Иконография Гуру Падмасамбхавы.



В традиционной тибетской иконографии существуют десятки различных форм
Гуру Падмасамбхавы, отражающие различные стороны его просветлённой активности. Выше представлено одно из наиболее распространённых изображений. Утверждается, что, освящая подобное изображение в VIII веке, Гуру Ринпоче сказал про него: "Это я сам".
Падмасамбхава восседает на лотосе, поверх которого расположены солнечный и лунный диски, символизирующие искусные средства сострадания и мудрость осознания пустотности, совокупность которых составляет основу Срединного пути. Лотос в данном случае указывает на чудесное появление Гуру Ринпоче. Также как лотос, произрастающий из грязи, сохраняет свою чистоту, Падмасамбхава, придя в этот мир в человеческом облике, обладает незапятнанной природой будды. С этой точки зрения и следует рассматривать все его поступки. Сияние, которое исходит от тела Гуру Ринпоче, говорит о его вечности, о том, что он освободился от всех составляющих наше бытиё элементов и достиг бессмертия.
У Падмасамбхавы лицо мальчика восьми лет, символизирующее вечную юность, глаза широко раскрыты и взгляд устремлён в небо, что указывает на его постоянную пробуждённость в абсолютной природе. Кроме того, два его глаза символизируют пустоту и сострадание, а проницательность взгляда напоминает о том, что их союз не знает временных и пространственных границ и достигает всех живых существ. Чуть-чуть сдвинутые брови и слегка наморщенный лоб в сочетании с лёгкой улыбкой символизируют единство всех мирных и гневных проявлений Учителя. Также улыбка указывает на манифестируемое им бесстрашие, то есть на то, что для его благой деятельности не существует никаких преград.
В правой руке в жесте умиротворения он держит у сердца пятиконечный золотой ваджр, символизирующий единство пяти видов просветленной мудрости, или пять семейств будд. В левой руке Падмасамбхавы, покоящейся в жесте равностности, находится чаша из черепа, наполненная нектаром, а в ней – сосуд бессмертия. Эта деталь изображения также указывает на то, что красота – это воплощение духовной реализации Гуру Ринпоче и она не имеет ничего общего с привязанностями. В изгибе левой руки он держит трезубец – кхатвангу являющуюся скрытой формой его супруги мудрости. На трезубце нанизаны три человеческие головы – сухой череп, сгнившая и свежесрубленная голова. Они символизируют его пустотную природу проявления, чистую светоносность и всеохватывающее сострадание.
Голову Гуру Ринпоче венчает пятилепестковая лотосовая шапка, символизирующая пять семейств будд и принадлежность владельца к лотосовому семейству Будды Амитабхи. На верхушке шапки находятся солнце и луна, а также ваджр, означающий реализацию природы Будды, состояния сознания, находящегося за пределами двойственности. На ваджре расположены три пера: левое и правое – ястребиные, указывающие на единство метода и мудрости, среднее – павлинье, оно говорит о том, что окончательная реализация носит всеохватывающий характер и включает в себя всё. Гуру Ринпоче облачён в девять одежд, роскошность которых говорит о его духовной завершенности и внутреннем богатстве.
В небе над головой Падмасамбхавы парит Будаа Амитабха красного цвета, воплощающий различающую просветлённую мудрость. Ниже находится белый бодхисаттва Авалокитешвара, указывающий на то, что в Падмасамбхаве воплощено сострадание всех будд. Рядом с Гуру Ринпоче изображены две его главные супруги и сподвижницы – непальская принцесса Мандарава и тибетская принцесса Йеше Цогьял, представляющие пустотность и блаженство. Внизу, в центре, находится божество-охранитель Вайшравана, а по бокам от него – гневные божества Гуру Дракпо и Симхамукха, воплощающие мужские и женские гневные аспекты активности и мудрости.

























\