Чакрасамвара.



Ч
акрасамвара (санскр. Cakrasaṃvara, или Saṃvara; тиб. 'Khor-lo sdDom-pa – Корло Домпа, букв. "Колесо соблюдения заповедей", "Круг обетов", также тиб. 'Khor lo bDe-mchog – Корло Демчог,  букв. "Круг Высшего Блаженства", "Колесо Высшего Блаженства", "Высшее Блаженство") – главный йидам Чакрасамвара-тантры.
Праджня
Чакрасамвары – краснотелая дакини Ваджраварахи – часто изображается самостоятельно. Йидам попирает ногами синего четырёхрукого Шиву (Бхайраву) и красную Каларатри.
Обителью Самвары считается священная гора Кайласа, которая в индуизме является местом пребывания Шивы. Одна из легенд утверждает, что Будда эманировал из своего дворца на Кайласу, дабы обучить Шиву и его супругу тантрам.
Парамасукха-чакрасамвара-тантра считается высшей в Ануттара-йога-тантре. В ней наиболее развита техника достижения "ясного света свободы" (шуньята-прабхасвара), уничтожения "эго" путём трансформации собственных страстей. В Самвара-тантре об йидаме говорится, что он своими обнажёнными клыками размалывает материальный мир, устремлённый к ложным ценностям. Его третий глаз зрит высшую реальность.


'khor lo sdom pa [К'ор-ло Дом-па] Корло Домпа / Чакрасамвара

'khor lo bde mchog [К'ор-ло Дэ-мч'ок] Корло Демчог / Чакрасамвара

'khor lo [к'ор-ло] корло – колесо, круг, чакра

sdom pa [дом-па] домпа / санскр. самвара – заповеди, обеты

bde [дэ] дэ – блаженство, удовольствие

mchog [ч'ок] чог – высший, лучший

Тантра Чакрасамвары была проповедана буддой Шакьямуни в стране Дакинь. В Индии учение Чакрасамвары берёт начало от йогина махасиддха Луйипы, жившего в VI-VII веках сначала в Бенгалии, что на востоке Декана, затем в Бодхгайе и Салипутре. Находясь в самадхи Луйипа обнаружил себя в стране Дакинь, где от дакини Ваджраварахи он получил наставления по Чакрасамваре. В мире людей Луйипа записал услышанное, что и составило Коренную (Мула) Тантру Чакрасамвары. На основании этой тантры он же написал первую садхану, метод созерцания Чакрасамвары.
Махасиддха Луйипа был современником двух других знаменитых сиддхов – царя Дарики (в прошлом был известен как царь Салипутры Индрапала) и его министра Тенгипы. Луйипа дал посвящение в Чакрасамвару-тантру обоим. От Тенгипы линия продолжилась через Тилопу к Наропе, а от Наропы пришла к его тибетским ученикам, включая переводчика Марпу. Так Чакрасамвара-тантра попала в Тибет, где её отнесли к высшим тантрам новых переводов.
Традиция Чакрасамвары сохранилась до наших дней, она особенно распространена в гелуг и в кармапе. Созерцают её и в других школах. Чакрасамвара-тантра легко практикуется людьми с художественными наклонностями. Например, хорошо известно, что в 1936 году посвящение в Чакрасамвару получил русский художник Н.К. Рерих.
Главный акцент в Чакрасамвара-тантре делается на интуитивном постижении и порождении четырёх типов блаженства. Они связаны с четырьмя главными чакрами в тонком теле человека. Порождение внутреннего блаженства характерно для материнских тантр, к которым относится и Чакрасамвара-тантра.
Чакрасамвара, или Самвара, имеет две основных формы: с двумя или с двенадцатью руками. В обоих случаях его изображают в соединении с духовной супругой Ваджраварахи. Их союз – символ единства пустоты и блаженства. Практика является методом, который позволяет открыть истинный смысл символа, – она ведёт к высшему внутреннему блаженству. Открывая блаженство, приносящее сознанию и телу умиротворение, лёгкость, практик обнаруживает также состояние за пределами обусловленности – пустоту.
Правильная духовная практика приводит человека к внутреннему блаженству от циркуляции энергии кундалини по энергетическим каналам. Открывая в себе это блаженство, приносящее уму и телу тишину и лёгкость, садхака подготавливает себя к самадхи. Благодаря самадхи он достигает высшей мудрости, он достигает истока глубинного осознавания, чья суть есть сияющая Пустота.

Его Святейшество Далай-лама XIV так объясняет, как порождается великое блаженство и единение блаженства и пустоты:

"Когда капли (санскр. bindu) тают в теле, переживается неповторимое ощущение, идущее из центрального канала. От него загорается мощное переживание физического блаженства, которое, в свою очередь, приводит ваше сознание к чрезвычайно тонкому переживанию, проникнутому духовным блаженством. И когда вы затем размышляете о вашем постижении пустоты, – это духовное блаженство автоматически соединяется с пустотой. Вот метод единения блаженства и пустоты".

Далай-лама
далее говорит в своей лекции:


"Важно понимать точное значение каждого слова и выражения в тантре, особенно, если такие значения легко меняются в зависимости от контекста. Так, например, есть три типа блаженства: 1) блаженство оргазма при семяиспускании, 2) блаженство от протекания жизненных элементов по энергетическим каналам и, наконец, 3) блаженство, которое в тантре называется нерушимым. Два последних вида блаженства используются в тантре для постижения пустоты. Значение использования блаженства для реализации пустоты столь велико, что многие божества тантр высшей йоги изображаются в соитии. Но, как я уже говорил, это блаженство очень отличается от того, что испытывается в обычном половом акте".

    • Комментарии (пароль универсальный).
    \