Трисонг
Децен (тиб.
Khri-srong lDe-btsan или Khri-srong
De`u-btsan –
Трисонг Дэуцен / Trisong Detsen) был тридцать седьмым царём из династии
Чогьял. Время его жизни: 742-810гг.
Царь Трисонг Децен был
вторым, после Сонгцена Гампо, великим
духовным правителем Тибета. Благодаря деятельности этих царей буддизм
стал распространяться в Стране Снегов.
Трисонг Децен пригласил из Индии в Тибет Падмасамбхаву,
Шантаракшиту,
Вималамитру и многих
других буддийских учителей1.
Во
время его правления первые тибетцы приняли монашеские обеты. Пандиты и
лоцавы2
перевели много текстов, и
были организованы многочисленные
центры практики.
Царь дал обет установить буддизм во всём Тибете. Когда ему шёл 21
год, он задумал грандиозный план – построить в Центральном
Тибете
монастырский университет (в последствии комплекс получил название
Самье). Но появились препятствия, чинимые существами нечеловеческой
природы. Они мешали строительству комплекса: всё, что люди строили в
течение дня, уничтожалось по ночам богами и демонами местности. Учитель
Шактаракшита,
который был приглашён
царём из Индии, посоветовал
Трисонгу Децену пригласить махасиддху Падмасамбхаву.
Мастер сказал:
Я – всего лишь бодхисаттва, мне не справиться со всеми
могущественными духами этой области. Однако отчаиваться не стоит, выход
есть. В настоящий момент в Индии живёт один человек, примечательный во
всём, вплоть до того, что даже на свет он появился, не родившись от
женщины, а сам по себе. Имя его – Падмасамбхава,
Лотосорождённый. Если
местные боги и демоны, препятствующие истинным учениям, просто услашат
его имя, их обуяет ужас, и они станут бессильны. Пригласи его в Тибет,
и у нас не останется проблем3.
– Как же мне пригласить его? – спросил царь.
Шантаракшита
(в Тибете его звали
Кхенпо Бодхисаттва) ответил:
– Мы связаны обетом, данным в одной из прошлых жизней, когда
Ваше
Величество, Падмасамбхава
и я были
братьями, помогавшими строить
великую ступу Джарунг Кхашор в Боднатхе, в Непале. Поскольку тогда мы
поклялись распространять учения буддизма на Север, Падмасамбхава
обязательно примет наше приглашение. Нужно только попросить его
приехать.
Царь поступил так, как
посоветовал ему Шантаракшита,
и
вскоре Гуру
Падмасамбхава прибыл в его
страну. С помощью
Падмасамбхавы
монастырский комплекс
Самье был построен, а Дхарма
распространилась по всей стране.
Гуру
Ринпоче пребывал в Тибете 55 лет и шесть месяцев: из них
48 лет
при жизни Трисонга Децена и 7 лет и 6 месяцев после его кончины.
Падмакара
дал бесчисленное множество
глубоких и необычных учений,
связанных с тремя внутренними тантрами, многим избранным ученикам,
включая царя и царских сыновей, а также двадцати пяти ученикам в
Лходраке, Тидро и многих других местах.
Трисонг Децен скончался в возрасте 69 лет. После смерти царя
Падмакара
возвёл на трон Мутига Ценпо
(царский сын процарствовал один
год и семь месяцев и умер в возрасте 17 лет, будучи отравлен матерью).
Гуру
Ринплоче через несколько лет
покинул земное существование.
Отправившись в страну ракшасов, он подчинил этих существ, агрессивно
настроенных против людей.
Трисонга Децена тибетцы почитают как воплощение бодхисаттвы
Манджушри.
1 – За
время своего правления Трисонг Децен
пригласил в Тибет сто восемь
великих Учителей.
2 –
Лоцавами
называли переводчиков,
тех, кто
переводил буддийские учения
на тибетский язык. Пандитами называли буддийских учёных и духовных
учителей.
3 –
Эта
история, связанная с приглашением в
Тибет Гуру
Ринпоче, не
отличается в разных источниках по смыслу, хотя изложение в деталях
отличается.