На главную страницу В начало раздела Назад

На главную страницу В начало раздела Назад
Учитель Арьядэва.

Арьядэва (санскр. Aryadeva; тиб. Пхакпа Лха / Phakpa Lha).
В пророчествах Будды имеется следующее упоминание об Арьядэва:

"... Святой монах появится в селениях Синхалы, хотя и не святой, он будет носить имя Святой и будет иметь своим местом жительства остров Синхала. Он опровергнет всех своих противников и посрамит заклинания еретиков. Он должен появиться в конце периода, который должен характеризоваться сильным страхом."

"Манджушри-мула-тантра".

  Арьядэва

Вот что пишет Будон Ринчендуб в своей "Истории буддизма":

"[Духовным] сыном Нагарджуны был Учитель Арьядэва. Он родился чудесным образом на острове Синхала в лепестках лотоса и был усыновлён царём той страны. Когда он вырос, то пошёл туда, где пребывал Учитель Нагарджуна, поступил в его школу и вскоре стал знатоком всех областей наук и всех иноверческих и ортодоксальных философских систем.
В то время жил небуддийский Учитель по имени Матричета
1, который умилостивил бога Махешвару и был исключительно могущественным, так что ни одно живое существо не могло соперничать с ним".

Махешвара – одно из имён Шивы. Видимо, в диспутах и сверхсилах Матричета превосходил своих оппонентов. Этот отрывок свидетельствует о времени, когда между буддийскими и небуддийскими йогическими школами Индии существовал обмен практическим опытом, происходило изучение достижений и воззрений различных школ. Однажды Учитель Матричета пришёл в Наланду, чтобы вступить в диспут с монахами Наланды.

"Этот Учитель, причинив большой вред Учению Будды и совратив большую часть [людей] в еретические Учения, пришёл в Наланду. Монахи Наланды отправили посланника к Нагарудже, который в то время пребывал в Шри-Парвате (в издании: Шрипаврате)".

Арьядэва пребывал в то время рядом с Нагаруджей. Он сказал, что сможет в диспуте одолеть Матричету. Арьядэва отправился в Наланду и в диспуте победил Матричету. По правилам того времени побеждённый должен был принять учение Победителя. Матричета "был побеждён [словами] Учения, был обращён в буддизм и стал великим пандитом (т.е. буддийским учёным)".
Филосовские работы Арьядэвы: "Мадхьямика чатухшатика", "Мадхьямика-хаставала-пракарана" и другие – демонстрируют несубстациональность, отсутствие независимого существования явлений. Известны также его работы, относящиеся к тантрической литературе.


\



Примечания.

1 Относительно Матричеты (тиб. Макхол / Ma-khol) также имеется пророчество Будды: "Монах, обладающий большой учёностью, тоже должен появиться в то время. Он будет известен под именем "Слуга Матери". Он сочинит гимны в мою честь и, благодаря своим высоким добродетелям, будет учить согласно Истине. Его ум должен быть совершенно ясным, он посвятит себя Учению Будд, овладеет тайными заклинаниями, которыми трудно овладеть, и которые подобны заклинаниям Манджугхоши. Наделённый добродетельными качествами и нравственностью, и будучи очень учёным, он должен объяснить Учение".




На главную страницу В начало раздела Назад Наверх


На главную страницу В начало раздела Назад Наверх