|
|
Вайбхашика.
Вайбхашика (также называемая муласарвастивада,
или сарвастивада, санскр. सर्वास्तिवादि;
кит. 說一切有部)
–
одна из
крупнейших философская
школа раннего буддизма. Изначально школа называлась сарвастивада
(от санскритских слов сарва – "всё" и асти –
"есть"), связано это с тем, что её представители учили,
что всё (то есть все дхармы, сарва дхарма) реально; все дхармы
(прошлые, настоящие и будущие) реальны, и ничего более реального, чем
дхармы, нет. Эта школа также утверждала, что дхармы обладают
действительным онтологическим статусом (дравья сат), будучи
одновременно и условными единицами языка описания психофизического
опыта, то есть опять-таки дхарм (праджняпти сат).
Нынешнее название школы Вайбхашика
произошло от трактата Махавибхаша
("Великий комментарий"), написанного мыслителем Паршвой (в настоящее
время он сохранился только в китайском переводе) и включённым по решению IV
сангити в палийский канон.
Представители школы вайбхашики
прежде всего занимались классификацией и
описанием дхарм в контексте Учения Будды. Так вайбхашика утверждает неизменное
постоянное число дхарм, разделяющихся на настоящие, прошлые и будущие,
в связи с чем бытие дхарм, их возникновение и исчезновение – это только
странствие имеющихся данностей с одной временной ступени на другую.
Вайбхашика предполагает многочисленные классификации дхарм, наиболее
значимые из них, с точки зрения течения процесса познания –
классификации на скандхи, аятаны и дхату.
Вайбхашики
также
были и эпистемологическими реалистами, то есть не только признавали
реальное существование внешнего мира вне воспринимающего сознания, но и
утверждали его полную адекватность миру, воспринятому живыми существами
и включённым в их сознание в качестве объектной стороны их опыта.
Несмотря на то, что представители вайбхашика
сходятся с саутрантиками
в вопросе о реальности как духовного, так и недуховного мира,
вайбхашики указывают: если мы не признаем того, что внешние объекты
воспринимаются нами, то они не могут быть познаны и каким-либо иным
путем. Вывод о наличии огня из восприятия дыма возможен только потому,
что в прошлом мы воспринимали дым и огонь вместе. Тот, кто никогда не
воспринимал огня, не сможет сделать и вывода о его существовании из
восприятия дыма. Если бы внешние объекты были совершенно
невоспринимаемыми, как утверждают саутрантики, то из одних духовных
форм невозможно было бы сделать никакого вывода. Человеку, незнакомому
с внешним объектом, его духовная форма не может казаться копией или
символом наличия этого внечувственного объекта, но представляется
самостоятельной вещью, которая не обязана своим существованием
чему-либо вне ума. Поэтому одно из двух: либо мы признаем субъективный
идеализм, либо – если это будет сочтено неудовлетворительным –
признаем
непосредственную познаваемость внешнего объекта. Вайбхашиков, таким
образом, можно назвать представителями непосредственного реализма.
Нирвана, как
абсолютная реальность, представляется в вайбхашике
совершенно отделенной от нирваны как психологического состояния и,
оказавшись неподвижным, неизменным элементом, означающим безличный
материальный остаток, выступает как некая материальная данность –
дравья. В данном аспекте под материальным в вайбхашике подразумевается
не "телесный", а "непсихический".
Важнейшим памятником школы вайбхашики
является "Энциклопедия Абхидхармы" –
Абхидхармакоша (V
век), написанная великим буддийским мыслителем Васубандху.
В настоящее время вайбхашика не
имеет непосредственных последователей, хотя её труды активно
используются во многих школах махаяны. На Дальнем Востоке вайбхашика
представлена китайской школой Цзюйше-цзун и
соответствующей ей японской школой Куся-сю, сосредоточенных на изучении
Абхидхармакоши,
переведённой на китайский Сюаньцзаном.
\
|
|
|
|
|
|
|
|