| ![]() | 
        
          
            |  |  
            | Чод. Праджняпарамитское
отсечение препятствующих практике демонов.
 
 
            Чод Махамудры – это подлинная традиция.
            Она подобна знаменитой Праджняпарамите,
            А её практика есть тайная Ваджраяна.
            
             
 Жить в навевающих ужас
местах и в горных затворах – это внешний чод.Отдавать своё тело на съедение –
внутренний чод.
 Отсекать единый корень [веры в "я"] –
высший чод.
 Тот, кто владеет тремя видами чод, –
истинный йогин.
 
 
 Отвратись от всех
дурных целей и отвергни сомнения.Взращивай то, что кажется тебе невозможным.
 Отсеки все привязанности и осознай свои желания.
 Блуждай в заброшенных, зловещих местах.
 Постигни, что все существа подобны пустому пространству.
 Живя в дикой глуши, ищи Будду в своём сердце...
 
 Чод буквально переводится как "отсечение", которое
направлено на полное отсечение привязанности к себе, своего
эго и загрязнений, которые являются корнем сансары. Это
система практик,
основанная на учениях праджняпарамиты была принесена в Тибет Падампой
Сангье.
 Молам
Тайе
говорит о четырёх великих потоках, породивших Чод. Первый – это линия
передачи метода или отцовские тантры, берущая начало от Будды Шакьямуни,
затем идут по порядку Субхути
и Ананда, Майтрейя и Асанга, Васубандху, Арьядева, Дампа Сангье и Мачиг Лабдрон.
Была также и
другая ветвь, идущая от Шакьямуни
через Манджушри к Арьядеве. Обе ветви
сошлись на Дампа Сангье, этот великий ачарья считается прямым
учеником Арьядевы и Асанги.
 Второй – это
традиция
материнских тантр передачи Праджни. Она берёт
начало из сердца Матери
Праджняпарамиты через проявление в виде дакини Ваджраварахи, идёт прямо
к сердцу Мачиг
Лабдрон. Её иногда именуют линией "драг чод", или
свирепый Чод. Вторая ветвь – это ветвь, начинающаяся от Праджняпарамиты,
затем идут Тара, дакини Сукхасиддхи и Мачиг Лабдрон.
Её
именуют "ши чод" или мирный Чод. Эти две ветви немного позднее слил
воедино великий сиддха Тантонг Джелбо, проживший сто двадцать пять лет.
 Третий – это
линия
передачи канонических писаний. В тексте "Отсекая надежду и страх" это
момент, когда юная Мачиг
Лабдрон впервые встречает Падампу Сангье и затем достигает
состояния "видения" через чтение главы о Маре из Праджняпарамита-сутр.
 Четвёртый, последний
поток – это
традиция передачи конкретного опыта. Мачиг Лабдрон получила его от
множества учителей, но основными были Трапа Онше, Сонам Лама и Дампа
Сангье.
            Существуют два вида Чод, это:
 
 
 1. Пхо Чод (мужской Чод), и2. Мо Чод
(женский Чод). Практика Мо Чода – особенно
популярна.
 
 1. Пхо Чод. Это
учение было передано от Дампа Сангье Кьотону Сёнам (sKyo sTon bSod
Nams) и Мара Серпо (sMa Ra Ser Рo) из Ярлуна, которые в свою очередь
передали его
Ньонпа Серангу (sMyon Рa Se Rang), Цетону (rTse sTon) и Сумтону (Sum
sTon).
 2. Мо Чод. Эта
линия была передана Кьотон Сёнамом великой святой женщине, Мачиг Лабдрон
(sGron, 1031-1129). Она была признана всеми Тибетскими школами, как
воплощённая форма Дакини Мудрости. Благодаря её влиянию, учения Чод
были введены в различных школах во всех частях Тибета, и передаются до
наших дней. Существует огромное количество текстов и учений Чод,
которые пришли от неё в различных формах. Многие из них были открыты
как терма (gTer). Последние годы своей жизни она
провела в пещере, в Зангри Кхармар (Zangs Ri mKhar dMar) в южном Тибете.
 Оба учения Чод основаны на Сутрах
Праджнапарамиты. Основной практикой является очищение загрязнений
посредством полного отсечения привязанности к эго, которая является
корнем сансары. Шесть Парамит (совершенств) практикуются через отдавание
 своего собственного тела и имущества всем, включая ужасных
существ в опасных местах, без цепляния, страха и сомнения.
 Последователи системы Чод должны придерживаться следующих четырёх
предписаний:
 
 
 1. Принимать теорию Пустотности
            – отказ от концепции реальности совокупности
дхарм, которые составляют индивидуальный поток сознания личности, и
неприятия представления о реальности и материальности других живых
существ;
            2.
Культивировать в себе бодхичитту, не покидая живых существ,
воздерживаться от причинении им вреда и практиковать по отношению к ним
великое сострадание;
            3. Соблюдать
обеты бодхисаттвы и не
допускать их нарушения, действуя в соответствии с ними;
            4. Стремиться
обрести благословение Сугаты – полная приверженность Трём
Драгоценностям.
             Эти четыре предписания представляют собой основу духовной практики Чод.
 Мачиг
Лабдрон
также подразделила Чод на три аспекта:
 
 
 Посещение опасных и
уединённых мест – это Внешний Чод,Кто бы ни практиковал эти три Чода –
является йогином.
            Достижение
полного освобождения путём отсечения всех четырёх аспектов Мары через
рождение в потоке личного опыта осознания пустой природы всех
явлений реальности – это есть сущность учения Чод – особого опыта
практики, изложенного в "Обширном круге писаний Чод" (тиб.: bka tshoms
chen mo) и в других записях учения Мачиг Лабдрон.
Существуют следующие
тексты записи её учений: "Сочинения" (тиб.:
yang rtsom nyid rtshom),
"Записки" (тиб.: le‘u lag), "Запись
принципов" (тиб.: gnad them),
"Внутреннее преодоление" (тиб.:
khon
rgol), "Тайные символические учения" (тиб.:
gsan ba brda chos).
            В настоящее время, отдельной линии этой традиции не
существует, но её учения практикуются во всех школах, особенно упор на
практике Чод делается в традициях Ньингма и Кагью.Трансформация тела как подношения для демонов –
это Внутренний Чод
 Отсечение единственной вещи (привязанности) от корня –
это Действительный Чод.
 
 
  
    Арья-праджняпарамита-упадеша. 
 
 \ 
 |  
            |  |  |