Пять совокупностей – это пять татхагат,
А пять элементов-первоначал – их супруги,
Области чувственного восприятия – мужские и женские бодхисаттвы
Из "Вайро Драбаг".

За исключением Будды Вайрочаны дхьяни-будд сопровождают двое бодхисаттв и две супруги бодхисаттв.


Дхьяна-будда Название семейства Сопровождающие бодхисаттвы
Вайрочана Будда
Акшобхья Ваджра Кшитигарбха и Майтрея
Ратнасамбхава Ратна Акашагарбха и Самантабхадра
Амитабха Падма Авалокитешвара и Манджушри
Амогхасиддхи Карма Ваджрапани и Сарваниварана-вишкамбхин

Символический смысл восьми Бодхисаттв.

Название семейства Бодхисаттвы Символизируют качества
Ваджра Кшитигарбха Сознание зрения
Майтрея Чувство зрения
Ратна Акашагарбха Сознание обоняния
Самантабхадра Чувство обоняния
Падма Авалокитешвара Сознание вкуса
Манджушри Чувство вкуса
Карма Ваджрапани Сознание слуха
Ниваранавишкамбхин Чувство слуха

Символический смысл супруг восьми Бодхисаттв.

Название семейства Супруги Бодхисаттв (Юм) Символизируют качества (Яб)
Ваджра Ласья Объект зрения Кшитигарбха
Пушпа Настоящее (время) Майтрея
Ратна Мала Объект обоняния Акашагарбха
Дупа Прошлое Самантабхадра
Падма Гита (Ниртима) Объект вкуса Авалокитешвара
Алока Будущее Манджушри
Карма Найведья (Гиртима) Объект слуха Ваджрапани
Гандха "Четвёртое" время
(символ состояния за пределами трёх времён)
Сарваниварана-вишкамбхин

Пушпу (букв. "Цветы"), Дупу ("Благовония"), Алоку ("Лампада") и Гандху ("Аромат") называют богинями подношений, иногда их соотносят со временами года.
Ласью, Малу, Гиту (Ниртиму), Найведью (Гиртиму) называют чарующими богинями.


\