Мадхъямака.

Мадхъямака ("Серединный Путь"; тиб. dbu ma)
первая филосовская школа махаяны возникшая в Индии ко 2-3 веку н.э. Возникновение системы взглядов "срединного пути" связывается с индийским Учителем Нагарджуной и созданием комментариев к праджняпарамитским и другим сутрам, с сочинением полемических, идеологических, гимнософических и прочих её текстов.
В Китае 
Мадхъямака под названием Саньлунь-цзун ("школа трёх трактатов") была установлена Кумарадживой в начале 5 в. и играла значительную роль в китайском буддизме до 7-8 вв.
В 6 веке в Мадхъямаке обозначились два течения прасангхика и сватантрика; в 8 веке из последней образовались саутрантика-сватантрика и йогачара-сватантрика.
В 8 веке в Тибете мадхьямаки Шантаракшита и Камалашила активно участвовали в становлении буддизма и монастырского образования. С тех пор среди филосовских школ тибета Мадхъямака стала основополагающим духовным учением, которому были посвящены многие литературные труды и о котором продолжают писать и сегодня крупнейшие иерархи тибетских школ, в том числе последний Далай-лама.
Мадхъямака даёт по нарастающей два типа тонкого понимания истинного, независимого бытия. Суть этой системы взгляов заключается в невозможности ухватить и описать абсолютную реальность основанными на концептуальном мышлении двойственными понятиями, такими, как: "существующее-несуществующее", или "единичное-множественное", или "возникающее-невозникающее" и т.д.
Внутри Мадхъямаки можно выделить ступени, отличающиеся подходами к описанию абсолютной и относительной реальностей, причём разные учёные в разных школах буддизма дают различные объяснения об их положении друг относительно друга. Так в традиции Нигма считают что Великая Мадхъямака Точного Смысла ничем не отличается от воззрения Дзогчен Трегчод.
В традиции Кагью основополагающими подразделениями Мадхъямаки являются Рангтонг и Жентонг:

  • I. Рангтонг ("Пустота собственной природы", "Пустота Собой"; тиб. rang stong) учения, изложенные Буддой во Втором Повороте Колеса Дхармы. Здесь основной акцент делается на логический анализ, посредством которого показывается, что абсолютная реальность пуста собственной сущностью, поскольку мы не можем отыскать в ней никаких объективных характеристик. Таким образом, Рангтонг описывает абсолютную реальность с точки зрения того, чем она не является. Что касается описания относительной реальности, Мадхъямака-Рангтонг делится в этом на два подвзгляда:
    • 1. Сватантрика ("Имеющие Собственные Утверждения"; тиб. rang rgyud pa) – более низкий подход в Рангтонге, утверждающий, что при всей своей абсолютной пустотности, на относительном уровне вещи всегда обладают собственными характеристиками и подчиняются причинно-следственным отношениям. Например: вода мокрая; огонь обжигает; дым является следствием огня. Сватантрика использует термин истинного, независимого бытия для обозначения существования, свободного от приписывания ему умом какой-либо формы, от умственного навешивания ему таких ярлыков как "то" или "это" на подходящей основе. В сватантрике такая основа обладает присущей ей и обнаружимой собственной природой или отличительной чертой, которая не только позволяет ей существовать, но собственно и делает её тем, что она есть.
      Изучение взгляда Сватантрики основано на классическом для всех школ тибетского буддизма трактате "Украшение Серединного Пути" (тиб. dbu ma rgyan; санскр. Мадхъямакаланкара), написанного великим индийским учёным Шантаракшитой. Автор последовательно применяет диалектический приём, показывающий, что все сущности, утверждаемым в качестве истинно существующих всеми обозримыми небуддийскими и более низкими буддийскими школами, не являются по своей природе ни истинно единичными, ни истинно множественными ("свобода от единичности и множественности"). Таким образом показывается, что на такие сущности логически невозможно признать существующими абсолютном уровне. На относительном уровне утверждается, что все явления являются проявлениями ума. Текст преподаётся на основе ставшего классическим комментария Мипхама Ринпоче, жившего в прошлом веке.
    • 2. Прасангика ("[Показывающие] Абсурдные Последствия"; тиб. thal 'gyur pa) более высокий подход в Рангтонге, в котором подчёркивается, что ввиду отсутствия объективной истины на абсолютном уровне неоткуда взяться и её проявлению истине на относительном уровне. Ведь относительная истина это и есть то, чем кажется абсолютная истина самсарическому обусловленному неведением сознанию. Например: существующая жилетка может казаться свитером, но несуществующие рукава от жилетки ничем казаться не могут. Занимая такую позицию, Прасангики не делают никаких собственных утверждений о природе реальности, но с помощью развитых диалектических схем только лишь показывают абсурдность утверждений, сделанных другими.
      Изучение взгляда Прасангики основано на трактате "Введение в Серединный Путь" (тиб. dbu ma la 'jug pa; санскр. Мадхъямакаватара), составленным признанным корифеем этого подхода
      индийским мадхъямиком Чандракирти. Отсутствие у вещей реального существования здесь доказывается с помощью диалектического приёма, показывающего, что никакие, считающиеся другими традициями существующими, явления на самом деле не могли бы возникнуть ни из себя самих, ни из чего-то другого, ни из комбинации этих двух, ни при их полном отсутствии ("свобода от возникновения четырьмя способами"). Различные школы тибетского буддизма имеют разные трактовки взгляда Прасангики, и позиция школы Кагью по этому поводу лучше всего выражена в знаменитом комментарии, написанном 8-м Кармапой Микьё Дордже. Однако ввиду сложности этого трактата лекции читаются на основе комментария Джамгёна Конгтрула Лодрё Тхайе, жившего в 19-м веке знаменитого тибетского учёного и практика держателя передачи линии Кагью.
  • II. Жентонг ("Пустоты иного", "Пустота Другим"; тиб. gzhan stong) – учения, изложенные Буддой в Третьем Повороте Колеса Дхармы. В Кагью, известной как "традиция практики" (sgrub brgyud), этот взгляд, в котором основной акцент делается на медитацию, исторически в большинстве случаев считался самой высшей разновидностью Мадхъямаки. Здесь утверждается, что за пределами всех концептуальных понятий находится сияющий Ваджра-Ум, Изначальная Мудрость Будды, которая пуста всем другим, т.е. лишена каких бы то ни было загрязнений препятствующих проявлению всех её качеств. Таким образом, Жентонг описывает абсолютную реальность с точки зрения того, чем она является.
    По философиии Жентонг изучают следующие тексты, относящихся к Третьему Повороту Колеса Дхармы, т.е. учению об абсолютной истине как она есть. Два из них были получены великим Индийским учёным и практиком Асангой от Грядущего
    Будды Майтрейи. Первый текст "Разделение явлений и их сущности" (санскр. Дхармадхарматавибханга; тиб. chos dang chos nyid rnam byed), в котором определяются природа Сансары и Природа Нирваны.
    Второй текст "Шастра Махаяны о Наивысшей Непрерывности [Будда-Природы]" (санскр. Махаяноттаратантрашастра; тиб. theg pa chen po rgyud bla ma bstan bcos), в котором рассказывается о так называемых "Семи Ваджрных Основах": Будде, Дхарме, Сангхе, имеющейся у всех существ Будда-Природе, Просветлении, его Качествах и Активности. Объяснения по этим текстам даются в основном согласно комментариям Джамгёна Конгтрула Лодрё Тхайе, знаменитого тибетского учёного и практика
    держателя передачи Кагью.
    Также изучают сборник университета Карма Шри Наланда по взгляду Жентонг, в который входят: "История происхождения Жентонг", написанная Кхенпо Чёдраком; Трактаты 8-го Кармапы "Светоч анализа традиции утверждающую мадхьямаку пустоты другого" (тиб. dbu ma gzhan stong smra ba'i srol legs par phye ba'i sgron me), "Шастра о различии между Сознанием и Мудростью" (тиб. rnam par shes pa dang ye shes 'byed pa'i bstan bcos) и составленная Третьим Кармапой "Шастра, объясняющая будда-природу" (тиб. de bzhin gshegs pa'i snying po bstan pa'i bstan bcos).

\