|
Архат
(санскр. अर्हत् /
arhat; пали
arahant / арахант; тиб. dgra bcom; кит.
алохань – букв. "достойный,
удостоенный;
славный, человек чести,
почитаемый человек") – буддийский
термин, обозначающий практикующего,
достигшего высшей ступени в Колеснице Индивидуального Освобождения.
В общине Будды монахи приходили к достижению архатства, много слушая и
обдумывая закон, а затем применяя его в жизни и
в медитации. Такие ученики до достижения уровня архата назывались
шраваками (санскр. śrāvaka; пали sāvaka), то есть теми,
кто слушает (производное от санскр. śrāva – выслушивание,
слушание). Кроме этого, в древней Индии так
называли монаха самого
высокого ранга.
Буддхагухья даёт такое толкование:
"В санскритском слове
"архан" ар – означает
"чувственные страсти", – хан – "воспрепятствование", "устранение". В
разъяснительном трактате это названо "убийством вредителей (мятежников,
бандитов)". Будда облекается в доспехи терпения и настойчивости и
садится на коня данных обетов; стрелами спокойствия и дротиками
мудрости разбивает армию повелителя демонов Мары извне, внутри же
уничтожает вредоносность чувственных страстей, – отсюда такое название.
И ещё, а – значит отрицание,
– рхан – рождение. Зёрна
сердца Будды не взойдут на поле следующего века, поскольку с него уже
сброшена шелуха непросветлённости. И ещё, архан имеет значение "подношение в
соответствии с обретённым". Обладает подобными тонкими добродетелями, –
отсюда и название".
В суттах архатство,
описывается
следующим образом: "Они,
прожившие святую
жизнь,
сбросившие бремя, достигшие истинной цели, разрушившие оковы
существования и
обретшие полное освобождение с помощью окончательного знания, они
свершили свой
труд со старанием и более неспособны быть беспечными" (Маджджхима никая, сутта
№70, раздел 12).
Архаты достойны всеобщего почитания,
они достойны поклонения и
пожертвований, и они являются высшим полем для накопления заслуг.
Архаты могут более не перевоплощаться в сансаре, но они также могут
остаться в ней встав на Путь бодхисаттвы.
На пути к достижению
состояния
архата выделяют четыре ступени:
Вошедший в Поток
[Истины] (пали sotāpanna / сотапанна;
санскр.
srotaāpanna; тиб.
rgyun zhugs) – буквально означает "тот кто вошёл в поток (истины)"
(входить: āpadyate, поток: srotas). Тот, кто входит в
поток, открывает свои глаза Дхарме (санскр. dharmacakṣus;
Pāli dhammacakkhu). Этим
термином называют тех, кто освободился от Трёх Уз,
первых трёх из
Десяти Уз.
Вошедший в Поток Истины имеет
твёрдую решимость никогда
более не создавать причин для страданий, он живёт
стремлением к пробуждению, стремится развить "правильное
воззрение" (санскр. samyagdṛṣṭi
or sammādiṭṭhi), соблюдает обеты и
заповеди (санскр. shīla-pāramita; кит.
"цзе-боло-ми") и почитает Три Драгоценности (Будду, Дхарму,
Сангху).
"Сотапанна перерождается
7 раз,
чтобы явить плод архата"
– Сутра 42 глав, сказанная Буддой.
Возвращающийся
Один
Раз (пали
sakadāgāmī, sakadāgāmin / сакадагамин;
санскр. sakṛdāgāmin; тиб.
phyir 'ong) – это тот, кто освободился от первых трёх из Десяти Уз, а
также ослабил привязанность, ненависть и заблуждение. Возвращающийся
Один Раз, вернувшись в следующей жизни лишь один раз в этот мир,
встанет на путь духовной практики и достигнет уровня невозвращения в
Мир Страстей или уровня архата.
"Сакадагамин возвращается
на
землю один раз и обретает плод архата"
– Сутра 42 глав, сказанная Буддой.
Не возвращающийся
(пали
anāgāmī; пали и санскр. anāgāmin /
анагамин; тиб.
phyir mi 'ong) – это тот, кто полностью освободился от первых Пяти Уз.
В следующей жизни он переродится в одном из миров, превосходящих Мир
Страстей, там, где он будет полностью свободен от возвращения в Мир
Страстей, и где сможет совершенствоваться на Пути к
Окончательному Освобождению.
"Анагамины после смерти
попадают в
рай 19 небес, после чего
являют плод архата"
– Сутра 42 глав, сказанная Буддой.
Архат (тиб.
dgra bcom pa) –
это тот, кто освободился от Десяти Уз. Он пресёк утечки (пали
āsava / асава; санскр.
āsrāva), разрушив Десять Уз, он освободился от становления,
остановил
поток перевоплощений, достижение Нирваны стало для него возможным.
"Надобно сказать, что существо, возродившееся в последний раз, не может
быть уничтожено, ибо в сердце его пылает огонь грядущего арахатства,
подобно тому как пылает огонь укрытого на дне кувшина светильника,
невидимого и неугасимого"
– Джатака о Лосаке.
"Архат способен
летать и менять
форму, продлять по
желанию срок жизни, жить в Небесных обителях"
– Сутра 42 глав, сказанная Буддой.
Если подробнее рассматривать эти
ступени, то существ, следующих практике Благого Закона, можно разделить
на идущих к достижению одной из
ступеней и на обретших плод её достижения.
Когда в мире
появляется
Будда, то резко возрастает число людей,
достигших архатства. Потому что Татхагата – это Спаситель, он
живёт не
для себя, а для других. О Будде говорят, что он – Бхагаван
(Наивысший
из Почитаемых, Самый Почитаемый), Познавший все Миры, Учитель богов и
людей, Непревзойдённый, Архат.
Во времена Будды огромное количество мирян и монахов обрели веру в
его Учение. Известно, что, как минимум, две с половиной тысячи учеников
Будды Шакьямуни пришли
к достижению архатства.
В буддийской иконографии из учеников Будды чаще представлены
пять
архатов,– это Шарипутра, Маудгальяяна, Кашьяпа,
Ананда и Упали.
\
|
|