Отбрось
все характеристики для оценки Татхагаты,
Но взращивай ум, который
всегда помнит о них.
"Грех отказа от сутр
много хуже разрушения всех ступ Джамбудвипы.
Грех отказа от сутр много хуже убийства
стольких Архатов, сколько
в Ганге речного песка."
Основой учения школы
Тхеравады (которая относится к школе Вибхаджавады
(Vibhajjavādin)) является Палийский
канон (пали "ти",
"тpи" + "питака", "корзины"; санскр. त्रिपिटक,
Тiрitака; кит. 三藏, Сань
Цзан; яп. 三藏, Сандзо).
Помимо Тхеравадинов, все части
Трипитаки признавались авторитетными в школах Ватсипутринах
или Махищасаках. Были и другие школы придававшие большее значение отдельным частям
канона, например Стхавиравадины почитали прежде
всего Сутту питаку, Сарвастивадины – Абхидхарма питаку, Апарашайлы и
Пурвашайлы сосредоточились только на Виная питаке, а Гокулики только на
Абхидхарма питаке. Также существовали школы дополнявшие канон Тхеравады
новыми питаками. Так, Махасангхики добавляли к Трипитаке
ещё Самъюкта питаку и Дхарма питаку, а Бахушрутии добавляли
к ним ещё и Бодхисаттва питаку. Также существовали школы
опиравшиеся на
собственное собрания канона, например канон Дхармагуптаков
состоял из пяти частей – Виная питаки, Самъюкта
питаки, Дхарма питаки, Бодхисаттва
питаки и Дхарани питаки.
Составление и кодификация текстов Палийского канона
началось с проведения I
буддийского собора (сангити) приблизительно в 477 г до н.э.
Письменная форма Трипитаки была впервые записана (на пальмовых листьях –
алу)
во времена короля Ваттхугамини Абхая (101-77 гг до н.э.) в Алу-Вихаре,
Матала
около Канди на острове Шри-Ланка на IV
сангити. Последняя кодификация
текстов Трипитаки
проводилась на VI сангити с 1954 по
1956 год.
Не вызывает сомнений, что палийский вариант канона опирается на
собственно индийскую традицию. Есть весомые свидетельства того, что уже
в III века до н.э. в Древней Индии имелось каноническое собрание,
возможно, ядро того свода, который затем и был письменно зафиксирован
на пали. Тем не менее вопрос о степени адекватности этого
гипотетического раннего буддийского свода и палийского варианта канона
остаётся предметом оживлённых дискуссий в буддологии. Дело в том, что к
настоящему времени (2006 г) стали известны отдельные части канонов
различных буддийских школ, написанных на санскрите и гибридном
буддийском санскрите, в которых многие учёные склонны видеть отражение
более ранней, чем в Палийском каноне, буддийской традиции. И, наконец,
целый ряд памятников, восходящих к гипотетическому ранне-буддийскому
своду, сохранился в переводах на китайском и тибетском языках.
Современная Типитака школы
Тхеравады
состоит из трёх разделов: Виная питаки, Сутта питаки и Абхидхарма
питаки.
I. Виная
питака
– (санскр.,
пали –
विनय,
Vinay
pitaka. Виная
– букв. дисциплина, правила;
тиб.
Дюлва, букв. "корзина устава").
Виная –
"поведение", "должное поведение"
– собрание
дисциплинарных и нравственных правил, содержит в
основном правила
поведения адептов и организации буддийской общины. Виная
питака
далеко не ограничивается
перечислением правил, в неё также входят истории происхождения каждого
правила, подробное описание того, как будда Сакьямуни решал
вопрос
сохранения
общей гармонии в большой и pазноpодной духовной общине. Исследователи
считают, что большинство входящих в Виная питаку
сочинений сложилось не ранее III века до н.э., то есть максимум за два
столетия до их первоначальной письменной фиксации. В
комплексе Кутодо Виная
питака
занимает 111 мраморных плит. В основе винаи лежит система правил патимоккхи (пали), или пратимокши
(санскрит). По мере возникновения новых направлений буддизма
образовались различные варианты винаи, соответствующие этим
направлениям.
Виная питака
состоит из четырёх разделов:
1. Махавибханга
(Mahāvibhanga; Сутта вибханга
– букв. "разъяснение сутт"). В этот раздел входит
полный набор правил
Сангхи, вместе с "историей
происхождения" каждого из них. Эти правила подытоживает
"Патимоккха сутта", в которой пpавила разделены на несколько групп:
- Патимоккха
сутта
– (пали Patimokkha
sutta; санскр.
Pratimoksa-sutra). Патимоккха
сутта тхеравады, принятая в Шри-Ланка, Мьянме, Лаосе, Камбодже и
Таиланде, состоит из 227 правил для бхиккху и 311 правил
для
бхиккхуни. Общины Китая, частично Японии и Кореи следуют винае школы дхармагуптака с 250 правилами для бхиккху
и 348 для бхиккхуни. Общины
Тибета и частично Японии следуют винае муласарвастивады
с 253 правил для бхиккху и 354 для бхиккхуни.
Патимоккха
сутта
является центральным и древнейшим текстом Виная
питаки.
Правила Патимоккхи разделяются тхеравадинами на
несколько групп:
- Паpаджика (Pārājika)
– правила,
влекущие за собой
исключение ("поражение")
из Сангхи (4 для бхиккху, 8 для бхиккхуни);
- Сангхадишеша
(Saṃghādisesa)
– правила,
влекущие за собой
первоначальное и
последующие собрания Сангхи (13 для бхиккху, 17
для бхиккхуни);
- Анията
(Aniyata) –
(неопpеделённые)
правила (2 правила только для
бхиккху);
- Hиссаггия
пачиттия (Nissaggiya pācittiya)
– правила,
влекущие за собой
лишение имущества
и исповедь (30 для бхиккху и
бхиккхуни);
- Сиддха
пачиттия (Siddha pācittiya)
– правила,
влекущие за собой исповедь
(92 для бхиккху, 166 для бхиккхуни);
- Патидесания
(Pāṭidesanīya) – правила,
влекущие за собой
признание (4 для бхиккху, 8 для
бхиккхуни);
- Секхия
(Sekhiya) – правила
обучения (75 для
бхиккху и бхиккхуни);
- Адхикаpанасаматха
(Abhikaraṇasamatha)
– правила
улаживания споров
(7
для бхиккху и бхиккхуни);
2. Бикхунивибханга
(Bikkhunivibhanga).
- 1. Parajika-kanda.
- 2. Sattarasa-kanda.
- 3. Nissaggiya-kanda.
- 4. Pacittiya-kanda.
- 5. Patidesaniya-kanda.
- 6. Sekhiya-kanda.
3. Кхандхака (Khandhaka
– букв.
"разделы"). Кхандхака содержит два
раздела;
- 1.
Махавагга
(Mahāvagga –
"большой").
В этот раздел входят несколько текстов, включая рассказ Будды о периоде
сразу же после его
Пробуждения, его первые проповеди группе из пяти монахов, и истории о
том, как некоторые из великих учеников Будды вступили в Сангху и сами
достигли Пробуждения. Сюда также включены правила посвящения, чтения
вслух Патимоккхи во время дней упосатхи, и различные процедуры, которые
монахи должны выполнять во время формальных собраний Сангхи.
- Махавагга I.
- 1. Maha-khandhaka.
- 2. Uposatha-kkhandhaka.
- 3. Vassupanayika-kkhandhaka.
- 4. Pavarana-kkhandhaka.
- Махавагга II.
- 5. Camma-kkhandhaka.
- 6. Bhesajja-kkhandhaka.
- 7. Kathina-kkhandhaka.
- 8. Civara- kkhandhaka.
- 9. Campeyya-kkhandhaka.
- 10. Kosambi-kkhandhaka.
- 2. Чуллавагга (Cūḷavagga –
"малый"). В этом разделе подробно описываются
правила и процедуры для разбора серьёзных проступков в Сангхе. Сюда также включена история установления
Сангхи бхиккхуни, и описания Первого и Второго Собора.
- Чуллавагга I.
- 1. Kamma-kkhandhaka.
- 2. Parivasika-kkhandhaka.
- 3. Samuccaya-kkhandhaka.
- 4. Samatha-kkhandhaka.
- Чуллавагга II.
- 5. Khuddakavatthu-kkhandhaka.
- 6. Senasana-kkhandhaka.
- 7. Samghabheda-kkhandhaka.
- 8. Vatta-kkhandhaka.
- 9. Patimokkhatthapana-kkhandhaba.
- 10. Bhikkhuni-kkhandhaka.
- 11. Pancasatika-kkhandhaka.
- 12. Sattasatika-kkhandhaka.
4. Паривара
(Parivāra – "сопровождение").
Краткое
резюме
предыдущих разделов, со сводами правил,
классифицированных и систематизированных различными способами для целей
обучения.
II. Сутта
питака – (пали Sutta pitaka
(сутта – "нить"); тиб.
Доде), "корзина сутт" – собрание
текстов, состоящих из более чем 10 000 сутт, или трактатов, записанных
со слов
Будды и его ближайшими учениками за время его 45-летней деятельности
как учителя, а также многих дополнительных гатх других членов
Сангхи. Сутта питака представляет собой самую
обширную
часть канона, в комплексе Кутодо ей отведено 410 плит.
Сутта
представляет
основной жанр высокой (учёной)
литературы
канона. По своему происхождению она связана с практикой обучения
молодых монахов и с внутриобщинной проповедью. Оформляется сутта как
предание о беседах, которые вёл Будда во время своих бесконечных
скитаний (отсюда формула зачина: "Так я слышал"). Эта привязанность к
преданию, к фигуре учителя, а также диалогичность формы сближают сутты,
несмотря на все различия в стиле, композиции и характере диалога, с
древними упанишадами.
Событийная
сторона сутты очень проста и однообразна. Будда беседует либо с
монахами, сопровождающими его в пути, либо с жителями тех мест, в
которых ему приходится останавливаться. В ходе беседы он наставляет
собеседника; наставление может быть кратким, но нередко разрастается в
длинную проповедь. Если собеседник Будды – не монах, то, выслушав
наставление, он тут же принимает решение стать последователем Будды.
Как однообразны события сутты, так однообразен и её стиль. Особенности
этого стиля, изобилующего формулами и повторами, порождены, с одной
стороны, условиями устной передачи и фиксации текстов, а с другой –
практикой торжественных декламаций сутт, происходивших во время
ежемесячных собраний буддийских общин.
Несмотря
на постоянство композиционной схемы и стиля, сутты неоднородны. Это
могут быть прозаические произведения и смешанные – в стихах и в прозе,
самого разного объёма, повествовательная рамка может сводиться в них к
нескольким фразам или развёртываться в обстоятельный рассказ и т.д.
В современной
буддологии сутты Cyттa питаки квалифицируются в качестве
памятников религиозно-доктринального
уровня, позволяющих
реконструировать раннебуддийскую религиозную доктрину, чем они
принципиально отличаются от 7 трактатов, составляющих третий раздел
Канона – Абхидхарма
питаку, которая являются уже памятником теоретико-философского
характера.
Сутта
питака состоит из пяти
разделов, никай (никая – "собрание"):
1. Дигха никая
(Dīgha nikāya) – "собрание
длинных [проповедей]"
(на пали "дигха"
означает
"длинный"). Дигха никая состоит
из 34 сутт разделённых на три раздела. Первый раздел Силаккхандха-вагга
(Sīlakkhandha-vagga)
состоит из 13 сутт, включающих в себя "Саманняпхала
сутту". Второй раздел
Маха-вагга (Mahā-vagga) состоит из 10 сутт, сюда
входят широко известные "Маха-паpиниббана
сутта" и "Маха-сатипаттхана сутта".
Третий раздел Патика-вагга (Pāthika-vagga) состоит
из 11
сутт.
2. Маджхима никая
(Majjhima nikāya) –
"собрание средних [проповедей]"
(на пали "маджджхима"
означает "средний"). Маджхима никая состоит из
152 сутт разделённых на три части. Первая
часть Мулапаннасам (Mūlapaṇṇāsam)
и вторая часть – Маджхимапаннасам
(Majjhimapaṇṇāsam),
состоят из 50 сутт. Третья часть
Упарипаннасам (Uparipaṇṇāsam)
состоит из 52
сутт. Сутты Мадджхима никаи
более короткие, чем сутты
Дигха никаи, ряд параллелей с которыми они содержат. Это достаточно
разнородные тексты – как по содержанию, охватывающему самые различные
стороны буддийского учения, так и в литературно-художественном
отношении.
3.
Самъютта никая
(Samyutta nikāya) – "собрание
связанных [проповедей]" или "собрание
сгpуппиpованных тpактатов" (на пали "самйутта"
означает
гpуппу или собрание). Самъютта
никая
состоит из пяти частей (вагга) –
это: Sagāthāvagga, Nidānavagga,
Khandhavagga, Saḷāyatanavagga и
Mahāvagga. Состав и порядок следования больших вагг, самъютт и меньших
вагг может незначительно отличаться: так, например, порядок сутт в
издании Pali Text Society, а также бирманской Типитаке не
совпадает с таковым в сингальской и тайской версиях.
По изданию
Палийского Канона, подготовленного Pali Text Society,
эти части содержат 2889
сутт разделённых на 56 групп (самйутта). В другом варианте число сутт
составляет 2904, при учёте комментариев – уже 7762. Руперт Гетин в
своём исследовании называет число сутт сингальской и бирманской версий
соответственно 2854 и 7656. По самостоятельному пересчёту, проведённому
Гетиным, было получено число 6696. Относительно тайской версии также
утверждается, что число сутт остаётся неясным. В других источниках для
бирманской версии упоминается число 7662. В сохранившейся в китайском
переводе Самьюктагаме (санскритский аналог Самъютта никаи) содержится
только 1300 сутт). Относительно общего числа сутт Самъютта
никаи нет чётко зафиксированного количества. Число сутт
может значительно варьироваться в разных изданиях. Это обусловлено, в
первую очередь, характером самих текстов – значительное их число
построено таким образом, что в них используется большое количество
повторов, сокращений, элементов цикличности текстов. Составляющие эти
циклы фрагменты могут пересчитываться совершенно разнообразно, давая
значительные расхождения в общем числе сутт этой никаи.
При ссылках на сутты Самъютта никаи в западной литературе используется
определённая система обозначений и нумерации сутт. Сама самъютта
обозначается буквами S или SN; указываемая далее последовательность
цифр указывает на положение сутты в никае. Традиционным является
обозначение, предложенное Pali Text Society (PTS) в своих разработках.
Там указываемый индекс состоит из двух групп цифр: первая группа
(римские, реже – арабские цифры) обозначает порядковый номер самьютты в
никае, вторая группа цифр (арабские) означает порядковый номер сутты в
самьютте. Например, SN LVI.11 – обозначение знаменитой
Дхаммачаккаппаваттана-сутты, являющейся одиннадцатой по счёту в 56
самьютте. Следует отметить, что на данный способ индексации не влияет
на принадлежность сутты к той или иной большой или малой вагге.
Реже можно встретить другой вариант нумерации, где после буквенного
кода следуют три группы цифр. В данном случае первая группа – номер
самъютты, вторая – номер вагги в самъютте, последняя – номер сутты в
вагге. Так, например, Вандана-сутта (индекс согласно первому способу –
SN XI.17) в соответствии со вторым методом индексации имеет обозначение
SN 11.2.7, что означает седьмую сутту второй вагги одиннадцатой
самьютты.
4.
Ангуттара никая
(Anguttara nikāya; Ангуттара никайа) –
"собрание [проповедей] от одного предмета и
выше", или "собрание поучений (каждое из которых) больше (предыдущего)
на один член" (на пали "анга"
– фактоp + "уттаpа" –
дальше, за пpеделами). Ангуттара никая содержит 11 частей
(нипат):
Эка нипата (Ека
нипата – "раздел одного"), Дука нипата – "раздел двух" и т.д. до
"раздела одиннадцати". Точно
определить число сутт Ангуттара никая затруднительно,
по одним источникам их 8777, согласно другим подсчётам –
2363. В каждой из частей
последовательно перечисляются в соответствующем количестве какие-либо
предметы, их качества, а также более отвлечённые понятия, существенные
для буддийской догматики. Так, например, в первой части упомянуто
"одно", затмевающее разум мужчин (т.е. женщина), во второй – два
основания для жизни в лесу, в третьей – три вида монахов и т.д. В целом
сведения Ангуттара никаи весьма интересны в
источниковедческом отношении, а принятый здесь принцип описания даёт
незаменимый материал для изучения древнеиндийской числовой символики,
как в её специфике, так и в типологических параллелях с другими
культурами.
5. Кхуддака никая
(Khuddaka nikāya; Кхуддака никайа)
– "малое собрание", или
"раздел коpотких книг" (на пали кхудда –
меньший, более коpоткий). Кхуддака
никая достаточно
близка по содержанию к первым четырём никаям, но вместе с тем она
значительно отличается от них по характеру изложения. Это своеобразная
антология прозаических и стихотворных текстов, весьма разнородных в
жанровом отношении и обьёме.
Формирование пятой никаи в Тхеравадинской
традиции началось значительно позже формирования
первых четырёх никай и происходило на протяжении длительного
исторического времени, меняя и расширяя состав книг
и разделов Кхуддака никаи от сангити к сангити.
К настоящему времени в каждом издании канона,
свод книг составляющий Кхуддака никаю имеет
отличающийся состав и различное число сутт. Так, тайская версия
насчитывает 15, сингальская – 17, а бирманская – 18 книг. Общее число
сутт также отличаться.
В 15 разделов Кхуддака никаи входят:
1. Кхуддакапатха
(Khuddakapāṭha) – "собрание
кратких
уроков" –
сборник афоризмов, пользующихся непререкаемым авторитетом на Цейлоне,
своего рода молитвенник,
включающий 15 небольших текстов.
2. Дхаммапада
(Dhammapada) –
"высказывания о дхамме" из 423 строф – один из наиболее
значительных канонических текстов. Дхаммапада относится к
числу произведений,
которые были составлены из изречений самого будды Сакьямуни. В Дхаммападе
весьма
полно и широко изложены основные принципы
морально-этической доктрины Учения. Это компендиум буддийской
мудрости, учебник жизни.
3. Удана
(Udāna) –
"восторженное излияние", взволнованное высказывание и т.п. – собрание
кратких высказываний Будды, распределённых на восемь разделов.
4. Итивуттака
(Itivuttaka) – букв. "так было
сказано" – высказывания Будды
по вопросам нравственности в
прозе и стихах – 112 строф
(в 11 частях).
5. Суттанипата (Suttanipāta)
– "подразделение сутт" – собрание стихотворных сутт в пяти
отделах; одна из самых старых частей канона.
6. Виманаваттху
(Vimānavatthu) – "истории о
небесных чертогах" – 83 (85) рассказа (в 7
частях), описывающие пребывание на небе существ, вознаграждённых за
праведность в земном существовании.
7. Петаваттху (Petavatthu)
– "истории о духах"; (санскр.
прета) – 51 рассказ (в 4 частях)
о посмертных странствиях существ в мире голодных духов.
8. Тхерагатха
(Theragāthā). Gātha – изречение в стихотворной
форме ключевых положений Учения. Thera – старший монах; монах
достигший высокого духовного уровня; верх сидящий. Тхерагатха
представляет собой сборник 107 (264) гатх
в 1279 строфах произнесённых тхера – просветлёнными монахами для
передачи своего медитативного опыты и наставлений.
9. Тхеригатха
(Therīgāthā). Therī –
старшая
монахиня; монахиня
достигшая высокого духовного уровня; верх сидящая. Тхеригатха
представляет собой сборник 73 гатх
в 522 строфах произнесённых тхери – просветлёнными монахинями
для передачи своего медитативного опыты и наставлений.
10. Джатака (Jātaka) –
"история о
рождениях" – это рассказанные Буддой истории о прошлых
перерождениях, состоящие
из 547 историй подразделённых на 22
раздела (нипаты). Джатаки
выходят по своему литературному значению за
рамки буддийского канона и чрезвычайно важны для изучения
древнеиндийского фольклора.
11.
Ниддеса
или Маханиддеса
(Niddesa, Mahāniddesa)
–
комментарий на Суттанипату.
12. Патисамбхидамагга (Paṭisaṃbhidāmagga) – "Путь
различения"
– 30 повествований
по различным темам
изложенных Сарипуттой. В текстах Патисамбхида магги исследуются четыре благородные
истины, этические первопринципы, закон кармы и др. В целом сочинение патисамбхида магги написано в духе абхидхармических
трактатов.
13. Ападана
(Apadāna) –
состоит из двух частей в которых содержится 603 гатхи (утверждённых
на VI сангити, 589 в Текстовом
издании Общества Пали и 592 в других изданиях). Ападана близка
по жанру к Джатакам, в её гатхах излагаются
достойные действия прошлых будд, архатов и пратьекабудд.
14. Буддхавамса
(Buddhavaṃsa).
Короткие гатхи, главным образом повествующие о
предшествующих 24 буддах, действовавших в 12 последних мировых периодах
и достойных действиях будды Сакьямуни
по отношению к
ним.
15. Чарияпитака
(Cariyāpiṭaka).
Состоит из 35 гатх – пересказов
историй из Джатак, в
которых прославляется реализация Буддой десяти
совершенств.
Тайская и бирманская
версии Кхуддака никаи включают также следующие книги, не входящие в
другие версии Канона, но примыкающие к нему:
16. Неттиппакарана
(Netti-Pakaraṇa) – "Руководство".
Включена только в
бирманское издание Канона.
17. Петакопадеса
(Peṭakopadesa)
– "наставления к Питаке". Включена
только в бирманское издание Канона.
18. Милиндапаньха
(Milindapañha. pdf 7,85 Mb. Облако) – "Вопросы Милинды". Книга
состоит из шести-восьми частей (в разных редакциях, на
момент составления обзора, было известно об одной палийской
и двух
китайских версиях). Милиндапаньха
включена в бирманское издание Канона.
Хронологическими границами происхождения книги
являются датировка
китайских переводов (не позднее 3 в.) и время жизни одного из двух
главных участников диалога индо-греческого царя Милинды (Менандра),
завоевавшего значительную часть Северной Индии в середине 2 в. до н.э.
и задававшего вопросы буддийскому мудрецу Нагасене (их беседа
состоялась в Сагале – Пенджаб).
Эти книги, тем не
менее, не отвергаются другими традициями и
включаются в состав вспомогательной литературы, примыкающей к Типитаке.
III.
Абхидхамма питака – (пали
Abhidhamma piṭaka; санскр. अभिधर्म, Abhidharma pitaka, букв.
верховный закон; тиб.
Нгонпа), – буквально
"корзина, содержащая буддийскую
доктрину", или "высшие законы"
– изложение учения буддизма в
схоластической манере (также называемая
саттапакарана – "семь трактатов").
Абхидхамма питака появился после раскола сангхи на II буддийском
соборе. Предполагают, что каждая из ранних буддийских школ имела свою
Абхидхамма питаку, но только тексты школ Сарвастивада и Тхеравада вошли
в полный свод канонических текстов. Абхидхамма питака пользовалась
большим почитанием у тхеравадинов Юго-Восточной Азии, особенно в Бирме
(Мьянма). Абхидхарма питака не содержит логической
систематизированности, так как она представляет собой собрание текстов,
предназначенных служить основой для медитации. Содержание Абхидхамма
питаки составляют вопросы этики, психологии и эпистемологии. В ней
представлены не изречения Будды, а точка зрения на буддизм его учеников
и выдающихся учёных. Абхидхамма питака включалась в канон не всеми
школами, например, махасангхики не относили её к числу канонических
текстов. Некоторые школы включали в Абхидхамма питаку большую часть
Кхуддака никаи, также отдельные элементы Абхидхамма питаки содержатся в
суттах Дигха никаи и Ангуттара никаи. Специфический метод изложения
буддийского учения в Абхидхамма питаке и абхидхармической литературе,
отличается от метода изложения в других разделах канона большей
сложностью. Это связано с тем что адресатом Абхидхамма питаки является
не простой верующий, а подготовленный учёный. Специфичностью этого
метода является обезличенность и академичность изложения, использование
средств индукции, анализа и синтеза, больший интерес к дефинициям. Это
уже не проповедь, а описание мира вокруг и внутри человека. В корпус
абхидхармической литературы включают и комментарии на основные тексты,
и учебники, написанные позднее. Йогачары иногда называли Абхидхамма
питакой свои сочинения, независимо от их содержания. Махаянисты
называли Абхидхамма питакой многие свои тексты, включая
праджня-парамитские сутры; в Китае и Тибете к Абхидхамма питаке относят
"Бриллиантовую сутру". Абхидхамма питака незаменима для изучения высшей
буддийской философии, психологии и метафизики.
Основными абхидхармическими текстами считаются 7 книг школы Тхеравада
(палийский канон), сохранившиеся на палийском языке, и 7 книг школы
Сарвастивада (санскритский канон), дошедших только в китайских и
тибетских переводах и оказавших большое влияние на развитие буддийской
философии. В разных традициях эти книги приписываются разным авторам.
Абхидхамма питака Палийского канона занимает 13 томов и состоит из 7
сочинений (хотя лишь пеpвая (Дхамма сангани) и последняя (Паттхана)
составляют суть учения Абхидхаммы), в комплексе Кутодо Абхидхамма
питаке отведено 208 плит. Семь основных абхидхармических книг это:
1. Дхаммасангани
(Dhammasanganī)
– "перечисление
дхамм" –
содержит классификацию всех элементов "паpаматтха дхаммы" (абсолютные
pеальности), определяемых как
этические факторы, присущие физическому телу, психологическому и
умственному состоянию, которые проявляются в процессе медитации.
По одной из систематизаций это:
- 52 "четасика" (фактоpа ума), котоpые, возникая
вместе в pазличных комбинациях, вызывают какое-либо из...
- 89 pазных возможных "читта" (состояний
сознания)
- 4 главных физических элемента, и 23 явления,
поpождаемых ими.
- Hиpвана.
В Дхаммасангани различаются 37 "элементов
освобождения" (в тексте различаются "путь практики" и "путь озарения"),
за которыми следуют классификации дхамм – по делениям их на "базы"
(аятана) и "элементы" (дхату)
Дхамма сангани был составлен в четвёртом веке до н.э. и
является наиболее
авторитетным и важным трактатом заложившим основы буддийской
психологии. В пятом веке до н.э Буддхагхоша
написан на Дхармасангани
обширный комментарий – Аттхасалини.
2. Вибханга-ппакарана
(Vibhanga-ppakarana) – "Книга тpактатов", "разделение",
"классификация", близкая
по содержанию к Дхамма сангани. Содержит анализ,
начатый в Дхаммасангани, природы скандх и путей их
преодоления в фоpме вопpосов и ответов.
3. Дхатукатха
(Dhātukathā, Dhātukathāpakaraṇa) – "объяснение
элементов" – вопросы и ответы о различных психических феноменах.
Объясняет расположение дхарм, зависимых от скандх и шести органов
чувств
(аятана).
4. Пуггалапаннати
(Puggalapaññati; Пуггалапанъянти) –
"описание
индивидуальностей". Даёт анализ личностей,
подверженных вожделениям, ненависти и заблуждениям, и их классификацию.
Пуггала паннати
самое короткое сочинение Абхидхамма питаки.
5. Катхаваттху (Kathāvatthu
– букв. "предмет беседы"; Каттхаваттхуппакарана)
– полемический
трактат приписываемый
известному буддийскому авторитетукоторый, который председательствовал
на 3-м буддийском соборе в Паталипутре в 253 году до н.э.
– Тиссе Моггалипутте. Трактат
посвящён полемике с 18
школами раннего буддизма с их воззрениями.
Катха ваттху является самым поздним трактатом Абхидхамма
питаки.
6. Ямака
(Yamaka
– "книга пар"; йамака –
букв. "пары") – трактат из 10 глав по прикладной
логике, названный так в
связи с методикой рассуждений (использование тезиса и антитезиса).
Устанавливает бинарные группы и анализирует соответствующие дхаммы с
точки зрения возможности или невозможности атрибутирования им того или
иного свойства. Ямака является сложнейшеё частью Абхидхармы.
- Ямака I.
- 1 Mula-yamaka.
- 2 Khandha-yamaka.
- 3 Ayatana-yamaka.
- 4 Dhatu-yamaka.
- 5 Sacca-yamaka.
- 6 Samkhara-yamaka.
- Ямака III.
- 8 Citta-yamaka.
- 9 Dhamma-yamaka.
- 10 Indriya-yamaka.
7. Паттханаппакарана
(Paṭṭhānappakarana, Māhapaṭṭhāna; Махапаттхана)
– "книга об исходной
точке". Эта книга, котоpая намного пpевосходит о объему дpугие книги
Типитаки (более 6000 стpаниц в сиамском издании), описывает 24
"паччая",
или закона обусловленности, по котоpым взаимодействуют "дхаммы".
Эти законы, пpименяемые во всевозможных пеpестановках к "дхаммам",
описанным в Дхамма Сангани, описавают весь познаваемый опыт.
- Tika paṭṭhāna.
- Duka paṭṭhāna.
- Duba-Tika paṭṭhāna.
- Tika-Duka paṭṭhāna.
- Tika-Tika paṭṭhāna.
- Duka-Duka paṭṭhāna.
- Дополнением
служит Паритта или Махапаритта (mahāparitta). Паритта
представляет собой собрание канонических текстов для популярного
магически-охранительного использования. В
Бирме и на
Цейлоне паритта-церемонии (синг.
пирит) пользуется
огромным почтением у мирян.
Эти церемонии совершаются по различным поводам, такие как постройка
нового дома, смерть, болезнь и т.д. В этих случаях декламируются
канонические тексты, собранные в Паритте. В Паритту входят 23
составляющих, из которых 7 взяты из Кхуддакапатхи.
Археологическими и лингвистическими исследованиями
установлено,
что древнейшими частями Палийского Канона
являются Виная-питака, четыре первых
никаи Сутта-питаки и Джатаки.
Абхидхарма школы сарвастивады
состоит также из семи текстов. Сравнительный анализ показывает, что они
вряд ли имеют один и тот же
источник с традицией тхеравадинской абхидхармы. Катха ваттху и пуггала
паннатти не имеют аналогов в Абхидхарме сарвастивады.
Тексты в Абхидхарме традиции сарвастивады:
- Сангитипарьяя (Sangitiparyaya) – Рассуждения о Сангити.
- Дхармаскандха (Dharmaskandha) – Совокупность факторов.
- Праджчаптишастра (Prajnaptisastra) – Трактат об указаниях.
- Дхатукая (Dhatukaya) – Тело элементов.
- Виджчанакая (Vijnanakaya) – Тело воспринимающего сознания.
- Пракаранапада (Prakaranapada) – Описание.
- Джнянапрастхана (Jnanaprasthana) – Основы Знаний.
Итог сарвастивадинской
абхидхармической традиции –
Махавибхаша (Великое истолкование) –
монументальный комментарий к Джнянапрастхане, созданный в первой
половине II векв во время третьего собора сарвастивадинов под эгидой
царя Канишки.
Хорошо известно сочинение Васубандху Абхидхармакоша
(энциклопедия абхидхармы), в котором абхидхармистская традиция
Махавибхаши сводится воедино и детально объясняется. Это сочинение
активно изучается и используется школами махаяны, как в Тибете так и на
Дальнем Востоке.
На Дальнем Востоке сарвастивада
представлена китайской школой цзюйше-цзун и соответствующей японской
школой куся-сю, сосредоточенных на изучении Абхидхармакоши,
переведённой на китайский Сюаньцзаном.
Составил Чой.
Хоть Дхарма и
ничья,
Её всё же можно подарить
Тому, кто в ней заинтересован.
\
|