Содержание:
"Йогинам следует созерцать этого Победителя, соразмерив свои умственные способности".
Соразмерно своим умственным способностям, практик должен созерцать согласно пространному или сокращённому методу. О том, что значит пространный и сокращённый метод говорится в той же главе.
"Созерцают одноликого Калачакру, и т.д., или с бесчисленными лицами, со многими руками и ногами бесчисленных цветов, и, наконец, так называемый сущность мудрости-метода".
Согласно
сказанному,
созерцается Вместерожденный
(lhan
skyes),
Одинокий (dpa'
gcig)
Калачакра,
его мандала из
5-ти божеств, 13-ти божеств, 17-ти божеств, мандала Мысли, полная
мандала,
и.т.д., то есть большая или меньшая мандала, сообразно случаю и
способностям. В
соответствии со сказанным, здесь изложен сокращённый метод,
объединяющий в
себе все основы Пути стадии
зарождения,
предназначенный для начинающих, имеющих веру в благородного Калачакру,
для тех, кто знает пространный метод, но, не желая прерывать практики,
использует также сокращённый метод, и, для иных практиков.
Благословление
даров внутреннего подношения.
Om
a:
HuM HO HAm KshA:
Om
SVA BHa VA SHUD DHa: SARBA DHARMa: SVA BHa VA
SHUD
DHO HAm
Всё
– шуньята.
Из
сердечного Hum исходит
свет, колеблет
воздух, ветер
раздувает огонь, дары внутреннего подношения плавятся в капале и
варятся.
Из
того же Hum
возникает ваджр. Ваджр мешает варево и тает, став одного вкуса с
варящимися
дарами. Затем, все это принимает форму расплавленной Луны.
На
левой ладони, на правой ладони, на них обоих, на их середине возникают
диски
Луны, Солнца, Раху,
Огня времени. На них –
слоги Om
a:
Hum HO.*
Из
слогов исходит свет, свет тянет амриту Джняны
из
сущности ваджров Тела, Речи, Мысли и Изначальной Мудрости всех
Татхагат. Амрита
Джняны
смешивается с
амритой Самаи
в виде Луны и:
Их очищают посредством тех же мантр, но ногда вторая мантра не "свабхава шуддха", а "шуньята джняна”.
Всё – шуньята.
Из
шуньяты возникают 16 слогов SPHAm. Из них
– 16 огромных
драгоценных
хрустальных сосудов. Внутри каждого из них – светящаяся
первая буква
каждого
подношения, украшенная бинду. Из них возникают подношения и богини
подношения.
Их сущность – шуньята и Великое блаженство. От их
возникновения в сфере
деятельности 6-ти органов чувств порождается особенное блаженство
чистоты.
Om
SVA BHa
VA SHUD DHa:
SARBA DHARMa:
SVA BHa
VA SHUD DHO HAm
В чакре
лба
на
белом диске Луны
– белый
Om. Он
превращается в
белый 17-ти
конечный ваджр.
В
чакре
горла
на красном диске Солнца
– красный a: . Он
превращается в
красный 33-х
конечный ваджр.
В
чакре
сердца
на чёрном диске Раху
– чёрный
Hum. Он
превращается в
черный 9-ти
конечный ваджр.
В
чакре
пупа
на жёлтом диске Огня
времени – жёлтый
НО. Он
превращается в
жёлтый 65-
конечный ваджр.
В
чакре
макушки
на зелёном диске акаши
– зелёный
HAm.
Он превращается в
зелёный
5-ти
конечный ваджр.
В
чакре
тайного
места на синем диске Изначальной
Мудрости – синий
KshA: Он
превращается в
синий 33-х
конечный ваджр.
Из
ваджров в 10 сторон
света
распространяется блистающий ваджрный свет. Сам превращаешься в ваджрное
тело, а
мары и препятствующие силы полностью сжигаются.
Вода
моего тела тушит
огонь.
Лишённая
огня земля растворяется в воде. Воду высушивает ветер. Ветер
растворяется в
сознании. Сознание растворяется в пространстве. Так полностью
успокаивается
суета двойственности проявлений сосуда-сока. Объект – шуньята,
неотличимый от
субъекта – изначальной мудрости
стал сущностью четырёх дверей
освобождения*.
В Дхармадае
бесконечного пространства – слог YAm.
Из него
– чёрная мандала ветра,
имеющая форму лука, диаметром 400.000 йоджан,
отмеченная джалцаном.
Над ней – Ram.
Из него – красная
мандала
огня, треугольной формы, диаметром 300.000 йоджан,
отмеченная свастикой.
Над ней – BAm.
Из него
–
белая мандала воды, круглой формы, диаметром 200.000 йоджан,
отмеченная лотосом.
Над ней – Lam.
Из него
–
жёлтая мандала земли, квадратной формы, диаметром 100.000 йоджан,
отмеченная ваджром.
Над каждой мандалой и под ней –
Hum.
Из Hum
возникает вишваваджр.
Над всем тем – Mam.
Из него – великая гора Меру
(Великая Масса/Множество/), природа ваджра. Внизу её диаметр 16.000 йоджан,
а наверху – 50. 000.
Над ней в центре – KshAm.
Из него – вишвападма.
Её
диаметр – половина верхнего диаметра Горы. Третья часть
диаметра лотоса
–
середина. На ней – HAm.
Из HAm
– белый диск луны. Из
полумесяца – красный диск солнца. Из бинду и нада –
чёрный диск Раху
и жёлтый диск Огня
времени
соответственно.
Диаметр их
равен диаметру середины лотоса.
Всё
это смешивается и превращается в слог:
HamKshAMALAVARAYA.
И
опять из этого слога
последовательно
возникают пространство, ветер, огонь, вода, земля, Меру, вишвападма,
Луна,
Солнце, Раху
и Огонь времени.
После
полного превращения,
сверху
появляется Hum.
Из него – ваджрный шатёр.
В нём – слоги BHRum, Om.
После полного превращения
возникает
необъятный дворец квадратный в
сечении, с четырьмя дверями и четырьмя золотыми крылечками, сияющий
блеском
драгоценностей. Стены его тройные. Идя снаружи – чёрные,
красные и
белые соответственно.
Поверху они украшены драгоценной кромкой с находящимися на ней четырьмя
золотыми бордюрами. Снаружи свисают ожерелья и полуожерелья.
Дворец имеет балконы и баллюстрады,
украшенные
кушаками и прочие, подобающие дворцу признаки.
В центре, над
дисками луны,
солнца, раху
и огня времени – диск луны.
На нём – сущность 32
признаков будды – 32 гласные. Отмеченная
гласными
мандала луны – зерцалоподобная
мудрость.
Под ними – диск солнца. На нём
– сущность
80 признаков будды – 80 согласных. Отмеченная
согласными мандала солнца – равномерная
мудрость.
В центре луны – слог виджняны
существа
бардо Hum.
Словно зайцем
помечена луна. Это различающая мудрость.
Вместерожденный
с ним
"средство передвижения сознания", прана-ваю
– чёрный слог HI
– творческая
мудрость.
Два слога сущности белой и
красной
бодхичитты, луны и солнца, гласных и согласных, ветра и мысли (rlungsems)
объединились.
От этого возник слог HAm
– великоблаженственная
мудрость
Дхармового пространства.
После полного превращения
слога HAm
из него возникает олицетворение всех форм сущности
великого блаженства Благородный Калачакра,
сияющий
чистым радужным светом.
Правые
руки:
Четыре
чёрные руки держат:
ваджр, меч,
трезубец и дигуг.
Четыре
красные:
огненную
стрелу, ваджрный
крюк, звучащий дамару и молот.
Четыре белые:
чакру,
пику, дубину и топор.
Пребывает в
радостном танце с
выпрямленной правой ногой на дисках Луны, Солнца, Раху
и Огня времени.
Под правой красной ногой –
красный Камадева;
одноликий и четырёхрукий.
В руках – 5 цветочных стрел, лук, петля и крюк.
Под левой белой ногой Калачакры
– белый
Рудра;
одноликий и четырёхрукий.
В руках –
трезубец, дамару, капала и
кхатванга.
Жёны Мары и Рудры
с опечаленными лицами придерживают за ступни Калачакру.
Возникшая из слога PHREm и
дигуга,
Вишвамати
спереди обнимает Бхагавана. Цвет её тела –
жёлтый.
У неё 4 лица. От переднего по
часовой
стрелке: жёлтое, белое, синее и красное. На каждом по три глаза.
В правых из восьми её рук
(сверху вниз) –
дигуг, железный крюк, звучащий дамару и чётки.
В левых – капала, аркан, столепестковый
белый лотос и драгоценность.
У неё диадема Ваджрасаттвы.
Украшена
пятью мудрами.
С выпрямленной левой ногой
пребывает в
союзе с Бхагаваном.
На восьми лепестках лотоса их трона;
на востоке
(shar)
и юго-востоке (mer)
– слоги A
и
HA,
сосуд с благовониями и чёрное
опахало. Из них
рождаются
чёрные Кришнадипта
и Дхума.
У них по
4 лица; чёрное, красное, жёлтое и белое. У них по восемь рук. Первая
держит в
правых руках сосуды с благовониями, сандалом, шафраном, смесью камфоры
и мускуса. В левых – дильбу ,
лотос, цветок божественного дерева
и гирлянду из разных цветов. Вторая держит в восьми руках восемь чёрных
опахал.
На юге
и юго-западе (bden
bral)
– слоги A:
и HA:,
светильники и красное
опахало. Из них рождаются красные Рактадипта
и Маричи.
Красное, жёлтое,
белое, синее лица. По восемь рук.
Первая держит в правых: светильник, ожерелье, диадему и наручный
браслет. В
левых: одежду, пояс, серьги и ножной браслет. Вторая держит восемь
красных
опахал.
На севере
и северо-востоке
– слоги Am
и HAm,
яства и
белое опахало. Из них рождаются белые Шретадипта
и Кхадьепта.
Белые,
чёрные, красные, жёлтые лица. По восемь
рук. У первой в правых – сосуды с молоком, водой, лучшим
лекарством и
вином. В
левых – сосуды с амритой, “совершенным
вкусом” (grub
pa'i
ro),
плодом амритового
дерева и пищей. Вторая
держит восемь белых
опахал.
На западе
и северо-западе
(rlung)
– слоги a
и Ha,
раковина
правого вращения (dung
chos)
и жёлтое опахало.
Из
них рождаются жёлтые Питадипта
и Прадипа.
Жёлтые, белые, синие, красные лица. По восемь рук. У первой в правых
–
раковина, флейта, драгоценность, дамару. В левых – вина,
маленький
бубен,
звучащий гонг и медная раковина. Вторая
держит восемь жёлтых опахал.
У каждой по
три глаза. Украшены
пятью мудрами. Обладают диадемой Ваджрасаттвы. Пребывают в одинаковых
позах.
Ясно узрев мир живых существ,
что будут
усмирены Великой страстью – сосуд, в котором будет дано
Учение Адибудды,
– криком
сильнейшей радости единения
Яб-Юм созываются победоносцы
с сыновьями.
В моё тело (lus)
вошли и вновь, излучившись из моего тела, вступили по порядку в Тело (sku)
Вишвамати.
Из него также излучившись,
вступили, в
виде круга мандалы, в мою макушку.
Огнём
великой
страсти расплавлены.
Бодхичитта
через ваджрный
путь
ниспадает биндою
в лотос Юм.
Из бинду по порядку – семенные
слоги
каждого божества, атрибуты, превращающиеся в Тела божеств.
Излучаясь из лотоса Юм, каждый
восседает
на свой трон.
Из A
a
и ваджра
рождаются зелёные Акшобхья
и Ваджрадхатишвари.
Три лица – зелёное, красное,
белое.
Шесть рук. В правых: ваджр,
дигуг,
алебарда.
В левых: ваджрный дильбу,
молот, голова
Брахмы.
Их
соответственно
обнимают Праджняпарамита
и Ваджрасаттва.
Излучившись, Акшобхья Яб-Юмсливается
со мной, телом Владыки, а Ваджрадхатишвари
Яб-Юм с Вишвамати.
В то же время, излучившийся
в объятиях Ваджрадхатишвари,
Ваджрасаттва нераздельно вступает в
меня, а, излучившаяся в объятиях
Акшобхьи, Праджняпарамита
нераздельно вступает в Вишвамати.
У всех по три
глаза.
Пребывают
в ваджрасане,
в объятиях,
пребывающих в падмасане,
Юм.
Сам
собой прояснился сущностью пяти мудростей, Бхагаваном
Калачакрой.
Из сердца изошедшими лучами
света, все
живые существа притянуты и вступают в мандалу. Поскольку сам пребываешь
союзом
Яб-Юм, то Татхагаты
Яб-Юм соединяются в
огне великой
любви в единую
бодхичитту,
которой даруется абишек
притянутым живым
существам.
Поэтому
живые существа превращаются в
круг мандалы, имеющего 32
чистых
признака, и, шествуют в миры
соответствующих им будд.
Произнося
эту
мантру пребываешь в гордости совершенно чистого
дхармадхату.
Вышеизложенное
есть “Высшая победоносная мандала” или
“раздел умилостивления”.
Сияющие
лучи изначальной
мудрости
Великой Страсти, исходящие от
пылающего слога
HO
расплавляют Бхагавана
Держателя ваджра и его праджни,
находящихся в
центре и на лепестках лотоса, в единую бодхичитту,
субстанцию подобную луне (держащей зайца), по форме – бинду,
по
сущности –
Великое Блаженство.
От
этого возникает сущность четырёх Безмерных в виде четырёх богинь.
Благозвучная
мелодия их песни призывает совершить пользу для живых существ.
"Защити
нас, внемли мольбам, о
Держатель
Ваджра, Учитель богов и людей!” - призывают они.
Разбуженный мелодией
этой песни, Бхагаван
Ваджрадхара зрит всех обитателей трёх миров подобными волшебной
иллюзии.
Из
бинду, подобного
расплавленной луне – синий слог Hum,
излучающий лучи
незагрязнённого
света.
Из
полностью возникшего Hum
–
ваджр. Из
него рождаюсь сам Шри Калачакра
сияющий
незагрязнёнными лучами пяти светов.
От
этого места до слов “пребывают
в
одинаковых позах”
созерцать как и прежде, только Владыка и другие
божества
без диадемы Ваджрасаттвы. т.е.
( Тело
естественного синего цвета. Три шеи. Средняя – синяя, правая
– красная,
левая –
белая. Основное лицо – синее, гнев, с оскаленными клыками.
Правое лицо
–
красное, страсть. Заднее лицо – жёлтое,
самадхи. Левое – белое, покой.
На
каждом –
по три глаза. Волосы связаны пучком,
сверху увенчаны вишваваджром и полумесяцем. На макушке –
ваджрная
драгоценность
(алмаз).
Пребывает в
радостном танце с
выпрямленной правой ногой на дисках Луны, Солнца, Раху
и Огня времени.
Под правой красной ногой –
красный Камадева;
одноликий и четырёхрукий.
В руках – 5 цветочных стрел, лук, петля
и крюк.
Под левой белой ногой Калачакры – белый
Рудра;
одноликий и четырёхрукий.
В руках –
трезубец, дамару, капала и
кхатванга.
Жёны Мары и Рудры
с опущенными лицами держат за ступни Калачакру.
Возникшая из слога PHREm и
дигуга,
Вишвамати
спереди обнимает Бхагавана. Цвет её тела –
жёлтый. У неё 4 лица. От переднего по часовой стрелке: жёлтое, белое,
синее и
красное. На каждом по три глаза. В правых из восьми её рук (сверху
вниз) –
дигуг, железный крюк, звучащий дамару и чётки. В левых –
капала, аркан,
столепестковый
белый лотос и драгоценность.
Украшена
пятью мудрами. С выпрямленной левой
ногой пребывает
в союзе с Бхагаваном.
На
восьми лепестках
лотоса их
трона:
На
востоке (shar)
и юго-востоке (mer)
– слоги A
и HA,
сосуд с
благовониями и чёрное опахало. Из них рождаются
чёрные Кришнадипта
и Дхума.
У них по 4 лица; чёрное, красное,
жёлтое и
белое. У них по восемь рук. Первая держит в правых руках сосуды с
благовониями,
сандалом, шафраном, смесью камфоры
и
мускуса. В левых
– дильбу, лотос, цветок божественного
дерева и гирлянду из
разных цветов. Вторая держит
в восьми руках восемь чёрных опахал.
На
юге и юго-западе (bden
bral)
– A:
и HA:,
светильники и красное
опахало. Из них рождаются красные Рактадипта
и Маричи.
Красное, жёлтое, белое, синее
лица. По восемь рук.
Первая держит в правых: светильник, ожерелье, диадему и наручный
браслет. В
левых: одежду, пояс, серьги и ножной браслет. Вторая держит восемь
красных
опахал.
На
севере и
северо-востоке – Am
и HAm,
яства и
белое опахало. Из них рождаются белые Шретадипта
и Кхадьепта.
Белые, чёрные, красные,
жёлтые лица. По восемь
рук. У первой в правых – сосуды с молоком, водой, лучшим
лекарством и
вином. В
левых – сосуды с амритой, "совершенным
вкусом" (grub
pa'i
ro),
плодом амритового
дерева и пищей. Вторая
держит восемь белых
опахал.
У
каждой по три глаза. Украшены
пятью
мудрами. Пребывают
в одинаковых позах.)
Звуком радости единения Яб-Юм, ранее излучённые Татхагаты Яб-Юм и все остальные Победоносцы с сыновьями приглашены и располагаются в пространстве сверху. Входят в мою макушку как самая-мандала.
Далее
созерцать как вышеизложено,
от слов "огнём
великой
страсти расплавлены" до слов "пребывающие в падмасане
обнимают ".
т.е.
(Огнём
великой страсти
расплавлены.
Бодхичитта
через ваджрный путь ниспадает биндою
в
лотос Юм. Из
бинду по порядку – семенные слоги каждого божества, атрибуты,
превращающиеся в
Тела божеств. Излучаясь из лотоса Юм, каждый восседает на свой трон.
Из A a и ваджра рождаются зелёные Акшобхья и Ваджрадхатишвари. Три лица – зелёное, красное, белое. Шесть рук. В правых: ваджр, дигуг, алебарда. В левых: ваджрный дильбу, молот, голова Брахмы. Их соответственно обнимают Праджняпарамита и Ваджрасаттва. Излучившись, Акшобхья Яб-Юм нераздельно сливается со мной, телом Владыки, а Ваджрадхатишвари Яб-Юм с Вишвамати. В то же время, излучившийся в объятиях Ваджрадхатишвари, Ваджрасаттва нераздельно вступает в меня, а, излучившаяся в объятиях Акшобхьи, Праджняпарамита нераздельно вступает в Вишвамати.
Из
I
и меча рождается чёрный
Амогхасиддхи.
Три лица: чёрное, красное, белое. Шесть рук. В правых: меч, дигуг,
трезубец. В
левых: щит, капала, белая
кхатванга. В
объятиях, подобной
Вайрочане,
Лочаны,
он излучившись восходит на
восточный трон.
Из rI
и ратны
рождается красный Ратнасамбхава.
Три лица:
красное,
белое, черное. Шесть рук. В правых: огненная стрела, ваджрный крюк,
звучащий
дамару. В левых: лук, ваджрная петля, девятичастная
драгоценность. В объятиях, подобной
Амитабхе,
Мамаки,
он излучившись
восходит на южный трон.
Из U
и падмы рождается белый Амитабха.
Три
лица: белое,
чёрное, красное. Шесть рук. В правых: молот, копьё, трезубец. В левых: столепестковый
белый лотос, зеркало, чётки. В
объятиях, подобной
Ратнасамбхаве,
Пандаравасини,
он, излучившись, восходит на
северный трон.
Из
lI (лИ)
и чакры
рождается жёлтый Вайрочана.
Три лица:
жёлтое, белое,
чёрное. Шесть рук. В правых: чакра, дубина, ужасающий
ваджр. В левых: раковина, ваджрная
цепь, звучащий
дильбу. В объятиях, подобной Амогхасиддхи,
Тары, он, излучившись, восходит на западный трон.
У
всех по три глаза. Пребывают в ваджрасане,
в
объятиях, пребывающих в падмасане,
Юм.)
В
моём сердце – Hum
и ваджр. Из
него рождается Ваджравега –
Тело
ужасающих синих лучей света, пребывающий в восьминогой
колеснице.
С
выдохом излучившись, он вонзает железный крюк в пуп Владыки джнянасаттв
подобных
созерцаемым. Связывает двадцатичетырёхрукого
петлёй воплощения. Угрожая остальным оружием притягивает в пространство
передо
мной.
Ваджравега
растворяется в моём
сердце.
GANDHAm
и.т.д.
совершается жертвоприношение,
тоесть;
Из
сердечного Hum
возникают богини
подношения,
совершают подношение;
Джнянасаттвы
становятся одного вкуса с самаясаттвой.
Это
– двадцатитичленный
абхисамбодхи
или "высшее победоносное деяние", раздел
"приближения к завершению".
Om a:
Hum HO HAmKshAMALAVARAYA Hum PHAt
– сердечная мантра.
Om HRam HRim HRrim HRum HRlim HRa: SVaHa –
околосердечная мантра.
Om SHRi KaLACHAKRA HUm Hum PHAt
– мантра ваджра
Тела.
Om
PHREm
BISHVAMATA HUm Hum PHAt –
мантра Юм.
И другие:
Om
AMOGHASIDDHI HUm Hum PHAt
Om
RATNASAMBHAVA HUm Hum PHAt
Om
AMITaBHA HUm Hum PHAt
Om
VAIROCHANA
HUm
Hum
PHAt
Совершай
[внешнее] жертвоприношение
четырьмя благословлёнными водами и двенадцатью богинями при помощи шлоки
из "Гирлянды подношений" и мантры или
просто мантры.
В
краткой форме
подноси, вкушай прибавляя к имени каждого божества три биджа
(Om a:
Hum).
Если хочешь немного расширить подношение, то делай его читая следующий
текст:
(И всем
остальным вначале
прибавляя Om,
а в конце "намах").
В своих трёх
местах
находятся бинду. Вкушая думай как радуются божества тела.
Вознеси
хвалу. В
пространном варианте она сопровождается двадцатью поклонами.
В кратком
варианте:
Когда
вознесёшь такое восхваление, в пуп пятиконечного
ваджра в макушке входят Владыка Яб-Юм и праджни. В пуп
семнадцатиконечного
белого ваджра во лбу входят татхагаты
с
окружением.
Сам
мгновенно встал как одноликий, двурукий Калачакра.
Так
или по
другому соверши чистые
благопожелания.
Если
хочешь в
конце совершить подношение балина, то благослови его как благословлял
внутреннее подношение.
В
собственном сердце – слог Hum.
Из
него исходят лучи света, которые приглашают мандалу Бхагавана Калачакры.
Язык
приглашённых
– одноконечный
ваджр, полая трубка света, через которую они высасывают сок балина.
Так
трижды помолясь,
сопровождая молитву звуком дильбу, подносим
балин
призывая благо.
Подносим
жертвоприношение
от GANDHAm
и далее т.е.
Из
сердечного Hum
возникают богини
подношения, совершают подношение
Om SARBA TATHaGATA GHANDHAm, PUspAm, DHuPAm, DiPAm, NeVIDYAm, AkshATAm, LaSYAm, HaSYAm, BADYAm, NrITYAm, GiTAm, KaMEm PuJAm KURU KURU SVaHa
Читаем хвалу,
и впитываем благословление.
Так и мыслим.
Между
тунами не отвлекайся от йоги восприятия всего что проявляется как
блаженственно-шуньевого
веселья богов и
богинь. В
этом созерцании читай мантры, вкушай пищу, совершай омовение, засыпай и
пробуждайся. Практикуй все эти повседневные действия как описанно
в тантрах и комментариях. Обретёшь восемь состояний покоя и десять
достижений.
Метод,
благоизошедший
из прекрасных уст Манджугхоши
Белый Лотос,
сокращение из "Потока амриты пространных,
средних и кратких методов созерцания Адибудды",
[изложенный] согласно вере нуждающихся в усмирении, полная суть четырёх
йог и
трёх частей, составил в соответствии с устными наставлениями святых,
[опираясь]
на тантру и комментарии Лубсан
Чойджи
Джалцан.
Примечания:
* Сначала,
Om
на ладони левой руки,
потом
a:
на
правой,
затем Hum
на соединенных ладонях
повернутых вниз, в сторону балина, и – HO
на ладонях в мудре
орла. (^)
* Пустотность /stong
pa
nyid/, беспризнаковость
/mtshan
pa
med
pa/,
отсутствие устремления /smon
pa
med
pa/,
непроявленность/mngon
par
'du
byed
med
pa/. (^)