|
|
Двенадцатый Кармапа
Джангчуб Дордже.
Двенадцатый Кармапа Джангчуб Дордже родился в области Дэге,
расположенной в Кхаме, в Восточном Тибете. Это произошло в год Водяной
Овцы (1703 г.). Его селение, как и указывал в своём предсмертном письме
Йеше Дордже, находилось на берегу
Золотой реки (Янгце). Незадолго до рождения мальчика тертон Минджур
Дордже сообщил его отцу, что в семье ожидается чрезвычайно
благоприятное событие. Семья Джангчуба Дордже происходила из клана
потомков великого царя Трисонга Децена.
Рассказывали, что в двухмесячном возрасте малыш заявил:
– Я Кармапа!
Услышав об этом, а затем узнав об убеждённости Минджура Дордже в том,
что этот ребёнок – Кармапа, Шамар Ринпоче немедленно повелел своим
помощникам найти и проверить мальчика. Минджур Дордже сам проводил
гостей к дому этой семьи. Взглянув на мальчика и поговорив с
родителями, посланники Шамарпы убедились в том, что перед ними
подлинный Кармапа.
Ребёнка привезли к Шамару Ринпоче, который и дал ему имя Джангчуб
Дордже. В юные годы Кармапа получил наставления от нескольких
знаменитых мастеров медитации и учёных, включая Ситу Чёкьи Джунгне,
Цуглага Тэнпи Ньингдже и Ньенпу Тулку. В возрасте семи лет Джангчуб
Дордже посетил Карма Гён. Немного позднее он отправился в Кампо Гангра,
где остановился для медитации, оттуда – в княжество Нангчен, а затем –
в Цурпху. По пути юный Кармапа совершил паломничество к пещерам,
расположенным в области Барам, – там в давние времена медитировал в
отшельничестве Барам Дарма Вангчуг. Этот лама был близким учеником Гампопы, а после кончины своего
наставника основал линию преемственности Барам Кагью.
После этих путешествий Кармапа вернулся в Цурпху и продолжил своё
образование. В этот период ему снились чудесные сны, которые ясно
указывали на его высокие духовные достижения. Джангчуб Дордже обладал
особенной связью с йидамом Калачакрой,
и однажды во сне он перенёсся в Шамбалу. Там он получил передачу текста
"Калачакра-тантры" от
самого держателя её преемственности – Ригдена, царя этой Чистой страны.
Жизнь Двенадцатого Кармапы, как и Десятого, совпала с трудными для
Тибета временами. Джунгарские монголы напали на центральную часть
страны и убили многих великих мастеров школы Ньингма: Лабзанг-хана,
Минлинга Лоцаву Дхарма Шри, Падма Гьюрмэ Гьямцо и других. За четыре
года, пока продолжалось это противостояние, были разрушены и
разграблены важнейшие монастыри, включая Миндролинг и Дордже Драг.
Реликвии пропали, а входы в пещеры Падмасамбхавы
оказались завалены камнями.
Когда Седьмой Далай-лама Калзанг
Гьямцо вернулся из Кхама, захватчики отступили. Джангчуб Дордже
нанёс Далай-ламе визит,
подарил ему ценные вещи и получил его благословение.
По возвращении в Цурпху Кармапу посетил Катог Цеванг Норбу. Он попросил
наставлений, и Джангчуб Дордже обучил его Шести йогам Наропы и практике Махамудры. Этот лама
был известным мастером медитации и тертоном школы Катог Ньингма. Он, в
свою очередь, посвятил Джангчуба Дордже в определённые аспекты доктрины
Ньингмы.
Вскоре Кармапа решил отправиться в паломничество по священным местам
Непала. В этом путешествии его сопровождали Шамар Ринпоче, Ситу Ринпоче
и Седьмой Гьялцаб Ринпоче. В Катманду король Джагаджа-ямалла встретил
их торжественной церемонией, на которой присутствовали тысячи мирян и
монахов.
Во время визита в Непал Джангчуб Дордже наведался в Янглешод, где Гуру Падмасамбхава когда-то
медитировал на Ваджракилайю,
чтобы уничтожить все препятствия, мешавшие его сострадательной
активности. Здесь, в пещере великого гуру, Кармапа и его ученики
погрузились в медитацию на грозное проявление Падмасамбхавы, тем самым обновляя
свою связь с благословением Рождённого
в Лотосе.
Вскоре в долине Катманду разразилась эпидемия гриппа, и потребовалась
помощь Джангчуба Дордже и его спутников. Кармапа провёл ритуальную
медитацию на тысячерукого бодхисаттву Любящие Глаза, а
затем – обряд символического очищения воды силой сострадания этого бодхисаттвы. После
этого он пригласил всех лам, сопровождавших его в паломничестве,
принять участие в общей церемонии и благословить заражённые земли
очищенной водой. Вскоре эпидемия прекратилась, и король устроил великое
празднество в честь Кармапы.
Спустя некоторое время Джангчуб Дордже вместе с Шамарпой и Ситупой
прибыл в Кушинагару, что на севере Индии, – место, где исторический Будда Шакьямуни
покинул этот мир и ушёл в паринирвану. На протяжении всей этой поездки
Ситу Ринпоче неоднократно удивлял индийских учёных-пандитов своей
изощрённой учёностью. Он вёл с ними дебаты, в результате которых многие
мудрецы, признав мастерство Ситупы, стали его учениками.
На обратном пути в Тибет Кармапа и его свита посетили пещеру в
окрестностях горы Джомо Гангкар, где в XII веке долго и интенсивно
медитировала Лесом Гендюн Бум, ближайшая из учениц Миларепы. Затем путешественники
приблизились к горе Кайлаш, которую часто называли силовым полем Чакрасамвары. Примерно в
это же время Джангчуб Дордже получил приглашение из Китая, от
императора Юн-Чина. Решив ответить согласием, он выехал обратно в
Цурпху.
Прибыв в свою главную резиденцию, Кармапа не сразу отправился в Китай.
Вначале он удалился в медитационное отшельничество, а затем посетил
Лхасу и проехал по Южному Тибету, обучая людей Дхарме. Также Джангчуб
Дордже встретился с Сурмангом Трунгпой Ринпоче и даровал ему посвящения
и поучения Махамудры
и Шести йог Наропы.
Перед отъездом в Китай Кармапа призвал к себе Ситу Чёкьи Джунгне и
сообщил, что на время своего отъезда оставляет его временным держателем
линии преемственности Карма Кагью. Кроме того, Ситупе предстояло
завершить написание всех текстов, начатых Кармапой и Шамарпой. В 1725
году, дав Тай Ситу ещё несколько посвящений, Джангчуб Дордже и Шамар
Ринпоче отбыли в Китай. Когда их караван достиг области Амдо, Кармапа
провёл ритуалы, способствующие умиротворению врагов и прекращению
боевых действий. Позднее он повторил эти ритуалы на озере Коконор.
По пути в Китай Кармапа давал поучения и посвящения, чаще всего –
связанные с бодхисаттвой Ваджрапани,
олицетворением силы всех Будд. Джангчуб Дордже встречался с правителями
тех княжеств, через которые проезжал, и обсуждал с ними вопросы Дхармы.
В 1732 году процессия прибыла в Лань Чу, где Джангчуб Дордже посетил
храмы, посвящённые Таре и Любящим Глазам. Он
заглянул и в даосские храмы.
Будучи в Лань Чу, Кармапа заразился оспой. Тогда он составил письмо, в
котором описал обстоятельства своего следующего прихода на свет, и
повелел отправить его Ситу Ринпоче. На тринадцатый день десятого месяца
года Водяной Крысы (1732 г.) он скончался.
Важнейшими учениками Джангчуба Дордже были Ситу Чёкьи Джунгне, Паво
Цуглаг Дёндруб и его перерождение – Другчен Кагью Тринле Жингта.
|
|
|