О Его Святейшестве пятом Далай-ламе Нагван Лопсан Гьямцо.
(1617-1682).



Победоносный Владыка в Его пятом воплощении, Нагван Лопсан Гьямцо, принял сопровождаемое чудесными знамениями рождение в Чонгье Чинвар Такцэ в 2497 году ухода Будды в паринирвану, в десятом рабджунге огня-женщины-змеи, в 1617 г. Отцом Его был Миван Дюдюль Раптэн, принадлежащий роду Царя Захора, а матерью – Тричам Кюнга Лхадзэ. Сразу после рождения Держатель Знания Наги Ванпо поднёс Ему посвящение и наставления Цэгура с целью устранения опасности для жизни, одержав тем самым победу в битве с препятствиями, что стало первым добрым предзнаменованием.
Пэнчен Лама Лопсан Чёкьи Гьяльцэн признал Его перевоплощением Победителя Ёнтэн Гьямцо, и Он был приглашён во дворец Гандэн славного великого монастыря Пельдэн Дрепунг. Получив при пострижении первого пучка волос на макушке имя Нагван Лопсан Гьямцо Джигме Туптэн Гочай Дэ, Он воссел на львинный трон. Повзрослев, Он полагался на множество выдающихся Вседержителей, мудрецов и йогинов и постиг все десять наук; принял обеты начального монашеского обучения и полного монашества от Пэнчен [Ламы] Лопсан Чёкьи Гьяльцэна.
Далай-лама достиг пределов учёности в толкованиях Сутр и Тантр, бытовавших в те времена в Тибете, принадлежащих, в основном, к традициям Сакья, Гелук и Нингма, а также в тантрических посвящениях, устной передаче и наставлениях; путём практики обрёл совершенство в искусстве достоинств устранения и постижения и сделался владельцем полностью всего Учения без различения.
В частности, что касается Нисхождения Слов Глубоких Чистых Видений, в пророчестве из терма, извлечённой славным Таши Топгьялем, сказано: "Благодаря чистым молитвам, Ты, нынешний Царь черноголовых людей, извлечёшь пятью перерождениями двадцать пять и, в частности, пять терма сердца". В соответствии с указаниями этого безошибочного ваджрного пророчества, хотя во время прибытия в славный Самье и возникли предзнаменования действительной терма, Он не обрёл её в силу места, времени и обстоятельств. Позже, когда бесчисленные победители Трёх Корней непосредственно явили Ему свои лики, Он записал её в соответствии с полученными от них наставлениями и дарованными посвящениями, дав ей имя "Запечатанная Тайна". Она имеет двадцать пять разделов и составленных Им дополнений. Далай-лама даровал во всей целостности приводящие к созреванию посвящения и освобождающие разъяснения этой терма собранию высочайших, среди которых были держатели школы старых переводов, такие как Царь Дхармы Тэрдак Линпа, Хранитель Знания Пема Тринле и прочие. Таким образом это Учение получило чрезвычайно широкое распространение и неослабевающая линия его существует вплоть до сегодняшнего дня.
Когда Его Святейшество достиг возраста 25 лет в одиннадцатом рабджунге железа-змеи, в 1641 г., Его покровитель и ученик Гушри Тэнзин Чёгьель, взяв военной силой территорию от Доме вплоть до владений правителя Цана Карма Тэнкьон Ванпо, поднёс Далай-ламе её в подданство.
В возрасте 26 лет в год воды-лошади, 1642 г. Далай-лама поместил свои стопы в Шигатзэ и дал начало правлению всей страны Тибета обитателями Дворца Гандэн. В том же году Его казначей Сёнам Чёпель был назначен регентом, и таким образом на него была возложена ноша ответственности за дела государства. На бесчисленных лам, воплощенцев и благих друзей по всему пространству тибетского государства были возложены соответствующие обязанности, и, следуя им, они приняли на себя ношу исполнения распоряжений, служа своему покровителю. Гушри Тэнзин Чёгьелю было даровано имя Царя Тибета.
В году воды-овцы Сечэн Чёдже был специально послан Далай-ламой навстречу маньчжурскому Императору Жорчи Богдо Хану с предсказанием о захвате им столицы китайского Императора. Прибытие посыльного и овладение драгоценной печатью совпали по времени, что вызвало чрезвычайную радость и изумление.
В году дерева-птицы в 1645 г. в первое число четвёртого лунного месяца началось строительство Красного Дворца на Вершине, закончившееся через четыре года, что совпало по времени с прибытием из Монголии обратно во Дворец на Вершине статуи Арья Авалокитешвары, основной статуи Дворца, находившейся на чужбине в течение многих лет.
На девятый год правления регента Сёнам Чёпеля, т.е. в год железа-тигра, в 1650 г. школа Жонанпа потерпела чрезвычайно серьёзный ущерб и разрушение. Традиция монастырской обители Тактэн Чёкхор Лин была превращена в Гедэн, а противящиеся переменам старые монахи были изгнаны в иные места. Говорят, что в Тактэн речи и помыслы относительно Гелук были уравнены и монастырь был переименован в Гандэн Пюнцок Лин.
Начиная с пятого года царствования первого маньчжурского Императора, к Его Святейшеству поочерёдно прибывали императорские послы с приглашениями в столицу Китая Пекин, в силу чего в возрасте 36 лет в одиннадцатый рабджунг воды-дракона, в 1652 г. седьмого числа седьмого монгольского месяца Он повернул коня от Тибета в направлении Китая и постепенно достиг Пекина. В императорском дворце была устроена неописуемая встреча, сам Император в великом почтении вышел на приём гостя, и во время их встречи во дворце в спокойной и расслабленной атмосфере Далай-лама излил нектар святой Дхармы. Великий Император сделал Его своим высочайшим объектом почитания; так началась их необычайная связь почитаемого-покровителя.
В следующем году воды-змеи, в 1653 г. в день десятого числа третьего монгольского месяца, когда Далай-лама находился на обратном пути в Тибет, по дороге в местности под названием Таикхар Его нагнали посланцы Императора с золотым письмом и печатью с выгравированными на ней буквами на четырёх языках, гласящими "Печать Всеведающего Ваджрадхары Далай-ламы, Владыки Учения Будды в выдающемся широком пространстве Мирного Будды на Западе". Таково было поднесённое Ему звание. "Далай" на монгольском языке значит "великий", "высший" или "океан". Слово "Лама" было оставлено по-старому на тибетском языке. Таким образом ясно, что Он получил имя Ламы Великого, Высшего или Ламы-Океана.
На протяжении всего обратного пути Он совершал добрые деяния в двух сферах, помещая всех, кто слышал, видел, вспоминал либо касался Его, в Земли Пользы и Блаженства. В конце пути Он поместил стопы на золотой трон Великого дворца Поталы.
В год дерева-лошади 1654 г. Гушри Хан Тэнзин Чёгьель покинул тело в возрасте 73 лет. Его сыну Тэнзин Дордже было даровано Императором положение Царя-дахэна.
Также, на пятнадцатый год правления регента Сёнам Чёпеля, в одиннадцатый рабджунг огня-обезьяны, в 1656 г. из зависти был убит невиновным воплощенец из Верхней Комнаты Дрепунга Дракпа Гьяльцэн; ему в горло впихнули кхадак. Сразу же после смерти он обернулся свирепым духом, называемым Дёль Гьельпо, и стал творить различные препятствия, нанося чрезвычайный вред обитателям Дворца Гандэн и т.п. Согласно распоряжению Его Святейшества, сакьясский Дакчен Сёнам Ринчен связал его клятвой, и таким образом тот стал известен как Дордже Шукдэн, на которого в наши дни полагается большинство почитаемых-покровителей, приверженных Гелук, как на охранителя.
Регент Сёнам Чёпель правил 17 лет и в году земли-собаки, в 1658 г. покинул тело в Лхаден 57 Лабран.
С третьего месяца того же года вплоть до года железа-крысы, 1660 г. в течение почти трёх лет Его Святейшество сам нёс ответственность за правление государством в обеих сферах. В это время явилось множество чудесных знамений вроде выпадения цветочного дождя, и т.п.
В году железа-крысы Далай-лама назначил правителем государства Тринле Гьямцо из Дронмэ. Тот впервые построил арсенал внизу Дворца на Вершине и несколько небольших комнат на самом его верху. Тринле Гьямцо правил десять лет и покинул тело в году земли-обезьяны, в 1668 г. Вновь, начиная с конца того года, в течение года сам Его Святейшество нёс ответственность за правление государством.
В тибетском году земли-птицы, в 1669 г. Далай-лама посадил на трон правителя государства распорядителя церемоний Лопсан Тутопа. Тот правил пять с половиной лет, а затем внешне в форме наказания, связанного с историей сакьясской владычицы Ташила, был сведён с престола и помещён в Гонкар. Однако по совместной просьбе монастырей Сэра и Дрепунг вместе с чиновничеством ему были дарованы положение регента в отставке и Санри Дзон в удел. С тех пор, он пребывал в Санри и в будущем стал известен как Дэси Санрива.
В году дерева-зайца, в 1675 г. регент Лопсан Джинпа был назначен правителем государства. После управления страной в течение пяти лет он подал в отставку в год земли-овцы, в 1679 г. и, получив в удел Нэдон и в знак признательности положение регента в отставке, он поселился в Новом Здании Гандэна. Поэтому его также называют Дэси Нэдонпа.
В этом же году земли-овцы Сангье Гьямцо из Дронмэ был наделён властью правителя государства. Этот регент, называемый Царь-Пандита, составил множество трактатов, (таких как Белая Бедурья, Синяя Бедурья и т.д.); его познания и деятельность в обеих сферах были чрезвычайно обширными.
В году железа-птицы, в 1681 г. Гандэн Цэван Пель был послан в Нари Корсум в Тё и, подчинив ту местность божественной власти, поднёс её на длань Его Святейшества. Таким образом, Великий Пятый завладел всем пространством Тибета и Великого Тибета от Дарцёдо на Востоке до Ладака на Западе.
В общем, Высочайший Победитель Великий Пятый восхваляем как воплощение деятельности властелина Трисонг Децена во многих предсказаниях терма. Покажем лишь некоторые примеры. В предсказании из терма, извлечённой Хранителем Знания Лекдэн Дордже, сказано: "Нынешний Трисонг Децен, в будущем ты родишься сыном в роду, чья отцовская линия восходит к правителю Захору, в имеющей форму лотоса стране в местности Йору. Ты родишься сострадательным бодхисаттвой в году лошади либо змеи. Обладатель имени Санпо, внешне – держатель нравственности Винаи, внутренне – йогин Колесницы Тайной Мантры и тайно – сын, вдохновлённый Сугатами трёх времён, – Ты постигнешь суть смысла Сутр и Тантр и станешь их Владыкой, установишь традицию Кама и Терма, раздуешь затухающие угли Учения и будешь править методами Дхармы и светскими методами".
В предсказании из терма, извлечённой Дюдюль Нюдэн Дордже, говорится: "Во время пяти сотен появится древо подношений богов и людей Джамбудвипы из Захорского рода по имени Санпо. Носитель того имени широко распространит Учение Будды". Также: "Одновременно с твоим воплощением сердца, Трисонг, появится принадлежащее линии Ваджры воплощение Божественного сына Мутри. Обладатель имени Гьямцо будет совершать деяния Владыки. В то время мои сыновья сердца, тертёны, последовательно прибудут как летняя колодезная вода. Все помыслы осуществятся, и царствие пребудет надолго. В частности же, вы, теперешние Дхарма-царь с сыном, будете править страной Тибета из центра, с Красной Горы, обретёте власть над двумя третями Джамбудвипы, чьи жители подлежат усмирению; будут различаемы белые и чёрные кармы с их результатами, истина и фальшь, и правление будет придерживаться методов, относящихся к духовной и политической областям".
Согласно ясным указаниям этих и других свободных от обмана ваджрных предсказаний, Великий Пятый стал наивысшим из тех существ, чьё великое милосердие распространилось на Учение в Стране Снегов и всё живое вообще. Явно сбылись предзнаменования, заключённые в предсказании о времени, [связанном] с [появлением] манифестации Вайрочаны – великого тертёна из Миндрёлина Хранителя Знания Гьюрме Дордже, и в обширном поле духовного и светского владычества установилась стабильность. В частности, в Намгьял Драцане на Вершине были введены практика и почитание Маньчжушри-Ямараджи Владыки Жизни, что согласовывалось со смыслом ваджрного предсказания о будущих деяниях по предотвращению сражений и вооружённых смут в Руши, на границах тибетского государства, и т.д.
Достигнув предела подобных деяний, в возрасте 66 лет в году воды-мужчины-собаки, 1682 г. в день 25 числа второго монгольского месяца Далай-лама растворил проявление тела формы в сфере реальности. Однако регент Сангье Гьямцо на шестнадцать лет скрепил печатью тайны известие об уходе Его Святейшества в иной мир; таким образом завершение постройки вершины Красного Дворца задержалось на 11 лет.
Регент ввёл как церемонию поминовения Великие Массовые Подношения в Лхасе, широко распространил традицию изучения и практики медико-астрологических трактатов, отвечал на различные виды прошений о покровительстве живым и умершим, приходившие от верующих, таких как судьи из разных областей страны, великие Ламы и т.д. Говорят, что для просивших о написании различных видов сочинений, составлял их также сам регент, заменяя речь Его Святейшества.


\