Ваджракила и его тантра.

Ваджракила или Ваджракилая (санскр. Vajrakīla, Vajrakīlāya; тиб. do rje phur ba, Дордже Пурба букв. "Ваджрный Кинжал". Тибетское имя образовано от названия ритуального трёхгранного кинжала, являющегося главным атрибутом этого йидама). Ваджракилая относится к херукам, то есть к гневным божествам медитации, и считается гневным проявлением будды Амогхасиддхи. Ваджракилая – один из главных йидамов школы Ньингма. Большое значение практике Ваджракилая-тантры также придают в школах Сакья и Кагью.

  Ваджракила.

rdo rje phur ba [До-рjе П'ур-ба,
До-рjе П'ур-па]
Дордже Пурба / Ваджракилая
phur ba [п'ур-ба, п'ур-па] пурба / санскр. кила – ритуальный кинжал
Мантра Ваджракилаи.
Семенной слог.

Tibetan:


Ом Бедзар Кили Килая Сарва Бигханен Бам Хум Пхет



Хум

Звучание Мантры Ваджракилаи.

Из "Краткой биографии Падмасамбхавы" Джамгона Конгтрула Ринпоче:

"Отправившись к пещере Янгшело, расположенной между Индией и Непалом, Падмакара встретил Шакья Деви, дочь царя Непала, которая стала его Супругой, поддерживала, вдохновляя в практике садханы Вишуддха Херуки1. В то время три могущественных духа создали препятствия, не давая дождю идти в течение трёх лет. Это вызвало голод и болезни. Падмакара отправил двух посланцев в Индию с просьбой к своим Учителям дать Учение, которое бы помогло оказать противодействие этим препятствиям. Те двое вернулись с письменами Килая, и препятствия были спонтанно успокоены, как только эти люди вступили в Непал. Падмакара и его Супруга обрели тогда высшие сиддхи и пребывали в состоянии Видьядхары уровня Махамудры.
Гуру Ринпоче увидел, что практика Вишуддха Херуки приносит великую реализацию. Но эта практика подобна бродячему торговцу, который встречает множество препятствий, тогда как практика Килая подобна необходимому сопровождению. Потому Гуру Ринпоче составил множество объединённых садхан этих двух херук. В этом месте он также связал клятвой шестнадцать мирских защитников Учения Ваджракилая".



Предисловие Согьяла Ринпоче.

Практика Ваджракилаи полыхает в сердце древней традиции Ваджраяны Тибета. Гневный херука Ваджракилая
йидам, воплощающий просветлённые деяния всех будд, проявляясь в чрезвычайно гневной и вместе с тем сострадательной форме для усмирения омрачений и противодействующих сил, могущих возникнут, препятствуя практике Дхармы.
Фактически, практика Ваджракилаи известна в мире Тибетского буддизма как наимощнейшее средство для удаления препятствий, уничтожения враждебных сил и очищения духовных омрачений, столь распространённых в эту эпоху.
На протяжении всей истории Дхармы в Тибете, практика Ваджракилаи связывалась с величайшими мастерами и сиддхами Старой традиции или Ньингма, от Падмасамбхавы, Вималамитры, Трисонг Децена, Еше Цогьял и Дордже Дуджома через великих тертонов, таких как Ратна Лингпа, Джигме Лингпа, Джамьянг Кхенце Вангпо, Дуджом Лингпа и Лераб Лингпа; и до великих учителей нашего времени. Кроме того Ваджракилая практикуется последователями всех тибетских традиций. Именно эта практика передаётся в школе Сакья со времён Кхон Луи Вангпо, ученика Падмасамбхавы; её практикуют последователи Кагью, равно как и Гелуг; и для XIII Далай Ламы и для Его Святейшества XIV Далай Ламы Ваджракилая является драгоценным йидамом.
Практикам, достигавшим реализации благодаря мощи и благословениям Ваджракилаи, несть числа. Мои собственные мастера, и в особенности Джамьянг Кхенце Чоки Лодро, Дуджом Ринпоче и Дильго Кхенце Ринпоче,все являются великими практиками, открывателями и держателями передач Ваджракилаи.  Хорошо помню один золотой августовский день 1990 года, когда Дильго Кхенце Ринпоче, даруя посвящение Ваджракилаи примерно полутора тысячам западных последователей во Франции, объяснял:
Если вы выбираете Ваджракилаю в качестве своего йидама, то продвигаться по пути Дхармы очень просто, так как препятствия естественным образом рассеиваются и вы можете обрести высшие, без малейшего изъяна, сиддхи.
С точки зрения Махаяны, Ваджракилаяэто Бодхисаттва Ваджрапани, обязавшимся сопровождать любого бодхисаттву, подобно тени, начиная с пути накопления и до десятого бхуми. И для такого практика или бодхисаттвы, он расчистит все препятствия и соберёт все необходимые благоприятные условия для продвижения на пути. Ваджракилая никто иной как Ваджрапани, проявившийся в виде херуки-йидама, и нет никого, кто мог бы лучше расчистить все помехи на пути к просветлению.
Кхенце Ринпоче говорил об особой связи между учениями Ваджракилаи и Гуру Падмасамбхавой:
Хотя он обладал совершенством других божеств, таких как Янгдак, Хаягрива и Чемчок Херука, когда доходило до отражения препятствий и затруднений, он неизменно обращался к практике Ваджракилаи. Для Гуру Падмасамбхавы, чья слава сияет по всей Вселенной и который близок нам как солнце и луна, Ваджракилаясущностный объект его медитации.
Публикация этого замечательного учения Кхенпо Намдрола по Ваджракилае, принесла мне огромное удовольствие; она несомненно будет в высшей степени интересна и вдохновляюща для всех практиков. Кхенпо Намдрол получал учения от многих величайших тибетских мастеров, таких как Кьябдже Дильго Кхенце Ринпоче, Кьябдже Пенор Ринпоче, Кьябдже Кхенпо Джигме Пунцок  и Кьябдже Додрупчен Ринпоче. И все мы перед ним в огромном долгу за его труд для традиции Ньингмав особенности за его работу по учреждению Нгагьюр Ньингма Института в Байлакуппе в Южной Индии. Я знаю, что последователи Ньингма смотрят на него как на одного из наиболее важных кхенпо в школе Ньингма, ныне и в будущем.
Я молюсь и верю в то, что учения представленные здесь дойдут до как можно большего числа существ. Как сказано в "Призывании благословений" из терма Лераба Лингпа "Глубочайшая сердечная сущность Ваджракилаи":

В местах практики Индии, Непала и Тибета
Ты достиг, повелитель Падмакара,
Сиддхи восьми сугат (блаженно шествующих) Кагье
И Ваджракилаи; точно также
И нас исполни своими благословениями (Вариант: Излей на нас свои благословения) прямо сейчас
Удостой нас достижениями обычными и высшими.
Согьял Ринпоче. Лераб Линг, июнь 1997.


Ваджракилая.
Кхенпо Намдрол Ринпоче.

Раз уж вы принялись за чтение этих учений, мне хотелось бы призвать вас к взращиванию в вашем уме бодхичитты, сейчас и в дальнейшем. Бодхичитта или "просветлённый ум", подразумевает, что вы вдохновлены к достижению состояния будды на благо всех живых существ бесчисленных как пространство. Вдохновленным этим устремлением, достичь просветления для блага других, вам следует получить эти учения тайной мантры и затем искренне их практиковать. Вот как мы понимаем бодхичитту.



Введение.

Предмет, рассматриваемый в данной книге, происходит из учений колесницы непревзойдённой тайной мантры. Вообще, тантрические учения тайной мантры, наиважнейшие учения буддизма Индии, все, в сущности, согласуются относительно высшей реализации состояния будды, их окончательного плода. Однако, существуют различные традиции, и Будда использовал эти различные учения, в соответствии с различными способностями и склонностями учеников.

В частности, существует две различные традиции тантрических учений в Тибете, соотносящихся с временем их передачи. Те, что были переведены в ранний период, стали известны как "ранние переводы" или Ньингма. Те же, что были переведены позднее стали известны как Сарма или "поздние переводы".
Школа Ньингма, ранних переводов датируется временами от Дхармараджи Сонгцена Гомпо и великого переводчика и создателя тибетского языка Тхонми Самбхота. Она началась с перевода на тибетский язык двадцати одной сутры и тантры Авалокитешвары. И начиная с этого времени многие индийские пандиты в сотрудничестве с тибетскими лодзавами, путешествуя по Тибету, распространяли разнообразные сутры и тантры. Во времена искусного пандиты Смритиджняны и переводчика Ронгзома Чозанга школа Ньингма перестаёт быть единственной в Тибете. Начиная с того времени поздние переводы или традиция Сарма сутр и тантр, основанная, среди прочих, великим учёным Лоченом Ринчен Зангпо, сосуществует с Ньингма.
В тантрической системе ранних переводов основными медитационными божествами являются восемь Херук Кагье, Гонгду и Пурба. Так что наш предмет рассмотренияодно из трёх главных медитационных божествПурба или Ваджракилая. И я рассмотрю его с трёх сторон:
Первоеэто происхождение тантр Ваджракилаи;
Второекаким образом это божество возникло;
И третьекак нам практиковать Ваджракилаю.



Происхождение Тантр Ваджракилаи.

Существует два объяснения об источнике тантр Ваджракилаи в нашем мире, в соответствии с подразделением колесницы Махайоги, к которой Ваджракилая принадлежит: в соответствии с традицией Тантр или Гьюде и в соответствии с традицией выполнения или садхан или Друпде.



В соответствии с традицией Тантр.

Источник тантр Пурбы в этом мире включает три фактора:
исходная прямая передача Победоносных от ума-к-уму (Вариант: от сердца-к-сердцу), символическая передача Видьядхар и, наконец, устная передача йогинов.
Линия прямой передачи начинается с дхармакаи Самантабхадры. Когда Самантабхадра проявился в Теле Формы или рупакае, он стал "Самантабхадрой, учителем шестого семейства", проникающим во все остальные пять семейств. Это "проявление"на самом деле, ни что иное как самопроявление Будды в чистой земле Акаништха. Его окружение возникло раздельно в виде пяти будд яб-юм и бодхиситтв, но с абсолютной точки зрения они продолжали оставаться одним единственным умом Будды. По этой причине, когда Самантабхадра, учитель шестого семейства преподаёт Дхарму своему окружению, это происходит без посредства слов или звуков. Вместо этого учитель и окружение просто пребывают вместе в едином просветлённом устремлении без малейшего разделения и это называется "преподание Дхармы". Содержание этих ученийисключительно непревзойдённая тайная мантра и никогдасутры или низшие тантры. Окружениебодхисаттвы Авалокитешвара, Маньджушри, Ваджрапани и пять будд самбхогакаис некоторой точки зрения появились и существуют отдельно от учителя. И всё же они так проявляются лишь на время, для получения Дхармы, по сути же они просто выражение просветлённого ума. Из всех непревзойдённых тайных мантр 18 тантр Махайоги и 6 400 000 стихов тантр Великого Совершенства преподаны учителем Самантабхадрой в Акаништхе именно так.
Восемнадцать тантр Махайоги могут быть соотнесены с просветлёнными телом, речью, умом, качествами и деяниями Будды. Каждая из этих категорий подразделяется на три, соотносясь с просветлёнными телом, речью и умом. Так для тела, например, эта триада такова: просветлённое тело просветлённого тела, просветлённое тело просветлённой речи и просветлённое тело просветлённого ума. И то же самое для других четырёх категорий: речи, ума, качеств и деяний. В итоге пятнадцать категорий соотносятся с первыми пятнадцатью тантрами, а оставшиеся три тантры, называемые "основными", также сопоставляются с просветленными телом, речью и умом.
Тантра Ваджракилаи относится к категории просветлённых деяний и подкатегории просветлённого ума. Или, иначе говоря, к просветлённым деяниям просветлённого ума. Эта Тантра называется Видьёттама Тантра и включает в себя сто тысяч разделов, все о Ваджракилае. Знаменитая Гухьягарбха-тантра, с другой стороны, классифицируется как "основная Тантра просветлённого ума".
Теперь мы обратимся ко второй передаче, к символической передаче Видьядхар. Вообще, бодхисаттвы Маньджушри, Авалокитешвара и Ваджрапани ответственны за распространение учений непревзойдённых тантр из высшей чистой земли Акаништхи в обычном мире. Учение распространялось как среди людей, так и среди нелюдей. Маньджушри направился в царство богов, учить богов, и, в особенности, божество Дракден Чок Кьёнг. Авалокитешварав мир нагов, где он давал учение и, в первую очередь, царю нагов Джекпо Накпо и его окружению. Ваджрапани, в основном, преподавал учения якше Кюнтузангпо вместе с окружением, в царстве якшей. Эта передача осуществлялась исключительно через символы и знаки (Вар: знамения), а не рассуждения, и в итоге все последователи, в каждом из миров, вместе достигли просветления. Это, вкратце, о том как линия распространялась в нечеловеческих мирах.
В этом мире и для людей и для нелюдей путь распространения был следующий. Через двадцать восемь лет после нирваны Будды Шакьямуни пять святых из пяти классов живых существ собрались на вершине горы Малая с помощью своего волшебства. Иными способами вершину не достигнуть. Эти пятеро были: царь богов Дракден Чок Кьенг, царь нагов Джокпо, якша Карда Донг, ракшас Лодрё Тапден и человек Дриме Дракпа. Они были опечалены тем, что после нирваны Будды учение пришло в упадок, и поэтому от всего сердца обратились с мольбой к буддам десяти направлений. И тогда все будды пришли в облике Ваджрапани, который возник перед пятью молящимися и передал им все учения прямо из чистой земли Акаништха. Собрав каждую категорию и класс тантр, которые были в Акаништхе, он передал их с помощью символов этим пятерым святым. И тогда Лодрё Тапден записал все эти учения на золотых листах чернилами из ляпис лазури и спрятал это сокровище в пространстве. Семь условий сопровождали это деяние: величественной основой для букв были золотые листы; величественным средством для письмарасплавленная ляпис лазурь; величественным сосудом для содержанияларец из пяти драгоценных веществ; величественным укрытиемнебо, что за пределами разрушения; величественными защитникамидакини мудрости; величественным повелителем ученийЦарь Индрабодхи; и величественными держателями линии были последователи, счастливцы, сумевшие утвердить традицию.
В последствии, благословение этой традиции и тайного прибежища прямо проявилось в третьей линии, линии устной передачи. Она началась, когда Индрабодхи (старший) или Царь Джа, в то время царь Сахора, стал свидетелем чудавосемнадцать тантр Махайоги спустились на крышу его дворца вместе с полуметровым образом Ваджрапани. Возможно, это были те тантры, которые когда-то записал Лодрё Тапден. В то же  время царю приснилось семь очень благоприятных снов. Тогда он обратился с мольбой к образу Ваджрапани и так естественно обрёл понимание части из тантр Махайоги, озаглавленной "Часть о созерцании лика Ваджрасаттвы". В итоге он встретил в созерцании Ваджрасаттву и Ваджрасаттва благословил его тело, речь и ум своими просветлёнными телом, речью и умом, таким образом удостоив его тантрическими передачами.
Царь Индрабодхи даровал эти учения Куккурадже, который передал их Индрабодхи (младшему), тот передал их Симхарадже, который, в свою очередь, передал их принцессе Гомадеви. У каждого из этих мастеров были сотни тысяч последователей, реализовавших полученные учения. Все они без исключения достигли бессмертия: они не оставляли труп, а просто поднявшись в небо уходили прямо в чистую землю видьядхар, так достигая высшего уровня реализации.
Со временем эти учения дошли до великого Кхенпо Падмасамбхавы из Ургьена, необыкновенного мастера Вималамитры и великого мастера Шиламаньджу, каждый из которых получил и передал все восемнадцать классов тантр Махайоги. Согласно Джамгон Конгтрулу, Падмасамбхава также получил эти учения непосредственно от самого царя Джа. Все эти мастера были едины с умом мудрости йидама, в сущности объединения пространства и мудрости, достигнув таким образом уровня видьядхары.
Теперь, помня об этих трёх линиях, если мы рассмотрим только тантры Ваджракилаи, то, в соответствии с учением Лобпёна Ланглаба, существует тридцать семь самодостаточных томов из цикла Пурбы и шестнадцать более сжатых, коротких тома. Под "самодостаточным" здесь подразумевается, что эти тантры полностью содержат всё необходимое, так что нет нужды обращаться к каким-либо иным тантрическим источникам. Тантры Махайоги бесчисленны и собрание из восемнадцати тантрэто лишь то, что в основном передавалось в нашем мире. Из этого обширного собрания тантр Махайоги Ваджракилая, как мы уже говорили, относится к циклу просветлённых деяний.
Гуру Падмасамбхава был главным держателем линии этой Тантры Ваджракилаи, со всеми её тантрами, лунгами и наставлениями. С точки зрения абсолютной истины Великий Ваджра Гуру Падмасамбхаваизначально совершенно просветлён и неразделён с Ваджракилаей. Однако, чтобы явить пример обучения для живых существ, он практиковал Ваджракилаю; встретился с йидамом лицом к лицу; получил учения Тантры Ваджракилаи от самого божества и введение в пространство и мудрость посредством просветленного ума Ваджракилаи; и в итоге пришёл к беспрепятственному знанию всего познаваемого. Таким образом он получил полную передачу Ваджракилаи непосредственно от самого Ваджракилаи. Однако, чтобы поддержать постепенную передачу линии, он также получил посвящение и передачу от ваджрного мастера Прабхахасти.
Гуру Падмасамбхава был приглашён в Тибет царём Трисон Деценом, и уже по дороге в центральный Тибет он был вынужден, тут и там, проявляться как Ваджракилая, чтобы усмирить непокорных местных богов и демонов и связать их клятвой. Он вынудил их в дальнейшем способствовать распространению Дхармы в Тибете. По прибытии в центральный Тибет он благословил место, где царь пытался построить первый буддийский монастырь. И, в итоге, монастырь Самье был построен. Первые наставления, которые он дал своим двадцати пяти сердечным ученикам, были учениями непревзойдённой тайной мантраяны о практике Ваджракилаи, чтобы наделить их возможностью удалить препятствия в их практике Буддадхармы. Одним он дал сокращённые учения, другим более обширные, но все касались практики Ваджракилаи.
Теперь о том, как появились три традиции исходящие из наставлений по Ваджракилае, переданных Падмасамбхавой. Это "Традиция Царя" (Трисон Децена), "Традиция Джомо" (Еше Цогьял, тибетская супруга Падмасамбхавы) и "Традиция Нанама" (Нанам Дордже Дуджом, один из двадцати пяти сердечных учеников). Имена традиций соотносятся с теми, через кого Падмасамбхава передал особое учение Ваджракилаи. Если мы сопоставим эти три традиции с терма, в которых они были впоследствии обнаружены в Тибете, то "Традиция Царя" была обнаружена Джигме Лингпа в его терма Ваджракилаи. "Традиция Джомо" была обнаружена в терма, спрятанном Еше Цогьял и позднее найденном Ратна Лингпой. И наконец, терма Ваджракилаи, обнаруженное тертоном Лерабом Лингпа, принадлежит к "Традиции Нанама". Оно было спрятано Нанамом Дордже Дуджомом, который позже родился как Лераб Лингпа и открыл его. Также и Гур Кхукматерма Ваджракилаи Кхенпо Джигме Пунцога (коренного ламы автора) принадлежит к этой традиции Нанама Дордже Дуджома. Вот как эти три традиции, исполненные силой и относящиеся к линии терма, произошли из учений Ваджракилаи, дарованных Падмасамбхавой в Тибете. Как терма они были сокрыты, чтобы позднее быть обретёнными тертонами, в подходящее время и в соответствии с указаниями, данными в предсказаниях.
На этом закончено перечисление источников тантр Ваджракилаи в этом мире в соответствии с традицией Тантр.



В соответствии с традицией садхан.

В чистой земле Акаништхе изначальный Будда Самантабхадра проявился как восемь нераздельных с ним Учителей-Херук. Они обучали учениям садхан Кагье совершенно чистое окружение, будд и бодхисаттв, неотличных от них самих, посредством "ваджрных слов", то есть посредством ума мудрости, что за пределами любых слов. Хранитель тайн, известный как Ваджрадхарма, собрал все эти просветлённые учения и чудесным образом записал их, поместив затем в драгоценную шкатулку, которую он поместил в Ступу Дече Цекпа. Вместе с великой дакиней Лейки Вангмо и океаном других дакини они сокрыли сокровище внутри пустой ступы (находящейся сейчас в Индии) и сами дакини были назначены его охранительницами.
В последствии восемь великих ваджрных мастеровХумкара, Маньджушримитра, Нагарджуна, Падмасамбхава, Дханасамскрита, Вималамитра, Рамбугухья, Шантигарбхавсе собрались в надлежащее время в ужасающей кладбищенской земле, называемой Прохладная Роща, и все вместе прибывали в однонаправленной медитации. В следствии этого драгоценные шкатулки в ступе, содержащие передачи восьми Херук, стали испускать лучи света, и бесчисленные радуги и другие благоприятные знаки предстали перед собравшимися мастерами. И тогда, благодаря их ясности, им стали видны дакини и могущественные духи, ходившие вокруг ступы и охраняющие сокровища. Мастера поняли, что всё это указывает на то, что в ступе находятся наставления, которые могут опустошить весь мир мощью гневных мантр или даровать достижения всех мирских целей и полного просветления. Благодаря своей мудрости они поняли, что пришло время поднести священные субстанции, такие как торма, ракта и целебные вещества и т.д. духам и дакиням и связать их клятвой, чтобы сделать их подвластными учениям. И так проявились дакини и спросили, что они должны исполнить. В ответ ваджрные мастера приказали принести драгоценные шкатулки из великой ступы и вручить им. Первая шкатулка была из серебра и содержала все учения Тантры проявления просветлённого умаЯнгдаг Херуки, и её дакини вручили ваджрному мастеру Хумкаре. Затем они принесли железную шкатулку со всеми учениями Тантры проявления просветлённого тела Маньджушри, и дали её Маньджушримитре. Медная шкатулка, содержащая учения Тантры проявления просветлённой речи – Падмы, была дана Нагарджуне. Бирюзовая шкатулка содержала учения Тантры ПурбыВаджракилаи, её вручили Падмасамбхаве. Золотую шкатулку, содержащую учения Чемчок Херуки, дали Вималамитре. Шкатулка из рога носорога, содержащая наставления по выполнению учений Тантры Мамо, была дана Дханасамскрите. Агатовую шкатулку с учениями Тантры Подношения и Восхваления Мирских Богов вручили Рамбугухье. И наконец шкатулку из камня зи, содержащую учения Тантры Гневных Мантр, извлекли и дали Шантигарбхе. Была ещё одна, дополнительная шкатулка, сделанная из пяти различных драгоценных материалов и усыпанная драгоценными камнями, в которой было восемь подразделений, соответствующих восьми Кагье. В отличии от других учений, посвящавшихся одному божеству, эти учения были для объединённой практики всех восьми одновременно. Эта шкатулка не была вручена кому-то одному из восьми ваджрных мастеров, а была положена в центре их круга. Произошедшие из неё учения называются Кагье Дешек ДюпаСобрание Сугат Кагье.
Когда каждый из ваджрных мастеров получил предназначенную для него шкатулку, они открыли их и извлекли соответствующие учения. Однако никто из них не смог открыть последнюю шкатулку, содержащую Кагье Дешек Дюпа, поэтому в течение семи дней они, пребывая в медитативном равновесии, однонаправленно молились дакиням, прося о помощи. В итоге, когда минуло семь дней, печать на последней шкатулке сломалась и шкатулка сама собой открылась. Вот как они смогли извлечь учения Кагье Дешек Дюпа.



\



Примечания.

1 Вишуддха Херука (санскр. Viśuddha Heruka; тиб. yang dag he ru ka / Яндаг Херука) – гневное божество медитации семейства Ваджра. Херука (тиб. he ru ka, перевод: "Пьющий кровь из капалы") – гневное божество, которое "пьёт кровь" эго, то есть привычки цепляться за самость, за собственную индивидуальность.