|
|
Иконография Гуру
Падмасамбхавы.
В традиционной тибетской иконографии существуют десятки различных форм Гуру Падмасамбхавы, отражающие
различные стороны его просветлённой
активности. Выше представлено одно из наиболее распространённых
изображений. Утверждается, что, освящая подобное изображение в VIII
веке, Гуру Ринпоче сказал про
него: "Это я сам".
Падмасамбхава
восседает на лотосе, поверх которого расположены
солнечный и лунный диски, символизирующие искусные средства сострадания
и мудрость осознания пустотности, совокупность которых составляет
основу Срединного пути. Лотос в данном случае указывает на чудесное
появление Гуру Ринпоче. Также
как лотос, произрастающий из грязи,
сохраняет свою чистоту, Падмасамбхава,
придя в этот мир в человеческом
облике, обладает незапятнанной природой будды. С этой точки зрения и
следует рассматривать все его поступки. Сияние, которое исходит от тела
Гуру Ринпоче,
говорит о его вечности, о том, что он освободился от всех
составляющих наше бытиё элементов и достиг бессмертия.
У Падмасамбхавы лицо мальчика
восьми лет, символизирующее вечную
юность, глаза широко раскрыты и взгляд устремлён в небо, что указывает
на его постоянную пробуждённость в абсолютной природе. Кроме того, два
его глаза символизируют пустоту и сострадание, а проницательность
взгляда напоминает о том, что их союз не знает временных и
пространственных границ и достигает всех живых существ. Чуть-чуть
сдвинутые брови и слегка наморщенный лоб в сочетании с лёгкой улыбкой
символизируют единство всех мирных и гневных проявлений Учителя. Также
улыбка указывает на манифестируемое им бесстрашие, то есть на то, что
для его благой деятельности не существует никаких преград.
В правой руке в жесте умиротворения он держит у сердца пятиконечный
золотой ваджр, символизирующий единство пяти видов просветленной
мудрости, или пять
семейств будд. В левой руке Падмасамбхавы,
покоящейся в жесте равностности, находится чаша из черепа, наполненная
нектаром, а в ней – сосуд бессмертия. Эта деталь изображения также
указывает на то, что красота – это воплощение духовной реализации Гуру
Ринпоче и она не имеет ничего общего с привязанностями. В изгибе
левой
руки он держит трезубец – кхатвангу являющуюся скрытой формой его
супруги мудрости. На трезубце нанизаны три человеческие головы – сухой
череп, сгнившая и свежесрубленная голова. Они символизируют его
пустотную природу проявления, чистую светоносность и всеохватывающее
сострадание.
Голову Гуру Ринпоче венчает
пятилепестковая лотосовая шапка,
символизирующая пять
семейств будд и принадлежность владельца к
лотосовому семейству Будды
Амитабхи. На верхушке шапки находятся солнце
и луна, а также ваджр, означающий реализацию природы Будды, состояния
сознания, находящегося за пределами двойственности. На ваджре
расположены три пера: левое и правое – ястребиные, указывающие на
единство метода и мудрости, среднее – павлинье, оно говорит о том, что
окончательная реализация носит всеохватывающий характер и включает в
себя всё. Гуру Ринпоче
облачён в девять одежд, роскошность которых
говорит о его духовной завершенности и внутреннем богатстве.
В небе над головой Падмасамбхавы
парит Будаа Амитабха
красного цвета,
воплощающий различающую просветлённую мудрость. Ниже находится белый
бодхисаттва Авалокитешвара,
указывающий на то, что в Падмасамбхаве
воплощено сострадание всех будд. Рядом с Гуру Ринпоче изображены две
его главные супруги и сподвижницы – непальская принцесса Мандарава и
тибетская принцесса Йеше Цогьял,
представляющие пустотность и
блаженство. Внизу, в центре, находится божество-охранитель Вайшравана,
а по бокам от него – гневные божества Гуру Дракпо и Симхамукха,
воплощающие мужские и женские гневные аспекты активности и мудрости.
|
|
|