|
|
Тонглен – практика принятия и даяния
Тонглен, это учения о
тренировке ума для порождения
бодхичитты основанное на сутрах и тантрах –
проповеданных Буддой. В "Сутре,
подобной дереву"
сказано:
"О сын
благородной семьи, бодхичитта – это самая суть
учений Будды".
Польза от порождения
бодхичитты неизмерима. В "Сугатагаpбха
сутре" (de bzhin gshegs pa’i
gsangs ba’i
mdo) говорится:
"Как
можете вы измерить заслугу зарождения бодхичитты? Если вы определите
этому форму, то и небо не сможет вместить это в себя...
[...]
Если бы заслуга
порождения бодхичитты
Обладала формой,
Она бы заполнила всё пространство,
И даже вышла бы за его пределы".
Что есть бодхичитта? В "Махавайрочана-сутре"
Буддой
Вайрочаной
сказано:
"...бодхичитта
есть знание своего сердца таковым, какое оно есть."
В "Ваджрашекхара-тантре"
сказано:
"Внимай
единым сердцем, что есть сердце бодхи; оно возникает из великого
сострадания, является истинной причиной становления Буддой и исходным
началом знания и мудрости. Способно разрушать не-ясность кармических
воздействий, способно устранять дьявольскую злобу".
В "Тантре
устных наставлений о тайном драгоценном светильнике чистого сознания"
Будда
Ваджрадхара проповедует:
"Сокровенный
истинный смысл бодхичитты – это естественное состояние, никем не
созданное, саморождённое и незапятнанное, невыразимое никакими
знаками, не постижимое умом, и на него невозможно указать. То, о чём
говорится в различных учениях, не есть истинное содержание этого
состояния. Но хотя это основное состояние и невыразимо, если бы оно не
было бы указано искусными методами Учителя, оно никогда бы не было
действительно реализовано. Поэтому я учу намёками, используя
разнообразные искусные методы всё, и практикующие, научившись понимать
их, придут в ту реальность, о которой им указано".
В "Украшении ясного постижения" Майтреи, сказано:
"Порождение бодхичитты
– это желание Достичь полного, совершенного просветления
На
благо всех живых существ".
В тантре "Совершенное просветление
Бхагавана Вайрочаны" сказано:
"Изначальная
мудрость всеведения
возникает из бодхичитты, которая возникает из корней сострадания и
является свершением всей совокупности искусных средств".
Е.С. Далай-лама VII Гьелва Галсанг Гьяцо в своём
трактате "Наставление
в Дхарме: лучший из даров" пишет:
"Что именно
называется бодхичиттой? Это мысль, устремлённая к
достижению совершенного состояния Будды для того, чтобы наилучшим
образом помочь всем живым существам.
Для порождения этого состояния сознания
необходимо культивировать два
качества сознания: заботу о других живых существах и устремление к
Просветлению. Зачем развивать альтруистическое отношение к другим?
Затем, что во всей сансаре нет ни единого живого существа, которое не
желало бы счастья и не стремилось бы избежать даже малейшего страдания.
Однако умственные омрачения и искажения
полностью поработили их, и существа бессознательно разрушают своё
счастье и благополучие. Каждое из них является злейшим врагом самого
себя. Собственное неведение, привязанность и ненависть заставляют их
накапливать непрерывный поток дурной кармы, и каждым действием своих
тела, речи и ума они собирают всё больше причин для рождения в низших
мирах существования. В итоге они рождались и будут рождаться в мирах
адов, голодных духов и животных."
И далее:
"Основой нашей
практики бодхичитты должно быть отречение,
порождённое благодаря осознанию ущербной природы сансарических
наслаждений."
Арьядева сказал:
"Непостоянство
отравляет всё и вся,
И тот, кого оно язвит, теряет радость.
Поэтому изречено: всё то, что есть непостоянное,
То по природе суть страданье".
Различают два вида практики порождения
бодхичитты, это порождение
относительной бодхичитты и порождение абсолютной
бодхичитты.
Практика порождения
относительной бодхичитты заключается в непоколебимом устремлении
основанном на любящей доброте, сострадании и сорадовании,
достичь наивысшего истинного пробуждения ради освобождения всех живых
существ
от страданий сансары.
Е.С. Далай-лама
VII Гьелва Галсанг Гьяцо в
своём
трактате "Наставление
в Дхарме: лучший из даров" пишет:
Тот, кто достиг
совершенного состояния Будды и свободен от всех
омрачений, тот, кто непосредственно зрит все аспекты качеств,
подлежащих развитию, и качеств, подлежащих устранению на пути к
Пробуждению, – тот превзошёл влечение и
ненависть к бесчисленным живым существам, взирает на них с равным
состраданием и способен принести им подлинное благо.
Нужно думать: "Я должен направить все свои
усилия на достижение этого
всеблагого состояния". Вкратце, мотивация должна быть следующей: "Ради
высшего блага живых существ, наполняющих бескрайнее пространство, я
должен достичь совершенного, чистейшего состояния Пробуждения". Таков
устремлённый тип бодхичитты.
Обет бодхисаттвы для порождение
относительной бодхичитты:
Jang chhub nying
por chhi kyi bar
Sang gye nam la kyab su chhi
Chho dang jang chhub sem pa yi
Tshog la ang de zhin kyab su chhi
Ji tar ngon gyi de sheg kyi
Jang chhub thug ni kye pa dang
Jang chhub sem pai lab pa la
De dag rim zhin ne pa tar
De zhin dro la phen don du
Jang chuub sem ni kye gyi zhing
De zhin du ni lab pa la ang
Rim pa zhin du lab par gyi.
До тех пор, пока
я не достигну сердца просветления,
Я принимаю Прибежище в Будде, Дхарме и собрании Бодхисаттв.
Так же как Татхагаты прошлого формировали
бодхичитту и обучались как бодхисаттвы
И постепенно проходили десять земель
бодхисаттвы,
Также и я, для счастья всех чувствующих существ,
Буду взращивать бодхичитту и
проходить обучение шаг за шагом,
И постепенно стану таким же искусным как они.
Практика порождения абсолютной
бодхичитты
заключается в познании пустоты феноменов, т.е. постижение отсутствия самосущего
"я", при помощи ума, побуждаемого относительной
бодхичиттой. Сараха в "Сокровищница песен Сарахи", сказал:
"Тот, кто
цепляется за Пустоту
И пренебрегает Состраданием,
Не достигает высшей ступени.
Но тот, кто практикует только Сострадание,
Не достигает освобождения от сетей существования.
Тот же, однако, кто силён в практике обоих,
Не остаётся ни в Сансаре, ни в Нирване."
Е.С. Далай-лама XIV
учит различать четыре разновидности процесса порождения бодхичитты:
1. Порождение альтруистического ума
на двух уровнях практики через веру – на Пути
Накопления и Пути Подготовки;
2.
Порождение альтруистического ума на основе особо чистых помыслов на
семи нечистых уровнях – первых семи бхуми
бодхисаттвы;
3.
Порождение альтруистического ума, приносящего плоды, на трёх чистых
уровнях – восьмом, девятом и десятом бхуми
бодхисаттвы;
4.
Беспрепятственное порождение альтруистического ума в состоянии Будды.
Основой нашей практики бодхичитты должно
быть отречение,
порождённое благодаря осознанию ущербной природы сансарических
наслаждений.
Большим препятствием в практике
порождения бодхичитты
является эгоизм основанный на
различении себя и других. Это различение питает ненависть и
утверждает себялюбие – причину страдания. В
коренном тексте Кадампы "Семь смыслов тренировки
ума", сказано:
Обвиняй во всём
одно – своё себялюбие.
В "Бодхичарья-аватара" Шантидевы сказано:
Все страдания
сансары берут начало в себялюбивом уме.
В "I.
Джатаке о тигрице" из "Гирлянды
джатак" Арья
Шуры говорится:
15. Увы! О сколь
ужасна себялюбия жестокость, из-за которой даже мать
своих детей пожрать готова!
16. Да как же можно воспитать врага такого, как
себялюбие, если из-за
него мы можем сделать шаг к подобным действиям?
Не отчаивайтесь и не останавливайте практики если кто-то просит
вас об этом; не игнорируйте такую личность. Если вы потеряли бодхичитту
– вы потеряли устремление и практику. Вы отсекли практическое применение от корня, и так вы остались без фундамента, без основы. Вы разрушили корень махаяны и больше нет других методов для обретения просветления. Вы должны хорошо осознать как важно иметь пpобуждённый ум
и никогда не забывать этого.
В практике тонглен даяния и получения мы принимаем посредством сострадания всевозможные умственные и телесные страдания всех существ:
их страх, расстройство, боль, гнев, вину, горечь и ярость и отдаём им
посредством любви всё своё счастье, благополучие, спокойствие ума,
здоровье и достижения. Так в "VIII. Джатака о
Майтрибале" из "Гирлянды
джатак" Арья
Шуры бодхисаттва
Майтрибала говорит:
Я не стремлюсь к
тому, чтобы уничтожить собственные страдания, я стремлюсь уничтожить
страдания других.
Практика тонглен основана на дыхании. Удобно
усевшись в спокойном месте, мы наблюдаем за дыханием. Выдыхая, мы отдаём все свои благие качества и благополучие, обретённые в этой
жизни, и посылаем их в окружающий мир.
Вдыхая, мы приглашаем и принимаем все расстройства и плохие ситуации, которые есть у других. Мы намеренно и активно принимаем на себя все болезненные стороны жизни.
Причины неудач, страдания и дурную корму всех
существ мы представляем в виде чёрного дыма. Он входит в наше тело
через нос и располагается в сердце. Страдание, которое мы приняли,
безотлагательно очищается силой нашей природы будды и ясного света.
Великий буддийский учитель Шaнтидевa
предлагает, чтобы в тот момент, когда чёрный дым очищается в вашем
сердце, сердце и всё ваше тело превращаются в ослепительный исполняющий
желания самоцвет, который может исполнить желания и чаяния каждого,
обеспечивая их именно тем, что необходимо. Когда мы выдыхаем, всё
здоровье, счастье, мудрость и положительная энергия нашего прошлого,
нестоящего и будущего истекает из нашего сердца в виде тёплого света ко
всем живым существам. Они получают эту положительную энергию вместо
своих печалей и расстройств. Во время медитации важно дышать нормально
и необязательно совершать обмен с каждым дыханием.
Умение отдавать
и брать
Едет верхом на ветре,
Освобождая каждое живое существо
От океана страданий.
Панчен-лама I.
Практика тонглен является мощным
духовным подходом,
поскольку смиряет эго, а также непосредственно помогает другим. Это исключительная удача, что мы можем принять на себя и очистить чужие страдания.
Этой техникой можно пользоваться также и тогда,
когда кто-то умирает. Вы можете представить чёрный дым, который
содержит в себе все страдания и страхи умирающего, а также то, что таким
образом вы разрушаете всю свою сaмоозaбоченность и цепляние, равно как и
всю свою дурную карму. Когда вы выдыхаете, вы представляете
тёплый свет, силой своей чистоты пополняющий умирающего миром и благополучием. Таков
творческий процесс того, как вы делитесь тем, что у вас есть. Даже если
другие не знают что вы делаете это для них, вы всё равно помогаете им, а
они вам. Они активно помогают вам развить сострадание. Умирающий может
ощутить благодарность, если узнает, что вы молились за
него таким образом. Для умирающего нет ничего более благоприятного, чем
быть в окружении людей, у которых такое благое отношение.
Шaнтидевa говорит:
Всякий, кто
желaет быстро дать защиту себе и другим,
Должен практиковать эту святую тайну: Замену себя на других.
Эта практика столь могущественна, что даже
возможно поможет избавится нам от наиболее опасной всеобщей болезни: от
неведения, которое жизнь за жизнью мешало нам распознать истинную
природу своего ума и, совершив
это, обрести освобождение.
Изображаемые на танках орнаменты драгоценностей божества символизирует семь
ветвей пути бодхичитты.
Длинное ожерелье символизирует внимательность, это первая ветвь. Корона символизирует исследование писаний, это вторая ветвь. Ленты символизируют настойчивость, это третья ветвь. Серьги символизируют
высшее очищение, это четвёртая ветвь. Браслеты символизируют совершенную мысль, это пятая ветвь. Средней длины ожерелье символизирует ревностность, это шестая ветвь. Длинные, чётки из цветов, символизируют радость, это седьмая ветвь.
- Наставления
по Учению Тонглен.
Мантра, развивающая качества
бодхисаттвы Махаяны
|
mp3
829 Kb.
0:21 – Яп.
прочтение. |
|
Я
делаю свои страдания своей радостью,
Я делаю страдания других
своими
страданиями.
|
На колеснице
бодхисаттв, главным обетом является развитие бодхичитты.
\
|
|
|
|