Самантабха́дра
(санскр. समन्तभद
– от samanta +
bhadra = "связанный, соединённый;
полный, целый" + "благо, счастье" = "всеблагой", "всевеликодушный";
тиб. Кунту
Зангпо / Kun tu
Zang po, букв. "Всё – благо"; яп. 普賢
(ふげん), Фуге́н; кит. / Пусянь
пуса, букв. "Мудрый Во
Всём", "Повсеместная Проницательность", "Всеобъемлющая
Мудрость"). Бобхисаттву
Самантабхадру также называют Сарвадхармасаматапратиштхита
и Вишвабха́дра – бодхисаттва
дхармы, олицетворяющий Полное Сострадание, мудрость сущностной самости.
Бодхисаттва Самантабхадра символизирует искусные средства религиозной
практики и является покровителем изучающих дхарму, воплощает силу
мудрости, учит что практика так же важна как размышления и медитация. Бобхисаттва
Самантабхадра также
символизирует чистоту обоняния. Наряду
с бодхисаттвой
Манджушри,
Самантабхадра
также считается одним из легендарных сподвижников будды Гаутамы и является
покровителем Сутры
Лотоса.
В ваджраяне бодхисаттва Самантабхадра
считается эманацией будды Вайрочаны,
его также относяят
к
семейству Ратна (см. будда Ратнасамбхава)
и почитают как одного из восьми наиболее великих
бодхисаттв.
Бодхисаттва Самантабхадра упоминается в Ланкаватара-сутре.
"...в земле Будды
Татхагаты Самантабхадры Бодхисаттвы,
превзошедшие благодаря дхьяне границы слов и идей,
достигают осознания всех вещей как не-рождённых, а также обретают опыт
высших Самадхи, выходящих за пределы слов".
Из Шурангама-сутры:
Затем со своего места
поднялся Самантабхадра, и склонившись перед Буддой, сказал:
– "Я стал князем Дхармы моего Учителя много кальп тому
назад и все бесчисленные Татхагаты десяти сторон света учили своих
учеников, в которых наблюдалась склонность к тому, чтобы стать
бодхисаттвами-махасаттвами, практиковать веру в неизменное сострадание
Самантабхадры – сострадание ко всем разумным существам ради одного лишь
его имени. Трансцендентальное внутреннее слышание, присущее сущностному
уму, стало для меня чистым и прозрачным, так, что я мог использовать
все различения, все понимания, для всех разумных существ для их же
блага. Так, всякое разумное существо в любом месте вселенной в прошлом,
настоящем или будущем могло развивать в себе веру благодаря неустанному
сочувствию и состраданию Самантабхадры. Я стал способным воспринимать
вибрации трансцендентальной чувственности слушания. После этого я мог,
как бы скача верхом на волшебном слоне с шестью бивнями в сотнях тысяч
различных проявлений моего подобия, приходить на помощь каждому живому
существу в его месте. Несмотря на все препоны, как бы серьёзны и
глубоки они ни были, я своим присутствием оказывал им помощь, когда
Будда узнал об этом, он подтвердил моё достижение. Что же касается
вопроса моего Учителя, то я отвечу, что в моём случае просветление и
совершенное приспособление произошло благодаря слышанию моим сущностным
разумом, спонтанному пониманию и способности реагировать".
\