|
|
Наслаждение
и боль проистекают от ваших собственных былых деяний (карма). Таким
образом
легко объяснить карму посредством одного коротенького высказывания:
если вы
поступаете хорошо, результаты будут хорошими, если вы поступаете плохо,
результаты будут плохими.
Карма
означает действия. С точки зрения самих произведённых действий они
подразделяются на телесные, словесные и умственные деяния. С точки
зрения их
последствий деяния бывают добродетельными, недобродетельными и
безразличными. В
понятиях времени существуют два типа: намерение действовать, в котором
обдумывается, что делать, и намеренные действия, которые являются
выражениями
этих умственных побуждений в телесном или словесном деянии.
Например,
опираясь на побуждение, я сейчас говорю и тем самым накапливаю
словесные
деяния, или карму. Станут ли эти действия хорошими или плохими, зависит
преимущественно от моей побудительной причины. Если я говорю с добрыми
намерениями, искренне, с уважением и любовью к другим, тогда мои деяния
являются благими, добродетельными. Если я действую, побужденный
гордостью,
ненавистью, осуждением и т.д., тогда мои речевые и телесные деяния
становятся
недобродетельными.
Следовательно,
карма осуществляется всё время. Когда говорят с добрыми намерениями,
дружественная беседа возникает в качестве непосредственного результата.
И тогда
деяние фиксируется в уме, влияя в будущем на возникновение приятного.
При
дурных побуждениях сразу же создаётся враждебное окружение, а в будущем
это
вызовет боль того, кто говорит плохое.
Учение
Будды состоит в том, что вы – творец
самого себя, всё зависит от вас. Это
означает, что наслаждение и боль происходят от добродетельных и
недобродетельных деяний, которые не приходят извне, а только внутри
вас. Эта
теория весьма полезна в повседневной жизни, так как вы сразу начинаете
верить
во взаимосвязь между действиями и их последствиями. Независимо от того,
есть
внешний надзиратель или его нет, вы всегда будете бдительны и станете
проверять
самого себя. К примеру, если лежат здесь какие-то деньги или красивая
жемчужина
и никого нет вокруг, вы могли бы легко взять её. Однако, если вы верите
в эту
доктрину, согласно которой всё сказывается в будущем на вас самом, то
вы ничего
не возьмёте.
В
современном обществе имеются сложные полицейские системы с развитой
технологией
расследования, однако люди всё ещё преуспевают в совершении
террористических
актов. И хотя одна сторона благодаря сложной технике в состоянии выйти
на след
другой, преступившей закон стороны, эта другая сторона ради содеяния
беды
исхитряется ещё больше. Правильным надзором является только внутренний –
чувство заботы и ответственности за своё собственное будущее и
человеколюбивый
интерес к благодеянию другим.
Практически,
самый лучший контроль над преступностью – это
самоконтроль. Через внутреннее
изменение преступление может быть остановлено и в общество привнесён мир.
Надзор над собой является наиболее важным, и таким образом буддийская
теория о собственной ответственности полезна, так как она привлекает
самоиспытание и
самоконтроль при соблюдении как собственных интересов, так и чужих.
Предусматриваются
различные виды результатов деяний. Один из них "следствия в качестве
плодов". Например, если некто совершает недобродетельное деяние, то его
ждёт перерождение в состояние животного, и такое перерождение будет
закономерным следствием, т.е. осуществлением плода в другой жизни.
Второй вид
называется "следствием, подобным его причине в отношении опыта". К
примеру, если после плохого перерождения,
полученного за убийство, вы позже
возрождаетесь человеком, то жизнь ваша будет короткой. Такое
следствие-наказание ждёт вас за прерывание чьей-то жизни. Третий вид
называется "следствием, подобным его причине в отношении назначения".
Примером могли бы послужить тенденции, образующиеся после совершения
такого
недобродетельного деяния, как убийство.
Названные
примеры могут аналогично использоваться и по поводу добродетельных
деяний.
Существуют такие, следствия которых совпадают, т.е. многие существа
поступают
однотипно, поэтому и следствия испытываются совокупно: к примеру,
совместное
проживание в определённой физической среде.
Значение
таких буддийских учений о деяниях состоит в том, что они вносят
положительный
вклад в человеческое общество. Я надеюсь, что, будь то религия или нет,
мы
станем изучать каждую иную систему для того, чтобы собрать полезные
идеи и
разработки ради усовершенствования человечества.
\
|
|
|
|