В
268 году до н.э. в Индии на
царский
престол взошёл могущественный
правитель династии Маурьев Ашока ("Лишённый печали"). Он установил
дипломатические и торговые отношения со многими странами Запада и
Востока. При нём государство стало одним из крупнейших на Востоке. В
молодости он не отличался мягкостью нрава и даже заслужил прозвище
Чанда Ашока ("Жестокий Ашока"). На восьмой год своего правления он
одержал победу над государством Калинга (территория современного
индийского штата Орисса), получив дополнительные политические и
торговые преимущества.
Казалось, великому царю суждено и впредь вести войны и укреплять
свою власть. Однако, наскальный эдикт Ашоки, оставленный для потомства,
гласил:
"...И сколько бы людей в то время, когда были покорены калингяне,
ни было убито или умерло, или уведено оттуда, даже сотая часть этого
числа, даже тысячная часть тяготит мысль 'Угодного богам'".
Ашока раскаивался в содеянном. Он, беспощадный когда-то, в другом
эдикте наставлял:
"И если кто-то причинит вред, 'Угодный богам' считает, что надо
пощадить, насколько простить возможно".
Неожиданная метаморфоза Ашоки объясняется тем, что царь сделался
приверженцем буддизма и стал следовать буддийским заповедям.
Однажды царь Ашока встретился с Гуру
Ринпоче, жестокое сердце царя
изменилось, он раскаялся в убийствах и дал обет, что никогда больше не
притронется к мечу с дурными помыслами.
Эта
история приводится из книги
"Восемь
проявлений Гуру
Падмасамбхавы", составленной по
материалам лекций Кэнчена Палдэн
Шераба
Ринпоче и Кэнпо Цеванга Донгьяла Ринпоче.
"Деяния Гуру
Шакья Сэнге
(Shakya Seng-ge / Лев из рода Шакьев, одно
из имён Гуру
Ринпоче) оказали глубокое
влияние на царя Ашоку, самого
знаменитого и могущественного правителя во всей индийской истории. Вот
как Будда
Шакьямуни
предсказал приход Ашоки.
Однажды
Будда
отправился в город
просить пищу. Его путь проходил по
берегу, где играли дети. Они строили из песка замки, где были и царский
дворец, и сокровищница. Дети даже распределили между собой роли царя,
царицы и сановников.
Когда Будда
с
учениками приблизился к ним, маленький мальчик,
который изображал царя, увидел, что они пришли, и очень обрадовался. Он
набрал горсть песка и гальки, которые изображали царские сокровища, и
подбежал к Будде.
Увидев, что мальчик хочет наполнить чашу Будды
песком, Ананда
собрался его
прогнать, но Будда
сказал:
– Позволь мне принять это подношение. Это особый знак.
Будда
опустил свою
чашу, но мальчик не мог дотянуться. Тогда он
подозвал одного из своих сановников, попросил его встать на
четвереньки, а затем встал ему на спину, чтобы положить подношение в
чашу Будды.
Увидев это, Ананда
и другие
ученики очень удивились и спросили:
– Кто этот мальчик?
– Это не простой мальчик, – ответил Будда.
– Благодаря своему
намерению и связи, что возникла между нами сегодня, он через двести
пятьдесят лет после моей Махапаринирваны станет великим царём. Он
поможет распространять моё Учение и поддержит сангху. Он воздвигнет по
всему миру столько статуй Будды,
сколько песчинок у него на ладонях.
Это совершенно особенный ребёнок, и его друзья, которые помогали ему
сегодня, и впредь будут поддерживать его деяния.
Затем Будда
произнёс
особую молитву-посвящение и продолжил свой путь
по направлению к городу. Таким было его пророчество о царе Ашоке.
Как и было предсказано, Ашока появился через двести пятьдесят лет
после Махапаринирваны Будды.
Он был сыном очень знаменитого правителя,
но не считался царевичем, поскольку родился не во дворце. За пределами
дворца у царя была другая женщина, и Ашока был её сыном. Об этом знали
все. Большинство сводных братьев Ашоки жили во дворце. Когда царь умер,
все братья стали бороться за его трон. Кажется, единственное, в чём они
сходились, это то, что царём не должен быть Ашока. Но Ашока хотел быть
царём, и, так или иначе, ему пришлось защищаться от гнева и ревности
своих сводных братьев. Однажды это вылилось в ужасную битву, в которой
участвовали многие сыновья, но в итоге победителем вышел Ашока. Чтобы
стать царём, он перебил всех остальных. Вскоре он перенёс дворец с
первоначального его места в Паталипутру. Сегодня это место называется
Патна. Перенеся столицу в Паталипутру, Ашока, очень решительный и
могущественный воитель, начал завоевывать другие царства и стал
правителем почти всей центральной Индии.
Ашока годами вёл войны и убил множество людей. Он был очень жестоким
и неистовым царём. В некоторых источниках говорится, что он даже не
садился за еду, пока кого-нибудь не убивал. В те времена существовала
секта, покланявшаяся гневной богине. Ашока был последователем этой
секты, и его учитель сказал ему: если казнишь десять тысяч сто человек
и поднесёшь богине, твоё могущество возрастёт. Но убийство должно было
быть ритуальным, и обычные войны для этого не годились. Тогда Ашока
построил храм в самом центре Паталипутры. В нём было четыре двери, по
одной в каждом из четырёх направлений. Всякого, кто имел несчастье туда
войти, должны были казнить, – таков был приказ царя.
Как предсказал Будда
Шакьямуни, у Ашоки была
хорошая,
прочная основа
для Дхармы, но его великие устремления временно оказались омрачены.
Дабы устранить эти препятствия, Гуру
Ринпоче принял облик простого
монаха и вошёл в храм жертвоприношений. Палач велел ему подойти и
выхватил меч.
Монах спросил:
– Почему ты хочешь меня убить?
– Так приказал царь, – ответил палач. –
Это часть особого ритуала.
Тогда монах сказал:
– Позволь мне пожить здесь неделю, а потом можешь меня убить.
Палач согласился, и монах тотчас же стал рассказывать ему о шести
мирах, подробно описывая каждый. В заключение монах сказал:
– Убей ты меня сразу, тебе никогда не довелось бы услышать
эти глубокие
учения.
На некоторое время монах погрузился в медитацию, а потом дал более
подробные учения об адских мирах. Он поведал о карме, которая является
следствием убийства и причинения вреда живым существам, и сказал, что
эти действия приводят к рождению в различных адских мирах. Он объяснил,
как те или иные дурные мысли и поступки соотносятся с конкретными
видами страданий.
Тогда палач подумал: "До сих пор я знал только один способ убийства,
но этот монах рассказал мне о многих других. Когда неделя истечёт, я
сварю его в большом котле, а потом зажарю!"
К концу недели палач приготовил все так, чтобы исполнить своё
намерение. Он бросил монаха живьём в огромный котёл кипящего супа.
Потом вытащил и стал поджаривать. И вдруг посреди пламени он увидел
Гуру
Шакья Сэнгэ: тот сидел на
лотосе скрестив ноги. Поражённый этим
необычным зрелищем, палач поставил в известность царя. Ашока пришёл,
чтобы увидеть это своими глазами.
Когда царь вошёл в храм, палач внезапно вспомнил об его указе
убивать всякого, кто войдёт в дверь. Поэтому он выхватил меч. Царь,
который никогда не ходил без меча, выхватил свой и спросил:
– Почему ты пытаешься меня убить?
– Таков твой указ, – ответил палач.
– Не помню, чтобы я давал тебе указ убить меня!
– Ты приказал мне убить первые десять тысяч человек, которые
войдут
в храм, – напомнил палач. – Я ещё не выполнил эту
задачу, поэтому я
должен тебя убить.
Тогда Ашока сказал:
– Если уж на то дело пошло, то ты пришёл сюда первым.
Пожалуй, я сам
тебя убью.
В этот миг монах без всякого усилия поднялся в воздух. Исполнив
четыре действия: сидение, стояние, лежание и хождение в пространстве,
он начал давать учения. Пока монах исполнял в небе эти чудесные деяния,
царь с палачом продолжали спорить.
Вскоре Гуру
Шакья Сэнгэ стал
рассказывать им о том, как плоха карма
тех, кто отнимает жизнь у других существ.
– В отличие от благого пути Дхармы, эти поступки ужасны,
– сказал
он. – Прекратите творить жестокость. Если царь не желает
покориться
ритуалу и отдать собственную жизнь, как он может отнимать жизнь у
других? Я рассказал вам, какое это зло – убийство, поэтому вы
больше не
должны отнимать чужую жизнь. Пользуясь властью и употребляя её
своекорыстно, вы обрекаете себя на гораздо более тяжкие страдания, чем
те, которые терпят ваши жертвы, – предостерёг монах.
Услышав это, царь и палач бросили мечи и стали благоговейно внимать
Гуру,
который продолжал давать
учения. Ашока собственноручно разрушил
храм жертвоприношений и принял прибежище в Трёх Драгоценностях.
В исторических хрониках повествуется, что после этого события Ашока
дал обет никогда не брать в руки меч под влиянием жестоких или дурных
мыслей. Говорят, что он стал самым благородным и миролюбивым царём всех
времён. Даже без войн доброта и сострадательное отношение Ашоки
обеспечили рост и процветание его владений. В итоге его царство
распространилось на большую часть Южной Азии. Оно протянулось от
Афганистана на западе до Бирмы и Камбоджи на востоке и до Шри-Ланки на
юге.
Ашока посетил места паломничества Будды
и во всех этих
местах
воздвиг множество каменных колонн, стел с надписями, монументов в форме
пирамиды и миллион ступ, содержащих реликвии Будды.
В Непале,
неподалёку от Катманду, есть четыре или пять ступ, построенных Ашокой,
есть и много других на всей территории Индии.
Раньше царя звали Ашока Жестокий, но с тех пор, как он стал
последователем Дхармы, его стали звать Дхарма-Ашока. Он –
один из
величайших примеров религиозного правителя в истории мира. Приняв облик
простого монаха, Гуру
Падмасамбхава
привёл Ашоку к Дхарме".