|
|
|
kun tu bzang
po |
[Кун-ту Сан'-по,
Кун-ту
Зан'-по] |
Кунту Зангпо
/ Самантабхадра |
|
kun tu |
[кун-ту] |
кунту – всё
время, всегда |
|
bzang po |
[сан'-по,
зан'-по] |
зангпо – благой,
прекрасный |
Будда
Самантабхадра (санскр.
Samantabhadra; тиб. Kun tu
Dzang po / Кунту
Зангпо, букв. "Всё – благо", "Всеблагой", "Благородный во
всём") – будда
Дхармакаи, единство
всеобъемлющей сферы и изначальной мудрости
абсолютной истины.
Символически будду
Самантабхадра изображают в виде человека. Супруга
Будды Самантабхадры –
Самантабхадри (тиб. Kun
tu
Dzang mo / Кунту
Зангмо), символизирует пустотность. Пустотность –
это не
значит небытиё. Эта
пустотность за пределами концепций, вне формы и цвета. О ней говорят,
что она изначально чиста и свободна от умопостроений.
Как будда, имеющий свою "чистую землю"
(Акаништха), Самантабхадра
упоминается в некоторых сутрах махаяны ("Махаваста-сутра", "Ланкаватара-сутра"),
но
центральное
место образ Будды Самантабхадры
занимает в традиции
ваджраяны тибетской школы ньингма, где он выступает
в
роли Ади-Будды.
В "Прояснении
истинного смысла" Лончен Рабжампа пишит:
Согласно школе нингма,
абсолютный
источник всех будд носит имя Будды –
Неизменный Свет. Этот будда являет собой всеобъемлющую пробуждённость,
состояние свершения всех победоносных трёх времё без единого
исключения. Эта пробуждённость изначально превыше всякого заблуждения;
она – первозданное состояние высшего и
неизменного великого блаженства, выходящего за пределы умопостроений.
Её также называют Дхармакая Самантабхадра, великий
прародитель всех будд.
Беспрепятственная естественная энергия этой пробуждённости
предстаёт
в виде божеств мудрости, свободных от омрачённости: будды Ваджрадхары, победоносных пяти семейств
самбхогакаи и других, – которые наделены семью
аспектами единства. Воспринимать их могут только великие бодхисаттвы десяти бхуми.
В тексте "Бардо
Тодрол"
есть
следующие описание измерения Ади-Будды:
"Перед тобой сияет
Ясный Свет дхарматы, узнай его. Сын благородного
семейства, теперь у твоего сознания нет формы, нет цвета, нет
содержания, и оно проявляется как чистая пустота. Это пустота
Самантабхадри. Твоё сознание пусто – это не абсолютная
пустота, но
пустота свободная, ясная, чистая и живая. Это состояние сознания и есть
будда Самантабхадра. Они – сознание собственной пустой и
лишённой
сущности природы, сознание ясное и сияющее – неразделимы. Это
Дхармакая
Будды".
Вопрос:
Есть ли существо, которое никогда не вступало в двойственность, в
сансару?
Ответ:
Читая некоторые тантры, может показаться, что волшебством знания и
неведения сначала появился Самантабхадра, первый будда, с одной
стороны, а с другой – существа, которые перерождаются. Однако это
следует понимать преимущественно как иносказание, которое позволяет нам
открыть своё истинное состояние. Считая Самантабхадру отдельным
существом, мы далеки от истинного смысла. В действительности, он
обозначает нашу творческую способность, которая, невзирая на то, что в
настоящее время мы находимся в сансаре, никогда не была обусловлена
двойственностью. С самого начала состояние личности было и всегда
остаётся чистым: вот что обозначает Самантабхадра. Но впав в
обусловленность, мы как бы больше не являемся Самантабхадрой, потому
что не знаем своей истинной природы. Таким образом, то, что называется
изначальным буддой, или Адибуддой, –
лишь метафора нашего истинного состояния.
Вопрос:
Что же тогда означает, что Самантабхадра – это первый просветлённый и
никогда не перерождался?
Ответ:
Мы не можем говорить об истинном состоянии изначального бытия в
терминах "прежде" и "после", как если бы кто-то был раньше, а потом
появился кто-то ещё. Всё это – ограниченные понятия, но нужно выйти за
пределы времени. Самантабхадра обозначает наше состояние и не должен
толковаться как единый всевышний бог-творец, например.
Вопрос:
В некоторых текстах сказано: "Распознав своё состояние, Самантабхадра
освободился, тогда как мы, не распознав его, начали перерождаться".
Если Самантабхадра – это наше собственное состояние, почему же так
говорят?
Ответ:
Самантабхадра – это наше знание, состояние знания, которое всегда
оставалось таким, как есть. Хотя и говорят, что Самантабхадра
"освободился", но, в действительности, освобождать нечего. С самого
начала Самантабхадра свободен от понятия освобождения, но, не зная
своего состояния, мы не можем говорить об освобождении: Самантабхадра
не проявляется.
Вопрос:
Не может ли это привести к мысли, будто в нас сосуществуют две
личности, одна из которых перерождается, а другая нет?
Ответ:
Дело не в двух личностях. Суть в том, что мы не знаем своего состояния,
и в этом причина сансарического видения, но двух личностей нет. Наше
состояние всего одно, но оно подобно спрятанной драгоценности, которой
не видно. Самантабхадра – это дхармакая, это бодхичитта, о которой так
много говорят в Дзогчен. Но
пока не знаешь её, она остаётся просто словом. Тогда также возникает
идея: "Внутри нас что-то есть". Это уже признак неведения, не так ли?
Вопрос:
Можем ли мы тогда сказать, будто являемся проявлением Самантабхадры?
Ответ:
Нет, мы сами Самантабхадра, но, не понимая этого, не знаем об этом.
Такое неведение порождает двойственное видение и приводит нас к
постановке вопроса: "Где находится Самантабхадра? Внутри нас или
снаружи?" Но мы ничего не находим, поскольку, как я только что сказал,
это – признак неведения.
Вопрос:
Но если все существа – это Самантабхадра, можно ли сказать, будто
существует бесконечное множество Самантабхадр?
Ответ:
Можно было бы подумать, будто есть бесконечное множество Самантабхадр,
но когда мы находимся в состоянии Самантабхадр, что значит "бесконечное
множество"? Это уже ограниченная точка зрения. Истинное состояние
запредельно числам. Если мы думаем в терминах отдельного "существа",
значит налагаем ограничения и, соответственно, всё усложняется. Если мы
хотим понять, то не должны ограничивать.
Вопрос:
В каждой тантре есть диалог, такой, как диалог между дхармакаей и
самбхогакаей в тантре Кунджед Гьялпо. Что это значит на самом деле?
Ответ:
Это способ сообщить знание. Передача знания происходит из состояния
ригпа, которое никогда не было омрачено или сокрыто. Это и есть Адибудда, или "изначальный будда", Кунджед
Гьялпо.
Вопрос:
Является ли состояние Адибудды, или
Кунджед Гьялпо, чем-то всеобщим, присущим всем существам?
Ответ:
Состояние Кунджед Гьялпо – это знание, а в знании нет даже понятия об
"одном и двух", иначе мы уже вступили бы в двойственность. Понятие
"индивидуальности" также предполагает двойственное видение. Но
Самантабхадра ведь за пределами всего этого, не так ли?
\
|
|
|