На главную страницу  Назад

На главную страницу  Назад
Шестой Кармапа Тонгва Дёнден.
Из книги IV Карма Тринле Ринпоче "История Кармап Тибета".



Шестой Кармапа Тхонгва Дёнден родился в 1416 году в Нгоме, неподалёку от монастыря Карма Гён, что в Кхаме. Тем самым он сдержал обещание, которое дал жителям этой восточной области в своём предыдущем воплощении.
Родители будущего Кармапы были преданы Учению Будды. Пока его мать была беременна, и она, и её муж видели необычные сны. Теперь, глядя на новорождённого сына, оба признали, что он особенный.
Когда Тхонгве Дёндену было всего несколько месяцев, родители отвезли его к Ламе Нгомпе Джадралу, ученику Пятого Кармапы. Маленький мальчик был очень взволнован этой встречей и неожиданно начал произносить алфавит. Нгомпа Джадрал спросил ребёнка:
– Кто ты на самом деле?
В ответ Тхонгва Дёндэн сказал:
– Я нерождённый, я вне места и времени, я величие всего живого. Я многих приведу к освобождению.
Вскоре Третий Шамар Ринпоче Чёпел Йеше официально признал в мальчике Шестого Кармапу и возвёл его на трон. Ещё в младенчестве Тхонгва Дёнден посетил многие монастыри Кагью, и его не по годам развитые исключительные качества на всех производили сильное впечатление. В монастыре Цурманг он встретил Первого Трунгпу Кюнга Гьялцена и сразу изумил его вопросом:
– Где та защитная ленточка, что я подарил тебе в прошлой жизни?
Лама Трунгпа, преисполненный чувств, нашёл ленточку и простёрся перед своим Мастером.
Уже в детстве Тхонгва Дёнден обнаружил свои высокие духовные достижения, переживая много видений, в которых ему являлись различные йидамы и Будды. В 1424 году, в восьмилетнем возрасте, Кармапа принял посвящение в сан послушника и обеты бодхисаттвы у наставника по имени Сёнам Зангпо.
Затем он начал учиться у великого святого по имени Ратнабхадра. Этот лама, слывший перерождением Речунгпы – ученика знаменитого поэта и йогина Миларепы, – передал юному Тхонгве Дёндену много текстов Дхармы, а также даровал посвящения и устные наставления по тантрам Ваджрайогини, Хеваджры и практике Махамудры. В дополнение к этому Кармапа получил передачу поучений Тилопы от Шамара Ринпоче.
Духовное образование Тхонгвы Дёндена не ограничивалось рамками традиции Камцанг. Он глубоко изучил пять тантр и Шесть учений Нигумы из линии преемственности Шангпа Кагью, а также доктрину Дуг Нгал Шидже индийского наставника Падампы Сангье.
В свои подростковые годы Шестой Кармапа сосредоточился на разработке последовательной литургической системы для традиции Камцанг. В Карма Кагью основной упор обычно делался на медитацию как таковую, за что эту школу именовали также "линией практики", и потому ритуалам и литургии здесь уделялось не слишком много внимания. Большинство ритуалов, практиковавшихся тогда в Карма Кагью, было заимствовано из других школ. Тхонгва Дёнден стремился создать прочную основу для собственной ритуальной традиции школы Камцанг и с этой целью написал большое количество садхан – подробных практических руководств по ритуалам.
Его перу принадлежат инструкции по медитациям на Ваджрайогиню и Чакрасамвару – главных йидамов Кагью – и длинная версия Основополагающих упражнений. Тхонгва Дёнден ввёл новый стиль произнесения мантр и составил пространный текст, посвящённый танцам Махакалы и связанным с ними ритуалам.
Эта работа Кармапы имела такой большой успех не только за счёт силы его устремлений, но и благодаря интуитивному проникающему видению, которое придало его деятельности особую силу и глубину.
Завершив этот вдохновенный период сочинительства, Кармапа принял полное посвящение в монахи и отправился в паломничество по монастырям Центрального Тибета. В этом путешествии ему было много видений. В одном из них Махакала с тантрической подругой дали Кармапе особые наставления по Шести йогам Наропы и Махамудре Тилопы. В другой раз ему приснились Тилопа, Миларепа и Вималамитра, соединяя тем самым потоки передачи Махамудры и Махамати. Ещё через некоторое время перед ним появился Будда Ваджрадхара в обществе Первого Кармапы Дюсума Кхьенпы, что символизировало могущество традиции Кагью. В другом видении Тхонгва Дёнден встретился с индийским тантрическим йогином Домби Херукой, который вместе со своей возлюбленной приехал верхом на тигре. Домби Херука поведал Кармапе, что тот обладает совершенством чистоты и полностью свободен от любых омрачений.
В Лхасе Шестой Кармапа познакомился с Кюнченом Ронгтёнпой, настоятелем одного из монастырей традиции Сакья. Этот лама даровал ему великое множество поучений. Восхищённый блестящим умом Тхонгвы Дёндена, Ронгтёнпа объявил:
– Мой ученик – Будда.
Примерно в это же время Кармапа спас от разрушения и восстановил монастыри Сангпху и Нгагпху. После этого он отправился в Цурпху и оттуда в Кхам. Благодаря своему незапятнанному восприятию Тхонгва Дёнден переживал всё, что его окружало, как Чистую страну. В одной из местностей он увидел Ваджрайогиню. В Сурманге, главном монастыре особой линии преемственности Чакрасамвары, пришедшей от Тилопы, ему явился сам Чакрасамвара. В Долма Лхаканг Кармапе явилась Тара, вдохновляя его написать благопожелательные песни в её честь. В другой долине ему привиделся один из "пяти великих лам" традиции Сакья – Сачен Кюнга Ньингпо, и после этого между местными князьями, долго враждовавшими между собой, наконец воцарился мир.
Тхонгва Дёнден заказал переиздание Кагьюра и Тенгьюра, заплатив за работу дарами, полученными от благодарных учеников.
Всю жизнь в своих видениях Кармапа продолжал получать наставления от великого философа Нагарджуны, от йогинов Миларепы и Падмасамбхавы.
В 1452 году Тхонгва Дёнден почувствовал приближение смерти. Лама Сангье Сэнге предложил устроить ритуалы, посвящённые долгой жизни Кармапы, но тот ответил:
– В этом году со мной ничего не случится. А в первые девять месяцев следующего года я сам приму решение насчёт продления своей жизни.
Когда пришло время, Кармапа удалился в отшельничество. Он поселился в местности Конгпо, что на юге Тибета, чтобы подготовиться к кончине. Принадлежавшие ему книги и ритуальные предметы он вверил попечению Гьялцаба Гушри Палджора, оставив тому, кроме прочего, письмо с предсказанием обстоятельств рождения следующего Кармапы. Затем Тхонгва Дёнден обратился к Гьялцабу с такой просьбой:
– Пожалуйста, заботься о линии преемственности Кагью вплоть до моего возвращения. Сейчас между Шамбалой и Меккой идёт война. Я ухожу, чтобы помочь Шамбале.
Свои последние месяцы Кармапа посвятил сочинению песен. В начале 1453 года, в возрасте тридцати семи лет, он объявил своим ученикам и помощникам:
– Я отправляюсь на встречу с ламами Кагью и прошу вас выучить такое призывание: "Обращаюсь к Тхонгве Дёндену, великому проявлению сострадания. Воплощение всех Будд, пожалуйста, взгляни на меня с любовью".
Погрузившись в медитацию, он ушёл из жизни. После кремации Кармапы среди золы обнаружилось множество реликвий.
Его важнейшими учениками были Гьялцаб Гушри Палджор, Ситу Таши Намгьял и Бенгар Джампал Зангпо. Именно им он доверил руководство своей линией преемственности.



\




 

На главную страницу  Назад Наверх

На главную страницу  Назад Наверх