На главную страницу В начало раздела Назад

На главную страницу В начало раздела Назад

Учитель Асанга.

Асанга (санскр. Asanga; тиб. Тхокмэ / Thok-me)
В "Манджушри-мула-тантре" имеется предсказание Будды:

"Монах, носящий имя Асанга, прекрасно сведущий в содержании научных трактатов, объяснит в разных формах условный и прямой смысл сутр. По своей природе он должен быть тем, кто обучает Высшей Науке живых существ и открывает смысл священных текстов."


 

Он должен овладеть тем мистическим знанием, которое называется Посланницей Сало. Благодаря силе своих мистических способностей в нём должна возникнуть самая возвышенная мудрость. Для того, чтобы Учение могло пребывать долго, он перескажет сущностное содержание сутр. Он должен прожить 150 лет, а после того, как его тело увянет, он должен уйти в область богов. Пребывая в мире живых существ, на различных стадиях феноменальной жизни, он долгое время будет переживать Высшее блаженство. Наконец, это возвышенное существо должно достичь Высшего Просветления".

Асанга и Васубандху были братьями. Их мать, женщина из брахманской касты по имени Прасаннашила, родила их от разных отцов. Когда мальчики подросли, то спросили мать о занятиях их отцов. Но та ответила: "Я родила вас не для этого. Вы должны очистить свои умы и проповедовать Учение".
Асанга решил, что он станет излагать Учение Будды после того, как получит его от самого будды Майтреи. С этой целью он устроил себе жилище в пещере горы Куккутапада-парвата. После трёх лет практики он был разочарован, не видя никаких признаков продвижения. Он покинул пещеру, но по пути повстречал старика, который, как повествует легенда, вытачивал иголку из столба железа посредством трения железа о кусок хлопка. Асангу поразило упорство старика. Старик сказал ему: "Если человек, обладающий нравственным усилием, желает совершить нечто, он никогда не встретит неудач. Какой бы трудной ни была работа, если он не теряет терпения, то сможет разрушить горы ладонью руки".
Асанга вернулся в пещеру и продолжил практику. Так прошло ещё шесть лет. Не избавившись от сомнений, он снова покинул пещеру. Но в пути увидел скалу и осознал, что даже она рушится под воздействием падающих капель воды и крыльев птиц, которыми те задевали скалу. Он вновь вернулся в пещеру. Так в общей сумме прошло 12 лет практики без благоприятных знаков. Асанга преисполнился скорби и покинул пещеру. По пути он встретил больную собаку: по телу собаки ползали черви, они причиняли ей вред, питаясь её плотью. Асанга проникся жалостью и сочувствием к этому существу и стал думать, как помочь ему. Если он удалит червей с тела собаки, погибнут черви. Если нет – погибнет собака. Испытывая сострадание, он решил пожертвовать червям кусок своей плоти. Он отрезал от своего тела кусок мяса и, чтобы аккуратно пересадить на него червей с тела собаки, закрыл глаза и высунул язык. Асанга боялся раздавить червей пальцами, преодолев отвращение, он собирался пересадить их языком. Но вдруг он почувствовал, что собака исчезла. Асанга открыл глаза и увидел, что перед ним стоит будда Майтрея, излучая свет.
Асанга сказал:
– О, мой Отец, моё единственное Прибежище! Я прилагал усилия, используя сотни различных способов, но, тем не менее, не видел результата. Почему же дождевые облака и могущество океана пришли только теперь, когда я больше не жажду, мучимый свирепой болью? С таким усилием я старался умилостивить вас, но не было даже знака. Ваше сострадание скудно поэтому.
Майтрея ответил:
– Хотя царь богов и посылает дождь, плохое семя не способно вырасти. Хотя Будды могут и являться сюда, тот, кто не достоин, не способен вкусить блаженство. Я был здесь с самого начала, но ты не мог увидеть меня из-за своих собственных омрачений. Так как в тебе возникло великое сочувствие, ты очистился и теперь можешь видеть меня. Чтобы убедиться в этом, подними меня на свои плечи и покажи людям.
Асанга сделал так и убедился, что никто, кроме него, не мог воспринимать Будду Майтрею.
– Теперь каково твоё желание? – спросил Майтрея.
Асанга ответил:
– Я ищу наставлений, как изложить махаянкое Учение.
Тогда Будда взял Асангу на Небеса Тушита и изложил ему Учение. Асанга прослушал изложение Праджняпарамита сутр, большой "Йогачарья-бхуми" и множество махаянских сутр. Затем он попросил Майтрею сочинить трактат, объясняющий смысл этих текстов, и, как следствие, ему были изречены пять работ Майтреи.
Затем Асанга вернулся в Мир Людей и сочинил свой большой трактат из 5 разделов, в котором полностью рассматривались Три Свода Писаний. Содержание этой работы суммируется в двух кратких трактатах, сочинённых им: "Махаяна-санграха" и "Абхидхарма-самуччая". Были также записаны и 5 трактатов Майтреи.
По материалам "Истории буддизма" Будона Ринчендуба.

Асанга
наиболее знаменитый после Нагарджуны учитель махаяны, вероятнае годы жизни 990-1139. В результате своих бесстрашных попыток превращения знания в высшую реализацию, он, как сказано, имел мистическую встречу с Майтреей. Полностью пробуждённый таким образом Асанга составил сочинение известное как двадцать пять трактатов учений Майтреи. Эти шедевры философии махаяны безмерно обогатили учения Будды. Традиция почитает Асангу не только как великого "колесничего" Буддистского идеализма и самореализации, но также и как великого толкователя срединной доктрины махаяны в трактате, основанном на словах Майтреи и озаглавленном Шерчин нгенток Гьен (по буквам sher-phyin-rtogs rgyan; санск. Абхисамая Аланкара). Этот трактат представляет сердцевину учения махаяны, прямо формулируя метафизическую доктрину всепроникающей пустоты (тиб. чекюнтонгпаньи, по буквам chos-kun stong-pa-nyid; санск. сарва-дхарма-шуньята), и в тоже время косвенно показывая продуманную практику универсального сострадания и демонстрирует дух просветления (тиб. Чангсем, по буквам byang-sems; санск. бодхичитта).
Майтрея-Асанга был наиболее почитаемым учителем, чья линия широкого практического применения стала одной из трёх просветлённых линий ламрима. Другие две
это (1) линия глубокого видения (происходящего из трансцендентальной мудрости), чьими главными вдохновителями и представителями были Манджушри и Нагарджуна, и (2) линия воодушивляющих благословений к самореализации, объяснения по которой давал мистический будда Ваджрадхара, и чьими основными распространителями были Тилопа и Наропа.
Асанга считается основателем филосовской системы читтаматра ("Всё есть Ум", "Только Ум"; (Виджнянавада)). Благодаря его деятельности учение махаяны стало широко распространено.



\



На главную страницу В начало раздела Назад Наверх


На главную страницу В начало раздела Назад Наверх