|
|
Шестой Кармапа
Тонгва Дёнден.
Шестой Кармапа Тхонгва Дёнден родился в 1416 году в Нгоме, неподалёку
от монастыря Карма Гён, что в Кхаме. Тем самым он сдержал обещание,
которое дал жителям этой восточной области в своём предыдущем
воплощении.
Родители будущего Кармапы были преданы Учению Будды. Пока его мать была
беременна, и она, и её муж видели необычные сны. Теперь, глядя на
новорождённого сына, оба признали, что он особенный.
Когда Тхонгве Дёндену было всего несколько месяцев, родители отвезли
его к Ламе Нгомпе Джадралу, ученику Пятого Кармапы.
Маленький мальчик был очень взволнован этой встречей и неожиданно начал
произносить алфавит. Нгомпа Джадрал спросил ребёнка:
– Кто ты на самом деле?
В ответ Тхонгва Дёндэн сказал:
– Я нерождённый, я вне места и времени, я величие всего живого. Я
многих приведу к освобождению.
Вскоре Третий Шамар Ринпоче Чёпел Йеше официально признал в мальчике
Шестого Кармапу и возвёл его на трон. Ещё в младенчестве Тхонгва Дёнден
посетил многие монастыри Кагью, и его не по годам развитые
исключительные качества на всех производили сильное впечатление. В
монастыре Цурманг он встретил Первого Трунгпу Кюнга Гьялцена и сразу
изумил его вопросом:
– Где та защитная ленточка, что я подарил тебе в прошлой жизни?
Лама Трунгпа, преисполненный чувств, нашёл ленточку и простёрся перед
своим Мастером.
Уже в детстве Тхонгва Дёнден обнаружил свои высокие духовные
достижения, переживая много видений, в которых ему являлись различные
йидамы и Будды. В 1424 году, в восьмилетнем возрасте, Кармапа принял
посвящение в сан послушника и обеты бодхисаттвы у
наставника по имени Сёнам Зангпо.
Затем он начал учиться у великого святого по имени Ратнабхадра. Этот
лама, слывший перерождением Речунгпы –
ученика знаменитого поэта и йогина Миларепы,
– передал юному Тхонгве Дёндену много текстов Дхармы, а также даровал
посвящения и устные наставления по тантрам Ваджрайогини, Хеваджры и
практике Махамудры.
В дополнение к этому Кармапа получил передачу поучений Тилопы от Шамара Ринпоче.
Духовное образование Тхонгвы Дёндена не ограничивалось рамками традиции
Камцанг. Он глубоко изучил пять тантр и Шесть учений Нигумы из линии
преемственности Шангпа Кагью, а также доктрину Дуг Нгал Шидже
индийского наставника Падампы Сангье.
В свои подростковые годы Шестой Кармапа сосредоточился на разработке
последовательной литургической системы для традиции Камцанг. В Карма
Кагью основной упор обычно делался на медитацию как таковую, за что эту
школу именовали также "линией практики", и потому ритуалам и литургии
здесь уделялось не слишком много внимания. Большинство ритуалов,
практиковавшихся тогда в Карма Кагью, было заимствовано из других школ.
Тхонгва Дёнден стремился создать прочную основу для собственной
ритуальной традиции школы Камцанг и с этой целью написал большое
количество садхан – подробных практических руководств по ритуалам.
Его перу принадлежат инструкции по медитациям на Ваджрайогиню и Чакрасамвару – главных
йидамов Кагью – и длинная версия Основополагающих упражнений. Тхонгва
Дёнден ввёл новый стиль произнесения мантр и составил пространный
текст, посвящённый танцам Махакалы и связанным с ними ритуалам.
Эта работа Кармапы имела такой большой успех не только за счёт силы его
устремлений, но и благодаря интуитивному проникающему видению, которое
придало его деятельности особую силу и глубину.
Завершив этот вдохновенный период сочинительства, Кармапа принял полное
посвящение в монахи и отправился в паломничество по монастырям
Центрального Тибета. В этом путешествии ему было много видений. В одном
из них Махакала с тантрической подругой дали Кармапе особые наставления
по Шести йогам Наропы и Махамудре Тилопы. В другой раз ему приснились Тилопа, Миларепа
и Вималамитра, соединяя тем самым потоки передачи Махамудры и Махамати. Ещё через
некоторое время перед ним появился Будда Ваджрадхара в обществе
Первого Кармапы Дюсума Кхьенпы, что
символизировало могущество традиции Кагью. В другом видении Тхонгва
Дёнден встретился с индийским тантрическим йогином Домби Херукой,
который вместе со своей возлюбленной приехал верхом на тигре. Домби
Херука поведал Кармапе, что тот обладает совершенством чистоты и
полностью свободен от любых омрачений.
В Лхасе Шестой Кармапа познакомился с Кюнченом Ронгтёнпой, настоятелем
одного из монастырей традиции Сакья. Этот лама даровал ему великое
множество поучений. Восхищённый блестящим умом Тхонгвы Дёндена,
Ронгтёнпа объявил:
– Мой ученик – Будда.
Примерно в это же время Кармапа спас от разрушения и восстановил
монастыри Сангпху и Нгагпху. После этого он отправился в Цурпху и
оттуда в Кхам. Благодаря своему незапятнанному восприятию Тхонгва
Дёнден переживал всё, что его окружало, как Чистую страну. В одной из
местностей он увидел Ваджрайогиню. В Сурманге, главном монастыре особой
линии преемственности Чакрасамвары,
пришедшей от Тилопы, ему явился сам Чакрасамвара. В Долма
Лхаканг Кармапе явилась Тара, вдохновляя его написать
благопожелательные песни в её честь. В другой долине ему привиделся
один из "пяти великих лам" традиции Сакья – Сачен Кюнга Ньингпо, и
после этого между местными князьями, долго враждовавшими между собой,
наконец воцарился мир.
Тхонгва Дёнден заказал переиздание Кагьюра и Тенгьюра, заплатив за работу
дарами, полученными от благодарных учеников.
Всю жизнь в своих видениях Кармапа продолжал получать наставления от
великого философа Нагарджуны, от
йогинов Миларепы и Падмасамбхавы.
В 1452 году Тхонгва Дёнден почувствовал приближение смерти. Лама Сангье
Сэнге предложил устроить ритуалы, посвящённые долгой жизни Кармапы, но
тот ответил:
– В этом году со мной ничего не случится. А в первые девять месяцев
следующего года я сам приму решение насчёт продления своей жизни.
Когда пришло время, Кармапа удалился в отшельничество. Он поселился в
местности Конгпо, что на юге Тибета, чтобы подготовиться к кончине.
Принадлежавшие ему книги и ритуальные предметы он вверил попечению
Гьялцаба Гушри Палджора, оставив тому, кроме прочего, письмо с
предсказанием обстоятельств рождения следующего Кармапы. Затем Тхонгва
Дёнден обратился к Гьялцабу с такой просьбой:
– Пожалуйста, заботься о линии преемственности Кагью вплоть до моего
возвращения. Сейчас между Шамбалой и Меккой идёт война. Я ухожу, чтобы
помочь Шамбале.
Свои последние месяцы Кармапа посвятил сочинению песен. В начале 1453
года, в возрасте тридцати семи лет, он объявил своим ученикам и
помощникам:
– Я отправляюсь на встречу с ламами Кагью и прошу вас выучить такое
призывание: "Обращаюсь к Тхонгве Дёндену, великому проявлению
сострадания. Воплощение всех Будд, пожалуйста, взгляни на меня с
любовью".
Погрузившись в медитацию, он ушёл из жизни. После кремации Кармапы
среди золы обнаружилось множество реликвий.
Его важнейшими учениками были Гьялцаб Гушри Палджор, Ситу Таши Намгьял
и Бенгар Джампал Зангпо. Именно им он доверил руководство своей линией
преемственности.
|
|
|