На главную страницу В начало раздела Назад

На главную страницу В начало раздела Назад
Архат Маудгальяяна.
Маудгальяяна  

Маудгальяяна (санскр. Maudgalyayāna; пали Moggallāna, Моггаллана; тиб. mong gal bu, Маудгал-бу; яп. 目 連, Мокурэн) – один из двух главных учеников будды Шакьямуни. Родился в семье брахмана и с дет­ства был ближайшим другом Шарипутры.
Маудгальяяна считался лучшим среди учеников будды Шакьямуни наделённых сверхъестественными божественными способностями (в то время, как Шарипутра признавался лучшим в мудрости). В палийских сутрах его также называют Великий Моггаллана (Маха-Моггаллана. санскр. Mahā Maudgalyāyana; пали Mahā Moggallāna).


Рассказы о божественных способностях Маудгальяяны сохранились в буддийских текстах. Он мог создавать разнообразные формы живых существ, принимать по желанию любой облик, посещать небесные миры. В одном из текстов повествуется как Маудгальяяна, чтобы умерить гордыню Шакры, сотряс большим пальцем ноги его дворец.
В "Иллиса-джатаке" (рассказ о перерождении Иллисы) есть описание, как Маудгальяяна демонстрировал свои божественные способности одному жадному невежественному торговцу с целью разрушить его жадность. Маудгальяяна делал это по поручению Будды, который видел благоприятную возможность изменить сознание этого человека и предотвратить его перерождение в одном из скверных миров.
Жадность торговца исчезла, и Маудгальяяна дал ему и его жене одно из учений Будды, он поведал о великолепии Трёх Драгоценностей (Будда, Сангха, Дхарма) и важности жертвования.
С согласия вдохновлённых торговца и его жены, святой с помощью сверхъестественных сил телепортировал их и себя из дома торговца в рощу Джета, где находился в то время Будда с общиной из 500 монахов, и торговец смог сделать им пожертвование.
Маудгальяяне приписывают один из семи основных трактатов по Абхидхарме – "Праджняпти-шастру" (Праджняпти переводят с санскрита как "Учение через себя").
Часто Маудгальяяну изображают рядом с буддой Шакьямуни. Он стоит в выцветшей оранжевой одежде монаха, с посохом странствующего бикшу. На посохе имеется набалдашник в виде ступы, составленный из металлических колец.
В "Саддхарма-пундарика-сутре" будда Шакьямуни предсказывает
Маудгальяяне, что в далёком будущем ему суждено стать буддой:
"Сейчас я говорю вам, этот Великий Маудгальяяна воисти­ну будет делать подношения восьмидесяти тысячам будд различными прекрасными вещами, почитать [этих будд] и оказывать [им] уваже­ние. После ухода будд, [он] каждому возведёт ступу высотой в ты­сячу йоджан, одинаковой в пятьсот йоджан ширины и длины, сло­женную из золота, серебра, ляпис-лазури, лунных камней, агатов, жемчуга, сердолика, и будет делать [им] подношения гирляндами цветов, благовонными втираниями, благовонной пудрой, благовония­ми для воскуривания, шёлковыми балдахинами, знамёнами и флагами. После этого [он] сделает такие же подношения ещё двум сотням, де­сяти тысячам, коти будд и действительно станет буддой. Звать [его] будут Татхагата Тамаоапаттра1 Сандаловое Благовоние, Достойный Почитания, Всё Истинно Знающий, Следующий Светлым Пу­тём, По-Доброму Уходящий, Знающий Мир, Наидостойнейший Муж, Всё Достойно Устраивающий, Учитель Богов И Людей, Будда, Почитаемый В Мирах. [Его] кальпу будут называть Наполненная Радостью, страну назовут Радостные Мысли. Земля [там] будет ровной и гладкой, а почвой будет хрусталь. [Землю] величественно украсят деревья из драгоценностей, [везде] будут рассыпаны цветы из жемчуга, повсю­ду [будет] чистота. Увидевшие [это] возрадуются. [В стране] бу­дет много богов и людей, бесчисленное количество бодхисаттв и "слушающих голос". Жизнь [этого] будды продолжится двадцать четы­ре малых кальпы. Истинная Дхарма [после его ухода] будет пребы­вать [в мире] сорок малых кальп, подобие Дхармы будет пребывать [в мире] также сорок малых кальп".


mong gal bu [Мон'-гел-пу] Монгелпу / Маудгальяяна.

Из Шурангама-сутры:

Затем со своего места поднялся великий Маудгальяяна и, склонившись перед Буддой, сказал:
– "Благословенный господин, когда я просил милостыню, встретил я трёх братьев Кашьяпы, которые преподали мне глубокое учение о причинах и условиях. Оно произвело на меня сильное впечатление и вскоре развило мой ум. Будда был настолько добр, что подарил мне облачение для тела. Я обрил волосы и бороду и стал последователем Будды.
С тех пор во мне чудным образом развились трансцендентальные способности, я научился посещать все страны вселенной, не встречая никаких препятствий в пространстве, появляясь в разных землях Будды в мгновение ока. Я достиг состояния архатства и это было подтверждено моим Учителем, что же касается вопроса Татхагаты, то я отвечу, что в моём случае первым совершенным приспособлением 18 сфер умственности было умение моего ума абстрагироваться в безмятежной рефлексии, таинственно развившейся просветлённой яркости, так, что мой ум, как бы бывший прежде мутным, илистым потоком, внезапно стал чистым, прозрачным, как кристалл".


\




На главную страницу В начало раздела Назад Наверх


На главную страницу В начало раздела Назад Наверх