|
|
Вторым из пяти прославленных Королей-Тертонов был
Гуру Чованг (Гуру Чоки Вангчук, тиб. gu ru chos dbang; 1212-1270)
– эманация речи царя Трисонга Децэна. Пангтон Трупа получил
пророчество о том, что он должен жениться на дакини Кагри Вангмо.
Разные Мастера предсказывали ему рождение сына, который будет
совершать деяния на благо существ и Учения. Когда сын вошёл в матку
матери, солнце и луна соединились и исчезли в её макушке, из
матки раздался звук А, и проявились другие чудесные знаки.
Мальчик родился на рассвете 19 января 1212 года. В это время его отец
переписывал золотыми чернилами текст "Песнопение имён Манчжушри" и,
проверяя копию, дошёл до слов "Владыка Учения, царь Учения". Сына
назвали Чоки Вангчук (сокращённо Чованг) –
Владыка Учения. Отец научил его чтению и письму в четыре года.
Позже Чованг изучил тринадцать трактатов по грамматике, десять
трактатов по принципам поведения, четыре великих тома Учений
Ваджракилайи, наставления по медицине, искусство рисования танка и
многое другое. В десять лет он изучил шесть традиций Ваджрапани в
соответствии с Учениями школы Новых переводов. Когда Чованг делал
подношение этому божеству, в ритуальном сосуде закипела вода. Он
выполнил также в полном объёме практики Ямантаки и Ваджракилайи. В
одиннадцать лет Чованг завершил изучение всех аспектов Учений,
относящихся к тантре "Магическая сеть". Когда ему было тринадцать лет,
он получил передачи множества традиций школ Ньингма и Сарма (Старых и
Новых переводов), включая традиции Янгдага Херуки, Ямантаки, Великого
Сострадающего и Хайягривы. В этом же году у Чованга было видение, в
котором Тара привела его на вершину хрустальной башни, где он
встретился с Ваджрасаттвой
и дакини с четырьмя лицами.
Белое лицо, расположенное спереди, сказало: "Ты должен сохранять Учение
Будды".
Жёлтое лицо, расположенное справа, сказало: "Ты должен распространять
истинное Учение".
Красное лицо, расположенное сзади, сказало: "Ты возвеличишь положение
Сангхи".
Синее лицо, расположенное слева, сказало: "Ты должен усмирить тех, кого
трудно учить в эту неблагоприятную эпоху".
Произнеся это, дакини вручила Гуру Човангу белую стрелу с пятью
перьями. В четырнадцать лет Гуру Чованг изучил логику, "Сборник
Абхидхармы", трактат прославленного Шантидэвы
"Руководство
по образу жизни Бодхисаттвы", "Хеваджра
тантру" и другие великие тексты под руководством Мастера Тисе
Трогьянга Сарвы. Он получил также тайные наставления по Махамудре и Дзогпа Ченпо, Шести Учениям,
сутрам и тантрам школ Старых и
Новых переводов. Отец дал ему передачи всех гневных мантр защитников
Учения.
В семнадцать лет Гуру Чованг встретил Нгадака Дрогона, получил у него
Учения Ньянга Рала Ньимы Озера и в совершенстве овладел ими. В
возрасте восемнадцати лет он получил в Нежи Гангпо обеты порождения
Бодхичитты от великого Сакья Пандиты и присутствовал во время
освящения Ступы в Лхалунге. В ту же ночь он отправился во сне в Китай
на гору Утай-шан, чтобы найти цветок Удумвара. Там он увидел сидящего
на голубом лотосе возвышенного Манчжушри,
который дал ему наставление. Когда Гуру Чованг проснулся, он ощутил,
что постиг все Учение. Когда ему было тринадцать лет, в его руки попал
список на жёлтом пергаменте, который Трапа Нгонше обнаружил в Самье.
Многие шарлатаны пытались открыть Терма с помощью этого списка.
Некоторые из них погибли, а другим удалось спастись от молний и града.
Если кто-то пытался хранить список дома, его магическое воздействие
становилось невыносимым. Когда список бросали в пропасть, в водоворот
или прятали под землёй, ничто не могло причинить ему вред. Поскольку со
списком никто не мог иметь дело, его назвали "Жёлтый свиток
разрушения". Отец Гуру Чованга сказал: "Что ты будешь делать с этим
"Жёлтым свитком разрушения", который уничтожает всё? Ты можешь
подкупить смерть?" Он похитил свиток и спрятал его. В возрасте двадцати
двух лет Гуру Чованг нашёл свиток и подружился с одним практикующим,
который достиг реализации. С его помощью он обнаружил дополнительный
список в долине Намкечен. Охранявший Терма девятиглавый нага и дакини
изначального познания вручили ему ключ к открытию Сокровищ. Гуру Чованг
нашёл пещерное убежище, открыл дверь и обнаружил там грифа размером с
гаруду. Он сел на птицу и взлетел в небесные сферы, где встретился с
окружённым облаком радужного света Буддой Ваджрасаттвой. Гуру
Чованг получил посвящение, и ему вручили сосуд с нектаром. Вернувшись в
пещеру, он обнаружил бронзовую статую девятиглавого нага и две медные
шкатулки. Внутри статуи содержались четыре цикла наставлений, а в
шкатулках находились сто восемь тайных наставлений. Это первое из
восемнадцати Сокровищ, которые открыл Гуру Чованг. Девятнадцатым
считается Сокровище Ума – Терма, которое
появилось в потоке сознания Тертона. Мастер Тхакорва обнаружил в одном
из этих Терма пророчество, говорящее о вторжении в Тибет монгольской
армии. Когда он сказал, что сейчас в Тибете нет монголов, Гуру Чованг
решил спрятать наставления заново. Две девушки помогли ему оседлать
белого крылатого коня и проводили его в сферу Гуру Падмасамбхавы –
Гору цвета меди. Великий Орджен дал ему посвящение "Достижения тайн" (тиб. gsang-ba yongs-rdzogs), одарил
наставлениями и сказал:
Наивысший из всех
путей – служить другим.
Тот, кто испытывает от этого усталость,
Удлиняет дорогу к Просветлению.
Когда Гуру Чованг получил последнее наставление, его подхватил шар
света, и он мгновенно очутился дома. В 1240 году в Тибет вторглась
армия монгола Чёрного Дорты, и таким образом подтвердилась подлинность
открытых Сокровищ. Гуру Чованг мог проявляться одновременно в шести
телесных формах, летать, оставлять на камне отпечатки своих рук и ног,
а также совершать другие чудеса. Он ясно помнил тринадцать своих
предыдущих жизней. Его прославляли не только Мастера школы Ньингма, но
и такие последователи школы Сарма, как всезнающий Пхак-о и Путон
Ринпоче. Они считали Чоки Вангчука великим Мастером. Он воздвиг два
храма в Шонгду Гурмо и в Самдруб Деваченпо. Гуру Чованг обнаружил
статую Владыки Мудрых – Будды Шакьямуни, которую Гуру Падмасамбхава спрятал на снежном
пике Хаво. Она была очень похожа на прославлённую статую Будды в
Лхасе. Обладая непостижимым состраданием, Гуру Чованг посвятил свою
жизнь служению живым существам и Учению. Когда пришло время завершить
просветлённые деяния, он сказал:
Обо мне, Чоки Вангчуке,
Чувствующие существа думают по-разному.
Одни радуются, когда Чованг счастлив,
Другие боятся счастья Чованга.
Ум Чованга не знает ни надежды, ни страха:
Ум Чованга не знает боли;
Пусть ликуют те, кто радуются его счастью!
Чованг не оставил боль;
Пусть ликуют те, кто радуются его страданию!
Ум Чованга не знает ни рождения, ни смерти;
Пусть ликуют те, кто боятся,
Что он может умереть!
Ум Чованга умер в пространстве реальности;
Пусть ликуют те, кто боятся,
Что он может не умереть!
Ум Чованга не знает ни изменения, ни преобразования;
Пусть ликуют те, кто надеются на вечность!
Ум Чованга не знает вещественного существования;
Пусть ликуют те, кто боятся вечности!
Великий Тертон также сказал:
Иллюзорная личность,
которую зовут Чованг,
Уйдёт сейчас
В небесный дворец пространства реальности,
Всеблагое высшее блаженство.
Похоже, что это тело завершило обучение всех,
Кого должно было учить.
В этом теле также проявились
Признаки очищения моих прошлых злодеяний.
Чованг в облике человека,
Подобном такому же видению во сне,
Сейчас исчезнет и уйдёт.
Мне приснился сон, в котором собрание –
Мастер и все его ученики
Нашли груду драгоценных камней:
Это знак, что все, кто связан со мной,
Обретут высшее блаженство.
Гуру Чованг дал своим ученикам устные наставления и, на пятьдесят
девятом году жизни, отправился в великий Дворец лотосного света,
проявив непостижимые чудеса. Среди его выдающихся учеников были Пема
Вангчен, Ньел Ньима Озер, Мелунгпа Микьо Дордже, Невар Бхаро
Тсукдзин и Мани Ринчен из Катока, который ушёл в чистую сферу и не
оставил материального тела. Все последователи широко распространяли в
Тибете, Непале и Индии Учения Гуру Чованга, в особенности, главнейшие
из них – ритуалы просветлённых деяний Великого Сострадающего.
Эти Учения сохранились без перерыва до наших дней.
|
|
|