Дромтон Гьялвей Джунгнэ ('Brom-ston-pa / Дромтонпа / Dromtonpa) (1005-1064г.) – один из главных тибетских учеников Атиши, основатель школы Кадампа и монастыря Радренг. |
Жизнеописание
Дромтонпы согласно
"Синей Летописи" Гой-лоцавы Шоннупэла
приводится ниже с сокращениями:
Когда
Чжово Сэцун вернулся из
Непала, они снова встретились. Дром устроился слугой в его доме.
"Он
исполнял разные работы по
дому, даже молол ячменное зерно и
ухаживал за лошадьми и скотом. Вооружённый тремя видами оружия (стрелы,
копьё и меч), он разъезжал на хорошей лошади и стерёг стадо от
разбойников. Когда он молол муку, то обычно клал рядом книгу и учил её.
Таким образом, он продолжал учиться с великим состраданием. По
соседству жил один учёный по прозвищу Колючки Грамматики, и с ним он
изучил письмо ланча
и вартула.
Он спросил учёного:
– Кто величайший учёный в Индии?
Тот ответил:
– Когда я жил в Индии, величайшим был Наропа.
Был там также монах из
царской семьи по имени Дипанкара Шриджняна.
Если он ещё жив, то станет
великим.
Как только Дром услышал это имя, великая вера пробудилась в нём, и
он почувствовал сильное желание встретиться с Дипанкарой.
Он всё думал,
удастся ли ему встретить его в этой жизни и, узнав от путников, что
Учитель прибыл в Ари, попросил Сэцуна отпустить его сходить туда. Сэцун
разрешил, не высказав никакого недовольства, и дал ему осла с поклажей
и книги. И Дром пустился в путь. Добравшись до берегов реки Огчу, он
услышал шум в одном доме и спросил:
– Что там происходит?
Ему сказали, что это Танха Пэрчун справляет поминки по своему отцу
Тан Пэрчену и угощает вином родственников. Он присоединился к поминкам.
Танха Пэрчун сказал:
– Я – великий человек! Ты должен приветствовать
меня в манере лисьего
танца!
И Дром приветствовал его. Пэрчун любил религиозные споры и завёл с
Дромом разговор на религиозные темы. Дром опроверг каждое его слово, и
тот сказал:
– Я слышал, что в Кхаме есть один очень учёный упасака1,
Дром. Не ты ли это?
Дром ответил:
– Может быть, я.
Этот человек удивился и, вытащив ковёр, на котором сам сидел,
предложил Дрому сесть на него. Затем он подарил ему хорошую лошадь с
уздечкой, к которой был привязан кусок шёлка (хадак), попросил прощения
за то, что заставил себя приветствовать и сказал:
– Я буду Вас поддерживать. Вы должны устроить монастырь в
Радэне и
стать моим наставником.
Дром ответил:
– Сейчас мне некогда. Я еду в Ари встретиться с одним
пандитой!
Позднее, если обстоятельства позволят, я стану вашим наставником и
устрою монастырь в Радэне.
Затем Дром отправился в Пэн-юл. Он заехал выразить своё уважение
Шану Ченпо из Гьяла, который дал ему наставления упасаки. Там же он
повстречал Кава Шакья Вангчуга и сказал ему:
– Сейчас я еду на встречу с пандитой. Если его пригласят в
Уй, я
пошлю Вам письмо. Тогда вам нужно будет связаться с влиятельными людьми
из тех мест и прийти приветствовать его.
Тот согласился. Дром не поехал по дороге, что вела через населённые
земли, а отправился через северную пустыню. На пути ему явился
незнакомец и сказал:
– Сейчас беспорядки в Нашю. Я должен идти.
Сказав это, он неожиданно превратился в смерч. Позднее Дром говорил:
– Это был Пэкар. Если кто-то правильно следует Дхарме, то
Пэкар тоже
хорошо хранит Дхарму.
А когда потом он не мог найти тропу, то последовал за оленем и так
вышел на нужную дорогу. Когда он добрался до Ари, Достопочтенная Тара
сказала Учителю:
– Через три дня твой упасака благополучно доберётся сюда.
Приготовься
принять его!
Тогда Учитель поставил на подушку сосуд для посвящения и благословил
его мантрами. В полдень четвёртого дня, когда Учителя, его спутников и
мирян пригласили к трапезе, Учитель, собираясь туда, сказал:
– Неправду сказала Достопочтенная Госпожа Тара.
И тут же, переходя через дорогу, лицом к лицу встретился с Дромом.
Тот, ни слова не говоря сопровождающим, последовал за Учителем, как
будто и раньше был связан с ним. Он последовал за Учителем в дом
хозяина и там, получив свою долю масла, растопил его, а вечером
преподнёс Учителю светильники. Учитель даровал ему посвящение, и
Учитель и ученик провели ночь за беседой. Через три дня Учитель и его
сопровождающие закончили своё странствие и отправились в Кьирон. Там
они провели год Курицы (1045г.) и собрались отправиться в Пэлподзон, но
дорога была закрыта из-за внутренних распрей, и они не смогли пройти
туда. Дром рассказывал Учителю о многочисленных вихарах (храмах) и
тысячах монахов в Лхасе, Самье и других монастырях Центрального Тибета.
Учитель сказал:
– Такого большого числа брахмачарьев нет даже в Индии! Там,
должно
быть, и архатов много.
Сказав это, Атиша
несколько раз поклонился в
сторону Центрального
Тибета (Уя). Это воодушевило Дрома, и он попросил Учителя посетить Уй.
Учитель сказал:
– Если монашеская община пригласит меня, я не смогу
отвергнуть
повеление общины и пойду туда.
Тогда Дром отправил через Вангчуггёна из Шана послание: "Из
Джамбудвипы, что имеет форму колесницы… Вам следует прибыть
сюда до
осени". Тогда
Нагцо2
понял, что Учитель собирается в Уй, и, схватив Учителя за одежду,
закричал:
– Я обещал стхавире из Викрамашилы привезти Вас обратно через
три
года. Я не такой храбрый, чтобы идти в Ад! Вам следует вернуться лучше
в Индию!
Учитель сказал ему:
– Лоцава! В том нет вины, если кто-то не смог выполнить
обещание.
И этим успокоил его.
Письмо Дрона Шан Вангчуггён передал Каве, и Кава уделил этому делу
большое внимание. Он сообщил Шану Ченпо из Гьяла и другим…"
Далее Атиша
и его сопровождающие отправились
в Уй. Когда Атиша
увидел Самье, он был очень рад. "Там Учитель нашёл много индийских
рукописей и, отметив, что многие из них не отыскать в Индии, сказал:
– Кажется, что Учение сначала распространилось в Тибете даже
больше,
чем в Индии. Не получил ли ачарья Падма эти книги из обители асуров?
В целом Учитель был очень доволен этим монастырём и намеревался
пробыть там довольно долго. Но Учитель узнал, что госпожа Чжомо Чиммо
учит детей дурным словам о нём, и решил уйти в другое место. Затем Дром
послал письмо Бантону, и тот с двумястами всадников прибыл в Самье
пригласить Учителя. Атиша
и его
сопровождающие отправились в Гёкар-Ла.
Полмесяц Учитель жил у Гьяпиба из Си. Затем он уехал в Ньетанг, где
собралось много учеников. Учитель даровал им наставления и оказал
необходимую помощь йогинам, включая Гёнпапу и других в Буре, и устроил
там обитель для созерцателей. Один раз в Ньетанге он прочёл
"Абхисамаяламкару" собранию многочисленных слушателей. В тот раз он дал
только краткий обзор текста, но поскольку люди были недовольны, Учитель
дал также пространное изложение. Чадар Тонпа записал его, и оно стало
известно как "Праджняпарамита по методу Кхама" (Phar-phyin
Khams-lugs-ma)… В Ньетанге он также даровал Дрому заветы по
наставлению
трёх классов живых существ…
Однажды Учитель повёл себя как ребёнок: в своей келье он раскидал
свои испражнения по всему полу. Дромтонпа чисто вымыл пол и не
почувствовал никакого отвращения к поведению физического тела Учителя.
С того времени Дром обрёл волшебную силу (санскр. абхиджня /
сверхъестественное знание) читать чужие мысли даже тех, кто живёт на
расстоянии 18 дневных полётов коршуна…
… Когда Учитель приехал в Тибет, его сторонником и
помощником был
Дромтон, и Учитель обычно открывал свои мысли только ему. Во время
пребывания в Самье Учитель даровал Дрому в Чимпу многие методы,
касающиеся тантрийских ритуалов, доха (санскр.
doha, ваджра-песни)
Сарахи
и другие тайные наставления. Главной
задачей Дрома было удалять
людей дурного поведения, которые только на словах придерживались
тантры, от занятий, проводимых Учителем. Поэтому он делал вид, что не
изучает тайных текстов. В этой связи Джецун Мила, встретившись с Дагпо
Лхачже, выразил недовольство поведением Дрома.
Учитель сказал Дрому:
– Тебе нужно построить маленький монастырь, и я доверю тебе
своё
учение. Удержи его!
Дром ответил:
– Вообще-то я не гожусь для этого, а, кроме того, я только
упасака, не
способный совершать великие дела!
Учитель ответил:
– Делай, как я сказал! Я благословлю тебя. Не отчаивайся!
На двадцатый день среднего осеннего месяца года Дерева-Коня (1054г.)
Учитель отбыл в Тушиту.
В
сочинениях кадампинцев есть много
разночтений, касающихся элементов этого года Коня, но я привожу эту
дату после тщательного рассмотрения различных дат, упомянутых в
жизнеописаниях современных учителей. Это определённо год Дерева-Коня.
Когда Учитель умер, лоцаве Нагцо было 44 года. Всего он служил Учителю
19 лет и получил от него большинство тайных наставлений. Согласно
рассказу сиддха Кёнпувы, "он сам был следующим воплощением
Нагцо"…
При кремации останков Атиши
не осталось
никаких реликвий. Но в
Ньетанге прошёл золотой дождь и даже в более поздние времена люди,
бывало, находили золото. Пока Дромтонпа, погружённый в великую скорбь,
размышлял о том, что ему следует делать, туда прибыл Кава Шакья Вангчуг
и разделил пепел Учителя поровну между Ку, Огом и другими. Изображения
и предметы для созерцания он дал Дрому. Ку, Ог и Гар Ганва сделали
серебряные алтари для хранения данных им реликвий. Затем, собрав от
Кавы и других пожертвования, они провели большой поминальный обряд в
год Овцы (1055г.).
– Если случится там быть кому-нибудь из Бхарага, они должны
помочь мне,
– сказав так, Дром построил вихару в Ньетанге.
При жизни Атиши
тех, кому он обычно помогал,
называли сада (sa-dra)
Учителя. "Сада" по-тибетски значит разряд или толпа. Дром взял себе на
службу всех тех, кому Учитель обычно помогал, и уехал в Толунг. Он
провёл некоторое время в песчаной долине Нам. Примерно тогда вожди Дама
собрали совет и решили пригласить Дрома в Радэн. Он также получил
приглашение от Танха Пэрчуна. В Новый Год года Огня-Обезьяны (1056г.)
он отправился в Радэн. Там он построил главный алтарь с двумя колоннами
(в настоящее время – внутри храма в Радэне) и верхний
внутренний двор.
После этого он никогда больше не участвовал в мирских делах, говоря: "Я
теперь покину мир", и только проповедовал Учение. Пучунва, ученик
Учителя, прислуживал Дрому…
…Дром ещё девять лет жил в Радэне. Дром скончался в
шестьдесят лет в
год Дерева-Дракона (1064г.). Находясь при смерти, он сказал Потове:
– Я не нашёл никого, кто бы мог стать вашим Учителем.
Смотрите на сутры
как на своего Учителя. Выше голову, не печальтесь!
Главными учениками Кальянамитры3
Дромтонпы были Кьюра Шонну Вё-сэр, Лхабми Шераб Юндун, Кава Гьягар,
Ругпэ-Шанченпо, Тэнка Чоцюн, Кам Юнпа, Юнпа Ка-кьогпо, Йолдзон
Нэнчжорпа, Тонпа Йонтэнбар, Гомпа Ринчен-лама, Амэ Мангэн, Гагом Агцом,
Тонпа Вангчугбар, Пагэн Донтон, Човолэг, Кампалунгпа Ченпо, Три брата
(Пучунва, Потова и Ченнава) и другие.
Дром хорошо знал как тантры, так и
сутры. Он обладал тайной
ваджраянского учения, но не делился ею широко. Среди текстов сутр он
исправил переводы "Аштасахасрики-праджняпарамиты",
"Абхисамаяламкара-алоки" Харибхадры, "Спхутартхи", "Nyi-khri snang-ba"
и другие тексты. Из тантр он исправил перевод "Джнянасиддхи".
При Дромтонпе новые тантры стали
подразделять на четыре вида:
"Названия
четырёх классов
тантр отражают их функции и
специфику. В первом классе, тантрах действия, внешние действия, такие
как омовения, очищения, а также символические жесты – мудры,
считаются
более важными, чем внутренняя йога... Во втором классе тантр, тантрах
исполнения, внутренним и внешним действиям придаётся одинаковое
значение. В тантрах йоги внутренняя йога сосредоточения превалирует над
внешними действиями. Четвёртый класс, тантры высшей йоги, назван так не
только для подчёркивания важности внутренней йоги, но и потому, что нет
более высокого класса тантр".
Далай-Лама. Из книги "Мир тибетского буддизма".
Подобное
деление тантр поздних
переводов обуславливается также
способностями практикующих, предрасположенных к тому или иному виду
тантр.