Татхагаты Пяти Семейств.

Ади-Будда – высшая мудрость нашего изначального состояния, олицетворённая как Изначальный Будда. Эта мудрость есть свобода от любых захваченностей. Отличие Будды от нас состоит в полной свободе от любых захваченностей. Пять накоплений захваченности (скандхи) изначально нам не свойственны, они обретены в результате разделения на "Я" и "не-Я", на себя и других. На протяжении неисчислимых кальп мы искали сознанием и погружались в новые переживания, отождествляли себя с ними; в нас формировался и рос опыт; на основе опыта мы судили о новых вещах, интуитивно понимая что-то, строя какие-то представления; ощущения появились в нас и стали реакцией на внешние изменения; в Мире Форм проявилась форма существ, мы постепенно шли к нынешнему существованию.
Пять Семейств Будды (также;
Пять Татхагаты Пяти Семейств, или Пять Будд Медитации) являются буддийской тантрической классификацией просветлённого состояния, в котором чистая просветлённая природа пяти психосоматических составляющих живых существ, пяти совокупностей или скандх формы, ощущения, распознавания, воли и сознания, рассматриваются как пять мужских будд; они пребывают в соединении со своими супругами (юм), воплощающими пять изначальных мудростей, являющихся чистой просветлённой природой пяти негативных эмоций (гнева, гордости, страсти, зависти и неведения).
Будда Ваджрадхара (
Самантабхадра) является главой единого семейства, в которое входят все остальные божества. Далее, семейство Будды Ваджрадхары делится ещё на три семейства Тела (Вайрочана), Речи (Амитабха) и Ума (Акшобья). От трёх семейств происходят пять пять семейств Дхьяни-Будд, при этом Ратнасамбхава относится к семейству Тела, а Амогасиддхи к семейству Речи, если следовать троичной классификации. Пять семейств Дхьяни-Будд в свою очередь делятся на двадцать. Затем следует сто семейств, и так далее.
Семейство "Будда" представлено Буддой Вайрочаной в соединении со своей супругой Дхатвешвари, символизирующей изначальную мудрость абсолютного пространства.
Семейство "Ваджра" представлено Буддой Акшобхьей в соединении с Буддалочаной, воплощающей зерцалоподобную изначальную мудрость.
Семейство "Ратна" представлено Буддой Ратнасамбхавой в соединении с Мамаки, воплощающей изначальную мудрость равенства.
Семейство "Падма" представлено Буддой Амитабхой в соединении с Пандаравасини (
проявлением которой считается принцесса Мандарава), воплощающей различающую мудрость, познающую различия между всеми явлениями.
Семейство "Карма" представлено Буддой Амогхасиддхи в соединении с Самайятарой, воплощающей мудрость, способную совершать все деяния.
У каждого из Будд
Пять Семейств также есть свои чистые земли.


Пять дхьяна-будд:


Будда Вайрочана (санскр. वैरोचन, Vairocana "Татхагата наивысочайший и блистательный, повсеместный глаз-сокровищница").

Будда Акшобхья (санскр. अक्षोभ्य, Akṣobhya"Непоколебимый" ).
Ratnasaṃbhava.
Будда Ратнасамбхава (санскр. रत्नसंभव, Ratnasaṃbhava"Тот от которого возникают драгоценности").

Будда Амитабха (санскр. अमिताभा, Amitābha "Безграничный Свет").

Будда Амогхасиддхи (санскр. अमोघसिद्धि, Amoghasiddhi – "Верное Достижение").

Ваджрасаттву иногда называют шестым дхьяни-буддой. В тэрма Падмасамбхавы "Бардо Тодрол" будда Акшобхья называется Ваджрасаттвой.
Среди буддийских учений, особенностью тантры является принцип, относящий составляющие личности (скандхи, первоэлементы, чувства и их объекты) к божественным проявлениям энергии изначального состояния. Из "Вайро Драбаг":

Пять совокупностей – это пять татхагат,
А пять элементов-первоначал – их супруги,
Области чувственного восприятия – мужские и женские бодхисаттвы

Если мы свободны от пяти совокупностей (т.е. от пяти скандх), это означает, что в нас реализованы пять мудростей татхагат. Символом этих пяти мудростей и являются дхьяни-будды. Вот соотношение между скандхами и дхьяна-буддами:

Дхьяна-будды Совокупности (скандхи) Скандхи на санскрите
Акшобхья форма рупа
Ратнасамбхава ощущения ведана
Амитабха представления санджня
Амогхасиддхи сформированный опыт санскара
Вайрочана сознание виджняна

Слово "скандха" переводится как совокупность, накопление составляющих. Скандхи – это всё, что нас составляет. Изначально скандхи проявляются как свет, но в результате работы сознания, направленной на различение, свет обретает цвет, дискретность, форму, проявляются скандхи. Выделяют пять видов скандх:
  • Форма (телесная оболочка, внешность, тело);
  • Ощущения (ощущения делятся на приятные, неприятные, нейтральные);
  • Представления (образы; то, что обычно называют различением, является совокупностью работы сознания, сформированного опыта и образов; к представлениям относятся сновидения, интуитивное виденье, всё, что связано с любыми образами);
  • Сформированный опыт (тенденции сознания, направляющие наши действия; это накопленный опыт всех наших поступков, т.е. то, что запечатлено на глубочайшем причинном уровне как информация о совершённых в прошлом действиях тела, речи и ума);
  • Сознание (работа сознания, движения души; различение уровня "является мной – не является мной"; если сон со сновидениями более относится к представлениям, то сон без сновидений – к работе сознания).

Из пяти скандх глубочайшим и первичным накоплением является работа сознания, далее образуется сформированный опыт, возникают представления, наконец, ощущения и форма. А в духовной практике мы обычно продвигаемся от Акшобхьи (форма) к Вайрочане (сознание), т.е. в обратном порядке.
Пять великих элементов (махабхути) – это природа пяти супруг (юм) дхьяна-будд. Соотношение между юм и элементами следующее:

Дхьяна-будда Земной будда
Супруги дхьяна-будд Направление в мандале
Элемент Цвет
Акшобхья Канакамуни
Лочана центр или восток
воздух синий
Ратнасамбхава Кашьяпа
Мамаки юг
огонь жёлтый
Амитабха Шакьямуни
Пандаравасини запад
вода красный
Амогхасиддхи Майтрея
Самайя-Тара север
земля зелёный
Вайрочана Кракучханда
Ваджрадхатвешвари центр или восток пространство белый

Имеются тантрические тексты, указывающие на такое соотношение между юм и элементами. Здесь интересно отметить, что в "Бардо Тодрол" говорится следующее: семейство будды Акшобхьи появляется в день, когда в потоке сознания умершего "воссияет белый свет полностью очищенного элемента Вода", а семейство будды Ратнасамбхавы – когда "появится жёлтый свет полностью очищенного элемента Земля".
Первоэлементы, или Фундаментальные Элементы – Земля, Вода, Огонь, Воздух (или Ветер) и Пространство – это то, из чего построена живая и неживая вселенная. Их делят на тонкие и грубые, внешние и внутренние. И, конечно, они тесно связаны с пятью скандхами. Союз дхьяни-будд и их супруг олицетворяет этот принцип.
Что такое Пять Элементов на материальном уровне? Земля – это кости и мышцы; Вода – кровь, лимфа, все текучие составляющие; Огонь – это тепло тела; Воздух – дыхание; Пространство – различные полости тела.

Соотношение между скандхами и мудростями.

Дхьяна-будды Пять скандх Изначальные мудрости
Акшобхья Форма Мудрость, Подобная Зеркалу
Ратнасамбхава Ощущения Мудрость Равностности
Амитабха Представления Мудрость Различения
Амогхасиддхи Сформированный опыт Мудрость, Совершающая Деяния
(Мудрость, Достигающая Всего)
Вайрочана Сознание Мудрость, Постигающая Пустоту
(Мудрость Дхармадхату)

Первые четыре мудрости связаны с измерением Самбхогакая, а Мудрость Дхармадхату имеет непосредственное отношение к Дхармакае. Мудрость Дхармадхату – это изначальное состояние постигающей пустоты. Пустота – это естественное состояние ума, не захваченное скандхами. Тулку Ургьен Ринпоче говорил:
"Мудрость (йеше) означает изначальное знание. Это изначальная пробуждённость, независящая от объекта. Мы осваиваемся с изначальным знанием, узнавая свою сущность как изначальную чистоту.
Мудрость изначально свободна от отвлечения. Аспект неотвлечения – это пробуждённость, которая не заблуждается. Если вы пребываете в заблуждении, пробуждённость уходит".
Из книги "Ваджарная речь"
Неотвлечение – это незахваченность скандхами. Если сознание захватывается, то есть цепляется за объекты и устремляется к порождению нового опыта, то это является заблуждением и отвлечением.
Есть ли в этой жизни что-либо, что было бы постоянно? Всё непостоянно. Со смертью Пять Элементов нашего тела распадаются, а поток нашего сознания устремляется к новому воплощению. Но существа, достигшие Пробуждения, превосходят круговорот жизни и смерти.



\