|
|
Третий Кармапа
Рангджунг Дордже.
Восьмого дня первого месяца года Водяной Обезьяны (1284 г.) в области
Тингри, что в Западном Тибете, родился Третий Кармапа Рангджунг Дордже.
Рассказывают, что во время родов восходила луна и малыш, едва
появившись на свет, сел и сказал:
– Луна взошла.
Маленький Рангджунг Дордже был чрезвычайно развитым ребёнком. Однажды,
когда ему было три года, он играл с друзьями и вдруг попросил мать
сделать для него трон. Когда родители соорудили некое подобие трона,
мальчик уселся на него, надел чёрную шапку и объявил, что он Кармапа.
Вскоре вести о необычном ребёнке разошлись повсюду и достигли ушей Ламы
Ургьенпы. Рангджунгу Дордже было тогда пять лет. Ургьенпа, лама
традиции Другпа Кагью, повелел доставить ребёнка к нему. Они
встретились, и необычайные духовные качества Рангджунга Дордже сразу же
убедили Ургьенпу в том, что перед ним воплощение Кармапы. Для того
чтобы восстановить их отношения, лама Ургьенпа даровал мальчику
посвящения в тантры "Чакрасамвара"
и "Хеваджра".
Своё обучение и медитационную тренировку новый Кармапа начал в
семилетнем возрасте, получив посвящение в послушники от Ламы Кюндена
Шераба. Вскоре после этого его официально возвели на трон как Кармапу –
эта церемония прошла в монастыре Цурпху. Там же он продолжал своё
образование, и за одиннадцать лет постиг все поучения традиций Кагью и
Ньингма под руководством Ламы Ньенре Гендюна Бума и Ламы Намцо. Первый
из них однажды увидел в Рангджунге Дордже воплощение великого
индийского сиддхи Сарахи.
Этот продолжительный период обучения молодой Кармапа завершил
медитационным отшельничеством в окрестностях великой "Госпожи Белых
Снегов" – горы Джомо Гангкар, иначе называемой Эверест.
Когда ему исполнилось восемнадцать, Рангджунг Дордже прибыл в Сангпху,
монастырь школы Кадам, чтобы получить полное посвящение в монахи от его
настоятеля Сакья Жённу. Некоторое время Кармапа провёл в этом
монастыре, погрузившись в изучение философии, логики и основ буддийской
доктрины. В числе освоенных им предметов была Винайя, "Преобразование
мышления", Пять трактатов Майтрейи ("Махаяна-сутра-аланкара",
"Уттара-тантра", "Абхисамая-ланкара", "Дхарма-дхармата-вибханга", "Мадхьянта-вибханга"),
философия Мадхьямаки, Абхидхарма, а также сутры "Праджня-парамиты" и
комментарии (шастры).
Третий Кармапа жадно впитывал любые знания. Хотя понимание Учения
сохранилось у него из предыдущих жизней, он старался исследовать все
современные и традиционные труды, все аспекты Пути. Он получал поучения
от самых замечательных мыслителей своего времени. Особого упоминания
заслуживает список того, что передал ему Лама Кюнга Дёндруб:
Когда Рангджунг Дордже получил посвящение Калачакры, ему привиделась
целая вселенная, помещённая в человеческом теле. Вдохновлённый этим
видением, он написал очень важный трактат по астрологии.
Завершив обучение у Ламы Кюнги Дёндруба, Рангджунг Дордже приступил к
интенсивной медитационной тренировке в отшельничестве, удалившись в
Замок Гаруды поблизости от Цурпху. Во время затворничества он видел
сон, в котором покойный учитель Ургьенпа передал ему поучения философа Нагарджуны.
Познания Рангджунга Дордже распространялись и на сферу медицины: Лама
Баре посвятил его в доктрину Сова Ригпа.
После этого Кармапа провёл некоторое время в окружении ламы Цультрима
Ринчена, от которого получил следующие поучения:
Затем Рангджунг Дордже обучался у Ригдзина Кумараджи, самого
значительного в то время представителя доктрины "Сокровенной сущности"
традиции Ньингма. Эти поучения, принесённые в Тибет в VIII веке
пандитом Вималамитрой, указывают на непосредственное переживание
состояния Будды, достигаемое путём обнажённого осознавания. Они
произвели очень глубокое впечатление на Рангджунга Дордже: погрузившись
в медитацию, он увидел Вималамитру, который растворился в его голове, в
верхнем энергетическом центре. Воодушевлённый этими переживаниями,
Третий Кармапа впоследствии соединил в своих поучениях два потока: Великую печать школы
Кагью и Великое совершенство
школы Ньингма.
Глубина и обширность познаний Рангджунга Дордже вызывают ассоциацию с
тем, что в европейской культуре называется Возрождением. Он обрёл
знание и достиг осуществления большинства буддийских доктрин,
когда-либо принесённых в Тибет, и изложил свои взгляды во множестве
ценных трактатов. Из тех, что дошли до нас, для школы Кагью наиболее
важен "Глубокий внутренний смысл" – бесценный комментарий, посвящённый
сущности Тантры.
По завершении своего образования Рангджунг Дордже начал ездить по югу
Тибета, давая поучения и посвящения. В течение трёх лет он жил в
области Конгпо, где многие люди, привлекаемые его личностью и
репутацией Мастера Дхармы, вдохновенно учились и практиковали буддизм
под его руководством.
Со временем слава Рангджунга Дордже докатилась даже до императора
монгольской династии Туг-Тэмура, и тот пригласил Кармапу к себе.
Кармапа принял приглашение и вскоре выехал в направлении Китая, но по
пути караван вынужденно остановился из-за ненастной погоды. Как только
наступила весна, Кармапа с сопровождением снова двинулся вперёд.
В дороге по определённым знакам Рангджунг Дордже понял, что император
скончался. Прежде чем продолжить путь, Кармапа исполнил для императора
ритуалы, связанные со смертью. Наконец свита прибыла во дворец Тай-Я Ту
– это произошло на одиннадцатый день десятого месяца года Водяной
Обезьяны (1332 г.), – и оказалось, что император действительно
скончался в тот день, когда появились знаки. Тем не менее императорская
семья и двор оказали Рангджунгу Дордже достойный приём.
Кармапа посоветовал младшему брату покойного императора Тогон-Тэмуру
подождать шесть месяцев, прежде чем взойти на трон, и предсказал, что
тот непременно станет великим монархом.
На пятнадцатый день первого месяца года Водяной Птицы во время пышной
церемонии Третий Кармапа короновал нового императора.
В год Деревянной Собаки Кармапа отправился в обратный путь – в Тибет,
чтобы раздобыть и привезти императору в подарок нектар долгой жизни,
оставленный, согласно легенде, недалеко от Самье учителем Падмасамбхавой. По пути он основал
много монастырей, предназначенных для практики учения Кагью. Из них
особую важность имеет храм, построенный в Китае, на У-Тайшань – Пяти
вершинах горы Манджушри.
По возвращении в Тибет Кармапа много учил и решал политические
проблемы, а затем ему пришло послание от Тогон-Тэмура – тот звал
учителя ещё раз посетить Китай.
В год Огненной Крысы Рангджунг Дордже со свитой снова выступил в путь в
направлении Китая. На всём протяжении этого путешествия Кармапа давал
поучения Дхармы. Когда он прибыл на место, император радостно
приветствовал его. Нектар долгой жизни, привезённый учителем, позволил
Тогон-Тэмуру прожить дольше, чем большинство императоров монгольской
династии.
В этот свой приезд в Китай Рангджунг Дордже основал там новый монастырь
Кагью. Ему даже удалось остановить ухудшение климата, из-за которого в
Китае часто погибал урожай зерна.
На четырнадцатый день шестого месяца года Земляного Кролика (1339 г.)
Рангджунг Дордже сообщил императору, что предчувствует свою неминуемую
кончину. Он удалился в святыню Чакрасамвары, погрузился в
медитацию на этого йидама и в этом состоянии ушёл из жизни. На
следующий день после ухода, в качестве прощального поучения для
императора и его супруги, Кармапа появился снова – показал своё лицо на
диске полной луны.
Влияние, которое Третий Кармапа оказал на развитие буддизма ваджраяны,
невозможно переоценить.
Оставленные им великие тексты и устные поучения передавались множеством
его высокообразованных учеников, среди которых был знаменитый учёный
школы Сакья Ягдэ Панчен и высокий лама, держатель традиции Ньингма Лонгчен Рабджампа. Известны имена и
других важных учеников Третьего Кармапы: Шамар Ринпоче, Драгпа Сэнге и
Тогон-Тэмур.
|
|
|