|
|
Седьмой Кармапа
Чёдраг Гьямцо.
Седьмой Кармапа Чёдраг Гьямцо родился в первом месяце 1454 года на
севере Тибета. Его отца звали Драгпа Палдруб, а мать – Лхамо Кьи. Ещё в
младенчестве мальчика объявили воплощением духовного учителя, и в
первый год своей жизни он проявлял такую зрелость, что люди всё больше
убеждались в истинности этого утверждения. Однажды он спонтанно
произнёс слоги А
и Хум,
сопровождая это такими словами:
– В мире нет ничего, кроме пустоты. Люди думают, что есть материя, но
они ошибаются. Для меня не существует ни рождения, ни смерти.
Мальчика привезли в передвижной лагерь Гьялцаба Гушри Палджора,
держателя линии преемственности Карма Кагью. Лама Гьялцаб узнал в
мальчике новое воплощение Кармапы и официально возвёл его на трон.
Рассказывают, что Чёдраг Гьямцо при этом произнёс:
– Я Будда Ваджрадхара.
Юный Кармапа остался жить рядом с Гьялцабом Ринпоче. В 1458 году, в
четырёхлетнем возрасте, он совершил своё первое путешествие по Южному
Тибету. Как и в случае всех остальных Кармап, его постижение природы
реальности раскрывалось посредством необычайных переживаний и видений.
Достоинство, присущее этому исключительному ребёнку, неизменно
ощущалось каждым, кто приближался к нему.
По мере того как лагерь перемещался по просторам Южного Тибета, Чёдраг
Гьямцо, пользуясь своим влиянием, прилагал усилия к тому, чтобы
прекратить вражду среди племён Нага и бутанцев. Ему также удалось
добиться освобождения заложников и политических заключённых. Кармапа был
вегетарианцем и убедил многих людей перестать охотиться и ловить рыбу.
Он защищал домашний скот, прежде всего яков и овец, и ввёл обычай
помечать животное ленточкой, чтобы показать, что оно не подлежит убою.
Чёдраг Гьямцо отменил пошлины за проезд через мосты и распорядился
строить их из железа.
Из Южного Тибета лагерь постепенно переехал в Кхам. В монастыре Карма
Гьялцаб Ринпоче провёл церемонию, на которой восьмилетний Кармапа
принял обеты мирянина и бодхисаттвы.
Здесь же Чёдраг Гьямцо продолжил своё образование, и позднее его
посвятил в послушники Лама Джампал Зангпо, ученик предыдущего Кармапы и один из держателей традиции Кагью. В этот
период юный Лама изучал главным образом тексты Винайи, уделяя внимание
и общим принципам, и особенностям монастырской жизни. Второй наставник
Кармапы – Ситу Таши Намгьял – давал ему много устных наставлений из
традиции Камцанг.
В 1465 году Чёдраг Гьямцо отправился из монастыря Карма в пограничные
районы Северо-Восточного Тибета. Там он восстановил мир между местными
буддистами и последователями бона, давно враждовавшими между собой.
Затем он учил людей основам Дхармы Будды. Все дары, которые ему
подносили в этой поездке, он отдавал беднякам и монастырям.
Работая для блага других, молодой Чёдраг Гьямцо не прерывал своего
обучения. Одной из самых важных духовных практик для него была
медитация Чод, которую когда-то
принесла в Тибет знаменитая йогиня Мачиг Лабдрон. Погружаясь в
эту медитацию, Кармапа иногда видел собственный скелет.
Чёдраг Гьямцо, несмотря на свой юный возраст, был превосходным учёным.
В монастыре Рава Ганг он участвовал в философских занятиях наравне с
пятью взрослыми философами, вёл с ними полемику и вносил коррективы в
их утверждения. В монастыре Сурманг, резиденции воплощений Трунгпа,
Чёдраг Гьямцо написал несколько книг, посвящённых различным аспектам
Дхармы.
В 1471 году семнадцатилетний Кармапа со своим многочисленным
сопровождением расположился лагерем в Кава Карпо – священном месте,
связанном с Чакрасамварой.
Здесь он на семь лет уединился для интенсивной медитации, чтобы таким
образом завершить своё духовное образование.
Как и все остальные воплощения Кармап, Чёдраг
Гьямцо осознавал своё близкое духовное родство с Гуру Падмасамбхавой. В определённом
смысле Кармапу можно считать олицетворением этого великого йогина.
Вернувшись из долгого отшельничества в монастырь Карма Ген, Чёдраг
Гьямцо имел видение, в котором перед ним предстал Падмасамбхава, окружённый йидамами,
традиционными для школы Ньингма. Рядом были Будда Шакьямуни и
ламы линии преемственности Кагью. Это видение навело Кармапу на мысль
отыскать какие-нибудь долины, укрытые от людского глаза, которые могли
бы служить безопасным пристанищем на время военных действий. Будущие
конфликты в Тибете представлялись ему неизбежными.
Позднее Чёдраг Гьямцо снова посетил Южный Тибет, где организовал ремонт
нескольких монастырей Кагью и помог их наставникам. Затем он
проследовал в Цурпху, свою главную резиденцию, и там отреставрировал
большую статую Будды
Шакьямуни, отлитую по проекту Карма Пакши.
Кармапа считал хорошее образование делом первостепенной важности и
широко его пропагандировал. Будучи последовательным в этой работе, он
учредил при монастыре Цурпху большое учебное заведение, которое скоро
приобрело всеобщую известность.
Однажды Кармапу пригласил к своему двору Лама Таши Таргье – религиозный
и политический глава одной из провинций на юге Тибета. Чёдраг Гьямцо
принял приглашение и, приехав, провёл там большой курс поучений
традиции Кагью. В благодарность за это Таши Таргье поднёс Кармапе в дар
все свои владения, угодья, поместья и монастыри, в том числе личный
монастырь Чёкхор Люнпо. При дворе Таши Таргье Его Святейшество встретил
первого тулку из будущей линии Карма Тринле – его звали Чёле Намгьял.
Карма Тринле попросил у Кармапы, которого считал воплощением Будды Шакьямуни,
тайные поучения линии преемственности Кагью. Чёдраг Гьямцо ответил:
– Если ты пообещаешь впоследствии стать держателем этой традиции, я дам
тебе то, чего ты хочешь.
После этого Карма Тринле учился у Кармапы и практиковал Шесть йог Наропы и Махамудру, до тех
пор пока ему не открылся внутренний смысл этих учений. Тогда Чёдраг
Гьямцо назначил своего нового ученика настоятелем монастыря Чёкхор
Люнпо. Карма Тринле основал при монастыре учебное заведение, в котором
преподавались обширные курсы философии, психологии, ритуалов и этики.
Выпускник мог иметь одну из трёх возможных степеней: тем, кто завершил
полный курс обучения и обладал наивысшей квалификацией, присваивался
титул "кхенпо", или "профессор"; тем, кто прошёл большую часть курса, –
"лопён", или "мастер"; остальные же получали просто диплом о высшем
образовании. Этот институт, возглавляемый Ламой Карма Тринле, сыграл
чрезвычайно важную роль в сохранении и передаче Учения Будды.
Слава Чёдрага Гьямцо распространилась далеко за границы Тибета и дошла
до Индии и Китая. Настоятель монастыря Бодхгайя прислал ему ценные
дары. Несколько индийских учёных приезжали к нему с визитом – в их
числе были Рахула Виная и Шила Сагара. Император Китая пригласил
Кармапу к себе в гости, но в то время Чёдраг Гьямцо не смог к нему
поехать.
В 1498 году Кармапа, путешествуя по области Конгпо, основал там
отшельническое поселение и нашёл третье воплощение Тай Ситу – Ламу Таши
Палджора. Затем он вернулся в Лхасу, чтобы провести официальную встречу
высоких учителей. Там его почтительно приветствовали монахи из Дрепунга
и Гадена – монастырей школы Гелуг. В Ринпунге Кармапа давал наставления
многим людям, в числе которых был великий учёный Сакья Чогден. Поучения
Кармапы касались главным образом сутр и трудов Асанги и Нагарджуны.
Представители всех различных духовных традиций высоко оценили широту
познаний Чёдрага Гьямцо.
Седьмой Кармапа был плодовитым автором: он создал много трактатов,
посвящённых Винайе, философии Мадхьямаки
и Тантре. Некоторое время
Кармапа был поглощён составлением текста о логике, называемого "Ригжунг
Гьямцо" и содержащего комментарии к семи трудам Дигнаги и Дхармакирти.
Его тогдашний помощник Дагпо Рабджам Чёгьял Тенпа впоследствии
вспоминал, что Чёдраг Гьямцо просто диктовал ему текст, не размышляя и
не перечитывая источники, которые комментировал. Кармапа полагался на
свою память во всём, что касалось линии его рассуждений, ссылок на
чужие книги и рукописи. Его мышление было совершенно ясным и безупречно
последовательным. Если ему случалось внезапно прервать диктовку книги,
впоследствии он безошибочно возвращался к нужному месту. Иногда
помощник просил Кармапу объяснить какое-нибудь трудное место в
рукописи, но Кармапа, казалось, не обращал на просьбы никакого
внимания. Затем, в ходе диктовки, ответ приходил сам собой. Время от
времени Чёдраг Гьямцо мог добавить:
–
Доверяй тому, что говорит твой Лама. Все объяснения сами появятся в
своё время.
Кармапа вёл очень простой и строгий образ жизни. Даже в путешествиях он
оставался молчаливым и внимательным. Периодически он прерывал своё
уединение, чтобы принимать посетителей, но никогда во время этих встреч
не пускался в пустые разговоры. В противоположность аскетизму жилища
самого Кармапы его путешествующий лагерь со своим пышным убранством
представлял собой красивое и богатое зрелище. Шатёр для церемоний
венчала золотая крыша. Алтарь украшали самые драгоценные реликвии, над
которыми с потолка свисали тринадцать изящных зонтиков. Трон Чёдрага
Гьямцо был покрыт жемчугом, и позади него висела жемчужная драпировка.
В возрасте пятидесяти двух лет Кармапа начал сознавать подступающую
смерть. Он посоветовал жителям Конгпо практиковать Дхарму и удалился в
отшельничество. Но отовсюду прибывало так много людей, желавших его
увидеть, что Чёдраг Гьямцо вынужден был покинуть келью и снова
подняться на свой трон в алтарном зале. Паломникам, которые
присутствовали при этом, показалось, что Кармапа был облачён в
дхармические одеяния, свойственные Буддам в Состоянии радости. В тот
день Кармапа вверил свою линию преемственности Ламе Ситу Ринпоче. Он
предсказал, что в следующий раз родится в Кхаме, и сообщил имена своих
будущих родителей. На следующее утро Чёдраг Гьямцо в медитации оставил
этот мир.
Личные вещи Кармапы его ученики распределили по разным монастырям, а
тело доставили в Цурпху и там предали кремации. Все реликвии и кусочки
костей, найденные на кострище, монахи поместили в ступу.
У Седьмого Кармапы было множество учеников. Наиболее известные из них –
это Гьялцаб Тулку, Лама Таши Намгьял, Четвёртый Шамар Ринпоче, Лама
Сангье Ньенпа, Сакья Чёден, Карма Тринле, Сакья Вангчуг, Карма Качопа,
учёный Вангчуг Гьялцен, знаменитый своими трудами по логике, и Самтен
Лингпа, тертон школы Ньингма.
|
|
|