|
|
История
распространения тантры Ямантаки в Индии по тибетским источникам.
Кучевасов
В.
С возрождением в
традиционно буддийских регионах России учения Будды и его
продолжающегося распространения в европейскую часть страны, наряду с
системой философского образования, стали восстанавливаться и
укрепляться линии тантрических передач, представленные в XVIII-XX вв.
выдающимися йогинами Бурятии, Тувы и Калмыкии. Одна из наиболее
распространённых здесь ранее тантр – "Ямантака".
Задачей настоящей
работы является дать краткое описание истории распространения
ямантагинской Тантры в Индии, как она представлена в тибетских
источниках.
Мы располагаем
немногочисленными, но весьма авторитетными текстами, излагающими этот
вопрос. Ключевым является фундаментальный труд
Гунчен-Чжамьян-Шадбы-Дорже
(1648-1722) "Сокровищница всех сиддхи: История Шри Ваджрабхайравы,
победителя трех миров", написанный им в 1718 г. Он
вошёл в пятый том (Ca) его собрания сочинений (лавранского издания).
Этому же автору принадлежит работа "Записи достигнутого".
Кроме того, удалось
просмотреть две книги в небольшой, но очень аккуратно
систематизированной библиотеке монастыря "Гандан". Прежде всего, это
произведение Таранатхи, хорошо известного историка и наставника
буддийской школы "Джонанпа", названное "Чудесная вера:
Обширная история Тантраджая Ямантаки". Второй труд
принадлежит ламе Контон-Пальжору. Он назван "Драгоценное ожерелье,
исполняющее надежды учеников: История учителей
линии преемственности Манджушри-Ямантаки" и составляет том "Нга"
его собрания сочинений. Ещё один источник – книга "Драгоценная
сокровищница трёх Пробуждённых тел: Описание двух стадий глубокого пути
Порождения-Завершения великого Шри Ваджрабхайравы", составленная
учёным-йогином Лхундуб Пандитой.
Возникновение
божества Ямантаки и его учения уходит своими корнями в древнюю
буддийскую мифологию. У Лхундуба Пандиты мы находим: "Икшуку,
несравненный Владыка десяти Могуществ, проявился как Шри
Ваджрабхайрава и передал наставления, названные "Коренная тантра в ста
тысячах глав". В своём полном виде она находится в области Уддияна".
Контон Пальжор описывает это так:
"В соответствии
с устной традицией ламы Бхаро говорится, что
по замыслу [Будды] для усмирения Махешвары в
южной части Индии, называемой Сомари, появился великий Бхагаван
Ваджрабхайрава вместе с супругой в окружении великого Мандала
двенадцати божеств и передал тантру "Стотысячную".
По какой же
причине это произошло? [В то время] на Земле шла война Махешвары и его
второго младшего сына Картики против царя асуров
Рудры. В то время, когда Махешвара находился на горе Сумеру в
обители асуров, Рудра стал одерживать верх над Картикой. Махешвара
узнал, что его сын был повержен, и как величайшее существо в Камадхату,
призвал войско из сферы 33-х [божеств], конное войско
подземного [мира], войско "Восьми болезнетворных" и "Восьми демонов
надземной сферы" и победа над царём
асуров была уже близка.
Но Рудра прибег к покровительству святого
Манджушри, и тот проявил тридцать четыре руки для подавления [войска
сферы] 33-х, бычью голову для подавления конного войска, шестнадцать
ног для подавления воинства "Болезнетворных" и "Демонов надземной
сферы", и показал для подавления Махешвары возбуждённый уд, а также
передал тантру Ваджрабхайравы "Стотысячную"."
Описание истории
тантры Ямантаки в Индии предваряется в источниках историей её
распространения в Уддияне. Чжамьян Шадба так излагает историю
распространения этой Тантры в Уддияне:
"Обширная
тантра Ваджрабхайравы, как метод достижения всех временных и конечных
целей для любых учеников, была проповедана [много] ранее Единым отцом
всех Будд – Манджушри. Все виды совершенной проповеди являются сферой
деятельности благородных Будд и взаимосвязаны именно [с ними], а потому
эта Тантра называется "Дхармакаей", пребывающей до скончания
веков, и не имеет возникновения и угасания. Тантра средняя по объёму
была преподана в Сансаре бесконечному [числу] гневных и мирных
божеств, являющихся "Владыками десятой ступени" и
трём миллионам шестистам тысячам вирам и дакиням, достигшим
таких же реализаций. Поэтому она называется "Самбхогакаей",
пребывающей в сознании именно этих Будд и Бодхисаттв. Ранее
проповеданная краткая Тантра "Стотысячная" и "Тридцатишеститысячная",
не прерываемая до скончания веков, называется "Нирманакаей". Она была
изложена Бхагаваном для учеников-счастливцев,
живущих в эпоху Кали-юги, но стремящихся к достижению
высших и мирских целей.
По прошествии благого времени [это
учение] распространилось в стране дакинь Уддияне, благословленной
божеством Ваджрапани. Она называется Отиянё, т.е. "Парить в
поднебесье" и произносится в искаженном виде как "Ургъен"."
В книге Лхундуба Пандиты мы находим
следующее описание:
"Икшуку, несравненный
Владыка десяти могуществ, проявился как Шри
Ваджрабхайрава и передал учение, названное "Коренная тантра в ста
тысячах шолок". В своём полном виде оно находится к востоку от
центральной области Индии в стране с пятьюстами тысячами городов –
Уддияне. В них, подобно облакам, собрались махасиддхи, виры и дакини. В
этой прекрасной местности есть ступа дакинь, называемая "Дхармаганджа".
В ней и находится [тантра]."
Собственно историю
распространения тантры Ямантаки в Индии Лхундуб Пандита начинает с
биографии индийского махасиддха Лалитаваджра:
"Недалеко от
центральной области Магадхи на восток в местечке Отивиша
в одном роду брахманов родился Лалитаваджр.
Перебравшись в центральную область, он (учился) в Наланде и стал
великим учёным-пандитой. Также его
звали Ролпи Дордже. Он носил имя благочестивого
мирянина Чжамбал Цонча.
Однажды он увидел в
книге "Восхваление имён Манджушри" строки "Ваджрабхайрава устрашает..."
и т.д. и принялся с усердием искать
тантру Ваджрабхайравы, однако тщетно.
Спустя двадцать лет, как
говорится в "Вайрочана Майяджале", когда он
достиг [видения] Манджушри, он услышал от него наставление: "Сын,
следуй в страну Уддияну. Там находится Тантра Ваджрабхайравы". Лалита,
следуя пророчеству Манджушри, достиг страны Уддияны и получил
посвящение в [тантру] Ямантаки от дакини мудрости по
имени "Ваджраветали". Он практиковал йогу [Стадии]
порождения и завершения в течение трёх месяцев и достиг
реализации. Когда Лалита попросил у дакинь разрешения взять тантру
Ямантаки (с собой) и получил согласие, он устроился подле сокровищницы
учения "Дхармаганджи" и в течение семи дней
запомнил три тантры Ямантаки: Кришнаямари, Шестиликого и Ваджабхайравы.
То, что ему удалось
запомнить, он принёс в Индию и распространил, а именно: семь глав
"Коренной тантры", три главы "Обьяснительной
тантры" и "Главу [тантры] Цуцундары"".
В "Жедриме" Кейдуба
Чже мы находим
следующее [цит. по книге Чжамьяна Шадбы 1, лл. 71б/2-71б/4]:
"Человеком,
взявшим эту тантру из области Уддияна является махасиддха Лалитаваджр,
достигший высших способностей. Об этом же пишет Ра лоцава в своём
предисловии к переводу тантры, а также такие великие переводчики как
Щан, Ронсом и Къё. И Чже Ринпоче в том же
духе рассказывал о перенёсшем эту тантру из Уддияны ачарье, отвечая на
вопросы Сазан лоцавы".
Кунчен Чжамьян Шадба дополняет историю
о Лалите:
"В месте
Наланда, где Лалита обрёл глубокую учёность, родился и ушёл [из мира
страданий] Шарипутра. Там, возле ступы, заложили фундамент и возвели
храм, откуда началось распространение учения Махаяны. Впоследствии это
место начали называть Наландой, что является искажённым именем
"Налида", что означает "Бамбуковое дерево Нали". Обретя учёность в пяти
главных науках, Лалита выслушал много наставлений
по Ваджраяне. Затем он получил от наставника посвящение в "Майяджалу".
[Во время посвящения] цветок упал на (сторону)
Манджушри и указал, что особым божеством [для него является] Манджушри.
Он получил тайное имя Лалитаваджр.
Однажды [в книге] "Произнесение имён" он нашёл строки:
"Важдрабхайрава,
приводящий в ужас,
Гневный царь, шестиглавый и устрашающий,
Шестирукий и шестиглазый, обладающий силой...",
но
не смог отыскать на них объяснений у большинства учёных Пандит. Однако
кто-то рассказал ему, что в местности Уддияна держателями тех тантр, на
которые указывает каждая из этих строк, являются дакини. Лалита
попросил у своего ачарьи наставления, узрел лик Манджушри и,
помолившись божеству, отправился в Уддияну. По пути он встретил
старушку.
– Куда ты идёшь? – спросила она.
– В Уддияну, в поисках учения.
–
Женщины Уддияны – дакини. По дороге в страну они
охраняют входы в неё.
При встрече загадывают загадки, поэтому тебе необходимо знать ответы на
них. Ноги же твои нужно будет отмыть от синдхуры. Если они её увидят,
то погубят тебя.
Ачарья ушёл, даже не выслушав её. Оказавшись поблизости от
Уддияны, он повстречал четырёх молодых девушек. Они засыпали его
загадками, а он и не знал, что ответить. Посмотрев на ноги ачарьи, они
увидели синдхуру.
– Ах, вот ты как сюда попал! –
возмутились они и сбили его с ног, свалив на землю.
Упав
ничком, он решил, что пришла его смерть, и в голове промелькнула мысль:
"Та старушка была Джянадакиней!". Взмолившись к ней, он вдруг опять
увидел её. Взяв горсть земли и, прочитав на неё мантру, она бросила в
ачарью. Когда колдовские чары исчезли, она произнесла: "Силы у тебя
нет, ответы на загадки тебе не ведомы, мои слова ты пропустил мимо
своих ушей... А сейчас вот лежишь ничком на священной земле и взываешь
к божеству-хранителю. Давай же, учи загадки!" Дакиня образумила его и
передала заклинания, парализующие силу мирских дакинь. После того, как
он всё усвоил, старушка исчезла.
После ачарья подтвердил свои догадки, узнав, что старушка эта
была супругой [Ямантаки] по имени Ветали. Продолжая путь, он встречал
мирских дакинь; некоторые из них загадывали загадки, и он разгадывал
их, некоторых лишал сил с помощью мантры.
Наконец, он добрался до Уддияны. Ветали провела ритуал
подношения даров и передала ему посвящение и в сознании ачарьи
зародилась мудрость. Он целых три месяца медитировал в Уддияне,
придерживался своих обетов и достиг признаков ступени "теплоты".
Отправившись в "Дхармаганджу", дворец Джнянадакинь, он
обратился с просьбой вынести из Уддияны тантры трёх видов Ямантаки для
пользы будущих поколений. Дакини ответили ему: "То, что сможешь выучить
за семь суток, то и возьмёшь". Ачарья раскрыл титульные листы каждого
тома тантры, внимательно их рассмотрел и чтобы освоить их всех,
обратился с искренней мольбой к своему божеству… Достопочтенный
Манджушри помог ему освоить следующие тантры тела, речи и ума всех
Татхагат: "Кришнаямари", "Шестиликого", "Семиглавие", "Раздел
Цуцундары" и "Раздел Дхармараджи", а также некоторые дхарани.
На рассвете к нему явился Манджушри и предрёк, что именно он,
Лалита, принесёт тантру Ямантаки на землю для блага учеников.
Вернувшись на землю, где ачарья в основном распространял Дхарму, он
оказался на западе Индии в маленьком небуддийском королевстве. Там, в
местечке Раварма, иноверцы мерились силой. Каждый из них выпивал по
литру яда. Ачарья спросил столько яда, сколько сможет унести один
человек. Сверх того ему принесли по глиняному кувшину ртути и пива.
Лалита всё выпил, и даже не моргнул глазом. Толпа зевак пришла в
изумление, а король проникся глубокой верой к нему. Лалита возвёл храм
[в честь] Манджушри, а в городе Хатинабура он так раскрутил колесо Ямы
небуддийских заклинателей, что разрушил его. На востоке, в местности
Багала, обитали зловредные Наги. Ачарья сделал "Огненную пуджу", осушил
озеро и заложил на том месте огромный камень. На его верхушке он
водрузил статую Манджушри.
Вернувшись в Магадху, он посетил славную Наланду. Учёные
попросили ачарью показать свои достижения, и тогда вместе с министром
царя Сэнгэ Апа они преодолели двухнедельный путь до Магадхи всего лишь
в течение несколько часов.
Известно, что в конце жизни он обрёл радужное тело.
Лалита, Индрабодхи, Буддаджняна и бхикшуни Пальмо жили примерно в одно
время. Ачарья Лалита встречался в Уддияне с Буддаджняной и с юной
Пальмо".
Тантры Ямантаки
широко распространились по Индии. Согласно трудам Чже Цзонкапы и Будона
Ринпоче, ачарья Лалитаваджр принёс тантры "Кришнаямари", "Бхайравы",
"Семиглавие", "Трёхглавие", "Шестиликого Ямантаки" и девятнадцать глав
"Рактаямаритантры". В то же время, Вирвапа принёс двадцать
две главы "Рактаямари". Вирупа также принёс "Рактаямаритантру". Ачарья
Буддаджняна и Балинтапа, согласно наставлениям традиции
Нъё, принесли тантры "Кришнаямари", "Бхайравы" и "Шестиликого
Ямантаки", а Домбипа – "Рактаямаритантру".
Следует оговориться,
что учение тантр Ямантаки переходило от учителя к ученику и дальше по
разным линиям преемственности. Мы понимаем, что даже в общих чертах
весьма сложно отобразить основные традиции распространения учения
Ямантака тантры. И всё же назовём основные имена и приведём краткие
истории тех учителей, информацию о которых удалось найти.
Согласно объяснениям
великого Чже ринпоче, тантра Бхайравы следовала по многим линиям
преемственности: Чоду, Ронсом, Рало, Бари, Мэлчо, Чиджо, Ку Ойдубпа,
Пандита Саманта, Жюнпо,
Манан Чойже, Жюнпо Чойцон,
Ньё и Доло. Из них пять считаются очень известными.
Это Ра, Кьо, Щан, Мэл и Ньё,
согласно "Жедриму" Лхундуба Пандиты. Лучшей из этих пяти,
по мнению многих знатоков тантры, является традиция Ра.
Тантра Бхайравы широко изучалась в традиции Кадам и все
йогины этой школы использовали его в качестве своего тайного идама.
"Семиглавие" приобрело звание удивительной и несравненной тантры. За
каждую написанную книгу ["Семиглавие"] давали до десяти срангов золота
(около 300 грамм).
Духовная
традиция Лалитаваджра.
Рассмотрим традицию
Ямантака-тантры, исходящую от Лалитаваджра. Учеником Лалиты был ачарья
Амогхаваджра-старший. Он изучил многие тантры,
реально узрел лик Ваджрабхайравы и, обретя сверхъестественные
способности, передавал многие посвящения и тайные наставления. Он
составил систему по практике Ямантаки, которая стала основной в
традиции Къё. Далее,
согласно изложению Чжамьяна Шадбы:
"Учеником
Амогхаваджры-старшего был ачарья Ешей Джюнней Бипа, другое имя которого
Джнянакара. Он изучил пять главных наук,
получил посвящения и многие наставления по Ваджрабхайраве, занимался
практикой и воочию узрел лик Ваджрабхайравы. Ачарья Ешей достиг
сверхъестественных способностей и, опираясь на толкования Тантры,
составил практику "Экавиры". Его ученик Лалитаваджр
провёл анализ и украсил эту практику тайными комментариями. Джнянакара
составил много других сочинений-шастр.
Учеником Ешей Жюннэй Бипы был ачарья Падмаваджра. Некоторые
говорят, что он родился в Отивише, однако многие склонны
считать местом его рождения Уддияну. Тот великий учёный Пандита
родителями был назван Рамапала, пойдя в ученики, носил
имя Абхидзукта. После принятия обетов монаха Рабджуна был
назван Шри Ракшитой. Во время тантрийского посвящения
от ачарьи Джнянакары получил имя Падмаваджра. Прослушав у него
наставления, он взялся за выполнение практики. Реально узрел лик
Ваджрабхайравы и обрёл сиддхи. Чаще всего он жил в Уддияне.
Учениками Падмаваджры были Бхаро Чагдум и
Мецалинва. Бхаро Чакдум родился в Непале в семье
Брахмана. Поначалу он был последователем не-буддийской религии. Когда
он попал в немилость к царю, ему отсекли левую руку. (Отсюда происходит
его имя –
Бхаро "безрукий"). Он освоил доктрину иноверцев и отправился
в Уддияну. Обрёл состояние злобного божества, но более сильные боги
подавили его. Разум его помутился. В это же время в Уддияне находился
благой ачарья Великий Падмаваджр. Бхаро получил от учителя посвящение и
силой благословения своего наставника он избавился от сумасшествия. С
искренней верой в буддийскую дхарму он жадно впитывал наставления по
"Кришнаямари" и стал её знатоком. Завершив свою практику, он реально
узрел лик Шри Ваджрабхайравы и обрёл сиддхи.
Однажды правитель одной отдалённой [от буддизма] страны
повздорил с человеком, находящимся в услужении у Бхаро, тогда царь
собрал войско, но оно разбежалось с поле боя, так и не вступив в битву.
Никто не слушал приказов царя, потому что силой своего самадхи ачарья
Бхаро повлиял на противников и исход боя. Согласно лоцаве Ра, Бхаро
оставил после себя три садханы: "Одноликого и двурукого", "Одноликого
четырёхрукого" и "Трёхликого шестирукого" [Ямантаки].
Мецалинва, монашеское имя которого Дипамкара Ракшита, родился тоже в
Непале и жил в местечке
Мецалин, откуда и пошло его имя. Он стал монахом-бхикшу.
Наставления по "Кришнаямари" и другим высшим Йогатантрам он получал от
учителей Праджня Ракшиты, Канакашри, Дхармакарамати и Падмаваджра.
Он усвоил эти наставления и достиг удивительной мудрости. Мецалинва
особо усердствовал в практиках "Чакрасамвары" по линии Луипы, "Бхайравы
обычного" и "Тринадцати божеств". Узрел лик
[божества] и овладел безграничной силой. За необыкновенно доброе
сердце, он прославился в Непале под именем Махакаруна (т.е. "Великая
доброта"). Когда он посетил Тибет, искушённый в йоге переводчик Занкар
лоцава обратился к пандите [за наставлениями]
и выполнил перевод "Великого толкования на йоги низшего класса".
Далее по важности следует духовная
традиция Къё.
"Лилаваджр, другое имя которого Лалитаваджр, обрёл
учёность во
многих тантрах. У него было много учеников, его навещали йогины, он
владел разными сиддхи. Когда он показывал свои способности, ученики
проникались к нему большим уважением. Однажды ачарья подумал:
– Я помогаю живущим существам, храню и защищаю драгоценную
Дхарму, переданную мне от Благих наставников и имею силу показывать
сиддхи. Почему бы не найти способ реализации Махамудры в следующей
жизни?
С такими мыслями он отправился на поиски. По дороге
он встретился с девушкой. Она несла на голове кувшин с водой,
наполненный до краёв, а её четырёхпалые ноги не касались земли.
– Куда держишь путь? – спросила она.
– В этой жизни я держу, храню и защищаю Дхарму. Владею сиддхи. Я ищу
способ достичь Просветления в следующей жизни.
Во
время разговора ачарья понял, что перед ним предстала дакиня. Он
совершил почтительный обход вокруг неё, простёрся и обратился с
просьбой помочь ему. Она отправила его в Уддияну.
В уддиянской пещере "Великой ваджрной скалы", священной обители
дакинь, он выполнял подношения Бхагавану Ваджрабхайраве и в
действительности узрел его лик. Когда дакини даровали ему устную
передачу (лунг), он попросил разрешения забрать с собой некоторые
тантры Ямантаки. Часть тантр он запомнил, а часть записал и спрятал в
бамбуковый ящичек. После он задумал вернуться назад, и дакиням
приснился сон, в котором взбитое из молока масло исчезало в руках
человека. Как только Лалита двинулся в обратный путь, одновременно
защебетали все птицы и залаяли собаки, повернувшись на Восток, и
деревья склонились в том же направлении. Дакини бросились в погоню, но
ачарья силой медитации превратился в Бхайраву и положил книгу перед
собой. Не увидя Лилаваджра, они обнаружили книгу, воскликнув: "Книга
лежит возле Ваджрабхайравы!".
Женщины взяли её и вернули на прежнее место.
Ачарья же
решил вновь ненадолго наведаться в Уддияну, т.к. не запомнил того, что
записал. Выучив наизусть эту тантру, он вернулся в Индию, и составил по
памяти книгу, в которой сделал пометку "освоил и записал Лалита"."
"Лилаваджр
обрёл мирские и высшие сиддхи. За способность превращаться в разные
обличия, ему дали имя Нацог Зугчен. Когда он
выполнял ритуал "Мандала", умиротворяющие украшения на нём приобретали
причудливые формы, за что он получил имя Гегпи Доржэ, т.е.
"Очаровательный ваджр". Способность к воспитанию
непослушных учеников гневным видом Ваджрабхайравы принесла ему имя
Монпи Доржэ, что означает "Ваджр вдохновения".
Лалитаваджр принёс тантру Ямантаки из Уддияны, но не он был первым
провозвестником этого учения на Земле.
Лалита передал ачарье Манджушримитре наставления и помогал ему в
практике. Обретя сиддхи, Манджушримитра
отправился вершить благие деяния. Однажды на мосту он столкнулся с
гордецом, повелителем одного небольшого не-буддийского королевства. Тот
бешено мчался верхом на слоне. Никто из них не хотел уступать дорогу.
Тогда ачарья показал гневную мудру, царь вместе со слоном раскололись
пополам и упали по разные стороны моста. Придворные взмолились и
призвали Манджушримитру к терпимости. Ачарья освободил от волшебных чар
правителя со слоном и установил в том королевстве буддийское учение. Он
владел многими сиддхи, в том числе способностью умерщвлять и возрождать
заново. Говорят, что он жив и по сей день".
[Там же, л. 78-79]
"Этот ачарья
наставлял Амогхаваджра-старшего, тоже
достигшего сиддхи Видьядхары. Он узрел лик "Нирманакаи". Прожил тысячу
двести лет. У него было четыре ученика:
Дэвакарачандра, Нагпощап,
Вирьячандра и Амогхаваджра-младший.
Дэвакарачандра был коренным ачарьей великого лоцавы Щанг
Шейраба, бывал в Тибете. Знаток тантр "Гухъясамаджи",
"Ямантаки" и
других, он давал обширные объяснения и по "Кришнаямари". Дэвакарачандра
достиг сиддхи бессмертия. Говорят, что он живёт на горе "Славы" и по
сей день.
Второй ученик оказался на востоке [Индии] в Камарупе. В той местности
иноверцы регулярно совершали кровавые
жертвоприношения, закалывая каждый раз по пятьсот буйволов. Когда
ачарья показал им гневную мудру, их алтарь разрушился. Иноверцы
остолбенели и лишились чувств. Царь стал расталкивать их и взмолился:
– Если ты буддист, то установи Дхарму, а если ты иноверец, то награди
нас!
– Я разрушил алтарь и возведу новый для Будды, –
произнёс ачарья приводя всех в чувство.
Он
запретил кровавые жертвоприношения и установил в качестве даров "три
белых" и варёный рис, а также соорудил алтарь.
Ачарья двинулся дальше. Однажды в дороге он превратился в тигра
и устремился в миры адов и животных. Временами он проводил там
посвящения и давал немало наставлений. Хотя из-за отсутствия толмачей
учения не понималось, оно всё же несло великое благословение. Поэтому
он был известен как "Лама с белыми ступнями".
Нагцо высказался о третьем ученике как о Вирьячандре
младшем. Это означает, что он был младшим братом славного Джово Атиши. Вирьячандра обрёл
силу Ямантаки. В основном
странствовал по Тибету. Долгое время находился в монастыре "Лу", что в
долине Ярлун. Затем он вернулся в Индию,
где находится и поныне. Ньен сказал о нём: "Он –
скрытое
светило". Вирьячандра добыл амриту из священных субстанций и стал
Видьядхарой вечной жизни. Говорят, что сейчас он
находится на юге [Индии] на горе "Славы".
Четвертый – Амогхаваджр младший.
Известно пророчество о том, что в Бодхгайе, где Будда [достиг
Пробуждения], появятся ещё три его воплощения. Первое – Ачарья Ашока,
среднее – Амогхаваджр старший, и третье – Амогхаваджр младший, который
был духовным сыном ачарьи Атуладасы.
Младший прослушал обширные наставления по сутре и тантре у
Дзэтари и других наставников. В то время, когда Шейраб
лама находился в Индии, Амогхаваджр был юным учеником, а сильным учёным
Пандитой стал уже впоследствии. Он стремился попасть в Тибет.
Странствуя по Тибету, он успел послушать наставления очень старого
великого лоцавы Щанга. Лоцава Бари, Рейчунва Жюнпо и Къё лоцава долго
размышляли и пришли к выводу, что он и есть лама по имени
Ваджрасана из Бодхгайи. Все великие лоцавы
собрались вместе и, получив от Амогхаваджра многочисленные наставления,
выполнили переводы "Парамиты", "Украшения сутр", а также других сутр и
тантр. Младший Амогхаваджр помогал Бари
при переводе обширных наставлений по многим большим и малым садханам "Гухъясамаджи", "Хеваджры"
и по другим книгам. Ещё он разъяснял, как
опираться на "Четыре мудры" при выполнении "Стадии завершения".
В услужении у него находились многие тибетские учёные Геше и тантристы.
Однажды они следовали в верхнюю долину Пху, и на них напали разбойники.
Спутники-тибетцы бросились
врассыпную, а Пандита вступил в единоборство. Он парализовал всех
бандитов, показав гневную мудру, но потом отпустил, взяв с них обещание
больше не вредить другим. Амогхаваджр младший прожил долгую жизнь и
принёс огромную пользу жителям Индии, Непала и Тибета. Его наставлениям
внимал Къё Отжюн.
Это и есть индийская линия преемственности Къё.
История
духовной традиции Щанг.
В этой линии Ачарья Буддаджняна рассматривается как мирный и гневный
Манджушри.
Ачарья
обрёл учёность в "Парамите", занимаясь у наставника Сэнзана. Он
составил некоторые толкования в Наланде, а затем
отправился в Уддияну. Там он слушал учение от Лалитаваджра и восхищался
личностями Гунэтура Дракпы, Лакшми и
других. Он овладел состоянием Дзамбалы. Попав в город
Конодзэ, Буддаджняна получил много устных передач от
Бамотапы. А в местности Конкана, что на юге
[Индии], в течение девяти лет находился у великого йогина Балимты. Он
прослушал вкратце великие тантры, но не постиг состояния
"Вместерожденности" на "Стадии завершения". Затем около шести месяцев
он выполнял ритуал "Обращения к божеству", находясь на севере [Индии] в
Бодхгайе в местечке Куваца. Там ачарья получил пророчество
от внезапно возникшего учителя Будды. Затем монах-бхикшу отправился на
восток. По дороге он встретил пахаря. Тот выразил ему своё почтение и
пригласил к себе домой. Поскольку жены не оказалось дома, пахарь
оставил ачарью, а сам ушёл [в поисках пищи]. Он накопал червей и,
вернувшись домой, приготовил из них пищу. Затем с великим уважением к
гостю он предложил отведать угощение. А у бхикшу Буддаджняны закралось
сомнение, обретёт ли он в этой жизни "радужное тело", если отведает
запретной пищи [из живого существа]. Подумав, он устранил все сомнения
и поел. В то же мгновение перед ним предстал владыка ваджрного мандала
Бхагаван Манджушри, передал посвящение, и в ачарье зародилась "Мудрость
четырёх йог" [стадии завершения]. Затем мандал растворился в небе
словно радуга, с ним исчезли и бхикшу Буддаджняна с учителем Манджушри.
Впоследствии ачарья составил садхану "Самантабхадры"
и передал Дипамкаре и другим восемнадцати лучшим
ученикам тантру "Гухъясамаджи" как
основную, и тантру "Ямантаки". Он
реализовал Дзамбалу и преподнёс благодаря этому золото каждому из
семисот ученых Пандит, а благодаря богине Норчунме –
по жемчужному
ожерелью каждому из трёхсот. С их помощью в торговле стало возможным
совершить обширные дары. Ради блага существ и процветания дхармы в тот
же день каждому из девятнадцати божеств поднесли в дар столько масляных
светильников, сколько их вместилось на площадке, равной семи колёсам от
повозки. Каждому из ста Бодхисаттв и гневным [божествам] –
масляные
светильники по площади равные трём колёсам от повозки. Каждому из
пятнадцати защитников сторон света поднесли торма, равные по весу
пятнадцати нагруженным носилкам. Были поднесены и другие дары.
Впоследствии, Буддаджняна вернулся к учителю Балинте и радовал его
своей помощью.
Великий Джово упоминает в своем тексте "Записи пути"
имена Буддаджняны, Камбалавы, Рольпи Дорже, Лавапы и Лалитаваджра.
Буддаджняна также передавал наставления благому Атише по линии
Щанг (Атиша вошёл в
число его четырёх учеников, которые уже при жизни
достигли высочайших сиддхи), и оставил после себя обширные труды по "Гухъясамадже" и "Ямантаке".
Дипамкара Атиша
учил Лалитаваджра. Лалитаваджр узрел лик "Причинного Ваджрадержца" и
обрёл безграничные силы. Он передал тантры "Кришнаямари" и "Бхайравы"
последователям традиции Щанг, составил
шастру, повествующую о возникновении Ямантаки на основе "Комментария к
Кришнаямаритантре", ритуал "Мандала тринадцати божеств" и другие труды.
Это не тот йогин Лалита, который принёс цикл знаний по
"Ямантака-тантре"
из Уддияны.
У Лалитаваджра учился Созурава, другое имя
которого Дэчинщап. Он родился на востоке Индии в
местечке Камарупа, изучал тантры великой йоги. Известно, что он достиг
реализации Ямантаки.
У Созуравы учился гуру Сэнапа, ставший знатоком всей сутры и тантры и
достигший реализации.
Ученик
гуру Сэны – Абалинава, родившийся в Кашмире, вышел за
рамки физических ограничений своего тела.
Ученик Абалинавы, Гунакарабхадра, обрёл достоинства великих прозрений.
В
славной Дзагадхе родился ученик Гунакарабхадры, Нагван Драгпа. Он был
учителем царя Радхи, реально узрел лики Тары и Авалокитешвары, обрёл
много великих достоинств. Все вышеперечисленные по линии Щанг
йогины были монахами-рабджунами.
Ученик
Нагвана Драгпы – Дэвакарачандра. Этот "Белый
пандита", о котором говорилось выше в разделе о традиции Къё, родился в
Магадхе. Он стал знатоком тантр "Калачакры"
и "Гухъясамаджи", достиг
силы Ямантаки. В местности Рар обитали злобные наги. Силой своих
воззрений пандита победил их и утвердил в обетах.
В соответствии с вышесказанным приводятся строки из "Тантрических
записей":
"Манджушриджняна и Дипамкара,
Лалитаваджр, Дэчин и Сэнапа,
Кадинщап и Гунакарабхадра,
Нагван Драгпа и Дэвакачандра".
Созурава и Дэчин – одно лицо. Абали и Кадинщап –
тоже одно лицо.
Наставлениям Дэвакары внимал великий Щанг лоцава Чогду Шейраб лама.
Такова линия преемственности Щанг.
История
четвертой индийской традиции Мэл.
Преемником
Буддаджняны считается крупный учёный Пандита Наро. Он
реализовал трёх идамов: Чакрасамвару,
Гухъясамаджу и Хеваджру.
Его учеником был непалец Великий Памтинва. Он обрёл достижения
во многих видах тантр, но особенно преуспел в тантре "Чакрасамвара" и
подготовил таких учетелей, как Марпа лоцава,
Барива и многих других.
Учеником Памтинвы был великий лоцава Локча.
Учеником Локча был Мэл лоцава.
Посвящения
и тайные наставления в традиции Буддаджняны просил и Бараиндраруци,
которого называли "Белым пандитой Хаду". Мэл
лоцава от него тоже получал наставления и обрёл некоторые сиддхи
безумного [поведения], выполняя практики "Ваджрабхайравы" и
"Кармабхайравы". Ученик Локча был учителем великого Сакьи Кунга Ньинпо,
он составил Комментарий к "Семиглавию".
Таков порядок этой линии преемственности.
Далее - традиция Нъё.
От Буддаджняны
учение переходило по линии Щанг вплоть до Балин ачарьи. Затем Нъё Ёнтэн
Драг получил от него наставления по "Гухъясамадже",
и в
традиции Буддаджняны "Тринадцать божеств Бхайравы", "Девять божеств",
"Тринадцать божеств Кришнаямари" и "[Восемь] грозных божеств".
Во время перехода в Индию Нъё лоцава подружился с Лхобрак Марпой.
Оказавшись в Индии, Нъё лоцава нашёл учёного Балинта ачарью.
–
Прошу наставлений, чтобы защищать Дхарму от искажений её смысла, –
обратился лоцава с просьбой к учителю и получил от него наставления по
практике "Гухъясамаджи" в традиции
Буддаджняны.
– Прошу также силу идама, чтобы осуществить многие планы, –
и получил наставления по "Кришнаямари".
–
Также прошу силу идама, чтобы охранять Дхарму в горном районе Лачун, –
и получил совмещённые наставления по "Ваджрабхайраве" и "Восьми грозным
божествам". Эти учения он распространял в Тибете.
История
традиции Бари.
Из наставлений
последователей Бари: "Ачарья Гегпи Дорже достиг некоторых сиддхи,
следуя методу "Кришнаямари", и отправился на юг [Индии] вершить благие
дела. Однако, вступив в единоборство с неким иноверцем, он был
повержен. Ачарья взмолился о помощи и ночью ему приснился пророческий
сон.
Ему снилось, как он попал в Уддияну и повстречался с одной дакиней. Три
года он находился у неё в услужении.
– Чего ты хочешь? – спросила она по окончании
службы.
– У меня нет других желаний, кроме как служить тебе.
Прошло шесть, девять лет, но всё повторялось. Так пролетело двенадцать
лет. Наконец дакиня поинтересовалась:
– Какие сиддхи ты желаешь обрести?
–
Прошу у вас метод, следуя которому можно жить в согласии с учением
Будды, а также побеждать демонов и иноверцев. Тогда дакиня, по имени
"Блаженноокая", передала ему посвящение на
практику "Бхагавана Ваджрабхайравы" и наставления по "Семиглавию".
Затем он тайком записал наставления на белом шёлковом шарфе козьим
молоком. Отправляясь в обратный путь, он прихватил его. Дакини
догадались об этом и бросились вдогонку. Они хотели умертвить его,
вырвав из груди сердце, но обрётший сиддхи "Подчинения своего тела"
ачарья ускользнул от них и благополучно вернулся в родные края.
Пробудившись ото сна на следующий день, он наказал своего
соперника-иноверца".
Учеником
Гегпи Доржэ был ачарья Джампал Драгпа. Он тоже
получил посвящение от Ваджрадакини. Ачарья обрёл способность не
забывать дхарани и составил много методов для реализации Манджушри.
Его ученик Джампал Драгпа младший достиг таких же достоинств.
Его учеником был Джампал Щенен.
У Джампала Щенена учился Амогха старший.
Наставления Старшего слушал Амогха младший.
Младший передавал наставления великому Бариве.
Барива наставлял Ёрдарма Драга. Затем эта традиция разделилась на три
ветви.
История
традиции Жюнпо.
Эта традиция включает в себя методы "Пяти" и "Тринадцати божеств
Ваджрабхайравы".
Через
славного Лалитаваджра, затем через Падмащапа, Индрабодхи-младшего,
Амогхаваджра и Вайрочанаракшиту учение дошло
до йогина Жюнпо. Он получил посвящение на юге [Индии] на
кладбище в местности Косали от Вайрочанаракшиты.
В биографии Жюнпо находим:
"Вайрочанаракшита находился
на юге в Косали. Там, на кладбище Цаи Тилбо, он
встретился с десятью учёными Пандитами и передал им наставления по
"Тридцати двум божествам Гухъясамаджи", "Тринадцати божествам
Хеваджры", "Тринадцати божествам Чакрасамвары", "Пяти божествам
Махамайи", "Тринадцати и пяти божествам Ваджрабхайравы", дал посвящение
на них и благословил".
Из наставлений самого Жюнпо о традиции:
"Пальдзин
Харикела, составивший великолепное "Собрание
практик", Домбипа и Кусулу, Махаваджр, Пальден Еше Дэ,
Вайрочанаракшита,
йогин Сумати, Амогхаваджр и Пальдэн Доржедэнпа –
такова последовательность моей традиции".
Лалитаваджр объяснял тантру "Тринадцати божеств Бхайравы",
Бхаро и Балин Ачарья тоже преподавали эту тантру, Ра лоцава, Нъё
лоцава, Жюнпо и Дро лоцава получали посвящение в тантру "Тринадцати
божеств".
Таким образом, в традиции Жюнпо важнейшими считаются пять
тантр: "Чакрасамвара", "Хеваджра", "Махамайя", "Гухъясамаджа" и "Ваджрабхайрава". От
индийских земель до местности Пэн в
центральном тибетском районе, от Нигумы, Доржедэнпы и
великого йогина Рахулы были переданы посвящения всех этих
пяти тантр. Посвящения на такие тантры как "Гухъясамаджа",
"Бхайрава" и "Тринадцать божеств Ваджрабхайравы" были переданы во
многих местах
Тибета.
История
традиции Митрадзоки.
Митрадзоки –
великий йогин, обретший высшие сиддхи. От него эта линия прошла через
совершенного Будду века "Кали-юги" –
всеведующего Панчена ринпоче, далее – Нагчена
ринпоче, Ваджрадхары в человеческом обличии,
перерожденца Нагвана Тэнзина Тинлея Чойван Драгпи Дэ, Доржечана Лобсана
Кейцуна и дошла до Кунчена-Чжамьяна-Шадба-Дорже.
Что же касается традиций таких йогинов, как Ронсома, Нагцо,
Чице, Мананг Чойще, Жюнпо Чойцон, Кейдуба и пандиты Саманташри в
биографиях и разъснениях сведений о них найти не удалось".
Так описывает историю распространения
тантры Ямантаки в Индии Кунчен-Чжамьян-Шадба-Дорже [Чжамьян Шадба 1,
лл. 71а\3 – 85б\3].
|
|
|