|
|
Татхагаты Пяти
Семейств.
Ади-Будда
– высшая мудрость нашего
изначального состояния,
олицетворённая как Изначальный Будда.
Эта мудрость есть свобода от
любых захваченностей. Отличие Будды от нас состоит в полной свободе от
любых захваченностей. Пять накоплений захваченности (скандхи)
изначально нам не свойственны, они обретены в результате разделения на
"Я" и "не-Я", на себя и других. На протяжении неисчислимых кальп мы
искали сознанием и погружались в новые переживания, отождествляли себя
с ними; в нас формировался и рос опыт; на основе опыта мы судили о
новых вещах, интуитивно понимая что-то, строя какие-то представления;
ощущения появились в нас и стали реакцией на внешние изменения; в Мире
Форм проявилась форма существ, мы постепенно шли к нынешнему
существованию.
Пять Семейств Будды (также;
Пять Татхагаты Пяти Семейств, или Пять Будд Медитации)
являются буддийской тантрической классификацией просветлённого
состояния, в котором чистая просветлённая природа пяти
психосоматических составляющих живых существ, пяти совокупностей или
скандх формы, ощущения, распознавания, воли и сознания, рассматриваются
как пять мужских будд; они пребывают в соединении со своими супругами
(юм), воплощающими пять изначальных мудростей,
являющихся чистой просветлённой природой пяти негативных эмоций (гнева,
гордости, страсти, зависти и неведения).
Будда Ваджрадхара (Самантабхадра) является
главой единого семейства, в которое входят все остальные божества.
Далее, семейство Будды Ваджрадхары
делится ещё на три семейства – Тела (Вайрочана), Речи (Амитабха) и Ума (Акшобья). От трёх семейств происходят
пять – пять семейств Дхьяни-Будд, при этом Ратнасамбхава относится к
семейству Тела, а Амогасиддхи –
к семейству Речи, если следовать троичной классификации. Пять семейств
Дхьяни-Будд в свою очередь делятся на двадцать. Затем следует сто
семейств, и так далее.
Семейство "Будда" представлено Буддой
Вайрочаной в соединении со своей супругой Дхатвешвари,
символизирующей изначальную мудрость абсолютного пространства.
Семейство "Ваджра" представлено Буддой
Акшобхьей в соединении с Буддалочаной, воплощающей зерцалоподобную
изначальную мудрость.
Семейство "Ратна" представлено Буддой
Ратнасамбхавой в соединении с Мамаки, воплощающей изначальную
мудрость равенства.
Семейство "Падма" представлено Буддой
Амитабхой в соединении с Пандаравасини (проявлением
которой считается принцесса Мандарава),
воплощающей различающую мудрость, познающую различия между всеми
явлениями.
Семейство "Карма" представлено Буддой
Амогхасиддхи в соединении с Самайятарой, воплощающей мудрость,
способную совершать все деяния.
У каждого из Будд Пять Семейств также есть свои
чистые земли.
Пять
дхьяна-будд:
|
Будда Вайрочана (санскр. वैरोचन,
Vairocana – "Татхагата
наивысочайший
и блистательный, повсеместный глаз-сокровищница"). |
|
Будда Акшобхья (санскр. अक्षोभ्य, Akṣobhya – "Непоколебимый" ).
|
|
Будда
Ратнасамбхава (санскр.
रत्नसंभव,
Ratnasaṃbhava – "Тот
от которого
возникают драгоценности").
|
|
Будда
Амитабха (санскр.
अमिताभा,
Amitābha – "Безграничный
Свет").
|
|
Будда
Амогхасиддхи (санскр.
अमोघसिद्धि,
Amoghasiddhi – "Верное Достижение").
|
Ваджрасаттву иногда
называют
шестым дхьяни-буддой. В тэрма Падмасамбхавы
"Бардо
Тодрол" будда Акшобхья
называется Ваджрасаттвой.
Среди буддийских учений,
особенностью
тантры является принцип,
относящий составляющие личности (скандхи, первоэлементы, чувства и их
объекты) к божественным проявлениям энергии изначального состояния. Из
"Вайро Драбаг":
Пять совокупностей –
это пять татхагат,
А пять элементов-первоначал – их супруги,
Области чувственного восприятия – мужские и женские бодхисаттвы…
Если мы свободны от
пяти
совокупностей (т.е. от пяти скандх), это
означает, что в нас реализованы пять мудростей татхагат. Символом этих
пяти мудростей и являются дхьяни-будды. Вот соотношение между скандхами
и дхьяна-буддами:
Слово "скандха"
переводится как
совокупность, накопление
составляющих. Скандхи – это всё, что нас составляет. Изначально
скандхи
проявляются как свет, но в результате работы сознания, направленной на
различение, свет обретает цвет, дискретность, форму, проявляются
скандхи. Выделяют пять видов скандх:
- Форма
(телесная оболочка, внешность, тело);
- Ощущения
(ощущения делятся на приятные, неприятные,
нейтральные);
- Представления
(образы; то, что обычно называют различением, является совокупностью
работы сознания, сформированного опыта и образов; к представлениям
относятся сновидения, интуитивное виденье, всё, что связано с любыми
образами);
- Сформированный
опыт (тенденции сознания,
направляющие наши действия; это накопленный опыт всех наших поступков,
т.е. то, что запечатлено на глубочайшем причинном уровне как информация
о совершённых в прошлом действиях тела, речи и ума);
- Сознание
(работа сознания, движения души; различение уровня "является мной
– не
является мной"; если сон со сновидениями более относится к
представлениям, то сон без сновидений – к работе сознания).
Из пяти скандх
глубочайшим и
первичным
накоплением является работа
сознания, далее образуется сформированный опыт, возникают
представления, наконец, ощущения и форма. А в духовной практике мы
обычно продвигаемся от Акшобхьи
(форма) к Вайрочане (сознание),
т.е. в
обратном порядке.
Пять великих элементов (махабхути) – это природа пяти супруг (юм)
дхьяна-будд. Соотношение между юм и элементами следующее:
Имеются тантрические
тексты,
указывающие на такое соотношение между
юм и элементами. Здесь интересно отметить, что в "Бардо Тодрол"
говорится следующее: семейство будды Акшобхьи
появляется в
день, когда
в потоке сознания умершего "воссияет белый свет полностью очищенного
элемента Вода", а семейство будды Ратнасамбхавы
– когда
"появится
жёлтый свет полностью очищенного элемента Земля".
Первоэлементы, или Фундаментальные Элементы – Земля, Вода, Огонь,
Воздух (или Ветер) и Пространство – это то, из чего построена
живая и
неживая вселенная. Их делят на тонкие и грубые, внешние и внутренние.
И, конечно, они тесно связаны с пятью скандхами. Союз дхьяни-будд и их
супруг олицетворяет этот принцип.
Что такое Пять Элементов на материальном уровне? Земля – это
кости и
мышцы; Вода – кровь, лимфа, все текучие
составляющие; Огонь – это тепло тела; Воздух – дыхание;
Пространство – различные полости тела.
Соотношение
между скандхами и
мудростями.
Дхьяна-будды |
Пять скандх |
Изначальные мудрости |
Акшобхья |
Форма |
Мудрость,
Подобная Зеркалу |
Ратнасамбхава |
Ощущения |
Мудрость
Равностности |
Амитабха |
Представления |
Мудрость
Различения |
Амогхасиддхи |
Сформированный
опыт |
Мудрость,
Совершающая Деяния
(Мудрость, Достигающая Всего) |
Вайрочана |
Сознание |
Мудрость,
Постигающая Пустоту
(Мудрость Дхармадхату) |
Первые четыре мудрости связаны с
измерением Самбхогакая, а Мудрость
Дхармадхату имеет непосредственное отношение к Дхармакае. Мудрость
Дхармадхату – это изначальное состояние постигающей пустоты.
Пустота – это естественное состояние ума, не захваченное
скандхами.
Тулку Ургьен
Ринпоче говорил:
"Мудрость (йеше) означает изначальное знание. Это изначальная
пробуждённость, независящая от объекта. Мы осваиваемся с изначальным
знанием, узнавая свою сущность как изначальную чистоту.
Мудрость изначально свободна от отвлечения. Аспект неотвлечения –
это пробуждённость, которая не заблуждается. Если вы пребываете в
заблуждении, пробуждённость уходит".
Из книги "Ваджарная речь"
Неотвлечение – это незахваченность скандхами. Если сознание
захватывается, то есть цепляется за объекты и устремляется к порождению
нового опыта, то это является заблуждением и отвлечением.
Есть ли в этой жизни что-либо, что было бы постоянно? Всё
непостоянно. Со смертью Пять Элементов нашего тела распадаются, а поток
нашего сознания устремляется к новому воплощению. Но существа,
достигшие Пробуждения, превосходят круговорот жизни и смерти.
\
|
|
|