Чод.
Праджняпарамитское отсечение препятствующих практике демонов.
Чод Махамудры это подлинная традиция.
Она подобна знаменитой Праджняпарамите,
А её практика есть тайная Ваджраяна.

Жить в навевающих ужас местах и в горных затворах это внешний чод.
Отдавать своё тело на съедение внутренний чод.
Отсекать единый корень [веры в "я"] высший чод.
Тот, кто владеет тремя видами чод, истинный йогин.

Отвратись от всех дурных целей и отвергни сомнения.
Взращивай то, что кажется тебе невозможным.
Отсеки все привязанности и осознай свои желания.
Блуждай в заброшенных, зловещих местах.
Постигни, что все существа подобны пустому пространству.
Живя в дикой глуши, ищи Будду в своём сердце...

Чод буквально переводится как "отсечение",
которое направлено на полное отсечение привязанности к себе, своего эго и загрязнений, которые являются корнем сансары. Это система практик, основанная на учениях праджняпарамиты была принесена в Тибет Падампой Сангье.
Молам Тайе говорит о четырёх великих потоках, породивших Чод. Первый это линия передачи метода или отцовские тантры, берущая начало от Будды Шакьямуни, затем идут по порядку Субхути и Ананда, Майтрейя и Асанга, Васубандху, Арьядева, Дампа Сангье и Мачиг Лабдрон. Была также и другая ветвь, идущая от Шакьямуни через Манджушри к Арьядеве. Обе ветви сошлись на Дампа Сангье, этот великий ачарья считается прямым учеником Арьядевы и Асанги.
Второй
это традиция материнских тантр передачи Праджни. Она берёт начало из сердца Матери Праджняпарамиты через проявление в виде дакини Ваджраварахи, идёт прямо к сердцу Мачиг Лабдрон. Её иногда именуют линией "драг чод", или свирепый Чод. Вторая ветвь это ветвь, начинающаяся от Праджняпарамиты, затем идут Тара, дакини Сукхасиддхи и Мачиг Лабдрон. Её именуют "ши чод" или мирный Чод. Эти две ветви немного позднее слил воедино великий сиддха Тантонг Джелбо, проживший сто двадцать пять лет.
Третий
это линия передачи канонических писаний. В тексте "Отсекая надежду и страх" это момент, когда юная Мачиг Лабдрон впервые встречает Падампу Сангье и затем достигает состояния "видения" через чтение главы о Маре из Праджняпарамита-сутр.
Четвёртый, последний поток
это традиция передачи конкретного опыта.
Мачиг Лабдрон получила его от множества учителей, но основными были Трапа Онше, Сонам Лама и Дампа Сангье.
Существуют два вида Чод, это:

1. Пхо Чод (мужской Чод), и
2. Мо Чод (женский Чод). Практика Мо Чода особенно популярна.

1. Пхо Чод. Это учение было передано от Дампа Сангье Кьотону Сёнам (sKyo sTon bSod Nams) и Мара Серпо (sMa Ra Ser Рo) из Ярлуна, которые в свою очередь передали его Ньонпа Серангу (sMyon Рa Se Rang), Цетону (rTse sTon) и Сумтону (Sum sTon).
2. Мо Чод. Эта линия была передана Кьотон Сёнамом великой святой женщине, Мачиг Лабдрон (sGron, 1031-1129). Она была признана всеми Тибетскими школами, как воплощённая форма Дакини Мудрости. Благодаря её влиянию, учения Чод были введены в различных школах во всех частях Тибета, и передаются до наших дней. Существует огромное количество текстов и учений Чод, которые пришли от неё в различных формах. Многие из них были открыты как терма (gTer). Последние годы своей жизни она провела в пещере, в Зангри Кхармар (Zangs Ri mKhar dMar) в южном Тибете.
Оба учения Чод основаны на Сутрах Праджнапарамиты. Основной практикой является очищение загрязнений посредством полного отсечения привязанности к эго, которая является корнем сансары. Шесть Парамит (совершенств) практикуются через отдавание своего собственного тела и имущества всем, включая ужасных существ в опасных местах, без цепляния, страха и сомнения.
Последователи системы Чод должны придерживаться следующих четырёх предписаний:

1. Принимать теорию Пустотности – отказ от концепции реальности совокупности дхарм, которые составляют индивидуальный поток сознания личности, и неприятия представления о реальности и материальности других живых существ;
2. Культивировать в себе бодхичитту, не покидая живых существ, воздерживаться от причинении им вреда и практиковать по отношению к ним великое сострадание;
3. Соблюдать обеты бодхисаттвы и не допускать их нарушения, действуя в соответствии с ними;
4. Стремиться обрести благословение Сугаты – полная приверженность Трём Драгоценностям.

Эти четыре предписания представляют собой основу духовной практики Чод.
Мачиг Лабдрон также подразделила Чод на три аспекта:

Посещение опасных и уединённых мест это Внешний Чод,
Трансформация тела как подношения для демонов это Внутренний Чод
Отсечение единственной вещи (привязанности) от корня это Действительный Чод.

Кто бы ни практиковал эти три Чода является йогином.
Достижение полного освобождения путём отсечения всех четырёх аспектов Мары через рождение в потоке личного опыта осознания пустой природы всех явлений реальности – это есть сущность учения Чод – особого опыта практики, изложенного в "Обширном круге писаний Чод" (тиб.: bka tshoms chen mo) и в других записях учения Мачиг Лабдрон. Существуют следующие тексты записи её учений: "Сочинения" (тиб.: yang rtsom nyid rtshom), "Записки" (тиб.: le‘u lag), "Запись принципов" (тиб.: gnad them), "Внутреннее преодоление" (тиб.: khon rgol), "Тайные символические учения" (тиб.: gsan ba brda chos).
В настоящее время, отдельной линии этой традиции не существует, но её учения практикуются во всех школах, особенно упор на практике Чод делается в традициях Ньингма и Кагью.



\