Обращение Е.С. Далай-Ламы по случаю годовщины тибетского народного восстания 10 марта 1959 года.
Е.С. Далай-ламы XIV. 10.03.1993.



Сегодня, когда мы отмечаем 34-ю годовщину восстания тибетского народа в 1959 году, мы видим, что мир вокруг нас находится в уникальном многообещающем моменте изменения. Я полагаю, что многие недавние перемены работают на пользу устремлениям тибетцев и других угнётенных народов во всём мире. Миллионы людей, живших под тяжким ярмом коммунизма и других форм диктатуры, сейчас свободны, и мы видим, что демократические изменения широко распространяются на всех континентах.
Смело и решительно тибетский народ продолжает сопротивляться порабощению и колонизации. Никакое насилие и пропаганда не уменьшат его сильного желания свободной жизни, мира и уважения.
В эту годовщину я отдаю должное отважным тибетским мужчинами и женщинам, отдавшим свои жизни за свободу нашей страны, и я призываю каждого тибетца сохранять нашу решимость до тех пор, пока мы вновь не обретём наши законные права и свободу.
Поскольку мы следуем за изменяющейся глобальной ситуацией, мы вынуждены действовать в четырёх направлениях. Во-первых, мы должны продолжать диалог с китайским правительством, что полезно для обеих сторон и что, в конце концов, приведёт к серьезным переговорам по мирному решению тибетского вопроса. Во-вторых, нам необходимо усилить нашу активность по дальнейшему привлечению внимания мировой общественности к проблемам Тибета. Международный интерес и содействие являются благоприятными факторами способными изменить позицию китайского правительства по отношению к переговорам и уважению прав человека. В-третьих, поскольку новая экономическая политика будет углублять своё воздействие, ставя под вопрос сохранение единой культуры тибетской нации, нам необходимо внимательно следить за развитием событий и изучать их. В-четвёртых, мы должны поддерживать дальнейшую демократизацию тибетской администрации в изгнании и осуществление демократии на нижнем уровне.
В июне прошлого года мы снова установили прямой контакт с Пекином. Китайский посол в Дели заявил нам, что в прошлом китайская позиция по отношению к тибетцам была "консервативной" и что китайское правительство смогло бы быть "уступчивей", если тибетцы заняли бы "реалистическую" позицию. Позитивным ответом на восстановление отношений и приглашение тибетского представителя посетить Пекин было направление туда Калона Гьяло Тхондупа. Но китайское правительство продемонстрировало ему свою негибкую, резко очерченную позицию с жёсткими условиями проведения переговоров.
Я ответил китайскому правительству, выразив своё разочарование в связи с его позицией. Однако, я подтверждаю моё желание послать трёх представителей, чтобы передать подробную ноту, разъясняющую мои взгляды и действия, которым я был предан многие годы, чтобы способствовать переговорам ради взаимного блага тибетского и китайского народов. Я убеждён, что наступило то время, когда китайское правительство должно сделать серьёзное искреннее предложение относительно своего понимания сосуществования Тибета и Китая в мире. Мы, со своей стороны, готовы в полной степени обеспечить искренний, полный смысла и основательный диалог.
В течение веков Тибет и Китай жили как добрые соседи, и я убеждён, что мы сможем найти дорогу к жизни в мире и дружбе. Я всегда верил, что это возможно и достойно наших усилий. Я побуждал моих друзей тибетцев участвовать в дружеских дискуссиях с членами зарубежных китайских общин. Я также очень рад увеличивающемуся количеству контактов изгнанных тибетцев с членами китайского демократического движения. Результатом этого явилось растущее понимание справедливых устремлений тибетского народа и, поэтому, – сострадание и поддержка Тибета среди наших китайских братьев и сестёр.
В прошлом году мы сумели установить прямые официальные отношения с Тайванем. В прошлом существовали весьма холодные отношения между Дхарамсалой и Тайбэем, что выражалось в недоверии друг к другу и отсутствии формальных отношений.
Недавно прошло несколько международных конференций, обсуждавших не только нарушение прав человека в Тибете, но также вопросы юридического положения Тибета и права тибетского народа на самоопределение. Более того, многие правительства и парламенты послали свои делегации в Тибет с целью выяснения фактического положения дел, а также приняли резолюции, выражающие серьезную озабоченность продолжающимся нарушением прав человека в Тибете, настаивая на осуществлении прямых переговоров между китайцами и тибетцами. Это ясные показатели того, что проблема Тибета сдвинулась с политической периферии и получила большее международное внимание. Много людей во всём мире, кто верит в сострадание, справедливость и ненасилие и полную победу свободы и демократии, поддерживают наше дело. От имени моего страдающего народа я выражаю глубокую благодарность за эту поддержку и солидарность. Особенно мы обязаны правительству и народу Индии за их продолжительное гостеприимство и доброту.
Несмотря на эти ободряющие и обнадёживающие изменения, ситуация в Тибете продолжает оставаться мрачной. Безжалостное подавление малейшего политического отклонения – в порядке вещей. Не ослабевает демографическая агрессия против Тибета, которая осуществляется через политику перемещения населения, расширяющую маргинализацию тибетского народа и ассимиляцию тибетского образа жизни китайским. Культурный геноцид продолжается, намеренно или ненамеренно. Тибет, древняя страна на крыше мира, быстро становится колонией Китая.
Недавнее заявление Китая о превращении так называемого Тибетского автономного района в специальную экономическую зону в принципе можно приветствовать. Однако, есть причины опасаться длительного воздействия новой китайской политики на сохранение культурного единства тибетского народа и природы Тибета. Если важнейшие интересы тибетского народа не будут держаться на первом плане, то остаётся реальной опасность того, что эта политика будет только содействовать и интенсифицировать перемещение большого количества китайцев в Тибет. В дальнейшем это приведёт к тому, что тибетцы станут незначительным меньшинством в собственной стране, чем завершится полная колонизация Тибета, которая будет иметь серьёзные последствия для его чувствительной окружающей среды.
Именно исходя из этого, я призываю тибетцев и друзьей Тибета, где бы они не находились, и международные организации, стремящиеся осуществить различные проекты в Тибете, всегда помнить о необходимости защиты и охраны благосостояния тибетского народа, его единства и уникальной культуры.
Для тех из вас, кто намерен посвятить себя развитию Тибета, я хотел бы подчеркнуть, что специального внимания требуют системы образования, здравоохранения и сельское хозяйство страны. Вы также должны воздерживаться от беспорядочной эксплуатации природных ресурсов Тибета и, прежде всего, обеспечить полную занятость народа, если ваши усилия подразумевают благо тибетцев.
Со времени драматических событий 1959 года, мы, в изгнании, всегда стремились к свободе и демократии. Несмотря на наши ограниченные возможности, мы сделали значительный прогресс в реализации демократии. Я очень предан идее, что в свободном Тибете должна существовать подлинная демократия.
Я публично заявил, что в будущем не буду занимать какого-либо официального поста в правительстве свободного Тибета. Я принял такое решение для того, чтобы способствовать развитию здоровой демократии. Обнародование моих "Принципов политики и основных черт конституции будущего Тибета" является подтверждением моего взгляда на свободный Тибет как на мирную и демократическую страну, устремленную к демилитаризации и ненасилию.
Диктаторы и тоталитарные правители за всю историю человечества узнали, что не существует ничего более мощного, чем стремление народа к свободе и достойной жизни. Если тело может быть порабощено или заключено в тюрьму, то человеческий дух никогда не может быть порабощен или побеждён. Пока мы поддерживаем этот дух и решимость, наши устремления и верования имеют силу, чтобы, в конце концов, достигнуть цели. Радикальные изменения в мире в последние годы подтверждают мои убеждения и я более оптимистичен чем прежде в отношении того, что свобода и мир для тибетского народа в пределах досягаемости.

Молюсь ради блага всех живых существ.,
XIV-тый Далай-лама Тибета. 10 марта 1993 г.



\