Намо Гуру Шри Хеваджрая!

Страстью мир связан,
Страстью же он освобождается.

Хеваджра
является йидамом Хеваджра-тантры (Хеваджрадакиниджаласамвара-тантра)  и относится к семье дхьяна-будды Акшобхья, выражая его гневный аспект. Его имя переводится как восклицание "О, ваджра!" (тиб: ཀྱེའི་རྡོ་རྗེ་ kye'i rdo rje / kye rdo rje, Кье Дордже; кит: 喜金刚 Xǐ jīngāng; "Ваджрный оклик", "Ваджрное приветствие", "Ваджрное восхищение").


kye rdo rje [Кье До-рjе] Кье Дордже / Хеваджра

kye [кье] кье / санскр. he – Эй! О! Послушай! Привет! –
звук восклицания, который может выражать
призыв, оклик, радость, изумление.

Йидам Хеваджра символизирует собой единство мудрости и сострадания. Его праджня (юм) Ваджра Найратми (
Найратмия Дэви "Бездушная"; другой вариант перевода имени – "Самоотверженная") имеет собственный культ и является персонификацией духовной свободы. Изображённая одиночно, она или танцует, подобно Ваджраварахи, или сидит на теле человека, держа григуг и габалу, которые символизируют разрушение всех ошибочных мнений и концепций, препятствующих постижению Пустоты.
Во всех формах Хеваджры, а их насчитывают четыре, его изображают в танцующей позе в союзе с Ваджра Найратми. Они танцуют на лотосовом троне поверх четырёх демонов мара, лежащих на солнечном диске. В различных формах количество рук у Хеваджры различно: 2, 4, 6 или 16.
В форме с шестнадцатью руками у Хеваджры восемь лиц и четыре ноги. Он носит костяные украшения, а в руках держит капалы (санскр. kapāla – чаша из черепа). В капалах восьми правых рук изображают восемь животных, а в капалах восьми левых рук – божеств. На головах супругов короны, украшенные пятью черепами, символизирующими пять просветлённых семейств. На плечах Хеваджры ожерелье из пятидесяти одной свеже отсечённой головы, а у
Найратми – ожерелье из черепов. У Ваджра Найратми одно лицо и две руки, в которых она держит капалу и дигуг (санскр. kārtika; тиб. gri gug – изогнутый резак). Тело Хеваджры – тёмно-синего или голубого цвета. Тело его супруги – синего или тёмно-синего цвета. Супруги стоят посредине бушующего огня их собственной энергии.
Хеваджра-тантру принёс в мир людей сиддха Вирупа. Далее в линии преемственности упоминаются сиддхи Домбхипа, Гарбхарива, Гаядхара. Учеником последнего был тибетец Бронми Шакья Ешей (993-1050). Ученик Шакьи Ешея Кхон Кончог Гьялпо (1034-1102) основал монастырь будущей школы Сакья (тиб. ས་སྐྱ་, Вайли sa skya, буквально "Серая Земля"). Далее традиция была продолжена знаменитой династией лам Сакья: Сонам Цемо (1142-1182), Сакья Пандитой Кунга Гьялценом (1182-1251), Дрогон Чогьял Пхагпа (1235/9-1280/6). Знатоком Хеваджра-тантры был ученик Цонкапы Хайдуб Гелег Балсанпо, но при Цонкапе на Хеваджра-тантру в школе Гелуг был наложен запрет, и её дальнейшая линия передачи осуществлялась в основном в школе Сакья.
Великий тибетский учитель и переводчик Марпа получил передачу устных наставлений по Хеваджра-тантре от своего индийского гуру – махасиддхи Наропы. Позже в одной из песен он говорил своим ученикам: "Я, Марпа Лоцава, знаком с королём тантр Хеваджрой. Я получил устные наставления от Махапандиты Наропы". В Тибете Марпа почитается как земное воплощение Хеваджры, а его супруга Дамема – как Найратми. Вот слова из песни супруги Марпы, пропетой на ухо умирающему сыну Дхарма Доде
(из книги "Жизнь Марпы-Переводчика" сборник "Великие Учителя Тибета"):

Это сложное тело из плоти и крови
Бренно и невечно как радуга на небе.
Это иллюзорное тело невечно.
Я, твоя мать, – Найратми Дэви,
Мать, давшая рождение буддам трёх времён.
На восьмилепестковом лотосе моего сердца, на львином троне
Находится сидение в форме диска солнца и луны.
На нём восседает величайшее из существ, Марпа Переводчик.
Он – Хеваджра с девятью проявлениями дэви.
Сын, выведи своё сознание через узел Брахмы.
Затем введи своё сознание в сердечный центр своей матери.



\