На главную страницу В начало раздела Назад

На главную страницу В начало раздела Назад
Архат Сарипутта.

Шарипутра "Знаменосец Дхармы" (санскр. Śāriputra – сын Шари, или Śārisuta, также Śāradvatīputra – сын Шарадвати; пали Sāriputta – Сарипутта; тиб. shA ri bu – Шарипу) – один из двух главных учеников будды Шакьямуни. Иногда в сутрах Шарипутру называют Упатиссой (пали Upatissa). Согласно комментариям, это было родное имя Шарипутры. Так шраман Хан-шан Дэ Чин в своём "Комментарии на Сутру Сердца Совершенной Мудрости" пишет:

"Шари" – это на санскрите, и значит "белая цапля". Глаза этой птицы очень ясны и глубоки. Глаза его матери были такими. И это было взято за [основу] его имени. Этот достопочтенный был сыном ["путра"] "белой цапли". Поэтому и говорится "сын Шари" – [Шарипутра]. Среди учеников Будды, он отличался глубокой мудростью.

Среди учеников Будды Шарипутру признавали высшим в мудрости (в то время, как Маудгальяяна считался лучшим среди учеников Будды, наделённых сверхъестественными божественными способностями). Часто только он мог дать точное и детальное объяснение на некоторые вопросы, задаваемые ученикам Буддой.
Шарипутра начинал свою духовную практику как последователь древ­неиндийского мудреца Санджайи, но позже, познакомившись с буддий­ским законом о взаимозависимом существовании стал учеником Будды Шакьямуни.
О выдающихся способностях Шарипутры говорили, что этому ученику Будда открыл Учение Высшей Мудрости (Праджняпарамита).

  Шарипутра
Шарипутре приписывают один из семи основных трактатов по Абхидхарме, это "Дхарма-скандха". В "Абхидхармакоше" Васубандху приводит слова Шарипутры:

Чувственные объекты мира не есть желания.
Желание – это страстное влечение человека, [порождённое] воображением.
И хотя чувственные объекты существуют в этом мире,
Владеющие собой отбрасывают влечение к ним.


О том, как Шарипутра встретил Учение Будды.

До вступления в общину будды Шакьямуни Шарипутра, как и Маудгальяяна, практиковали святую жизнь под руководством странника Санджаи, в чью общину входило двести пятьдесят человек. Однажды Шарипутра повстречал в Раджаграхе (Раджагрихе) одного из учеников Будды, монаха Асваджиту. Вот как об этом повествуется в сутре "Вопрос Шарипутры (Упатиссы)":
"Странник Шарипутра увидел, как почтенный Асваджита вошёл в Раджаграху, собирая подаяние. Наполненный достоинством в том, как он приближался и удалялся, смотрел прямо и назад, сгибал и вытягивал свою руку, он шёл, опустив глаза, и каждое его движение было безупречно. Когда он увидел его, к нему пришла мысль: "Очевидно, что это один из тех людей на земле, кто достиг архатства или встал на путь архатства. Что, если я подойду к нему и спрошу его: "Чьим путём ты следуешь, отказавшись от мира? Кто твой Учитель? Чьё учение тебя радует?".
Но тогда странник Шарипутра подумал: "Это неподходящее время, чтобы задавать ему вопросы. Он идёт за подаянием в город. Что, если я последую за этим монахом, который нашёл путь для тех, кто ищет?"
Тогда почтенный Асваджита, пройдя по Раджаграхе в поисках подаяния, ушёл, собрав полученное подаяние. Странник Шарипутра подошёл к нему, обменялся дружественными приветствиями, и завязал вежливый разговор, стоя сбоку от него. Стоя там, он спросил:
– Твой ум светел, мой друг, ты выглядишь чистым и свежим. Чьим путём ты следуешь, отказавшись от мира? Кто твой Учитель? Чьё учение тебя радует?.
– Есть, мой друг, великий мудрец, Шакьямуни, вышедший из рода Шакья. Я следую путём этого Благословенного. Он – мой Учитель. Учение Благословенного меня радует.
– А в чём состоит учение твоего Учителя? Что он провозглашает?
– Я новичок, мой друг, недавно посвящённый, я только в последнее время пришёл к этому учению и дисциплине. Я не могу подробно объяснить это учение, могу лишь вкратце объяснить суть.
Тогда странник Шарипутра сказал почтенному Асваджите:
– Ты можешь говорить много или мало, но расскажи мне именно суть. Именно суть мне и нужна. Какой смысл в лишнем красноречии?
Тогда почтенный Асваджита дал такое объяснение Дхармы страннику Шарипутре:
Какие бы явления ни возникали из причин, об их причине и их прекращении – об этом учит Татхагата, великий мудрец.
Когда странник Шарипутра услышал это объяснение Дхармы, к нему пришло безукоризненное, безупречное видение Дхармы: "Всё, что подвержено возникновению, подвержено прекращению".
[Он сказал:]
– Если даже это вся Дхарма, то ты постиг беспечальное (ашока) состояние, незамеченное, упускаемое (нами) несметное число эр (кальп).
Тогда странник Шарипутра пошёл туда, где находился странник Маудгальяна. Странник Маудгальяяна увидел, как он приближается издали, и увидев его, сказал:
– Друг мой, твой ум светел; ты выглядишь чистым и свежим. Может быть, ты постиг Бессмертное?
– Да, мой друг, я постиг Бессмертное.
– Но как, мой друг, ты постиг Бессмертное?
Шарипутра рассказал Маудгальяяне о встрече с Асваджитой и об изложенной им сути Учения Будды. Когда странник Маудгальяяна услышал объяснение Дхармы, к нему также пришло безукоризненное, безупречное видение Дхармы: "Всё, что подвержено возникновению, подвержено прекращению".
Шарипутра ушёл из этого мира за несколько месяцев до смерти Будды.



Часто Шарипутру изображают рядом с буддой Шакьямуни. Он стоит в выцветшей оранжевой одежде, с посохом странствующего монаха.


shA ri bu [Ша-ри-пу] Шарипу / Шарипутра

Из Шурангама-сутры:

Затем со своего места поднялся Шарипутра и, склонившись перед Буддой, сказал:
– "Благословенный господин, в течение многих кальп, многочисленных как пески Ганг, мой ум продолжал существовать в чистоте. Благодаря этому у меня было множество чистых перерождений. Как только мои глаза замечали различие в вечнотекущем процессе изменения, мой ум непосредственно и тотчас же понимал их и благодаря этому я приобрёл совершенную свободу. Но однажды я находился на некой дороге и встретил братьев Кашьяпы, которые объяснили мне принцип учения Будды о том, что всё возникает из-за причин и условий, а потому всё пусто и преходяще. Тогда я понял бесконечную сущность чистого разума. С этого времени я последовал за моим Учителем, моё восприятие в умственном зрении стало трансцендентальным и совершенно просветлённым. Так внезапно обрёл я достижение великого бесстрашия, великого доверия. Благодаря этому я добился ступени архатства и теперь фактически являюсь первым князем дхармы моего Учителя. Я воспринял подлинные слова Будды, впитал в себя и преобразовал в себе его внутреннюю дхарму. В ответ же на вопрос Татхагаты о моём первом опыте достижения я могу сказать, что он осуществлялся благодаря приспособлению 18 сфер умственности в контакте с объектами через посредство органов чувств путём сознания трансцендентальной яркости внутри моего собственного ума, сияющие лучи которой осветили мою разумность и достигли настолько далеко, насколько могло проникать моё понимание.


\




На главную страницу В начало раздела Назад Наверх


На главную страницу В начало раздела Назад Наверх