Лоджонг
Стихи тренировки ума
Геше Чекава (1101-1175). Пер. с англ. М. Елинского.

Учение Лочджонг основанно на труде
Геше Чекава который он озоглавил "Тренировка ума в семи частях" и написал после длительного применения этого учения на практике.


Тренировка ума в семи частях

Кланяюсь великому состраданию.
Суть этого нектара тайных наставлений передана от наставника с Суматры.
Следует понять важность этих наставлений,
Сравнивая их с драгоценностью, солнцем и целебным деревом.
Тогда это время пяти вырождений
Превращается в путь к состоянию полного пробуждения.


1. Объяснение предварительных практик как основы для практики

Сначала упражняйся в предварительных практиках.


2а. Действительная практика, тренировка относительного пробуждающегося ума

Изгони того, кто виновен во всём.
Созерцай великую доброту всех живых существ.
Практикуй сочетание отдавания и принятия.
Отдавание и принятие следует практиковать попеременно,
И начать следует с принятия от самого себя.
Обоими ими следует оседлать дыхание.
Относительно трёх объектов, трёх ядов и трёх  добродетелей
Наставление заключается вкратце в том,
Чтобы придерживаться в своём сердце этих слов во всякой деятельности.


3. Превращение неблагоприятных обстоятельств в путь к просветлению

Когда мир и его обитатели переполнены пороком,
Превращай неблагоприятные обстоятельства в путь к просветлению.
Размышляй прямо над каждой из возможностей.
Высочайший метод сопровождается четырьмя практиками.


4. Цельная практика в одной жизни

Тренируй пять сил.
Сами пять сил – предписание Великой Колесницы по переносу сознания.
Следуй этим способам практики.


5. Мера натренированности ума

Все учения сведи в единую мысль.
Первостепенную важность следует придать двум свидетельствам.
Неизменно поддерживай только радостный ум.
Мера натренированности ума – то, что он начинает возвращаться.
Есть пять великих признаков тренированного ума.
Тренированный ум сохраняет контроль, даже когда отвлечён.


6. Обязательства тренировки ума

Всегда упражняйся в трёх общих положениях.
Чтобы взрастить достоинства и отринуть тревожащие эмоции,
Активно применяй сильнодействующие средства.
Подчини все основания (эгоизма).
Последовательно тренируй себя в обращении с трудными ситуациями.
Не полагайся на внешние условия.
Преобразовывай своё отношение, но сохраняй естественное поведение.
Не говори о чужих пороках, не вмешивайся в чужие дела.
Оставь любую надежду на вознаграждение.
Избегай отравленной пищи.
Не поддерживай неуместную лояльность.
Не отпускай злых шуток.
Не таись в засаде.
Не наноси сердечных ран.
Не нагружай на пони лошадиную ношу.
Не гонись за личным выигрышем.
Не превращай богов в демонов.
Не ищи счастья в чужой беде.


7. Предписания тренировки ума

Любую йогу следует выполнять как единое целое.
Необходимы два действия – в начале и в конце.
В начале упражняйся в более лёгком.
Что бы их двух ни случилось, терпи и одно, и другое.
Даже ценой своей жизни охраняй оба.
Упражняйся в трёх трудных.
Превращай всё в путь Великой Колесницы.
Стремись к глубокой и всеобъемлющей практике.
Стремись к трём важнейшим условиям.
Сначала очищайся от наиболее грубого.
Практикуй то, что более эффективно.
Не позволяй ослабевать трём факторам.
Никогда не разлучайся с тремя достояниями.
Если случается откат назад, сосредотачивайся на нём как на противоядии от него же.
Главными практиками занимайся прямо теперь.
В будущем всегда облачайся в доспехи.
Не полагайся на неверное понимание.
Не будь беспорядочен.
Практикуй неотступно.
Освобождайся через исследование и анализ.
Не будь хвастлив.
Не будь вспыльчив.
Не делай краткосрочных попыток.
Не ожидай похвал.


2б. Тренировка абсолютного пробуждающегося ума

Когда достигнута стабильность, обратись к тайному учению.
Все явления воспринимай как подобные снам,
Исследуй природу нерождённого осознавания.
Противоядие естественным образом освобождает само себя,
Сделай сущность основы всего сущностью пути.
Между занятиями будь как чародей, творец иллюзий.


Эта прaктикa столь могущественна, что даже возможно поможет избавится нам от наиболее опасной всеобщей болезни: от неведения, которое жизнь за жизнью мешало нам распознать истинную природу своего ума и, совершив это, обрести освобождение.



На колеснице бодхисаттв, главным обетом является развитие бодхичитты.


\