Калачакра-тантра.



Калачакра (санск. Kalacakra; тиб. Дунгкор (Dus 'khor), букв. "Колесо времени", полное тибетское mchog gi dang po’i sangs rgyas phyung ba rgyud kyi rgyal po dus kyi ‘khor lo) божество медитации, йидам Калачакра-тантры. Учения Будды о Калачакре описаны в Парамадибуддхе, Калачакре и Тантре Основы:
"Когда Будда показывал Дхарму на Орлиной Горе в соответствии с системой Совершенной Мудрости, он также учил системе мантр у
ступы Шри Дханьякатака. Когда он учил что такое мантра, где и как он жил? Каково это было место, кто находился рядом с ним, и каковы были цели учения?
"Он учил непревзойдённой Махаяне, системе Совершенной Мудрости бодхисаттв на Орлиной Горе. В то же самое время Татхагата жил вместе с бодхисаттвами и другими в великой ступе, в мандале сферы феноменов. Он жил в доме всемирной ваджры, нематериальной и очень ясной, неразделенной и прозрачной. Он учил тантре в прекрасной сфере феноменов, для блага и счастья человеческих существ".
В Тантре Основы сказано: "Затем эманация Ваджрапани, Король Сучандра из знаменитой Шамбалы чудесным образом вошёл в блестящую сферу феноменов. Вначале он обошёл по часовой стрелке, затем поднёс цветы из драгоценностей лотосоподобным стопам Учителя. Сложив руки вместе, Сучандра сел перед совершенным Буддой. Сучандра попросил Будду дать наставления по тантре с объяснениями". Калачакра была дана нашим учителем Буддой Шакьямуни. Он достиг высшего совершенного просветления под деревом Боддхи в Бодхигайя в Индии во время рано наступившего полнолуния в апреле/мае. Первый год он учил в основном Парамитаяне. В частности, на Орлиной Горе он повернул Колесо Дхармы Праджняпарамиты.
В полнолуние, через 12 месяцев со времени достижения нирваны, Буддой были даны учения Парамитаяны на Орлиной Горе. В то же самое время он проявился в другой форме внутри великой ступы Шри Дханьякатаки, расположенной неподалёку от Шри Парваты в южной Индии, где он учил Мантраяне.
Великая ступа была шесть лиг в высоту, и внутри в Будде выделилось две мандалы: внизу мандала Дхармату Вагишвары, наверху великая мандала сияющих звёзд. Будда был в центре на львином ваджрном троне в великой мандале сферы ваджры, местопребывание великого блаженства. Он пребывал в самадхи Калачакры и учил как Господин мандалы.
Мандалу наполняли множество Будд, бодхисаттв, фурий, нагов и божеств. Снаружи находился король Шамбалы Сучандра, эманировавшийся в Ваджрапани. Он чудесным образом прибыл в Шри Дханьятаку из Шамбалы и попросил учение Калачакры для всех слушателей, находящихся 96 сатрапов из 96 земель Шамбалы вместе с бесчисленным числом счастливых бодхисаттв, богов, демонов и других.
Будда дал благородному собранию прекрасную Дхарму
мирскую и надмирскую инициации и пророчества, чтобы все смогли достичь состояния будды, затем он учил Парамадибуддхе, 12 тысячам строф Калачакры и Тантре Основы. Король Сучандра всё это записал и чудесным образом вернулся в Шамбалу.
В Шамбале Сучандра составил шесть тысяч строк комментариев на Калачакру. Он также создал мандалу Калачакры на драгоценной основе. После назначения им своего сына Сурешвары королём и учителем тантры он покину этот мир. Много великих королей было в династии Шамбалы: Калки Йашас, Калки Пундарика и другие. Они побуждали глубокое учение Калачакры сиять подобно солнцу и луне.
Калачакра продолжала передаваться через последовательность калки ("вождей") Шамбалы, и, в конце концов, появилась в Индии. По одной версии
в Х веке индийский махасиддха Чилупа (Чилупа из Орисса; Цилупа; Челука) чудесным образом попал в Шамбалу и получил там посвящение в учение Калачакры от царя этой страны.
В традициях Ра и Дро говорят, что Калачакра была принесена в Индию Килу и Калачакрападой.
В соответствии с традицией Ра, Калачакра и относящиеся к ней комментарии, известные как Собрание текстов Бодхисаттв, появилась в Индии во время царствования трёх королей. Взяв за центр Бодхигайя, на востоке был Дехопала, Хозяин слонов, на юге Джауганга, хозяин людей, на западе Канауджи, хозяин лошадей. В это время великий пандит Килу, мастер во всех направлениях Дхармы родился в Ориссе, одной из пяти стран восточной Индии. Килу учил все буддийские тексты в Ратнагири Вихара, Викрамашиле и Наланде.
Килу думал так, чтобы достичь состояния Будды в течение одной жизни, ему необходима Мантраяна и в частности он должен очистить учения, содержащиеся в Собрании комментариев Боддхисатв. Зная, что эти учения сохранены в Шамбале, опираясь на инструкции своего йидама, он присоединился к торговцам, искавших драгоценности в океане. Договорившись встретиться с торговцами через шесь месяцев, Килу пошёл своей дорогой.
В конце концов, при подъёме на гору Килу встретил человека. Тот спросил его: "Куда ты идёшь?". Килу ответил: "Я иду в Шамбалу для поиска Текстов Бодхисаттв". Человек сказал: "Очень трудно попасть туда, но если ты сможешь понять это, то услышишь то, что ищешь прямо здесь". Килу понял, что человек являлся эманацией Манджушри. Он простёрся перед ним, поднёс мандалу и попросил наставлений. Человек дал Килу все инициации, комментарии к тантрам и устные наставления. Он взял Килу, положил цветок на его голову и благословил его, сказав: "Осуществи все Собрание текстов Бодхисаттв". Таким образом, подобно воде, переливающейся из одного сосуда в другой, Килу реализовал все Собрание текстов Бодхисаттв. Он пошёл обратно и, встретившись с торговцами, вернулся в Восточную Индию.
Согласно традиции Дро, Калачакра была принесена в Индию мастером Калачакрападой. Его родители, практиковавшие Йогу Ямантаки, совершили ритуал для рождения сына, как это описано в Ямантаке тантре, и у них родился сын. Когда он вырос, он услышал, что на севере бодхисаттвы учат Дхарме и пошёл к ним для получения учений. Благодаря психической силе, Калки Шамбалы знал о чистой мотивации и энтузиазме практиковать Дхарму юноши. Он знал, что если юноша захочет достичь Шамбалы, это будет небезопасно для его жизни, так как ему четыре месяца придётся преодолевать безводные пустынные земли. Поэтому Калки использовал тело эманации для встречи молодого человека на краю пустыни.
Калки спросил юношу: "Куда ты идёшь и зачем?", и когда юноша рассказал о своих намерениях, он сказал: "Эта дорога очень трудная. Но если ты можешь понять эти вещи, то почему бы тебе не услышать это здесь?" Юноша понял, что этот человек является эманацией Калки, и попросил его наставлений. Калки дал посвящение и четыре месяца обучал его всем высшим тантрам и особенно трём комментариям из "Собрания текстов бодхисаттв". Подобно сосуду, наполненному до краёв, юноша осуществил и запомнил все тантры. Возвратившись в Индию, он стал известен как эманация Манджушри и его имя было "Калачакрапада".
Гой-лоцава Шоннупэл в "Синей летописи" пишет:

"Царь Падма Карпо (Пундарика, "Белый лотос"), воплощение бодхисаттвы Авалокитешвары, который был указан в последней шлоке пророчества, данного Буддой о царях Шамбалы, преподал систему ачарье Калачакрападе. Ачарья Калачакрапада принадлежал к касте кшатриев Мадхьядеши в Индии и родился после того, как его царственные родители исполнили ритуал, дающий рождение благородного сына (санскр. кулапутра). Он изучил пять наук и стал известен как перерождение Арьи Манджушри. Его благословила почитаемая Тара, чьё лицо он ясно видел. После того, как он овладел всеми низшими совершенствами, Достопочтенный как-то сказал ему:
 В северной Шамбале есть много тантр и комментариев к ним, преподанных и проповеданных Буддой. Разыщи их и выслушай!
Калачакрапада решил отправиться туда. По мнению некоторых учёных, он присоединился к купеческому каравану. Некоторые говорят, что его вёл невидимый монах, а другие считают, что сама Почитаемая Тара помогла ему. Некоторые же говорят, что когда он решил отправиться в Шамбалу и готовился к путешествию, то посетил Шамбалу в видении и получил учения от самого Арьи Авалокитешвары (Ригдэн Падма Карпо). Следует принять это последнее утверждение.
Когда Калачакрапада жил в Мадхьядеше, Чилупа проповедовал эту систему пяти пандитам: Пиндо-ачарье, Дулвэ-Джунгнэ Лодою (Винаякарамати), Тарпа Джунгнэ-бэпе (Мокшакарагупте), Сэнге Гьялцену (Симкхадхвадже) и Та-е Нампар-гьялве (Анантаджае). Когда они освоили её, он отправился в Пушпахари (холм возле монастырского университета Наланда, другое его название Пулахари) и жил там, проповедуя эту систему Наро-панчену (Наропе) и другим".

Калачакрапада и Чилупа широко распространили учение Калачакры в Индии (в их изложении были небольшие отличия). Калачакра-тантра быстро завоевала уважение и популярность в монастырских университетах центральной части долины Ганга, вскоре её практиковали в монастырях Кашмира. В итоге появились четыре стиля практики Калачакры.
Между XI и XIII веками в Тибет пришли три линии передачи Калачакры (
через традиции Ра и Дро.), отличавшихся друг от друга сочетанием четырёх индийских версий, небольшие различия были вызваны также переводом. Эти три линии, в разных сочетаниях и стали передаваться в тибетских школах.
Традиция Дро началась с визита кашмирского пандита Соманатхи в Тибет. Соманатха первым прибыл в Тибет (Кхараг) и остался среди клана Ро. За 100 мер золота Соманатха перевёл великие комментарии по Калачакре Вималапрабха на тибетский. Вскоре он остановил работу и взяв золото и переведённые тексты пошёл в Пхан Юл. Там Чунг Ва из клана Цанг признал Соманатху в качестве Гуру, а Шарьябдрак из клана Дро стал переводчиком. Соманатха и Шарьябдрак перевели всю Вималапрабху.
Традиция Дро продолжилась благодаря Ламе Чокье Озер, который являлся мастером во всех учениях клана Дро, включая Калачакру. Его учеником был Лама Гало, знавший и Ра и Дро традиции и соединивший их вместе.
Традиция Ра началась с Че Раба из клана Ра, племянника знаменитого переводчика Ра Дордже Драка, который родился в Ньен Ма Манг Юле. Ра Че Раб запомнил и понял все доктрины Ра. Затем он пожелал изучить Калачакру и пошёл в центр Непала, где прислуживал у пандита Саматашри пять лет, 10 месяцев и 5 дней. Саманташри объяснил все тексты Калачакры и дал инициации и устные наставления. Затем Чераб пригласил Саманташри в Тибет, где они тщательно перевели Калачакра-тантру и комментарии по ней вместе со вспомогательными текстами.
Традиция Ра продолжилась через сына Ра Чераба и его внука и дошла до Ламы Гало, о котором упоминалось выше. Лама Гало совместил обе традиции, и его линия продолжилась через таких мастеров как Бутон Ринчендруб и Цонкапа. Изучение и практика Калачакры, основанная на
традициях Ра и Дро продолжает существовать и по сей день.


Калачакра-тантру относят к тантрам высшей ануттара-йога-тантре.
"Поскольку эти учения были переданы тайным проявлением Будды, тем, кто находился в мистическом состоянии очищенной кармы и восприятия, то не имеет большого значения, была ли тантра изложена во время жизни исторического Будды. Тем не менее, истинный корень Калачакра-тантры был сформулирован самим Буддой во время его жизни". Е.С. Далай-лама XIV.


ka la tsa kra [Ка-ла-ца-кра] Калачакра

dus 'khor [Тÿ-к'ор] Дюкор / Калачакра
Отцовская мантра Калачакры.
OM Ах ХУМ ХО ХАМ КША МАЛЛАВАРАЙА ХУМ ПхАТ
Материнская мантра Калачакры.
OM ПхРЕМ ВИШВА МАТА ХУМ ПхАТ


История Калачакра-тантры.

Кроме того, Будда Шакьямуни проповедовал Калачакра-тантру в 12000 шлок в стране Шамбала для царя Сучандры ("Благая луна") со свитой. Калачакра в союзе с супругой Вишвамати возник перед царём посреди трёхмерного дворца-мандалы, заполненного божественной свитой. Помимо этой мандалы на потолке проявилась другая, которая представляла собой космос с планетами солнечной системы. Говорится, что всё посвящение заняло время, равное одному щелчку пальцами. (На сегодня без учёта подготовки традиционное посвящение Калачакры занимает три дня.)
Царь Сучандра, о ком говорят, как о воплощении Ваджрапани, воздвиг в царском парке трёхмерную мандалу Калачакpы, усердно практиковал тантру и, достигнув реализации, вскоре передал этот цикл учений подданным своего царства. Сучандра записал на родном языке Калачакра-тантру стихами, а также обширный комментарий на неё. Коренной текст Калачакры (Мула Калачакра-тантра) состоял из 12000 стихов.
Через два года после получения передачи Сучандра скончался (876 до н.э.[?]; если следовать Калачакра-тантре, события происходили в IX веке до нашей эры). Далее передача осуществлялась царями Шамбалы по наследству, и говорится, что последующие цари правили страной по сто лет.
В седьмом поколении царей после Сучандры практика передавалась царём Манджушри-Яшасом (Яшас / Манджушрикирти), который стал известен как первый из линии двадцати пяти правителей Калки1 (Кулика), или "Хранителей касты". Он составил Краткую Калачакра-тантру, а его сын и наследник Пундарика написал комментарий на неё под названием "Ясный свет" (санскр. Vimalaprabha).
В течение 1500 лет традиция Калачакра-тантры передавалась в Шамбале. Затем два последних текста попали в Индию благодаря двум людям, Чилупе и Калачакрападе Старшему, и на сегодня из наследия Шамбалы сохранились только они.
Каждый текст содержит пять глав. Первые две главы касаются внешнего и внутреннего круговорота времени, последние три представляют изменяющий (иной) круговорот. В третьей главе обсуждается посвящение, в четвёртой
стадия зарождения, в пятой стадия завершения и достижение Пробуждения. Все более поздние комментарии к Калачакре являются комментариями к этим двум текстам и следуют той же пятиричной структуре.
Царь Пундарика  

Царя Яшаса почитают как воплощение бодхисаттвы Манджушри, а царя Пундарику  как воплощение бодхисаттвы Авалокитешвары. После Пундарики царями Шамбалы были: Бхадра, Виджая, Митрабхадра-Сумитра, Ратнапани, Вишнугупта, Сурьякирти, Субхадра, Самудра Виджая, Дурджая, Сурья (Сурьяпада). Во времена царя Сурьи (время правления: 1027-1127гг), двенадцатого правителя Калки, учение Калачакры распространилось в Индии.


Сначала прямая передача Калачакры существовала в школах Сакья, Джонанг и Кагью, затем она появилась и в Гелуг. Однако в школе Ньингма нет прямой передачи линии Калачакры, и это объясняется тем, что Ньингма передаёт только индийские тексты, которые попали в Тибет и были переведены до начала IX века. (Более поздние Учителя Ньингмы получали и передавали посвящение Калачакры из других традиций).
Лучшим из комментариев тибетских учёных являются комментарии к самой Тантре и к "Ясному Свету" Кулики Пундарики известного сакьяского учёного Будона Ринчендуба (1290-1364).
Имя Калачакры: (санскр. Kalacakra; тиб. Дунгкор) Колесо Времени. Кала, время – это аспект неизменного блаженства. Чакра, колесо – это аспект шуньевости, пустотности всего. Таким образом термин Калачакра – это единство непреходящего блаженства и пустотности всего проявленного.
Есть Внешний Калачакра, Внутренний и Тайный. Внешний Калачакра – это мир вокруг нас: горы, реки, долины, деревья, дома, небеса, звёзды и планеты. Внутренний Калачакра – это стадии практики зарождения и завершения и предваряющая стадия посвящения. Тайный Калачакра – это тело индивидуума с системой каналов, пран и бинду. Значение всех трёх Калачакр зашифровано в десяти буквах коренной мантры: семь слогов, висарга (в виде полумесяца), анусвара и гласный "а" ("жизнь" согласных) – всего десять. Линия, исходящая из точки, нада (волосок, здесь в виде тончайшего языка пламени) – одиннадцать.
Десять составных частей мантры и нада в аспекте Внешнего Калачакры – это: четыре внешних махабхута, гора Меру, три трона, солнце, луна и круг божеств.
В аспекте Внутреннего Калачакры – это одиннадцать посвящений.
В аспекте Тайного Калачакры десять составных частей мантры – это: четыре внутренних махабхут практикующего, позвоночный столб, центр тайного места, каналы (центральный, правый, левый) и блаженство. Таково самое кратчайшее значение десятислоговой мантры Калачакры.


Описание мандалы Калачакры.


Мандала это дворец йидама, его измерение, Чистая Земля. Она представляет собой многоэтажный дворец, в центре которого на верхнем этаже стоит Калачакра со своей супругой. Внутри и снаружи дворца помимо главной пары находятся 720 божеств. (В мандале представлены божества, почитаемые не только в буддизме, но и в небуддийских религиях, таких, как индуизм, джайнизм). Мандала отражает чистую природу и отличительные особенности Калачакры, в этом смысле дворец со всеми его обитателями неотделим от Калачакры. Божества мандалы это символы очищенного состояния нашего тела, речи, сознания и глубинного осознавания, и они же символизируют нашу связь с пространством и временем.
Калачакpа означает "Колесо времени". В Калачакра-тантре выделяют три типа Колеса Времени: внешнее, внутреннее и изменяющее (иное, трансформирующее). Внешний круговорот времени
это непрерывный поток изменений на внешнем уровне, на уровне окружающего мира и его объектов. Внутренний круговорот времени это непрерывный поток циклических изменений на внутреннем уровне, на уровне жизнедеятельности, на уровне пран, каналов и бинду. В Калачакра-тантре говорится, что внутренний круговорот неразрывно связан с внешним круговоротом. Внешний и внутренний круговороты времени составляют Сансару. Эти круговороты управляются силами, имеющими название "ветры кармы". Карма возникает, когда ум цепляется за явления. Это цепляние есть заблуждение относительно реальности, неведение, невежество. (Окрашивая ум в "цвета" привязанностей, мы отождествляем эти "цвета" с собой. Новые предпочтения укореняются в нас в виде тенденций сознания, кармических склонностей. При соответствующих условиях этот сформированный опыт, эти склонности начинают действовать как силы, понуждающие нас совершать сходные действия без участия осознавания.) Внешняя и внутренняя Калачакры это то, что следует очистить. Иная Калачакра описывает то, как следует очищать.
Поскольку внешние явления взаимосвязаны с внутренним миром человека, с его психикой и телом, то, изменяя себя, человек воздействует тем самым и на окружающий мир. Развивая внутренний мир и спокойствие, мы сможем прийти к гармонии в отношениях с окружающими людьми, расширить пространство любящей доброты и сострадания в мире. С другой стороны, если одни внешние условия благоприятствуют созреванию определённых кармических потенциалов, другие внешние условия препятствуют этому. Астрология Калачакры направлена на определение благоприятности момента различных начинаний, что позволяет гармонизировать внутреннюю энергию человека с внешней энергией обстоятельств. Астрологическая система Калачакpы была положена в основу при создании нового тибетского астрологического календаря
2.
В тантре также содержится учение о тонкой внутренней структуре человеческого тела. Для вхождения в глубокие практики этапа завершения практикующий должен представлять структуру собственного духовного тела с его энергетическими каналами, ветрами (пранами), каплями (бинду), двигающимися по этим каналам и пребывающими в особых точках тела. Нади (энергетические каналы), праны (энергии) и творящие капли нашего тела называются в тантре внутренним Калачакрой и составляют основу для очищения в практике тантры.
До сегодняшнего дня линия преемственности в передаче учения Калачакры является непрерывной. Его Святейшество Далай-лама XIV даёт посвящение Калачакры по всему миру. Из книги-автобиографии Далай-ламы "Свобода в изгнании":

"Летом 1953 года, насколько я помню, я получил от Линга Ринпоче посвящение Калачакры. Это одно из самых значительных посвящений в традиции тантры, которое имеет особую важность для мира на Земле. В отличие от других тантрических ритуалов, оно даётся большим собраниям народа. Посвящение Калачакры очень сложно, и подготовка к нему занимает от недели до десяти дней, а само посвящение длится три дня. Одним из его элементов является сооружение из цветных порошков большой мандалы, то есть изображение в двух измерениях трёхмерного символа. Когда я в первый раз увидел одну такую мандалу, я был просто вне себя, только взглянув на неё, настолько потрясающе красиво она выглядела.
Самой церемонии предшествует продолжающееся месяц затворничество. Я вспоминаю это посвящение как очень волнующее событие, которое сильно подействовало и на Линга Ринпоче, и на меня. Я понимал, что мне оказана огромная честь принимать участие в традиции, исполнявшейся бесчисленными поколениями последователей высочайших духовных мастеров. Когда я исполнял последнюю строфу молитвы-посвящения заслуг всем живым существам, я был так взволнован, что голос прервался от волнения; потом я стал считать, что это было благоприятным признаком, хотя тогда ничего такого не думал. Теперь мне кажется, то было предчувствием, что я смогу дать больше посвящений Калачакры, чем любой из моих предшественников, и во всех уголках Земли. Это действительно так, несмотря на то, что я никоим образом не являюсь самым компетентным в этом человеком".

С приходом в Тибет Калачакра-тантры и введением нового календаря тибетские исторические даты стали приводить в соответствие с новым летоисчислением. Опираясь на различные источники, составители хронологических рядов приходили порой к разным выводам. На странице "Тибетский год и определение исторических дат" рассматривается пример с определением одной из ключевых дат в истории тибетского буддизма 
года рождения царя Трисонг Децена.








Примечания.

1 – Американский учёный и практик Калачакры, Александр Берзин, много лет проработавший переводчиком у Его Святейшества Далай-ламы XIV, пишет в своей книге "Принятие посвящения Калачакры":
"С целью объединить свой народ, царь Манджушри-Яшас последовал совету Будды использовать язык и метафоры той аудитории, которой он проповедовал. Поскольку большинство его подданных были индуистами, он свободно заимствовал индуистские образы, концепцию и терминологию. Он называл себя и своих преемников правителями Калки. Калки 
это десятое и завершающее перерождение, аватара индуистского бога Вишну, который придёт в будущем как мессия, чтобы воевать в апокалиптической войне. В индуистской литературе пуран Калки родится в Шамбале, находящейся в горах современного Северного Уттар Прадеша в Индии. Возможно, Манджушри-Яшас просто заимствовал имя Шамбала, чтобы соотнести его со своим царством, и оно никогда в действительности не называлось этим именем".
Царь Манджушри-Яшас, живший во втором веке до н.э., сделал ряд предсказаний о будущем. Среди них говорится, что во время царствия 21-го правителя Калки, царя Анируддхи (время правления согласно тантре: 1927-2027гг), буддизм и Калачакра окажутся на грани исчезновения в Тибете, Монголии, Китае и на большей части Азии. Также говорится, что время упадка духовности будет длиться до прихода 25-го правителя Калки, Рудры Чакрина (санскр. Raudra Chakri, Rudra Chakrin / тиб. Драгпо Кхорло Чэн, Ригдэн Драгпо, "Гневный с Колесом [Закона]"; время правление: 2327-2427гг; победа над варварами в 2424г). Согласно предсказанию, в период правления Рудры Чакрина, как результат варварского вторжения, на Земле развернётся война с антидуховными силами, которая не будет ограничена этой планетой. Манджушри-Яшас даёт совет людям этой эпохи объединиться таким же образом, как это сделали перед лицом угрозы подданные его царства. В предсказании говорится, что силы со стороны Шамбалы, направляемые 25-м правителем Калки, прибудут в это время на летающих кораблях, чтобы повернуть ход битвы и разбить вторгшиеся орды.
.

2 1027 год стал в Тибете первым годом нового астрологического календаря. Шестидесятилетний цикл, который используется в Калачакра-тантре, был положен в основу тибетского календаря. Современные астрологи связывают это цикл с периодами обращения вокруг Солнца Юпитера (11,86 лет ~ 12 лет) и Сатурна (29.46 лет ~ 30 лет). В Калачакре, уделяющей особое значение астрологии, рассматриваются эти планеты так же, как и Меркурий, Венера, Марс, Солнце и Луна. (Семь дней недели управляются соответствующими планетами.) Кроме того, в Калачакре говорится об особых астрологических планетах Раху и Калагни (полное соответствие Раху и Кету в индуистской астрологии, в действительности же эти планеты символизируют северный и южный узлы орбиты Луны / очевидно, Раху связан с лунным затмением, Калагни  с солнечным затмением). В астрологии Калачакры рассматриваются 12 знаков зодиака, но, помимо этих зодиакальных созвездий, в ней также рассматриваются 27 других созвездий. В последнем случае эклиптика делится на 27 созвездий. Каждому созвездию и каждому дню недели приписывается один из четырёх элементов  земля, вода, огонь, воздух или ветер. Сравнением элемента дня недели с элементом созвездия, где Луна находится в этот день в определённое время, определяется благоприятность момента для таких действий как сражение, медитативное затворничество, уход в монашество и др. Тибетские астрологи положили эти знания в основу нового календаря. К тому времени они были осведомлены о китайской системе летоисчисления, где применяют комбинацию из 12 символических животных и пяти первоэлементов. (Говорят, что эта система укоренилась в Тибете благодаря Венченг, китайской супруге царя Сонгцен Гампо. Согласно некоторым исследованиям, китайская традиция летоисчисления базируется в свою очередь на астрологической системе древнего гималайского государства Шанг-Шунг.) Тибетские астрологи сопоставили года 60-летнего цикла Калачакра-тантры с животными и элементами из китайской традиции. На основе синтеза этих двух систем был сформирован новый лунно-солнечный календарь. В тибетском календаре также рассматриваются 27 созвездий, у каждого из которых есть своё имя и порядковый номер (номера идут от 1 до 26, а 27-ое созвездие имеет номер 0). 21-ое созвездие соотносят с двумя созвездиями (они имеют похожие характеристики), поэтому иногда говорится о 28 созвездиях.


\