На главную страницу В начало раздела Назад

На главную страницу В начало раздела Назад
Архат Ананда.

Ананда (санскр. пали Ānanda, букв. "радость", "Счастье", "блаженство"; тиб. kun dga' bo; кит. Анань; яп. 阿難, Анан) – один из близких учеников будды Шакьямуни и в общине был его постоянным спутником. По родственной линии доводился Шакьямуни двоюродным братом, он родился в ту же ночь, когда принц Сиддхартха обрёл просветление под деревом Бодхи. Со многих прошлых жизней Ананда имел тесные кармические связи с Буддой. Со временем Ананда стал личным сопровождающим Будды и постоянно сопровождал Учителя в его странствиях, принимая участие во многих его беседах. Имея возможность в течение долгого времени находиться рядом с Буддой, слушать его проповеди, обладая прекрасной памятью и мудростью различения, Ананда досконально знал и понимал Учение. Ананда получив за своё рвение эпитет-прозвище "Многослышащий" (кит. Довэнь) и считался одним из Хранителей Дхармы.
Согласно сутрам, Ананда и Будда Шакьямуни перевоплотились на Земле, спустившись с Небес Тушита. Они были рождены в один и тот же день. Их отцы были братьями. У Ананды было три родных брата: Ануруддха, Маханама, Панду, и одна сестра – Рохини. Из сутр известно, что Ануруддха вступил в Сангху вместе с Анандой и стал архатом, Маханама достиг в миру стадии Однократного Возвращения. О Рохини известно, что она обрела плод Вхождения в Поток, а после смерти переродилась на Небесах Тридцати Трёх Богов.
Ананда вступил в общину Будды в возрасте тридцати семи лет. Архат Белаттхасса стал тогда его инструктирующим учителем, обучающим монашеской дисциплине. Ананда был старательным и прилежным учеником и достиг плода Вхождения в Поток уже в свой первый ретрит, проходивший во время сезона дождей. Позже Ананда рассказывал своим товарищам по Сангхе, что в тот период большую помощь в духовном продвижении он получил от достопочтенного Пунны Мантанипутты. Обучая Дхарме новых монахов, тот объяснял им, что то, что понимается под "Я", не возникает без причин, а проявляется через форму, ощущения, представления, сформированный опыт и различение. Для большей наглядности этого утверждения достопочтенный Пунна
Мантанипутта использовал следующую аналогию. Если кто-нибудь захочет посмотреть на себя, на своё отражение, он сможет сделать это только благодаря причине, которой будет зеркало, или чистая поверхность воды. Таким же образом и пять накоплений (пять скандх) отражают образ "Я". Пока человек полагается на них, опирается на них, будет присутствовать и отражение "Я". Но когда человек прекратит опираться на них, исчезнет и сам образ "Я". Ананда размышлял вновь и вновь над этой аналогией, пока не стал ясно видеть в пяти накоплениях страдания, непостоянство и отсутствие независимого "Я". Это позволило ему не полагаться на скандхи, как на собственную основу. В результате он достиг плода Вхождения в Поток.
На двадцатом году монашества Ананды, Будда взял его в свои сопровождающие. Это произошло так.
У Будды был
сопровождающим монах Сунакшатра, его двоюродный брат, который служил ему последнии двадцать четыре года. Он знал на память все разделы Учения, но воспринимал всё, что делал Будда, как обман. Применяя свои нелепые критерии, он пришёл к заключению, что, за исключением лиш сияния в шесть локтей, между Буддой и им самим нет разницы. Тагда он сказал:

За все двадцать четыре года, что я тебе служил,
Кроме
сияния в шесть локтей вокруг тела твоего,
Ничего исключительного в тебе я не нашёл.
А в знании Дхармы мы ровня,
так что я больше тебе не слуга.

Сказав это, он покинул Будду. Через неделю он умер и переродился как голодный дух в цветущем саду.
Будда созвал учеников на собрание и объявил: "За мои годы монашества, как основалась сангха, я имел много разных сопровождающих, но в действительности ни один из них не справлялся со своей должностью безукоризненно, поскольку всегда проявлялось некое своенравие. Теперь мне пятьдесят пять, и мне необходим заслуживающий доверия надёжный сопровождающий".

Тотчас благородные ученики стали предлагать свои кандидатуры. Но Будда не принимал ничьих предложений. Тогда великие монахи обратили внимание на Ананду, который скромно молчал, и спонтанно предложили его кандидатуру. Благодаря его безукоризненному монашескому поведению Ананда явно подходил для предлагаемой должности. Когда его спросили, почему он единственный не предлагает свою кандидатуру, Ананда ответил, что Будда знает лучше, кто подходит ему в сопровождающие. Абсолютно доверяя выбору Самого Почитаемого, он даже не пытался высказывать своё желание быть его спутником, хотя желал этого.
Затем Будда объявил, что доволен Анандой и принимает его в сопровождающие. Ананда не возгордился, что Учитель предпочёл его другим великим ученикам, а попросил Будду о выполнении восьми условий на его согласие быть сопровождающим. Во-первых, Учитель никогда не должен передавать ему подаренную одежду. Во-вторых, он не должен давать ему пищу, лично полученную Буддой, как подаяние. В-третьих, получив место для отдыха, он не должен предлагать его Ананде. В-четвёртых, получив личное приглашение, он не должен брать Ананду с собой (например, возможен случай, когда проповедь Дхармы будет сочетаться с принятием пожертвованной пищи).
Помимо этих четырёх условий, что не должен делать Учитель, Ананда попросил о других четырёх условиях, дающих Ананде привилегии. Во-первых, если Ананда будет приглашён на трапезу, он просит Учителя о праве перенаправить это приглашение Будде. Во-вторых, он просит Самого Почитаемого о привилегии провожать к Будде людей, если те прибыли из отдалённых областей. В-третьих, если он будет иметь какие-либо сомнения или вопросы по Дхарме, он просит Преподобного Учителя о праве задавать Будде такие вопросы в любое время. В-четвёртых, если Будда будет проповедовать во время отсутствия Ананды, тот просит о праве вновь услышать от Будды ту проповедь лично.
Ананда объяснил выдвигаемые условия так: если первые четыре условия не будут приняты, тогда люди могут посчитать, что Ананда принял должность сопутствующего монаха, думая о материальных преимуществах; а если он не выдвинет четыре последних условия, то было бы правомерно сказать, что он выполняет свои обязанности, забыв о собственном духовном продвижении на Святом Пути. Будда согласился с этими разумными требованиями.
С тех пор Ананда стал постоянным спутником и помощником Самого Почитаемого. На протяжении двадцати пяти лет он был преданным слугой Будды. Перед своей Паринирваной Будда скажет об этом так:
"В течение долгого времени, Ананда, ты служил Татхагате со святой любовью в поступках тела, с заботой, радостью и безграничной [преданностью]; со святой любовью в поступках речи, с заботой, радостью и безграничной преданностью; со святой любовью в поступках ума, с заботой, радостью и безграничной преданностью. Ты накопил [огромную] заслугу, Ананда. Приложи теперь все свои силы к практике, и ты быстро освободишься от утечек".
Тогда же Самый Почитаемый обратился к монахам со словами:
"Монахи! У всех Самых Почитаемых, Архатов, Достигших Совершенного Пробуждения прошлых времён также были замечательные приверженные монахи-сопровождающие, такие, каким был для меня Ананда. Монахи! А также у всех Самых Почитаемых, Архатов, Достигших Совершенного Пробуждения будущих времён будут замечательные приверженные монахи-сопровождающие, такие, каким был для меня Ананда.
Монахи! Ананда – умный и мудрый человек. Он знает подходящее время для монахов, когда те могут встретиться с Татхагатой, он знает подходящее время для монахинь, подходящее время для верующих мужчин и верующих женщин, время для королей и государственных министров, время для учителей других вероисповеданий и для их учеников.
Монахи! У Ананды есть четыре редких превосходных качества. Каковы эти четыре качества? Монахи, когда бхиккху приходят к Ананде, они радуются при виде его. И если затем он рассказывает им о Дхарме, они получают радость от его проповеди. А когда он умолкает, это их огорчает. И то же самое случается, когда монахини, верующие мужчины или верующие женщины приходят к Ананде: они радуются при виде его. И если затем он рассказывает им о Дхарме, они получают радость от его проповеди. А когда он умолкает, это их огорчает.
Монахи! У царя-чакравартина есть четыре редких превосходных качества. Каковы эти четыре качества? Монахи, когда кшатрии приходят к царю-чакравартину, они радуются при виде его. И если затем он рассказывает им о Дхарме, они получают радость от его проповеди. А когда он умолкает, это их огорчает. И то же самое случается, когда брахманы, домовладельцы или монахи-отшельники приходят к царю-чакравартину: они радуются при виде его. И если затем он рассказывает им о Дхарме, они получают радость от его проповеди. А когда он умолкает, это их огорчает.
Монахи! Точно такие четыре редких превосходных качества есть у Ананды".
Так как Ананда не был архатом, то он не смог сначала присутствовать на I буддийском соборе (сангити) в Раджагрихе собранным через три месяца после Махапариниббаны Будды (около 477 г до н.э.). Вскоре Ананда достиг архатства и стал пятисотым монахом-аpхатом присутствовавшим на сангити. Возглавлял собор уважаемый монах Маха-Кшьяпа и как "спрашивающий" он ставил вопросы, а поскольку Ананда находился рядом с Учителем практически постоянно в течение 25 лет, и обладал замечательной памятью и способностью повторить всё, что говорил Учитель, то на вопросы связанные с Дхаммой отвечал он. Ананды пересказал проповеди и высказывания Самого Почитаемого, а также их предысторию; проповеди и высказывания великих учеников Будды, а также их предысторию. Все эти учения составили второй раздел Типитаки Сутта питаку. На этом соборе архат Упали (санскр. Upāli) изложил Винаю, а Маха-Кашьяпа – Абхидхарму. Маха-Кашьяпа в то время возглавлял общину монахов, перед своей кончиной он назначил руководить Сангхой архата Ананду. Таким образом, после Маха-Кашьяпы Ананда стал вторым патриархом.
Во многих прошлых жизнях Ананда перевоплощался вместе с будущим Буддой, что нам известно из джатак – историй о прошлых жизнях Будды. В далёком прошлом и Ананда, и Шакьямуни дали великий обет – решимость стать Татхагатой. Согласно "Саддхарма-пундарика-сутре", они приняли это решение одновременно.
В "Саддхарма-пундарика-сутре" будда Шакьямуни даёт
Ананде такое предсказание:
"Тогда Будда сказал Ананде: "Ты в грядущие времена воистину станешь буддой. Звать [тебя] будут Татхагата Свободный Всепрони­кающий Царь Мудрости, [Великий] Как Горы И Моря, Достойный Почи­тания, Всё Истинно Знающий, Следующий Светлым Путём, По-Доброму Уходящий, Знающий Мир, Наидостойнейший Муж, Всё Достойно Устраи­вающий, Учитель Богов И Людей, Будда, Почитаемый В Мирах. Воисти­ну, [он] будет делать подношения шестидесяти двум коти будд, ох­ранять сокровищницу Дхармы и обретёт затем ануттара-самьяк-сам­бодхи. [Он] обучит двадцать тысяч, десятки тысяч, коти бодхи­саттв, [число которых равно] песчинкам в реке Ганг и приведёт [их] к обретению ануттара-самьяк-самбодхи. [Его] страну назовут Всегда Поднятое Победоносное Знамя. Эта земля будет чистейшая, почвой будет ляпис-лазурь. [Его] кальпу назовут Всё Заполняющие Чудесные Звуки. Жизнь этого будды продолжится неисчислимые тыся­чи, десятки тысяч, коти асамкхьей кальп. Если человек буде счи­тать [их] в течение тысяч, десятков тысяч, неисчислимых асам­кхьей кальп, то [всё равно] не сможет [пересчитать]. Истинная Дхарма [этого будды] будет пребывать в мире в два раза дольше, чем [его] жизнь, подобие Дхармы будет пребывать в мире в два ра­за дольше, чем Истинная Дхарма. Ананда! Добродетели этого будды Свободный Всепроникающий Царь Мудрости, [Великий] Как Горы И Мо­ря восхвалят и назовут неисчислимые тысячи, десятки тысяч, коти будд-Татхагат, [число которых равно] песчинкам в реке Ганг ..."
..."Я и Ананда при будде Царь Пустоты в одно и то же время пробудили [в себе] мысли об анутта­ра-самьяк-самбодхи. Ананда постоянно наслаждался учением, а я всё время усердно продвигался в совершенствовании и поэтому уже дос­тиг ануттара-самьяк-самбодхи. Ананда же защищал и хранил мою Дхарму. [Он] также будет охранять сокровищницу Дхармы будд буду­щего, учить бодхисаттв и приводить [их] к совершенству. Таков его исконный обет, и поэтому [он] получил такое предсказание". 
Ананда умер в возрасте ста двадцати лет. Перед смертью он обратил в буддизм Мадхьянтику, который впоследствии распространял это учение в Кашмире.

О драматическом периоде в жизни Ананды читайте на странице "Архаты. Времена без Будды".



kun dga' bo [Кун-га-во] Кунгаво / Ананда

kun dga' [кун-га] кунга – радость, счастье; Ананда


\

На главную страницу В начало раздела Назад Наверх


На главную страницу В начало раздела Назад Наверх