|
|
Чакрасамвара
Чакрасамвара (санскр. Cakrasaṃvara,
или Saṃvara; тиб.
'Khor-lo sdDom-pa – Корло Домпа, букв. "Колесо соблюдения
заповедей", "Круг обетов", также тиб. 'Khor lo bDe-mchog –
Корло Демчог, букв. "Круг Высшего
Блаженства", "Колесо Высшего Блаженства", "Высшее Блаженство") –
главный йидам Чакрасамвара-тантры.
Праджня Чакрасамвары – краснотелая дакини Ваджраварахи
–
часто изображается самостоятельно. Йидам попирает ногами синего
четырёхрукого Шиву (Бхайраву) и красную Каларатри.
Обителью
Самвары считается священная гора Кайласа,
которая в индуизме является местом пребывания Шивы. Одна из легенд
утверждает, что Будда эманировал из своего дворца на Кайласу, дабы
обучить Шиву и его супругу тантрам.
Парамасукха-чакрасамвара-тантра
считается высшей в
Ануттара-йога-тантре. В ней наиболее развита техника достижения "ясного
света свободы" (шуньята-прабхасвара), уничтожения "эго" путём
трансформации собственных страстей. В Самвара-тантре об йидаме
говорится, что он своими обнажёнными клыками размалывает материальный
мир, устремлённый к ложным ценностям. Его третий глаз зрит высшую
реальность.
Тантра
Чакрасамвары была проповедана буддой Шакьямуни в
стране
Дакинь. В Индии учение Чакрасамвары берёт начало от
йогина
махасиддха Луйипы, жившего
в VI-VII
веках сначала в
Бенгалии, что на
востоке Декана,
затем в Бодхгайе и Салипутре. Находясь в самадхи Луйипа
обнаружил себя в стране
Дакинь, где от дакини Ваджраварахи
он получил наставления по
Чакрасамваре. В мире людей Луйипа записал услышанное, что и составило Коренную
(Мула)
Тантру
Чакрасамвары. На
основании этой тантры он же написал первую
садхану, метод созерцания Чакрасамвары.
Махасиддха Луйипа был современником двух других
знаменитых сиддхов – царя Дарики (в
прошлом был известен как царь Салипутры Индрапала)
и его министра Тенгипы. Луйипа дал
посвящение в Чакрасамвару-тантру обоим.
От
Тенгипы линия продолжилась через Тилопу
к Наропе, а
от Наропы
пришла к его тибетским ученикам, включая переводчика Марпу.
Так
Чакрасамвара-тантра попала в Тибет, где её отнесли к высшим
тантрам новых переводов.
Традиция
Чакрасамвары сохранилась
до наших дней, она
особенно распространена в гелуг
и в кармапе. Созерцают её и в других школах. Чакрасамвара-тантра легко практикуется людьми с художественными
наклонностями. Например,
хорошо известно, что в 1936 году посвящение в Чакрасамвару
получил
русский художник Н.К. Рерих.
Главный акцент
в Чакрасамвара-тантре делается
на интуитивном постижении и порождении четырёх типов
блаженства. Они связаны с четырьмя главными чакрами в тонком теле
человека. Порождение внутреннего блаженства характерно для материнских
тантр, к которым относится и Чакрасамвара-тантра.
Чакрасамвара,
или Самвара,
имеет
две основных формы: с двумя или с
двенадцатью руками. В обоих случаях его изображают в соединении с
духовной супругой Ваджраварахи.
Их союз –
символ
единства пустоты и блаженства. Практика является методом, который
позволяет открыть истинный смысл символа, – она ведёт к
высшему
внутреннему блаженству. Открывая блаженство, приносящее сознанию и телу
умиротворение, лёгкость, практик обнаруживает также состояние за
пределами обусловленности – пустоту.
Правильная духовная практика приводит человека к внутреннему блаженству
от циркуляции энергии кундалини по энергетическим каналам. Открывая в
себе это блаженство, приносящее уму и телу тишину и лёгкость, садхака
подготавливает себя к самадхи. Благодаря самадхи он достигает высшей
мудрости, он достигает истока глубинного осознавания, чья суть есть
сияющая Пустота.
Его Святейшество Далай-лама XIV
так объясняет, как порождается великое блаженство и единение блаженства
и пустоты:
"Когда капли (санскр.
bindu) тают в теле, переживается неповторимое ощущение, идущее из
центрального канала. От него загорается мощное переживание физического
блаженства, которое, в свою очередь, приводит ваше сознание к
чрезвычайно тонкому переживанию, проникнутому духовным блаженством. И
когда вы затем размышляете о вашем постижении пустоты, – это духовное
блаженство автоматически соединяется с пустотой. Вот метод единения
блаженства и пустоты".
Далай-лама далее говорит в своей лекции:
"Важно понимать точное
значение
каждого слова и выражения в тантре, особенно, если такие значения легко
меняются в зависимости от контекста. Так, например, есть три типа
блаженства: 1) блаженство оргазма при семяиспускании, 2) блаженство от
протекания жизненных элементов по энергетическим каналам и, наконец, 3)
блаженство, которое в тантре называется нерушимым. Два последних вида
блаженства используются в тантре для постижения пустоты. Значение
использования блаженства для реализации пустоты столь велико, что
многие божества тантр высшей йоги изображаются в соитии. Но, как я уже
говорил, это блаженство очень отличается от того, что испытывается в
обычном половом акте".
- Садханы:
- Йога трёх очищений Шри Чакрасамвары (из книги "Тексты для ежедневных практик". Москва 2004. pdf 523 Kb.).
- Йога трёх очищений Шри Чакрасамвары (pdf 180 Kb.).
- Йога трёх чистот Шри Чакрасамвары (Улан-Удэ, 2000 г. pdf 6,18 Mb.).
- Краткая садхана Сахаджа Чакрасамвары (2017 г. pdf 1,02 Mb.).
- Краткая садхана 62 божеств Чакрасамвары (трад. Луипы. 2019. pdf 1,61 Mb. Англ. 2001. pdf 1,09 Mb.).
- Краткая садхана пяти божеств Чакрасамвары (трад. Гхантапы. pdf 17,5 Mb.).
- Краткий метод созерцания Чакрасамвары (Составил 8-й Тай Ситупа, Чоки Джунгне Ринпоче. djvu 472 Kb.).
- Краткий метод созерцания
Чакрасамвары (Составил 8-й Тай Ситупа, Чоки Джунгне Ринпоче. pdf 368 Kb.). Облако.
- Краткая практика Чакрасамвары (Написал Дригунгпа Ратнакармабхадра (Второй Дрикунг Кьябгён Чецанг). pdf 460 Kb.).
- Краткий
метод
созерцания Чакрасамвары, называемый "Камедхену
(Волшебная Корова), дарующая сиддхи.
- Прояснение
сердечного смысла Шри Чакрасамвара-садханы.
- 62-Deity Chakrasamvara Sadhana (Luipa Tradition. pdf 1,09 Mb.).
- Комментарии (пароль универсальный).
- Изображения
Чакрасамвары.
\
|
|
|